|   1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)   |    - Прочтите тему урока. Не правда ли, на первый взгляд очень трудная тема? Такие сложные, непонятные слова. - Предлагаю сегодня представить себя учёными, провести небольшое, но всё же научное исследование, для того чтобы понять, что же это такое «диалогическая и монологическая речь».  - В процессе работы на уроке мы заполним таблицу, и вам нужно будет рассказать, опираясь на таблицу, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи.  - Оценив работу своих одноклассников на уроке, мы присвоим лучшим учащимся учёную степень.     |    Подготовка класса к работе.      Читают тему урока.                                                      фронтальная                  фронтальная   |    Регулятивные:  волевая саморегуляция.  Личностные:  смыслообразование;  Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.   |  
  |   2. Подготовка к работе на основном этапе.   |    - Что является объектом нашего исследования?    - Что станет результатом нашей работы?    - В ходе рассуждений будем заполнять таблицу, которая нам поможет в конце урока сделать вывод.   |    Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют конечный результат своей работы на уроке.           |    Регулятивные:  прогнозирование результатов.     |  
  |   3. Усвоение новых знаний и способов действия.   |    - Начинаем работу по исследованию лексического материала, для этого познакомьтесь с рубрикой учебника «Лингвистическая кладовая» (часть 2, с. 11).    - Какие слова содержат в своём составе часть моно- ? - Что общего в значении этих слов?    - Перечислите слова с частью диа-. Что их объединяет?  - Подберите синонимы к слову «диалог», к слову «монолог».  - Вы готовы сделать первый вывод?    - Заполните первую часть таблицы (1. Лексическое значение).                                                - Вспомните отрывки из сказки К.И. Чуковского «Телефон».  - На основе предложенных отрывков изучим структуру диалога и монолога.          - Кто эти сказочные персонажи-участники диалога?    - Как они выглядят? Опишите их.    - Из чего строится их диалог?    - Связаны ли реплики между собой?                  - На что жалуется герой-повествователь в своём монологе?  - Что представляет собой его речь?          - Заполните вторую часть таблицы (2. Структура диалога и монолога).                                                              - Наши сказочные персонажи беседуют по телефону. При каких речевых ситуациях ещё возможен диалог?    - Перечисленные ситуации характерны для устной или письменной речи?  - Когда и с какой целью мы используем монолог?  - Заполните последнюю часть таблицы (3. Отношение диалога и монолога к устной и письменной речи).   |    Самостоятельно читают рубрику «Лингвистическая кладовая» (часть 2, с. 11), проводят сравнительный анализ лексического значения слов «монолог», «диалог», делают выводы.              Работа в парах:  подбирают синонимы к словам диалог — беседа, разговор; монолог — выступление, размышление, рассказ.                  Заполняют первую часть таблицы (1. Лексическое значение).        |   диалог   |    беседа, разговор   |     |   монолог   |    выступле-ние, размышле-ние, рассказ   |                  1-ый учащийся читает наизусть отрывок «У меня зазвонил телефон… он у меня ещё маленький».  Остальные слушают, формулируют вывод.  Фронтально отвечают на вопросы учителя.                      2-ой учащийся читает наизусть отрывок «И такая дребедень целый день…то олень».  Остальные слушают, формулируют вывод.      Фронтально отвечают на вопросы учителя.  Формулируют выводы наблюдений.  Заполняют вторую часть таблицы (2. Структура диалога и монолога).      |   диалог   |    состоит из реплик, связанных между собой и дополняющих друг друга   |     |   монолог   |    текст на определённую тему   |                      Приводят примеры речевых ситуаций.  фронтально                        Формулируют выводы наблюдений.  фронтально    Заполняют последнюю часть таблицы (3. Отношение диалога и монолога к устной и письменной речи).      |   диалог   |    Устная + письмен-ная   |     |   монолог   |    Письмен-ная + устная   |           |    Регулятивные:  целеполагание как постановка учебной задачи,  планирование,  прогнозирование.  Познавательные:  умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации,  смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.              Общеучебные:  Моделирование.  Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества.  Логические:  анализ, сравнение, синтез.           |  
  |   4. Контроль и самооценка новых знаний и способов действия.   |    - Таблица составлена. Расскажите, опираясь на неё, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи.  - На сегодняшнем уроке нашими помощниками стали герои сказки Чуковского. Давайте и мы окажем им ответную помощь. Видимо, собеседники героя-повествователя не знакомы с правилами речевого этикета.    - В парах составьте монолог, в котором вы познакомите сказочных персонажей с образцом правильной речи.    - Составьте в парах диалог — телефонный разговор, учитывая правила речевого этикета.  - Оцените выступление своих одноклассников по следующим критериям:  1) речевая ситуация,  2) правила речевого этикета,  3) артистизм.   |    Систематизируют материалы наблюдений, подводят итоги исследования, строят научный текст.  Рассказ по цепочке                                  Работают в парах: Создают монолог и диалог.    Представляют свои работы (по одному с каждого ряда).  Оценивают работы своих одноклассников в соответствии с критериями оценивания.  (критерии оценивания на доске)               |    Регулятивные:  контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.  Познавательные:  умение осознанно и произвольно строить высказывания.   |  
  |   5. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.   |    - Какую цель мы ставили вначале урока?                          Домашнее задание (по выбору учащихся).  1. Продолжите сказку К.И. Чуковского «Телефон» ещё одной частью-диалогом повествователя с новым героем.  2. Возьмите интервью у своих друзей, родных на тему: «Мои любимые герои сказок К.И. Чуковского». При оформлении диалогов опирайтесь на теоретический материал п. 17.  3. с.13.упр. 4     |    Фронтально отвечают на вопросы учителя.  Называют основные позиции нового материала.  Формулируют конечный результат своей работы на уроке.    Записывают домашнее задание в дневник.                                                           |    Познавательные:  умение структурировать знания;  оценка процессов и результатов деятельности.  Регулятивные:  волевая саморегуляция;  осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению   |