Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова»
города Чебоксары Чувашской Республики
Дата _______________ Класс ________ Учитель _____________________________________________
Предмет ___________________________________________________________________________
Цель посещения _____________________________________________________________________
Количество обучающихся в классе __________ Присутствовали на уроке _____________________
Тема урока _________________________________________________________________________
| Этапы анализа урока | Баллы |
| Тип урока | Изучение нового материала | |
| Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков | |
| Урок обобщения и систематизации знаний | |
| Урок проверки, контроля и коррекции знаний, умений и навыков обучающихся | |
| Комбинированный или смешанный урок | |
| Вид урока | Лекция, урок с элементами беседы, лекция с элементами презентации, урок конференция, экскурсия, исследовательская работа | |
| Практикум, экскурсия, лабораторная работа, деловая игра, урок дискуссия | |
| Семинары, конференция, обобщённый урок, урок собеседование, урок дискуссия, диспут | |
| Зачёт, экзамен, контрольная работа | |
| Практикум, конференция, семинар, лекция | |
| Целеполагание | Цель и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы | |
| Цель и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД | |
| Цель и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД | |
| Цель и задачи не сформулированы | |
| Структура урока | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Методы обучения | Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности обучающихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала | |
| Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником | |
| Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы | |
| Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия | |
| Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль | |
| Формы обучения | Фронтальная | |
| Коллективная | |
| Групповая | |
| Индивидуальная | |
| Сочетание: фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной работы | |
| Самостоятельная работа обучающихся как форма организации учебной деятельности | Уровень самостоятельности обучающихся при решении дидактической задачи урока | |
| Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) | |
| Взаимопомощь | |
| Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности) | Этапы урока прослеживаются плохо; нет логических переходов | |
| Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени | |
| Этапы четкие, логичные, завершенные; переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок; организация учебной деятельности оптимальная | |
| Организация контрольно-оценочной деятельности | Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер | |
| Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но обучающиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки | |
| Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Обучающиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания | |
| Соответствие урока требованиям ФГОС | Ориентация на новые образовательные стандарты | |
| Нацеленность деятельности на формирование УУД | |
| Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ и др. | |
| Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья | |
| Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | |
| Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | |
| Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления | |
| Результаты проведенного урока | Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение обучающихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо | |
| Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже | |
| Соответствует поставленным целям и диагностичен в аспекте ЗУН и УУД. Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект | |
| Содержание урока | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям | |
| Соответствие содержания урока требованиям программы | |
| Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности | |
| Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи | |
| Методика проведения урока | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации | |
| Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы | |
| Применение диалоговых форм общения | |
| Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучающихся | |
| Осуществление обратной связи: ученик-учитель | |
| Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности | |
| Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения | |
| Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен | |
| Формирование навыков самоконтроля и самооценки | |
| Практическая направленность урока | Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения обучающимся | |
| Компетентность в области личностных качеств | Эмпатийность и социорефлексия: - обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи - умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания -умеет поддержать обучающихся - умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося. Самоорганизованность: - умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока - рабочее пространство учителя хорошо организовано - своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации - сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой Общая культура: - поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам - обладает педагогическим тактом, деликатен в общении - высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи | |
| Компетентность в области мотивации учебной деятельности | Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности: - умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету - отмечает даже самый маленький успех обучающихся - умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся: - владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета - умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся: - умеет активизировать творческие возможности обучающихся - демонстрирует практическое применение изучаемого материала - поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий | |
| Компетентность в области организации учебной деятельности | Умение реализовать педагогическое оценивание: - учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании - аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки - применяет различные методы оценивания обучающихся - умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся - способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности | |
| Психологические основы урока | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи | |
| Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности | |
| Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока | |
| Результативность урока | Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока | |
| Домашнее задание | Оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора | |
| Гигиенические требования | Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы | |
| Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) | |
| Итого: | |
| За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 3: 0 – критерий отсутствует, 1-2 – проявляется частично, 3- в полном объёме. | |
Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.
Максимальный балл – 63.