kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «История и география в слове».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа в 8 классе на тему 

«История и география в слове».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «История и география в слове».»

Филиал МБОУ СОШ№1 с. Александров-Гай в пос. Приузенский

Александрово-Гайского района

Саратовской области









ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«История и география в слове».













Обучающаяся 8 класса

Филиала МБОУ СОШ №1

с.Александров-Гай в пос. Приузенский,

Черкешева Жанна

Руководитель Межаков Л.В.,

учитель русского языка и литературы



















2024 г.

Оглавление.





1.Введение.

2.Основная часть:

- Как возникают слова.

- Красота на карте.

- Радуга на карте.

- Ошибки на карте

3.Заключение.

4.Библиография.







































ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

  1. Тема проекта «История и география в слове»

  2. Постановка проблемы:

  • Показ исторических изменений значений в этимологии и топонимике

  • Выявление исконных, истинных, ныне забытых значений слов и выражений

  • Практическая направленность

3. Цели проекта:

  • Показать многообразие этимологии и топонимики в современном русском языке.

  • Доказать взаимосвязь исторического и современного происхождения слов.

  • Развивать логическое мышление через привитие навыков культуры общения.

4.Задачи проекта:

  • Изучить особенности развития этимологии и топонимики.

  • Обозначить предмет исследования.

  • Провести исследования основных проблем.

  • Провести грамотную защиту проекта.

5.Гипотеза:

Осмыслив значимость экскурсов по этимологии и топонимике, современный школьник выработает потребность в осмыслении исторического прошлого родного языка, генетического родства корня русских слов с другими языковыми системами мира.

6.План работы:

  • Ознакомление обучающихся с методами исследования.

  • Обращение к компьютеру в поисках информации.

  • Наблюдение над языком по орфоэпии, орфографии, грамматике, диалектологии, истории языка, культуре речи.

  • Сбор, осмысление, анализ полученного материала.

  • Составление проекта.

  • Защита проекта.

7.Тип проекта:

  1. информационно-поисковый;

  2. монопредметный;

8.Образовательная область, в рамках которой выполняется учебный проект: филология.

9.Учебный предмет, в рамках которого выполняется учебный проект: русский язык.

10. Методы, используемые в работе над проектом: исследовательский, поисковый.

11.Форма представления проекта: презентация.

12. Источники информации: учебники, научно-популярные книги, словари, опыт работы учителя.

































Введение.

Слово – одна из главных единиц языка. Главных …, потому что всё, что есть на свете, имеет своё название. Словом названы окружающие предметы, чувства, признаки, явления, действия, количества. Названия имеют не только реальные объекты, но и вымышленные, существующие лишь в нашем воображении. А сколько игр в слова: шарады, анаграммы, кроссворды, скороговорки, палиндромы и т.д. Не будь слова, не было бы самого языка.

В русском языке, одном из богатейших в мире, существует много разделов, изучающих слово: лексикология, фонетика, морфология, орфоэпия и тому подобное. Но мы хотим обратить внимание на этимологию и топонимику.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему «сметана» называется «сметаной», «понедельник» «понедельником», почему наш областной город назван Саратовом, а столица нашей Родины – Москвой? Какая связь между «трагедией» и «козлом», «быком» и «пчелой»?

Сможете вы сказать, что такое «графин»? Вы, конечно, представляете «стеклянный сосуд», а я скажу, что это «муж графини». «Баранка», в вашем представлении, конечно же, - «хлебобулочное изделие», а я отвечу - «овца», «автобиография» - это «биография автомобиля». Как вы догадываетесь, это шутка. На самом деле, есть увлекательная наука, изучающая тайны происхождения слов, - этимология. Этимология (от греч. etymon – истина, logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Топонимика (от греч. topos – место, onima – имя) – раздел языкознания, изучающий собственные имена географических объектов, территорий.

Ученые ломают голову над загадками названий. Писать «биографию» слов непросто. Чтобы узнать тайну рождения различных наименований, нужно вникать в историю, географию, археологию, астрономию и многие другие науки. О происхождении слов можно узнать в специальном справочнике – этимологический словарь.

Из всего сказанного можно сделать вывод: работа со словом – тяжелейший труд. И в то же время – труд увлекательный, интересный, неповторимый, связанный с открытиями, с широкими познаниями. Само слово «тайна» притягивает и заставляет человека думать, действовать, развиваться. Итак, окунемся в великую научную тайну.















Основная часть.

Как возникали слова? На протяжении веков развивалась общественная, экономическая, культурная жизнь народа, улучшался быт, появлялись новые орудия труда, машины, предметы культуры. Для называния предметов сохранялись древние русские слова и приходили слова из других языков. До сих пор язык постоянно пополняется новыми словами. Чтобы понять, как образуются слова, можно предложить желающим поиграть в игру.

Игра «Бестолковый словарь». Ее любят и дети, и серьезные ученые, которые исследуют законы русского языка. Словарь необычен тем, что в нем дается неправильное, шутливое толкование слов, при котором сближаются слова, имеющие лишь внешнее звуковое сходство. Например: гусар – работник гусиной фермы (гусар – гуси),

секретарша – женщина, которая знает много секретов;

арабеска – дочь араба;

варвар – повар на двух ставках,

горец – несчастный человек;

виновница – продавщица вина;

волнушка – мама абитуриента;

ельник – рот;

жрец – обжора;

заморыш – иностранец;

жаргон – аспирин;

мошенник – место скопления мошек;

невезуха – водитель, отказавшийся везти пассажиров;

леденец – холодильник;

новобранец – недавно научившийся ругаться;

селезенка – утка;

отчаяться – напиться чаю;

свистопляска – ансамбль песни и пляски;

свинец – поросенок;

супермен – любитель супов;

этажерка – соседка по лестничной клетке и т. п.

Сначала ложноэтимологическое толкование слов ученые-лингвисты восприняли как забавную, увлекательную игру, но затем она всерьез заинтересовала языковедов, которые изучают механизмы рождения каламбуров, построенных на ошибочном толковании формы слова. Можно перефразировать знакомую всем с детства мысль: в шутке «ложь, да в ней намек». Мы все можем блеснуть своим умением видеть в словах родного языка новые слова.

В этимологическом словаре можно найти объяснения происхождения многих слов. Например: слово «мама» произошло на основе детского лепета ма-ма-ма. Слово «товарищ» тюркского происхождения: товар + друг («ис») = «компаньон в торговле». Слово «неряха» собственно-русское, образовалось с помощью приставки не и ряха (щеголиха). Слово «билет» пришло в наш язык из французского: «булла» - записка. «Астроном» - из древнегреческого языка: «астрон» - звезда, «номос» - закон. «Апельсин» - из голландского языка, означает «китайское яблоко». Слово «это» - сращение указательной частицы э и местоимения то.

А теперь понаблюдаем над географическими названиями.



Красота на карте.

Удивительные имена можно найти на карте нашей планеты:

«песня воды» - Канто Дель Агуа в Чили,

«питье богатырей» - Нарзан – нарт-санэ на Северном Кавказе,

«небесные горы» - Тянь-Шань в Азии,

«красота длинного склона, повисшего в небе» - гора Фудзияма в Японии,

«три сердца» - Трэс Корачос в Бразилии,

«страна утренней свежести» - Чосен - так называют корейцы свою страну.



В России:

былинная речка Смородинка, Серебряный Бор в Москве, Красивая Меча на Дону, Сердце-камень – мыс на Чукотке, слово Алтай означает «золотой».

Радуга на карте.

В названиях многих географических объектов заложены цвета. Самым популярным оказался красный цвет. Город Русе в Болгарии (общеславянское рус – красный), реки в Америке Рэд-Ривер и Колорадо (с англ. «красная река»), река Сурхоб в Таджикистане, река Кызыл – Су в Киргизии, река Кызыл –Ирмак в Турции, река Хонг – ха в Китае и Вьетнаме. Название рек произошло по цвету воды от размываемой речной почвы.

Желтый цвет в китайской реке Хуанхэ, в названии города Саратова (сары – желтый, тау – гора), в городе Царицын (ныне Волгоград) – от тюркского слова «сары – су» - желтая вода.

«Рыжеватая» - таково первоначальное значение имени пустыни Сахара.

Во многих названиях присутствует черный цвет:

Меланезия –острова в Тихом океане (из-за черного цвета кожи обитателей), Мавритания в Африке, Дублин – столица Ирландии, Блэк-ривер – реки в США, Шварцвальд – горы в Германии, Риу –Негру реки в Бразилии, Каракорум –«черный каменный поток» - горы в Центральной Азии, Куросио («черная река – теплое течение в Тихом океане, Судан – государство в Африке («страна черных»), Карадаг в Крыму.

«Черный», «темный» в греческом языке мелас, маурос, ирландском - дуб, в английском - блэк, в немецком - шварц, в испанском - негро, в тюркских языках - кара, в арабском -судан, в японском - куро.

Некоторые названия связаны с розой – царицей цветов. Например, Остров в Эгейском море в Греции –Родос, что в переводе означает «остров роз». Громкую славу ему принесла исполинская бронзовая статуя бога Гелиоса. Колосс Родосский считался одним из семи чудес света.

Ошибки на карте.

