правильно писать заимствованные слова, уместно употреблять их в речи.
      |   Этапы урока   |    Ход урока   |    Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание   |  
  |   I. Оргмомент.   |    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.   |         |  
  |    II. Актуализация изученного на основе проверки домашнего задания.       |     1. Проверка упр. 264 со сменой ролей: один ученик читает фразеологизм, называет имя другого ученика, который объясняет значение этого фразеологизма. Отвечающий читает любой из понравившихся фразеологизмов, адресуя его следующему ученику, и т.д.     Взаимопроверка письменной части домашнего задания.   2. Прослушивание 1–2 сообщений «Что я знаю о фразеологизмах»     (упр. 262), устное рецензирование.     3. Прослушивание сказок о лентяе и труженике с использованием    фразеологизмов .     |                   Коммуникативные УУД  1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.  2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.   |  
  |         III. Постановка основного вопроса урока.            |     1. Переход к теме урока.   – Фразеологизмы, которыми мы с вами занимались, – это выражения, живущие в языке, как правило, не одно столетие в совершенно неизменном виде. Как вы думаете, а происходят ли вообще изменения в составе русского языка? С чем они могут быть связаны?   (Ученики предлагают свои версии изменений в языке и их причины.)   2. Работа в рубрике «Определяем проблему урока».   Материал для наблюдений лучше вывести на слайд с помощью компьютера или воспользоваться презентацией.     Учитель во время беседы опирается на задания и вопросы, предложенные в учебнике.   Методическая рекомендация. Ученикам ещё из начальной школы знакомы некоторые термины греческого происхождения, включающие корни -фон- и -пол-, поэтому задание не представляет большой сложности. Важно увидеть закономерность, по которой можно относить слова к тому или иному языку.   Проблемный вопрос должен носить обобщающий характер: из каких языков заимствуются слова и по каким признакам это можно     определить?   3. Наблюдение по учебнику (упр. 275) за фонетическими, грамматическими и структурными особенностями выделенных слов.  Ученики делают предположение о происхождении выделенных слов, приводя доступные им аргументы (неизменяемое слово фойе, два немецких слова в составе слова бутерброд и др.).   |        Регулятивные УУД  1. Высказывать предположения на основе наблюдений.  2. Формулировать вопрос (проблему) урока.            |  
  |         IV. Открытие новых знаний.       |     1. Изучающее чтение текста о заимствованиях в русском языке (упр. 273).   Сравнение полученной информации со своими предварительными     выводами.   2. Чтение текстов в рамках.   Обобщающая беседа на понимание содержания:   – Назовите ключевые слова урока.   – Чем отличаются заимствованные и освоенные слова?     – Приведите пример заимствованного слова, а затем заимствованного освоенного слова (музыка – музыкант, бутерброд – бутербродное).   3. Изучающее чтение текста (упр. 273, 276) о заимствованиях из разных     языков в разные эпохи.   Ученики работают по заданиям к тексту в группах (парах): составляют план текста, называют этапы.   Примерный вариант плана:   1) Слова из старославянского языка (с IX в.).   2) Слова из финского, тюркского, греческого языков (XI–XIV вв.).   3) Слова из немецкого, французского, польского языков (XVIII–   XX вв.)   4. Совершенствуются навыки работы с толковым словарём или словарём иностранных слов по извлечению информации о значении и особенностях слов.   Работа в группах по четыре человека над одним из слов по плану:   1) Значение слова.   2) Из какого языка заимствовано.   3) Особенности слова (произношение, изменение).   4) Однокоренные слова.  Затем каждая группа представляет результаты своей работы, делает вывод.     |    Регулятивные УУД  1. Искать пути решения проблемы.  2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.  3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.        Познавательные УУД   1. Извлекать информацию из словарей.   2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).   3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять план).        Коммуникативные УУД  1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.  2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах, парах).   |  
  |         V. Развитие учебноязыковых и речевых умений.       |     Работа над гуппой слов.   Развивать умение выявлять тематические группы заимствованных слов.     Можно провести работу в группах. Результаты сравниваются.   Из французского языка: искусство (театр), музыкальные инструменты, блюда, военное дело.   Из итальянского языка: музыка.   Из немецкого языка: производство, военное дело.   Из английского: морское дело, спорт, блюда (еда).   Выполняется письменно, особое внимание обращается на правописание слов с орфограммами-непроверяемыми буквами гласных в корне.     Словарно-орфографическая работа со словами в рамках: фойе, вестибюль, дизайн, дизайнер, каникулы, балет, театр, партер, сувенир, экспонат.   Дети самостоятельно придумывают задание для словарной работы.   Упр. 275 – развивается умение объяснять значение заимствованных     слов через синонимы, правильно писать заимствованные слова.   Проводится также в группах (можно использовать толковые словари или словари иностранных слов).    Взаимопроверка орфографической записи слов с подчёркиванием орфограмм. Коллективное обсуждение.   |     Познавательные УУД  1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.  2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.  3. Извлекать информацию из словарей разных типов.             Коммуникативные УУД  1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работать в группах).  3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.   |  
  |        VI. Итог урока.   |     – По каким признакам можно «узнать» заимствованные слова?   Тематические группы: музыка, искусство (живопись, театр), спорт, военное дело, блюда; корни (поли, фон), несклоняемые слова (фойе, шоссе, рагу, пюре, жюри, сопрано), сочетания гласных в середине слова (фойе, репертуар, рояль, виолончель, браунинг, чемпион).        – Запишите эти признаки как ключевые слова. (Тематические группы, корни слов (-поли-, -фон-), несклоняемые слова, сочетания гласных.)   – Из каких языков и когда возникли в русском языке заимствования?        – Что удалось на уроке, было самым интересным?   – Какие трудности встретились?   – Что помешало при выполнении задания?   – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?  – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).   |        Регулятивные УУД  1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.  2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.                           |  
  |         VII. Домашнее задание.         |          1. Найти в учебниках по разным предметам (географии, истории, литературе, математике) заимствованные слова. Проверить себя по словарю.   2. Подготовиться к словарному диктанту (по материалам упр. 273–275).       |         |