| Введение. Языкознание. Повторение (7 часов) | 
  | 1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности в кабинете русского языка. Знакомство с учебником. | 
 | Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средство общения. Основные разделы языкознания. | Работа с учебником | Индивидуальная и групповая | 
 | Безопасность, здоровьесберегающий фактор | Презентация | 
 | 
  | 2 | Язык и языкознание.   (п. 1) | 
 | Язык как система знаков и средство общения. Основные разделы языкознания. (15 мин.) | Материал п. 1, работа со схемой с. 5, выполнение упражнений (практикум).   (30 мин.) | Работа в группах. Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации. | Актуализация знаний и умений, приобретенных в начальной школе. | Мотивация к изучению русского языка, постановка учебной задачи, смысловое чтение, учет позиции партнера по совместной деятельности. 
 | Презентация «Разделы языкознания» | П. 1,  у. 2 | 
  |  3 | Язык и общение.   (п. 2) | 
 | Понятие об этимологии. Виды общения. Лексика.   (5 мин.) | Материал п. 2, работа со схемой, опрос: языкознание, практикум.   (40 мин.) | Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работы со схемами. | Определение главной мысли прослушанного текста, составление схем и плана. | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания. 
 | Спроецированные на экран текст, иллюстрации к тексту. | П. 2,  у. 11 | 
  | 4 |  Р/р Текст.   (п. 3) | 
 | Текст как речевое произведение. Типовая принадлежность текста.   (10 мин.) | Материал п. 3, словарная работа, опрос: описание, анализ текста, практикум.   (35 мин.)   | Работа в группах. Определение типовой принадлежности текста. Знакомство с новыми понятиями. | Усвоение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста», умение определять типы речи текста. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов, умение участвовать в коллективном обсуждении. | Презентация «Типы речи» | П. 3,  у. 15, 17   | 
  | 5 | Повторение | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 6-7 | КР Диктант с заданиями. Анализ КР   Работа над ошибками.   | 
 | Контроль знаний | 
  | Фонетика. Графика. Орфография (14 часов) | 
  | 8 |  Буква и звук. Алфавит.   (п. 4) | 
 | Соотношение звука и буквы, состав алфавита, транскрипция. (15 мин.) | Опрос: повествование, практикум по транскрибированию, комплексный анализ текста. (30 мин.) | Игра, беседа, работа в микрогруппах, работа со словарем. | Усвоение понятий «Фонетика, графика, орфография, транскрипция», умение объяснить особенности произношения с помощью элементов транскрипции. | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Презентация «Звуки речи» | П. 4, у. 22, 26 | 
  | 9 | Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.   (п. 5) | 
 | Система согласных звуков. Возможности изменения звуков в речевом потоке. (10 мин.) | Опрос: словарная работа, практикум: анализ согласных звуков, правописание, проверочная работа.   (35 мин.) | Работа в парах. Составление текста. Работа со схемами: кодирование и декодирование. | Объяснение различия звонких/глухих согласных. Выявление связи между фонетикой и орфографией. Умение строить слово по модели или её части, продолжать текст по данному началу. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Спроецированный на экран текст. Работа с интерактивной доской. | П. 5, У. 43 | 
  | 10 | Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.   (п. 6) | 
 | Система согласных звуков. Фонетика и орфография. Звукопись. (10 мин.) | Правописание, анализ поэтической речи, опрос: согласные звуки, текущий контроль. (35 мин.) | Совершенствование правописных умений, ознакомительное чтение, словарная работа, игра. | Объяснение различия твёрдых/мягких согласных. Умение строить слово по модели или её части, анализировать средства художественной выразительности (звукопись). | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Спроецированное на экран задание игры. | П. 6, У. 53 | 
  | 11-12 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. (п. 7) | 
 | Система гласных звуков. Ударение. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. (10 мин.) | Материал п. 7, правописание, опрос: согласные звуки и буквы, практикум, работа с текстом. (35 мин.) | Коллективная работа. Транскрибирование, работа со схемой: кодирование и декодирование, задания поискового характера. | Выявление связи между фонетикой и орфографией. Усвоение понятий «слогообразующий звук», «дифтонг». | Постановка учебной задачи, универсальные логические действия, умение участвовать в коллективном обсуждении. | Спроецированный на экран текст. | П. 7, У. 57 | 
  | 13 | Слог и ударение.  (п. 8) | 
 | Русское ударение. Фонетический слог. Слоги для переноса. (10 мин.) | Правописание, словарная работа, практикум: перенос слов, зрительный диктант. (35 мин.)   | Словарная работа, углубление знаний о слоге, ударении, совершенствование правописных умений. | Усвоение роли ударения в слове, понятий «слог, ударение, сильная и слабая позиция слога». Умение проверять безударную гласную. | Мотивация к изучению русского языка, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Презентация по теме «Омографы». | П. 8, у. 66 | 
  | 14 | Резервный урок | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 15 | РР Устный рассказ по картине. | 
 | Текст. Типовая принадлежность текста. (5 мин.) | Материал у. 65-66, работа над планом, устное рисование. (40 мин.) | Пересказ прочитанного текста, беседа. | Создание устного монологического высказывания с использованием определённого типа речи с опорой на прочитанный текст. 
 | Выбор ценностных ориентиров, планирование последовательности действий, владение устной речью. |  Презентация репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица», | 
 | 
  | 16 | РР Изложение 
 | 
 | Контроль знаний | 
 | 
  | 17-18 | Правописание безударных гласных в корне слова.   (п. 9) | 
 | Правописание безударной гласной корня слова.   (5 мин.) | Практикум, словарная работа, работа с тестом.   (40 мин.)   | Работа в парах, самостоятельная работа. Совершенствование правописных умений, умений выполнять фонетический разбор слова, тестирование. | Развитие орфографической зоркости. Создание текста-инструкции по проверке безударной гласной корня и выполнению фонетического разбора слова. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Спроецированный на экран тест. | П. 9, У. 76 | 
  | 19 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (п. 10) | 
 | Звук и буква. Гласные и согласные звуки. Ударение. (10 мин.)   | Материал п. 10, практикум, работа с тестом. (35 мин.) | Самостоятельная работа, работа в парах. | Систематизация знаний по теме. Анализ её усвоения учащимися. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, обобщение. | 
 | Фонетический разбор. | 
  | 20-21 |  Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 
 | Фонетика. Графика. Орфография. |  Записывание (списывание), анализ работы. | Самостоятельная работа, самопроверка. | Проверка уровня сформированности умения записывать (списывать) текст без ошибок, графически объяснять условия выбора орфограмм. | Мотивация к учению, осуществление оценки и самооценки, постановка и решение проблем. | Спроецированное на экран грамматическое задание. | 
 | 
  | Морфемика. Словообразование. Орфография (15 часов) | 
  | 22 | Корень слова. Родственные слова.  (п. 11) | 
 | Морфема как значимая единица языка. Состав слова. Однокоренные слова.   (15 мин.) |  Орфографический практикум. Теоретический материал на с.40, наблюдение за изобразительными возможностями однокоренных слов.    (30 мин.)  
 
 |  Коллективная работа, работа в группах. Изучение теоретического материала. Совершенствование правописных умений. Игра. | Умение разделять слово на морфемы, подбирать проверочные (однокоренные) слова. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Спроецированные на экран задания игр (дерево однокоренных слов, угадай тильду). | П. 11, У. 81 | 
  | 23 | Окончание и основа слова. (п. 12) | 
 | Окончание как словообразующая морфема. Нулевое окончание. Изобразительные возможности средств словообразования.   (10 мин.) | Проверочная работа: корень слова, практикум, «советы помощника» (с. 42), решение лингвистической задачи. (35 мин.) | Самостоятельная работа, работа в парах. Анализ схемы, модели. Совершенствование правописных умений. | Усвоение понятий «окончание и основа слова». Умение выделять основу слова и видеть окончание. | Постановка учебной задачи, универсальные логические действия, умение участвовать в коллективном обсуждении. | Спроецированная на экран лингвистическая задача («Мряка»). | П. 12,  у. 90 | 
  | 24-25 | Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу. | 
 | Структура сочинения-рассуждения. (5 мин.) | Материал у. 93, словарная работа, письменная работа (з. 7 у. 91).   
 | Создание текста-рассуждения, беседа, работа в парах, коллективная работа.   | Умение создавать текст рассуждения на заданную тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | Презентация по теме «Рассуждение» | Вывод по з. 7 (1‑2 предл.) | 
  | 26 | Приставки    (п. 13) 
 | 
 | Приставка как словообразующая морфема. Отличие приставки от предлога. (10 мин.) | Материал п. 13, практикум, списывание, обращение к «советам помощника», опрос: результаты домашнего обсуждения. (35 мин.)   |  Слушание и говорение. Совершенствование правописных умений. Работа со схемой. | Умение отличать приставки от предлогов, кодирования и декодирования информации.   | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Аудиозапись текста «Руки», спроецированный на экран текст «Веснушки». | П. 13, У. 98 | 
  | 27 | Суффиксы.   (п. 14) | 
 | Суффикс как словообразовательная и формообразующая морфема. Морфемный разбор.   (10 мин.) | Словообразовательная разминка, зрительный диктант, подчёркивание основы, практикум, морфемный разбор.   (30 мин.)     | Совершенствование правописных умений. Работа в парах, группах. | Выполнение словообразовательных задач. Умение различать суффиксы от омонимичных им частей слова. | Постановка учебной задачи, универсальные логические действия, умение участвовать в коллективном обсуждении. | Спроецированная на экран лингвистическая задача. Работа с интерактивной доской.   | П. 14,  у. 115 | 
  | 28 | Повторение. Резервный урок. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 29 | Р/р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. | 
 | Текст как речевое произведение. (15 мин.) | Словарная работа, орфографический и пунктуационный тренинг, создание текста. (30 мин.) | Коллективная работа. Работа с текстом, определение темы, нахождение опорных слов. | Умение читать и создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом текста. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | 
 | Образование слов от данных морфем. | 
  | 30 | Сложные слова.    (п. 15) | 
 | Слова, имеющие в составе два корня. Сложение как способ словообразования. (10 мин.) | Словарная работа, решение кроссворда, практикум, опрос: чтение слов по цепочке. (35 мин.)   | Работа в группах, командах. Совершенствование правописных умений. | Умение образовывать сложные слова, по схеме-напоминанию.   | Постановка учебной задачи, универсальные логические действия, умение участвовать в коллективном обсуждении. | Спроецированный на экран дополнительный текст. | П. 15, у. 118 | 
  | 31-32 | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». (п.16) | 
 | Морфемы. Словообразование.   (10 мин.) |  Выполнение заданий с. 56-57, игра «Составь слова», эстафета «Вырви с корнем», сочинение сказок, правописание. (35 мин.)   | Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах, по рядам.   | Умение находить однокоренные слова, применять способы словообразования, создавать текст по началу. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, обобщение. | Спроецированные на экран задания игры. | Слова для морфемного разбора. | 
  | 33-34 | Контрольный диктант/Тест Работа над ошибками. | 
 | Морфемика. Словообразование. | Записывание (списывание) текста, анализ работы. | Самостоятельная работа, самопроверка. | Проверка уровня сформированности умения записывать (списывать) текст без ошибок, графически обозначать условия выбора орфограмм. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление оценки и самооценки. | Спроецированное на экран грамматическое задание. | 
 | 
  | 35-36 | Р/р Изложение с продолжением. | 
 | Текст как речевое произведение. Структура рассуждения.   (10 мин.) | Материал у. 40 (с. 21-22) | Работа в парах, коллективная работа, самостоятельная работа. | Умение рассуждать на предложенную тему, проявлять собственную нравственную позицию и выражать словами собственные мысли. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | . | 
 | 
  | Лексика (44 часов) | 
  | 37 | Лексическое значение слова  (п. 17) | 
 | Лексикология. Лексическое значение слова. (15 мин.) | Материал п. 17, словарный диктант, обращение к «советам помощника», работа со словарем. (30 мин.)   | Коллективная, групповая работа. Развитие орфографической зоркости. Работа со схемой: кодирование и декодирование. Изучающее чтение. | Умение объяснять лексическое значение слова разными способами, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.   | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Презентация «Приемы семантизации». | П. 17, . 128, 132 | 
  | 38 | Р/р Устная и письменная речь.  (п. 18) | 
 | Особенности устной и письменной речи. (10 мин.)   | Материал у. 133-135. (35 мин.) | Работа в группах. Изучение теоретического материала. Составление схемы. | Знание особенностей устной и письменной речи и умение выделять их в тексте и доказывать свою точку зрения. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение устной и письменной речью. | 
 | П. 18, у. 137 | 
  | 39 | Разговорная, книжная и нейтральная лексика.  (п. 18) | 
 | Функциональная разновидность языка.   (10 мин.) | Орфографический практикум, работа с текстом, работа с таблицей. (35 мин.) 
 | Развитие орфографической зоркости. Работа с текстами (по группам). | Умение устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности, оценивать речевые высказывания. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания.   | Спроецированная на экран таблица к тексту. | П. 18, у. 139 | 
  | 40 | Толковые словари.   (п. 19)   | 
 | Разновидности словарей. Словарная статья. Лексический анализ слова. (15 мин.) | Опрос: схема по п. 18, орфографический практикум на с. 66, работа со словарем, работа с текстом. (30 мин.) | Изучение теоретического материала. Работа со словарными статьями и схемой. Выступления учащихся с рассказом. | Умение использовать словари для определения, уточнения лексического значения слов, ориентироваться в словарной статье. | Постановка учебной задачи, универсальные логические действия, умение участвовать в коллективном обсуждении. | 
 | П. 19,  у. 145 | 
  | 41-42 | Проект «Вселенная в алфавитном порядке» | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 43 | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.  (п. 20)   | 
 | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. (10 мин.) 
 | Материал п. 20, практикум, работа с текстом, создание алгоритма действий. (35 мин.) | Совершенствование правописных умений, развитие умений опознавать орфограмму. Создание алгоритма действий. | Умение опознавать орфограмму и использовать добытые знания в практике, на письме. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Спроецированный на экран текст стихотворения «Берёза» | П. 20, у. 148 | 
  | 44 | Однозначные и многозначные слова.   (п. 21)   | 
 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. (10 мин.) | Орфографический практикум, «угадай слово», построение устного монологического ответа.   (35 мин.) |  Работа со схемой: кодирование и декодирование информации. Развитие устной речи. Коллективная и индивидуальная работа. | Умение объяснять лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. | Постановка учебной задачи, универсальные логические действия, умение участвовать в коллективном обсуждении. | Спроецированный на экран дополнительный материал. | П. 21, у. 160, 162 | 
  |  45 
 | Лексическая сочетаемость. (п. 22)   | 
 | Лексическая сочетаемость. (5 мин.) | Зрительный диктант, анализ схемы, практикум, работа с текстом. (40 мин.) | Индивидуальная, коллективная работа. Совершенствование умения выбирать слова, опираясь на контекст, исправлять текст, соблюдая правила лексической сочетаемости. | Умение устанавливать сочетаемостные возможности слова. | Формулирование цели деятельности, осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей, создание монологического высказывания. | Спроецированный на экран зрительный диктант. | П. 22, у. 166 | 
  | 46 | Тематическая группа.   (п. 23)   | 
 | Определение слова. Общее и частное в значении слов одной тематической группы. (10 мин.) 
 | Опрос: тексты д/з, орфографический тренинг, анализ текста. (35 мин.) |  Работа в группах, парах. | Умение группировать слова по тематическим группам, выделять общее и частное в словах одной тематической группы. | Смысловое чтение, учет позиции партнера по совместной деятельности, создание текста. | 
 | П. 23. у. 176 | 
  | 47 | Синонимы.  (п. 24) 
 
 | 
 | Смысловые и стилистические различия синонимов. Роль синонимов в речи. (10 мин.) | Материал п. 24, практикум, орфографический тренинг, выписки из словаря. (35 мин.) |  Работа со словарём. Анализ и прогнозирование текста. Составление плана ответа. | Умение опознавать синонимы в тексте, различать их, определять принадлежность к разным пластам лексики. | Постановка учебной задачи, выведение следствий, монологическая речь, навыки анализа текста. | Презентация по теме «Лексика». | П. 24, у. 185 | 
  |  48 
 | Антонимы.  (п. 25) 
 | 
 
 | Смысловые различия антонимов у многозначных слов. Роль антонимов в речи. (10 мин.) | Словарный диктант. Аудирование. Анализ текста. Работа со схемой. Проверочная работа. (35 мин.) | Самостоятельная работа, беседа, работа в парах. | Умение опознавать антонимы в тексте, устанавливать различия антонимов у многозначных слов. | Постановка учебной задачи, выведение следствий, монологическая речь, навыки анализа текста. | Презентация по теме «Лексика». Текст для аудирования. | П. 25,  у. 194 | 
  | 49-50 | Омонимы. Паронимы.  (п. 26) | 
 | Омонимия и паронимия как языковые явления. Сочетаемость паронимов. Роль омонимов и паронимов в речи.   (10 мин.) | Материал п. 26, морфемный разбор, практикум по обогащению словарного запаса, работа со словарями. (35 мин.)   | Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение опознавать омонимы в тексте, различать паронимы. | Постановка учебной задачи, выведение следствий, монологическая речь, навыки анализа текста. | Презентация по теме «Лексика». Таблица для определения омонимов. | П. 26, у. 199, 201, 207 | 
  | 51-52 | Повторение | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 53-54 | Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 
 | Функционально-смысловые типы речи. (5 мин.) | Работа с текстами. Совершенствование умения подбирать слова, опираясь на заданные параметры текста. (40 мин.) | Коллективная работа, самостоятельная работа, индивидуальные задания. | Умение передавать в устной форме содержание прочитанного текста, определять функционально-смысловой тип речи. |  Постановка учебной задачи. Устное монологическое высказывание, выступления учащихся. Письменные тексты. | Презентация «Стили и типы речи». | Продолжить текст. | 
  | 55 | Проверочная работа по теме «Лексика».   
 | 
 | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. | Приведение синонимов, нахождение антонимических пар, тест, эссе. | Самостоятельная работа с текстом, тестирование.   | Умение определять лексическое значение слова, опознавать синонимы, антонимы и др. и использовать их в речи. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление самооценки. | Спроецированные на экран задания проверочной работы. | С. 94 | 
  | 56 | Понятие о чередовании.   (п. 27) | 
 | Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. (10 мин.) | Морфемный анализ слова. Орфографический тренинг. Составление алгоритма действий. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, группах. | Умение использовать алгоритм орфографического правила, выполнять морфемный анализ слова. | Постановка учебной задачи. Поиск информации. Учет позиции других людей. Монологическая речь. | Спроецированный на экран текст для игры «Зоркий глаз». | П. 27, у. 213 | 
  | 57-58 | Чередование букв Е//И в корнях.    (п .28) | 
 | Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв Е//И в корнях с чередованием.   (15 мин.) | Изучение теоретического материала. Составление алгоритма действий. Орфографический тренинг. (30 мин.) |  Коллективная работа, индивидуальные задания. | Умение использовать алгоритм орфографического правила, различать омонимичные корни. | Постановка учебной задачи, умение делать выводы и обобщения, выполнение упражнений. | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 28.  у. 220 | 
  | 59-60 | Чередование букв А//О в корнях.   (п. 29) | 
 | Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв А//О в корнях с чередованием. (10 мин.) | Изучение теоретического материала. Составление алгоритма действий. Работа с таблицей. Проверочная работа.   (35 мин.) |  Коллективная работа, работа в группах, игра (физкультминутка). | Умение использовать алгоритм орфографического правила. | Постановка учебной задачи, умение делать выводы и обобщения, выполнение упражнений. | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 29, у. 229 | 
  | 61-62 | Р/р Изложение с продолжением. | 
 | Текст как речевое произведение. (10 мин.) | Материал у. 231, работа над планом.   (30 мин.) | Самостоятельная работа. Работа в парах. 
 | Умение передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжить текст по заданному началу. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | 
 | У. 231 | 
  | 63-64 | Суффиксы   -чик- и -щик-. (п. 30) | 
 | Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв Ч//Щ в суффиксах. Синонимичность и омонимичность морфем.   (15 мин.) | Письмо по памяти. Орфографический тренинг. Работа с таблицей. Составление алгоритма действий. (30 мин.) | Коллективная работа. Работа в группах. | Умение использовать алгоритм орфографического правила, выразительно читать текст художественного произведения.   | Постановка учебной задачи, умение делать выводы и обобщения, выполнение упражнений. | Презентация к у. 233. | П. 30, у. 235, 238 | 
  | 65 | Буквы И//Ы после приставок на согласные.   (п. 31) | 
 | Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв И//Ы в приставках. (10 мин.) | Орфографический тренинг. Работа с текстом. Составление алгоритма действий. Проверочная работа.  (35 мин.) | Коллективная работа. Работа в группах. Тестирование. | Умение использовать алгоритм орфографического правила, определять типологию текста. | Постановка учебной задачи, умение делать выводы и обобщения, выполнение упражнений. | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 31, у. 244 | 
  | 66 |  Р/р Сочинение «Как я первый раз...» | 
 | Текст-повествование. (10 мин.) | Материал у. 243, обсуждение рабочих материалов к сочинению, работа над планом.   (35 мин.) | Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение писать сочинение-повествование. | Выбор ценностных ориентиров, планирование последовательности действий. | 
 | 
 
 | 
  | 67-68 | Особенности написания приставок на З//С.  (п.32) | 
 | Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв З//С в конце приставок. (10 мин.) | Орфографический тренинг. Работа с текстом. Составление алгоритма действий. Анализ текстов. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах, группах, индивидуальная работа. | Умение использовать алгоритм орфографического правила, читать и понимать текст, анализировать выразительные средства языка. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 32, у. 256 | 
  | 69 | КР Тест | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 70 | Фразеологизмы.   (п. 33) | 
 | Фразеологический оборот. Различие свободного сочетания слов и фразеологизма. Стилистическая окраска фразеологизмов. Роль фразеологизма в речи. (10 мин.) | Орфографический тренинг. Работа с текстами, словарями. Толкование значений выражений. (35 мин.) | Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение опознавать фразеологизмы по их признакам, различать свободные словосочетания слов и фразеологизмы, использовать фразеологизмы в речи. | Постановка учебной задачи, выведение следствий, монологическая речь, навыки анализа текста. | Презентация «Лексика». Аудиозапись текста для аудирование. | Проект. П. 33, у. 261 | 
  | 71 | РРПредставление проектов «Фразеология – страна чудесных превращений» | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 72 | Крылатые слова.   (п. 34) | 
 | Крылатые слова и их источники. (15 мин.) | Проверочная работа. Работа с теоретическим материалом. Беседа. Поиск отличий крылатых слов от фразеологизмов. (30 мин.) | Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение опознавать крылатые слова, отличать их от фразеологических выражений. | Постановка учебной задачи, выведение следствий, монологическая речь, навыки анализа текста. | Презентация «Лексика». | С. 199 | 
  | 73-74 | Р/р Изложение прочитанного текста. | 
 | Стилевое своеобразие текста. Языковые средства, используемые автором. (15 мин.) | Материал у. 262, чтение, изложение текста. (30 мин.)   | Самостоятельная работа. | Умение читать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие, языковые средства, использованные автором. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | 
 | 
 | 
  | 75-76 | Повторение по теме «Лексикология».   (п. 35) | 
 | Лексическое значение слова. (10 мин.) | Задания на с. 120-121, игра «Пентагон» (30 мин.) | Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение определять лексическое значение слова, опознавать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы и использовать их в речи. | Формулирование цели деятельности, осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей, создание монологического высказывания. | Презентация «Лексика». | Лексический анализ текста. | 
  | 77-78 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 
 | Лексика. Орфография. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа, самопроверка. | Проверка уровня сформированности умений записывать текст без ошибок; опознавать синонимы в речи, уместно использовать крылатые выражения. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление оценки и самооценки, | Спроецированное на экран грамматическое задание. | С. 121 | 
  | 79-80 | Резервные уроки | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ Морфология (38 часов) | 
  | 81 |  Части речи.   (п. 36) | 
 | Морфология как раздел науки о языке. Морфологические признаки слов. Грамматическое значение. (15 мин.) | Работа со схемами. Составление плана ответа. Анализ и характеристика слов как частей речи. (30 мин.) | Работа в парах, группах, индивидуальные задания. | Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, умение читать и понимать текст, схему. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Навык анализа. | Презентация «Части речи». | П. 36, у. 271 | 
  | 82 | Имя существительное как часть речи.   (п. 37) | 
 | Морфологические признаки имени существительного. Имена собственные и нарицательные. (15 мин.) | Орфографический тренинг. Совершенствование правописных умений. Работа с текстом. (30 мин.) | Коллективная,самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение читать и понимать текст, группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. | Постановка учебной задачи, поиск и извлечение необходимой информации, выполнение упражнений. Монологическая речь. | Презентация «Части речи». | П. 37, у. 276   | 
  | 83 | Род имён существительных.   (п. 38) | 
 |  Мужской, женский, средний и общий роды имён существительных. (15 мин.) | Словарный диктант. Работа с текстом. Анализ изобразительных средств языка.   (30 мин.) | Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение определять род имени существительного, группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. | Постановка учебной задачи, универсальные логические действия, умение участвовать в коллективном обсуждении.   | Спроецированный на экран дополнительный материал. Работа с интерактивной доской. | П. 38, у. 281 | 
  | 84 | Р/р Выборочное изложение. | 
 | Стилевое своеобразие текста. | Материал у. 284. | Самостоятельная работа. Составление плана. | Умение читать и передавать выборочно содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие, языковые средства, использованные автором | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | 
 | Примеры из текста. | 
  | 85 | Склонение имён существительных.   (п. 39)   | 
 | Падеж и число имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. (15 мин.)   | Совершенствование правописных умений. Работа с текстом, таблицей. Морфологический разбор имён существительных. (30 мин.) | Коллективная работа. Работа в группах. | Умение распознавать склоняемые, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, приводить примеры. | Постановка учебной задачи, анализ, сравнение, выполнение упражнений. Согласованное выполнение действий. | Презентация «Порядок морфологического разбора имени существительного» | П. 39, у. 291, 296 | 
  | 86-87 | Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. (п. 40)   | 
 | Правописание падежных окончания имён существительных. Морфологический анализ слова. (15 мин.) | Проверочная работа. Создание алгоритма рассуждения при выборе написания слова. Работа с таблицами. (30 мин.) | Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 40, у. 299 | 
  | 88 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. (п. 41)   | 
 | Правописание окончаний имён существительных. Морфемно-словообразовательный анализ. (15 мин.) | Орфографический тренинг. Морфологический анализ слов. Морфемный анализ. (30 мин.) | Работа со словарём. Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 41, у. 308 | 
  | 89 | НЕ с именами существительными.  (п. 42)   | 
 | Лексическое значение. Морфемный состав. Морфологический анализ. (15 мин.) | Орфографический тренинг. Морфологический анализ слов. Подбор антонимов и синонимов к словам. Чтение текста и беседа. (30 мин.) | Совершенствование правописных навыков. Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Умение определять принцип классификации. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений.   | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 42, с. 29   | 
  | 90-91 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 
 | Морфология. Орфография. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа, самопроверка. | Проверка уровня сформированности умений опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слов. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление оценки и самооценки. | Спроецированное на экран грамматическое задание. | 
 | 
  | 92 | Имя прилагательное как часть речи.   (п. 43) | 
 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль прилагательного в тексте. (15 мин.) | Орфографический тренинг. Анализ и характеристика слов с точки зрения морфологических признаков и значения, роли в тексте. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного | Постановка учебной задачи, поиск и извлечение необходимой информации, выполнение упражнений. Монологическая речь. | Презентация «Порядок морфологического разбора имени прилагательтельного». | С. 32, у. 321 | 
  | 93 | Р/р Повествование с элементами описания. | 
 | Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста. (10 мин.) | Материал у. 329. Чтение и анализ текста. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа. | Умение анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, передавать содержание текста с учётом заданного стиля и типа речи. | Анализ текста. Монологическая речь. Письменная речь. | Презентация «Порядок морфологического разбора имени прилагательтельного». | 
 | 
  | 94 | Правописание окончаний имён прилагательных.   (п. 44) | 
 | Правила написания гласных в безударном окончании имён прилагательных. (10 мин.) | Материал п. 44. Орфографический тренинг. Морфологический и морфемно-словообразовательный анализ слов. Составление алгоритма. (30 мин.) | Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение опираться на морфологический и морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Согласованное выполнение действий. | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 44, у. 335 | 
  | 95 | Краткие прилагательные. (п. 45) | 
 | Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных. (10 мин.)   | Орфографический тренинг. Развитие орфографической зоркости: составление алгоритма орфографического правила. (30 мин.)   | Совершенствование правописных навыков. Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение распознавать краткие и полные прилагательные, произносить прилагательные в краткой форме, определять роль полной и краткой форм.   | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Анализ текста. Согласованное выполнение действий. | Презентация «Мягкий знак после шипящих». Работа с интерактивной доской. | П. 45, у. 340 (2) | 
  | 96 | НЕ с именами прилагательными. (п. 46)   | 
 | Правописание НЕ с именами прилагательными. Принципы написания приставки/частицы. (10 мин.) | Орфографический тренинг. Морфологический анализ слов. Подбор синонимов и антонимов. (35 мин.)   | Совершенствование правописных навыков. Самостоятельная работа, беседа, работа в группах, парах (взаимопроверка). | Умение опираться на морфологический анализ слов при выборе правильного написания, определять принцип написания приставки/частицы. | Постановка учебной задачи, анализ, сравнение, выполнение упражнений. | Спроецированные на экран схема-алгоритм орфографического правила, текст для письма по памяти. | П. 46, у. 340 (3) | 
  | 97-98 | Р/р Изложение прочитанного текста. | 
 | Текст искусствоведческого характера. (10 мин.) | Изложение с соблюдением стилевого своеобразия и языковых средств, использованных автором. (35 мин.) |  Коллективная, самостоятельная работа. | Умение читать и передавать впечатление от произведения искусства с опорой на текст искусствоведческого характера. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | Спроецированная на экран репродукция. | 
 | 
  | 99 | Контрольный диктант. | 
 | Части речи. Орфография. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа, самопроверка. | Проверка уровня сформированности умений записывать текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление оценки и самооценки. | Спроецированные на экран словарные слова, грамматическое задание. | 
 | 
  | 100 | Имя числительное как часть речи.   (п. 47) | 
 | Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки имён числительных. Роль числительных в тексте. (15 мин.) | Орфографический тренинг. Морфологический разбор. Анализ и характеристика значений и признаков числительных. (30 мин.)   | Коллективная работа, индивидуальные задания. | Умение отличать числительные от других частей речи со значением количества, характеризовать морфологические признаки числительных. | Постановка учебной задачи, поиск и извлечение необходимой информации, выполнение упражнений. Монологическая речь. | Презентация «Части речи». | П. 47, у. 360 | 
  | 101 | Местоимение как часть речи. (п. 48) | 
 | Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимений. Роль местоимений в тексте. (15 мин.) | Материал п. 48. Орфографический тренинг. Морфологический разбор. Анализ и характеристика значений и признаков местоимений.   (30 мин.) | Коллективная работа, индивидуальные задания. | Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки местоимения, его синтаксическую роль. | Постановка учебной задачи, поиск и извлечение необходимой информации, выполнение упражнений. Монологическая речь. | Презентация «Части речи». | С. 52 (составить предложения) | 
  | 102 | Глагол как часть речи.   (п. 49) | 
 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Роль глагола в тексте. (15 мин.) |  Материал п. 49. Практикум. Морфологический разбор. Анализ и характеристика значений и признаков глагола. (30 мин.) | Коллективная работа, индивидуальные задания. | Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль. | Постановка учебной задачи, поиск и извлечение необходимой информации, выполнение упражнений. Монологическая речь. | Презентация «Части речи». | П. 49, у. 370   | 
  | 103 | Инфинитив. (п. 50) | 
 | Личные и неопределённая формы глагола. Суффиксы инфинитива. Роль лексического повтора в тексте. (15 мин.) |  Орфографический тренинг. Классификация суффиксов инфинитива. Анализ текста. Обращение к материалу «Школа чтения».  (30 мин.) | Совершенствование правописных навыков. Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение распознавать инфинитив и личные формы глагола. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Чтение и понимание текста.   | Презентация «Мягкий знак после шипящих». | П. 50, у. 377 (2) | 
  | 104 | Р/р Средства связи предложений в тексте.   | 
 | Сфера, ситуация, тема и условия речевого общения. (10 мин.) | Создание текста с использованием средств связи. (35 мин.) | Работа под руководством учителя (з. 1-3), самостоятельная работа. | Умение осуществлять выбор средств связи в соответствии с ситуацией, темой и условиями речевого общения. | Создание текста. Выполнение заданий к нему. Самооценка. | Спроецированный на экран текст для проверки. | 
 | 
  | 105 | Время глагола. (п. 51) | 
 | Категория времени глагола. Видовременная соотнесенность. (15 мин.) | Материал п. 51. Орфографический тренинг. Работа с таблицей. Практикум. (30 мин.) 
 | Совершенствование правописных навыков. Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение определять время глаголов, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. | Постановка учебной задачи, анализ, сравнение, выполнение упражнений. | Презентация «Порядок морфологического разбора глагола». | П. 51, у. 383 | 
  | 106 | Р/р Тип текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте.  (п. 51) | 
 | Способы выражения категории времени в предложении и тексте. (15 мин.) | Материал у. 382. Анализ текста. Определение типовой принадлежности текста. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение определять типовую принадлежность текста, способы выражения картины времени в предложениях и тексте. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, анализ, сравнение. | Презентация «Стили и типы речи». | 
 | 
  | 107 | Р/р Сочинение-описание. | 
 | Типы речи. (5 мин.) | Материал у. 384-386. (40 мин.) | Коллективная , самостоятельная работа. Создание текста-описания. | Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. | Выбор ценностных ориентиров, планирование последовательности действий, поиск информации.   | Презентация «Стили и типы речи». | 
 | 
  | 108-109 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение.  (п. 52) | 
 | Типы спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. (15 мин.) | Материал п. 52. Орфографический тренинг. Морфологический разбор. Анализ языкового материала и составление рассказа. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом, составлять рассказ с использованием слов одной тематической группы. | Постановка учебной задачи, анализ, сравнение, выполнение упражнений. Навыки рассуждения. Согласованное выполнение действий. | Спроецированный на экран дополнительный материал. Работа с интерактивной доской. | П. 52, у. 394 | 
  | 110-111 | Правописание окончаний глаголов.   (п. 53) | 
 | Правило написания личных окончаний глагольных форм. ((15 мин.). 
 | Словарный диктант. Проверочная работа (цифровой диктант). Морфологический анализ.   (30 мин.) | Актуализация знаний (беседа), анализ теоретического материала, работа в группах.   |  Умение соотносить личные формы глагола с инфинитивом, опираться на морфологический анализ при выборе написания. |  Постановка учебной задачи, составление алгоритма действий. Развитие умения воспринимать информацию, читать и понимать текст. | Спроецированная на экран схема-алгоритм орфографического правила. | П. 53, у. 408 | 
  | 112-113 | Наречие.   (п. 54) | 
 | Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия. Роль наречий в тексте. (15 мин.) | Орфографический тренинг. Работа с таблицей. Анализ текста. Создание текста в соответствии с коммуникативной задачей.   (30 мин.) | Коллективная работа, индивидуальные задания, работа в парах (взаимопроверка). | Умение опознавать наречия в тексте, анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль. | Постановка учебной задачи, поиск и извлечение необходимой информации. Монологическая речь. Культура речи. | Презентация «Части речи». | П.54, у. 421, 422 | 
  | 114 | Служебные части речи.   (п. 55) | 
 | Предлоги, союзы, частицы и междометия как части речи. Морфологические признаки служебных частей речи. Их роль в тексте. (10 мин.) | Орфографический тренинг. Работа с таблицей. Анализ текста. Создание текста в соответствии с коммуникативной задачей. (35 мин.)   | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение характеризовать служебные части речи, обосновывать их отличия от самостоятельных, прогнозировать продолжение текста. | Постановка учебной задачи, умение делать обобщения и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы. | Презентация «Части речи». | П. 55, у. 431, 432 | 
  | 115-116 | Р/р Сочинение по картине. | 
 | Текст. | Материал у. 431-434. Создание текста с использованием предлагаемых словосочетаний. | Коллективная , самостоятельная работа. Создание текста-описания. |  Умение читать текст художественного произведения и анализировать его с опорой на вопросы. | Выбор ценностных ориентиров, планирование последовательности действий. | Спроецированная на экран репродукция. | 
 | 
  | 117 | Повторение по теме «Морфология».   (п. 56) | 
 | Части речи. (15 мин.) | Материал п. 56 (с. 78-79), практикум, орфографический тренинг, тест. (30 мин.) | Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Проверка уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, их роль в предложении. | Формулирование цели деятельности, осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей, создание монологического высказывания. | Презентация «Части речи». | П.56, морфологический разбор.   | 
  | 118 | Контрольная работа. Тест | 
 | Части речи. | Чтение текста, выполнение заданий. | Самостоятельная работа с текстом и заданиями к нему, самопроверка.   | Проверка уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, их роль в предложении. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление оценки и самооценки. | 
 | Ответ на вопрос. | 
  | Синтаксис и пунктуация (52 часа) | 
  | 119 | Что изучает синтаксис?   (п. 57) | 
 | Основные понятия синтаксиса. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. (15 мин.) | Изучение теоретического материала. Работа со схемой. Развитие устной речи. Планирование. (30 мин.) | Актуализация знаний о синтаксисе. Коллективная работа, работа в парах. | Актуализация знаний о синтаксисе. Умение отличать словосочетания от предложений. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Навык анализа. Согласованное выполнение действий. | Презентация «Термины и понятия синтаксиса». | П. 57, у. 439 | 
  | 120-121 | Словосочетание.   (п. 58) | 
 | Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов. (10 мин.) | Словарный диктант. Работа со схемами и теоретическим материалом. Моделирование, синтаксический разбор словосочетаний. (35 мин.) | Самостоятельная работа, работа в парах (взаимопроверка), беседа. | Умение разграничивать словосочетания и сочетания слов, определять виды словосочетаний по главному слову. | Постановка учебной задачи, умение делать обобщения и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы. | Презентация по теме «Словосочетание». | П. 58, у. 451 | 
  | 122-123 | Предложение - основная единица речевого общения.   (п. 59) | 
 | Границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Роль предложений в формировании и выражении мысли. (20 мин.) | Орфографический тренинг. Изучение теоретического материала. Работа в парах, микрогруппах. Определение границ предложений. (25 мин.) | Актуализация знаний (беседа), анализ теоретического материала, работа в группах.   | Умение определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, отличать предложение от других языковых единиц. | Постановка учебной задачи, анализ, сравнение, выполнение упражнений. | Работа с интерактивной доской. Синтаксический разбор предложения. | П. 59, у. 456 | 
  | 124 | Главные и второстепенные члены предложения. (п. 59) | 
 | Смысловые и грамматические связи слов в предложении. (10 мин.) | Буквенный диктант. Составление схем грамматических связей. Создание монологического ответа по теме. (35 мин.) | Самостоятельная работа, самопроверка, коллективная работа. | Умение распознавать главные и второстепенные члены предложений. | Постановка учебной задачи, поиск и извлечение необходимой информации. Развитие устной речи. | Презентация «Члены предложения». Работа с интерактивной доской. | П. 59, у. 458 | 
  | 125 | Р/р Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?   (п. 60) | 
 |  Интонационные и смысловые особенности предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Риторический вопрос. (15 мин.) | Материал п. 60, зрительный диктант, проект. (30 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Умение распознавать виды предложений по цели высказывания, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, анализ, сравнение. Развитие устной речи. | Спроецированный на экран текст зрительного диктанта. | П. 60, у. 469 | 
  | 126 | Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение».   | 
 | Основные понятия синтаксиса. | Материал у. 462, 464. | Самостоятельная работа с текстами и заданиями. | Проверка уровня сформированности умений определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова, выделять словосочетания из предложения, . | Мотивация к учению, формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий, осуществление самооценки. | 
 | У. 461 | 
  | 127 | Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 
 | Стили и типы речи. | Материал у. 470, «Советы помощника» (с. 100). Работа с текстом: анализ, продолжение. | Коллективная , самостоятельная работа. Создание текста. | Умение передавать в устной форме содержание прочитанного текста, создавать устное монологическое высказывание. | Создание устного монологического высказывания с использованием определённого функционально-смыслового типа речи. | Презентация «Стили и типы речи». | Составить предложения. | 
  | 128-129 | Р/р Наши эмоции и их отражение в предложении. (п. 61) Работа с текстами. | 
 | Эмоциональная окраска предложений. Интонационные и смысловые особенности предложения. (10 мин.)   | Словарная работа. Анализ предложений в текстах разных стилей и типов речи. (35 мин.) | Актуализация знаний (беседа), анализ теоретического материала, работа в группах.   | Умение распознавать виды предложений по эмоциональной окраске, анализировать и характеризовать их интонационные и смысловые особенности. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Навык анализа. Согласованное выполнение действий. | Презентация «Виды предложений». | П. 61, у. 474 (2) | 
  | 130-131 | Диктант. Работа над ошибками. | 
 | Предложение. Орфография. Пунктуация. | Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа с текстом и заданиями к нему. | Проверка умения записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, характеризовать особенности предложения. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление оценки и самооценки. | Спроецированное на экран грамматическое задание. | 
 | 
  | 132 | Р/р Как писать отзыв. | 
 | Структура отзыва на прочитанное произведение. (10 мин.) | Материал у. 476, «Советы помощника» (с. 105). Анализ текста, составление алгоритма действий. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в группах. Индивидуальные задания.   | Умение выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного произведения в заданной форме. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, анализ, сравнение. Развитие устной речи. | Презентация «Структура отзыва» | У. 476 (3) | 
  | 133-134 | Что такое грамматическая основа предложения. (п. 62) | 
 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Смысловая и грамматическая связь в предложении. Двусоставные и односоставные предложения. (15 мин.) | Материал п. 62. Орфографический тренинг. Составление алгоритма действий. Анализ предложений. (30 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение опознавать (находить) грамматическую основу предложений, определять состав предложений по количеству основ. | Постановка учебной задачи, умение делать обобщения и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы. | Презентация «Члены предложения». | П. 62, у. 480, 483 | 
  | 135-136 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.   (п. 63) | 
 | Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложениях. Тире между главными членами предложения. (15 мин.) | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Составление алгоритма действий. (30 мин.) | Актуализация знаний (беседа), устный пересказ, работа над планом. | Умение определять способы выражения подлежащего и сказуемого, ставить тире между главными членами предложения. | Формулирование цели деятельности, осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей, создание монологического высказывания. | Спроецированный на экран дополнительный материал. Работа с интерактивной доской. | П. 63, у. 496 (1, 3) | 
  | 137-138 | Второстепенные члены предложения. (п. 64) | 
 | Способы выражения дополнения, определения и обстоятельства в предложениях. Распространённые и нераспространённые предложения. (10 мин.) | Проверочная работа. Анализ языкового материала. Составление алгоритма действий. Синтаксический разбор. (35 мин.) |  Слушание и говорение. Совершенствование умений выполнять синтаксический разбор. Работа со схемой. | Умение распознавать главные и второстепенные члены предложения, анализировать предложения с точки зрения синтаксиса. | Формулирование цели деятельности, анализ, сравнение, совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить. | Спроецированный на экран материал для проверочной работы. Работа с интерактивной доской. | П. 64, у. 502, 504 | 
  | 139 | Резервный урок | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 140-141 | Определение. (п. 65) | 
 | Определение как член предложения, способы его выражения. Роль определения в предложении. Эпитеты. (10 мин.) | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Составление алгоритма действий. Синтаксический разбор. (35 мин.) |  Слушание и говорение. Совершенствование умений выполнять синтаксический разбор. Работа со схемой. | Умение опознавать определение как второстепенный член предложения. | Формулирование цели деятельности, анализ, сравнение, совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить. | Спроецированные на экран схемы предложений. | П. 65, у. 508 | 
  | 142 | Дополнение. (п. 66) | 
 | Дополнение как член предложения, способы его выражения. Роль дополнения в предложении.   (5 мин.) | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Составление алгоритма действий. Синтаксический разбор. (40 мин.) |  Слушание и говорение. Совершенствование умений выполнять синтаксический разбор. Работа со схемой. | Умение опознавать дополнение как второстепенный член предложения. | Формулирование цели деятельности, анализ, сравнение, совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить. | Презентация «Члены предложения». | П. 66, у. 514 | 
  | 143-144 | Обстоятельство.   (п. 67) | 
 | Обстоятельство как член предложения, способы его выражения. Роль обстоятельств в предложении. (5 мин.)   | Изучение теоретического материала. Составление алгоритма действий. Синтаксический разбор. (40 мин.) |  Слушание и говорение. Совершенствование умений выполнять синтаксический разбор. Работа со схемой. | Умение опознавать обстоятельство как второстепенный член предложения. | Формулирование цели деятельности, анализ, сравнение, совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить. | Презентация «Члены предложения». | П. 67, у. 519, 520 | 
  | 145-146 | Р/р Изложение.   | 
 | Текст. (10 мин.) | Материал у. 521. (35 мин.) | Анализ текста. Самостоятельная работа. | Умение передавать в письменной речи содержание прочитанного (прослушанного) текста и дополнять его. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | 
 | У. 521 (3) | 
  | 147 | Однородные члены предложения.   (п. 68) | 
 | Понятие об однородных членах предложения. Условия однородности членов предложения. (10 мин.) | Материал п. 68. Работа с теоретическим материалом и схемами. Анализ предложений и текста. Синтаксический разбор. (35 мин.) | Коллективная работа, работа в парах. | Умение осознавать условия однородности членов предложения, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами. | Постановка учебной задачи, умение делать обобщения и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы. | Спроецированные на экран схемы предложений. | П. 68, у. 529 | 
  | 148-149 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами.   (п. 69) | 
 | Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. (15 мин.) | Работа с теоретическим материалом и схемами. Анализ предложений и текста. Синтаксический разбор. Моделирование предложений. (40 мин.) | Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка). | Умение пунктуационно оформлять предложения с однородными членами и обобщающим словом, моделировать и использовать их в речи. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Навык анализа. Согласованное выполнение действий. | Спроецированные на экран схемы предложений. | П. 69, у. 535 | 
  | 150 | Р/р Вопросный план текста. | 
 | Текст. (10 мин.) | Материал у. 540. (35 мин.) | Работа по группам. Составление простого плана текста, пересказ текста. | Умение составлять простой вопросный план текста, выполнять краткий пересказ. | Планирование устного (письменного) высказывания. | 
 | У. 541 | 
  | 151-152 | Обращение.   (п. 70) | 
 | Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. (10 мин.) | Орфографический тренинг. Работа с теоретическим материалом и схемами. Анализ предложений. Синтаксический разбор. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в группах. Индивидуальные задания.   | Умение определять обращение в предложениях и выделять их пунктуационно, правильно интонировать предложения с обращением, анализировать уместность форм обращения. | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Навык анализа. Согласованное выполнение действий. | Спроецированные на экран схемы предложений. | П. 70, у. 545 | 
  | 153-154 | Прямая речь. (п. 71) | 
 | Пунктуация и интонация в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. (10 мин.) | Орфографический тренинг. Работа с теоретическим материалом и схемами. Анализ предложений. Синтаксический разбор. (35 мин.) | Коллективная, самостоятельная работа, работа в группах. Индивидуальные задания.   | Умение использовать предложения с прямой речью в письменной и устной речи, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, преобразовывать предложения с косвенной речью.   | Постановка учебной задачи, выполнение упражнений. Навык анализа. Согласованное выполнение действий. | Спроецированные на экран схемы предложений. Работа с интерактивной доской. | П. 71, у. 551, 552 | 
  | 155-156 | Р/р План текста. Сочинение. | 
 | Текст. | Материал у. 554. | Планирование. Самостоятельная работа. | Умение составлять план текста, письменно передавать содержание текста, дополнять текст. | Мотивация к учению, планирование последовательности действий, поиск информации, владение письменной речью. | 
 | У. 555 | 
  | 157-158 | Контрольный диктант (контрольная работа). Работа над ошибками. | 
 | Словосочетание. Предложение.   | Записывание (чтение) текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа с текстом и заданиями к нему. | Умение записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление самооценки. | Спроецированное на экран грамматическое задание. | 
 | 
  | 159-160 | Сложное предложение. (п. 72) | 
 | Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении. (15 мин.) | Словарный диктант. Изучение теоретического материала и схем. Синтаксический разбор. Проверочная работа. (30 мин.) | Работа со словарем, моделирование, работа в группах. | Умение определять структурное и интонационное единство частей сложного предложения, преобразовывать простые предложения в сложные, выполнять синтаксический разбор. | Формулирование проблемы, выдвижение аргументов, смысловое чтение, анализ, сравнение, учет позиции других людей, умение полно и точно выражать мысли. | Спроецированные на экран схемы предложений. Работа с интерактивной доской. | П. 72, у. 558, 562 | 
  | 161-162 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».   (п. 73) | 
 | Словосочетание. Предложение.   (15 мин.) | Материал с. 150-153. | Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.   | Проверка уровня сформированности умений анализировать строение словосочетания, структуру простого и сложного предложения, предложения с однородными членами, обращениями и прямой речью. | Формулирование цели деятельности, осуществление поиска информации в соответствии с учебной задачей, создание монологического высказывания. | Презентация «Предложение». | Синтаксический разбор. | 
  | 163-164 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 
 | Словосочетание. Предложение. Орфография. Пунктуация.   
 | Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы. | Самостоятельная работа с текстом и заданиями к нему. | Проверка уровня сформированности умений анализировать строение словосочетания, простого и сложного предложения, предложения с однородными членами, обращениями и прямой речью. | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление самооценки. | Спроецированное на экран грамматическое задание. | Задания для повторения. | 
  | 165-167 | Повторение. Подготовка к контрольной работе. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 168-169 | Промежуточная аттестация. Интегрированный зачет. | 
 | Текст. Фонетика. Морфемика. Морфология. Синтаксис. | Формат работы приближен к ГИА. Изложение, тест, сочинение-рассуждение.   | Самостоятельная работа по анализу текста. | Проверка уровня сформированности умений создавать текст, выполнять тестовые задания по всем изученным темам.   | Мотивация к учению, постановка и решение проблем, осуществление оценки и самооценки. | Спроецированное на экран тестовые задания. | 
 | 
  | 170 | Итоговый урок. Рекомендации учащимся. | 
 | 
 | 
 | Результаты интегрированного зачета. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | ИТОГО: 170 часов |