kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей статье я поделилась опытом развития читательской грамотности учеников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности»

Статья учителя русского языка и литературы

Быковой Светланы Сергеевны

Развитие читательской грамотности на уроках

Читательская грамотность занимает особую, самую важную роль во всех разновидностях функциональной грамотности. В течение всего периода обучения перед учениками ставят разные задачи - они должны понимать их и размышлять над полученной информацией. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись в содержании текста. Любая задача по всем школьным предметам начинается с текста. Не зная русского языка, нельзя общаться с одноклассниками, убеждать учителя, слышать его и взаимодействовать.

Формирование читательской грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования.

К сожалению, в нашей стране очень низкий уровень читательской культуры. Современные дети - дети прогресса, которые лучше потратят свое время на игры в Интернете, в мобильном телефоне, чем почитают книгу. Современные дети очень мало читают и поэтому обречены на плохую успеваемость.

На своих уроках я стараюсь привить интерес к чтению и пониманию текстов. А интерес к чтению возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет извлекать ребенку из большого объема информации нужную и полезную, а также заставляет думать, мечтать, познавая окружающий мир. При чтении у детей совершенствуется мышление, он начинает активно рассуждать, самостоятельно мыслить, делает глубокие обобщения и выводы.

Существует очень много приемов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. На уроках литературы мои ученики читают вслух, составляют планы произведений и выделяют главные эпизоды. Затем мы обсуждаем именно те эпизоды, которые детям кажутся самыми важными.

Также каждый ученик может выбрать одну из тем и подготовить ее для обсуждения, тем самым учится защищать своё видение текста. Ученики делают сравнительную характеристику портретов героев, сопоставляем героя и его речь. Дети с удовольствием составляют синквейны, рисуют портреты героев.

На уроках русского языка для формирования читательской грамотности я применяю вот такие приемы. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных предложений. Ученики могут предложить несколько путей последовательного соединения. Также после изучения темы ученикам предлагается составить по два тонких и толстых вопроса. Тонкий вопрос предполагает краткий однозначный ответ, а толстый вопрос требует развернутого ответа.

Например, тонкий вопрос – верно ли, что причастие - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос «какой»? Как звать старшего сына Тараса Бульбы? Толстый вопрос - в чем различие полной и краткой формы страдательных причастий? Мог ли Тарас Бульба оставить в живых своего младшего сына?

Также ученикам можно предложить поучаствовать в «Конкурсе шпаргалок». Например, ученику разрешается пользоваться приготовленной дома шпаргалкой, если он кратко оформит изученную тему.

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной и очень важной. Большую роль играют написание сочинений и изложений. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию и ее анализировать.

Уметь учиться – это уметь пользоваться учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если дети будут владеть смысловым чтением.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие читательской грамотности

Автор: Быкова Светлана Сергеевна

Дата: 20.08.2025

Номер свидетельства: 673366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Развитие читательской грамотности на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(51) "razvitie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "604842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1649961958"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Примеры заданий для развития читательской грамотности"
    ["seo_title"] => string(55) "primery_zadanii_dlia_razvitiia_chitatelskoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "617186"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1668232609"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения "Чтение слов и предложений с буквами Ж и Ш. Правописание сочетаний жи – ши"."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_literaturnogo_chteniia_chtenie_slov"
    ["file_id"] => string(6) "622025"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1672318568"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Задания на развитие читательской грамотности по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб""
    ["seo_title"] => string(80) "zadaniia_na_razvitie_chitatelskoi_gramotnosti_po_skazke_k_paustovskogo_tioplyi_k"
    ["file_id"] => string(6) "630802"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1683177427"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Развитие читательской грамотности как условие успешного формирования речевой компетенции на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_chitatelskoi_gramotnosti_kak_uslovie_uspeshnogo_formirovaniia_rechevoi_"
    ["file_id"] => string(6) "636672"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1694941989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства