Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности»
Статья учителя русского языка и литературы
Быковой Светланы Сергеевны
Развитие читательской грамотности на уроках
Читательская грамотность занимает особую, самую важную роль во всех разновидностях функциональной грамотности. В течение всего периода обучения перед учениками ставят разные задачи - они должны понимать их и размышлять над полученной информацией. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись в содержании текста. Любая задача по всем школьным предметам начинается с текста. Не зная русского языка, нельзя общаться с одноклассниками, убеждать учителя, слышать его и взаимодействовать.
Формирование читательской грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования.
К сожалению, в нашей стране очень низкий уровень читательской культуры. Современные дети - дети прогресса, которые лучше потратят свое время на игры в Интернете, в мобильном телефоне, чем почитают книгу. Современные дети очень мало читают и поэтому обречены на плохую успеваемость.
На своих уроках я стараюсь привить интерес к чтению и пониманию текстов. А интерес к чтению возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет извлекать ребенку из большого объема информации нужную и полезную, а также заставляет думать, мечтать, познавая окружающий мир. При чтении у детей совершенствуется мышление, он начинает активно рассуждать, самостоятельно мыслить, делает глубокие обобщения и выводы.
Существует очень много приемов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. На уроках литературы мои ученики читают вслух, составляют планы произведений и выделяют главные эпизоды. Затем мы обсуждаем именно те эпизоды, которые детям кажутся самыми важными.
Также каждый ученик может выбрать одну из тем и подготовить ее для обсуждения, тем самым учится защищать своё видение текста. Ученики делают сравнительную характеристику портретов героев, сопоставляем героя и его речь. Дети с удовольствием составляют синквейны, рисуют портреты героев.
На уроках русского языка для формирования читательской грамотности я применяю вот такие приемы. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных предложений. Ученики могут предложить несколько путей последовательного соединения. Также после изучения темы ученикам предлагается составить по два тонких и толстых вопроса. Тонкий вопрос предполагает краткий однозначный ответ, а толстый вопрос требует развернутого ответа.
Например, тонкий вопрос – верно ли, что причастие - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос «какой»? Как звать старшего сына Тараса Бульбы? Толстый вопрос - в чем различие полной и краткой формы страдательных причастий? Мог ли Тарас Бульба оставить в живых своего младшего сына?
Также ученикам можно предложить поучаствовать в «Конкурсе шпаргалок». Например, ученику разрешается пользоваться приготовленной дома шпаргалкой, если он кратко оформит изученную тему.
Работа по формированию читательской грамотности является обязательной и очень важной. Большую роль играют написание сочинений и изложений. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию и ее анализировать.
Уметь учиться – это уметь пользоваться учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если дети будут владеть смысловым чтением.