Существует целая серия забавных недоразумений в названиях. Оказывается, на мировой карте много ошибочных названий. История такова: против берегов Аляски европейцы обнаружили вулканические острова. Когда мореплаватели спрашивали у коренных жителей, кто они и как их зовут, то те не понимали пришельцев и произносили «алеут» (на их языке это означало «В чем дело, чужак?»). Моряки поняли это слово как название страны, и поэтому появились в справочнике Алеутские острова и алеуты – их обитатели. Такая же история произошла и с полуостровом Юкатан в Америке. Мореплаватели приняли вопрос индейцев «Юкатан?» за название. На самом же деле это слово обозначало «Что ты такое несешь, бледнолицый?» Вот что значит разговаривать на разных языках – ошибка осталась на века.

Татарский пролив отделяет остров Сахалин от материка и никакого отношения не имеет к татарам. Так его назвал французский мореплаватель Лаперуз в 1787 г., ошибочно полагая, что Татария – страна, простирающаяся до Тихого океана. А к татарам в Западной Европе того времени причисляли все зауральские народы.

Еще одна смешная история гласит, как некий профессор, изучая природу Африки, не удосужился овладеть ни одним африканским языком. Обращаясь к местным с различными вопросами, он получал часто ответ «Кайя», что означало «не знаю». Ученый назвал описанную им ящерицу кайя и изученный горный хребет кайя. Такой вот научный подход к изучению природы, когда ящерица и горы названы словом «не знаю».

Случается, что и виновного в имени-выдумке не сыщешь, как было в жизни одного ученого-крымоведа. Он описал маленькую крымскую речку, которая называлась Аузун-Узень (Ауз – по татарски значит «рот», «уста», узень – «речка). Географ перевел это название как «Ротовая речка», а наборщики не поняли и напечатали «Розовая речка». Так на карте Крыма появилась новая речка, и никто не знает, почему она «зарозовела». Попытки ученого исправить ошибку оказались напрасными. Имя нанесено на карты, введено в справочники.

Поразительно ошибочным является название самого большого острова нашей планеты Гренландии. Норманнский мореплаватель Эйрик Рауди в 981 году после продолжительного скитания по северным просторам

Атлантического океана неожиданно увидел густой зеленый ковер мхов и трав на свободных ото льда берегах неизвестной земли. Обрадовавшийся мореплаватель опрометчиво дал ей название Гренландия, т.е. «зеленая страна», хотя правильнее было бы название «Страна снегов и льдов». Общий ледяной запас этого острова такой большой, что если бы он растаял, то уровень Мирового океана поднялся бы на 8 метров!

А название острова Исландия несправедливо утверждает, что это «страна льда». Дал это название викинг Флоки Вильгердарсон еще в IX веке, пораженный большим количеством снега и льда в горах. Исландия омывается теплым атлантическим течением, на самом острове много действующих вулканов, гейзеров, теплых источников. Хорошо бы Исландии и Гренландии обменяться названиями.



Заключение.

В разные времена различные народы давали географические названия своим землям, и чем они древнее, тем труднее установить их смысл. А какие-то названия изменены до неузнаваемости. Раскрытие смысла географических имен помогает ученым в изучении природы Земли, ее изменений и истории.

Вдумчивое чтение географических карт может рассказать многое о природе и населении различных уголков нашей прекрасной планеты, об истории географических открытий и о многом другом. Сколько географических названий на всем земном шаре? Им нет числа! Значит, любознательным и активным хватит работы надолго!



















Библиография.

1.Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. –М.: Просвещение, 1975

2.С.И.Львова. Русский язык. Игры на развитие речи. – М.: Экзамен, 2019

3.А.П.Пасхалов. Удивительная этимология.- М.: Энас, 2008

4.О.Н.Козак. Литературные викторины. – С.-Петербург, 1999

5.Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Л.А.Тростенцова и др./ -М.: Просвещение, 2015




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «История и география в слове».

Автор: Межакова Светлана Михайловна

Дата: 14.06.2025

Номер свидетельства: 671608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект интегрированного урока по социально-экономической географии мира и экономике. (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_uroka_po_sotsial_no_ekonomichieskoi_ghieoghrafii_m"
    ["file_id"] => string(6) "352235"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477414945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА:  «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-tvorchieskogo-proiekta-rod-i-siem-ia-istoki-nravstviennykh-otnoshienii-v-istorii-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "124639"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414757147"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Рабочая программа предпрофильного курса "Англоязычный мир: удивительная Австралия" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-priedprofil-nogho-kursa-anghloiazychnyi-mir-udivitiel-naia-avstraliia"
    ["file_id"] => string(6) "114246"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411390632"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства