Российский государственный гуманитарный университет
  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  
  Самарской области основная общеобразовательная школа с. Парфёновка муниципального района Кинельский Самарской области
  
 
  
 
  Проект  
  Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 5 классе
  
 
  «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос-».
  
 
  
 
  
 
  
 
  Работу выполнила: Зубкова Н.Н.,
  учитель русского языка и литературы
  Работу проверила: Куропаткина Т.И.,
  д.п.н, профессор кафедры гуманитарных
  и социально-экономических дисциплин
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Содержание
  Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка ….2 - 6  
  Глава 2. Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос»…………………………………………………………………...7 – 10
  
 
  3. Использованная литература………………………………………………….11
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка.
  Трудные вопросы орфографии
  1.В чём особенность русской орфографии?
  Главной особенностью русской орфографии является то, что основные трудности лежат не в разделе «Орфография», а в других разделах, а именно: в фонетике, морфемике, морфологии и синтаксисе и, конечно же, в этом разделе.
  Основные трудности находятся вне орфографии, они лежат в области морфемики и морфологии. Причём знание других разделов должно быть качественно иным, то есть ребёнок должен уметь мгновенно членить слово на морфемы и мгновенно определять часть речи.
  2.Как сделать так, чтобы ребёнок мгновенно определял часть речи?
  Модель обучения разбора слова по составу.
  1.Отрабатываем следующие понятия: приставка, корень, суффикс, окончание.
  2.Самостоятельный поиск морфемы.
  Данная модель противоречит лингвистической и психологической теории, а также практике обучения.
  Корень – это общая часть всех родственных слов, в которой заключено общее лексическое значение.
  1-ый ориентир – это общая часть родственных слов.
  2-ой ориентир – это ориентация на значение (корень и слово должны совпадать). Но значение по-разному проявляется в значении целого слова, оно может быть очень близким (значение корня и значение слова).  
  Значение корня в составе целого слова может ослабляться (поГЛОЩать – ГЛОТка).
  Значение может выветриваться (взЯть, взИМать, взаЙМы, вынуть (нулевой корень), приНИМать, приНЯть, возЬМу).
  Ни 1-ый, ни 2-ой ориентир в полной мере работать не могут.
  Таким образом, самостоятельно найти морфему ребёнок не в состоянии. А кто это должен сделать? Эта работа – поиск морфемы – работа лингвистов, которые свои находки отражают в словарях.
 Словари:
  1.А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. Словарь морфем русского языка. М., 1986.
  2.З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1999.
  3.А.Н. Тихонов Словообразовательный словарь русского языка в двух томах: Ок. 145000 слов. - М. "Русский язык", 1985.
  4.С. Лапатухин, Г.П.Снегова."Школьный толковый словарь русского языка". 
  Функции учителя:
  1) объяснить ученику, что задача нахождения морфемы для него – очень сложная задача (либо у учителя спросить, либо в словаре посмотреть);
  2) положить словарики на стол и научить ими пользоваться;
  3) организовать работу по изучению морфемы.
  Функции ученика:
  -  просто учить, ни капли самостоятельности. 
  Мы разобрали 1-ое противоречие с лингвистической теорией.
   2-ой момент: данная модель противоречит психологической теории формирования навыка выделения морфемы в слове (Д.Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. – М. «Просвещение», 1957.).
   Сделаем небольшой экскурс в закономерность освоения детьми устной формы речи.
   Богоявленский говорит, что в 1 класс к нам приходят дети со стопроцентным освоением устной формы русского языка. А почему письменную речь дети не осваивают с такой же успешностью?
   Успешное освоение устной формы речи заставило Богоявленского обратиться к изучению закономерностей освоения устной формы речи. К этому времени (1957 г.) была написана книга Гвоздева А.Н. «Дневник Жени Гвоздева», в которой он день за днём описывает освоение языка своим сыном. Гвоздев смотрел, какие формы входят в освоение языка своим сыном.
  Что удалось понять?
  1-ый этап усвоения устной речи проходит на уровне слова: ребёнок говорит целыми словами, не изменяя их (мама, папа).
  2-ой этап: происходит освоение слова на уровне морфемы. Как это обнаружили? На это указывает массовое детское словотворчество. Ребёнок спускается от слова на уровень морфемы. Сначала он схватывает значение, а затем форму выражения значения. Например, ем ложкам (ребёнок выделил окончание), дай копатку (ребёнок понял значение корня, от слова «копать»), дай мне маленькую ложонку (он видит суффикс). То есть, ребёнок, ни у кого не спрашивая. Сам переходит на уровень морфемы.
   А почему со слова ребёнок соскользнул на морфемы? Потому что морфем меньше, чем слов в 1000 раз, а ему нужно общаться сейчас, в данный момент. Если бы ребёнок не перешёл на морфемы, то эти тысячи слов не позволили бы ему адаптироваться в обществе. Слова освоить невозможно – их много, а морфемы можно – их мало. Когда ребёнок переходит на морфемный этап, его словарный запас начинает расти с геометрической прогрессией.
   Вывод: спустим детей на уровень морфем при освоении письменной речи. Работать на уровне морфем вынуждает нас морфологический принцип русской орфографии и правила, которые сформулированы на базе этого принципа.  
   Вопрос: почему ребёнок, освоивший морфемику в устной форме (до школы), не может применить своих знаний при освоении письменной речи? Значение морфем ребёнок осваивает в устной речи в составе целого слова, то есть, на низком уровне абстракции. Для того, чтобы освоить письменную форму речи, такого уровня абстракции недостаточно, необходимо из слова вычленять морфемы, а это возможно сделать только на другом, высоком уровне абстракции. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы перевести ребёнка с низкого уровня абстракции на другой, более высокий. Как это сделать?
  1.1) Необходимо сообщить детям понятие «приставка», «корень», «суффикс», «окончание».
  -  Но освоение понятия автоматически не приводит и не может привести к верному выделению морфемы. Для того чтобы правильно выделить морфему в слове, необходимо создать индивидуальные ассоциативные связи между значением морфемы и формами её выражения (устной и письменной). 
-  Реализация данной модели обучения в школе. 
 2.Каждую модель реализует ряд методических приёмов обучения. Методы, которыми мы пользуемся: разбери слово по составу, подбери однокоренные слова, подбери слова по данной схеме, собери слово и др.
   Для того чтобы реализовать модель Богоявленского, необходимо ввести в практику обучения другие методы.
  1.Морфемное чтение (выделение голосом морфемы). Выделять голосом можно приставку, корень, суффикс, окончание.
   Данную модель обучения ввела в практику Генина Н.В. Она говорит: «Для того чтобы освоить любую абстракцию, необходима чувственная основа. Например, чтобы ребёнок понял, что такое «сладкий», он должен это попробовать. Слово – это тоже абстракция. И для освоения слова тоже нужна чувственная основа. Кинестезические ощущения – это работа речевого аппарата (проговорить). Проговаривать надо обязательно слово, но проговаривать не по слогам, а по морфемам, потому что основной принцип русской орфографии – морфологический (единообразное написание морфем). У нас орфография семантическая. В слоге нет значения, оно есть в морфеме. Генина говорит, что при проговаривании улучшается орфографическая грамотность.
  Плюсы:
  -  на уроке можно прочитать все слова по морфемам; 
-  морфемное чтение не мешает теме урока; 
-  морфемное чтение не изменяет вашего стиля ведения урока; 
-  ошибки сразу исправляются. 
 Минусы:
  -  искусственное чтение (оно смешит, трудно воспринимать целостный текст. Надо прочитать так, чтобы ребёнок понял, о чём пишут). 
 2.Морфемное письмо (вписывание корня зелёной пастой).
  Плюсы:
  -  разобрать на уровне корня слово можно не только в классе, но и дома; 
-  не мешает теме урока; 
-  не мешает стилю ведения урока; 
-  очень быстро запоминается; 
-  легко проверять тетради; 
-  сразу отслеживается реальная картина знаний; 
-  дети уверенно себя чувствуют, перестают бояться. 
 Минусы:
  -  искусственная запись (двумя ручками как будто бы неудобно); 
-  встречаются ошибки в переносе. 
 Глава 2. Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос».
  Цели урока:
  -  1.Закрепить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-; 
-  2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне ; 
-  3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой. 
 Оборудование: карточки
  Ход урока
  1.Вступительное слово учителя
  Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами повторить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-,- раст-(- ращ-) ,-рос-;
  2.Синтаксическая пятиминутка
  Запишите предложение и найдите главные члены предложения
  Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.
  Найдите в предложении слово с чередующейся гласной (располагался)
  Разберите слово располагался по составу
  Измените слово так, чтобы корень был -лож- (расположился)
  3. Работа со словами
  Используя приём поморфемного чтения, от данных глаголов с помощью суффикса –ени- образуйте новое слово. Какой частью речи оно будет являться?
  -  Излагать – изложение (изЛОЖение) 
-  Предлагать – предложение (предЛОЖение) 
-  Располагать – расположение (распоЛОЖение) 
-  Слагать – сложение (сЛОЖение) 
-  Прилагать – приложение (приЛОЖение) 
 Давайте сделаем вывод, когда в корне пишется а, когда о
  Составьте с любым словом предложение
  4. Тренировочные упражнения
  Детям раздаются карточки. Объяснить написание слов, используя приём поморфемного письма.
  1 вариант
  -  Предл…гать ничью (предЛАГать) 
-  Прил…жение к журналу (приЛОЖение) 
-  популярное изл…жжение (изЛОЖение) 
-  густо р…сти (РАСТи) 
-  маленький р…сток (РОСТок) 
-  перспективная отр…сль (отРАСль) 
-  разл…жить р…стения (разЛОЖить, РАСТения) 
-  молодая пор…сль (поРОСль) 
-  р…стительная пища (РАСТительная) 
-  дубы разр…слись (разРОСлись) 
-  ул…житься в секунды (уЛОЖиться) 
-  пол…гаться на коллектив (поЛАГаться) 
 2 вариант
  -  Петров Р…стислав (РОСТислав) 
-  возл…жить ответственность (возЛОЖить) 
-  распол…гать данными (распоЛАГать) 
-  семена прор…сли (проРОСли) 
-  изл…гать программу (изЛАГать) 
-  зар…сли тростника (заРОСли) 
-  отл…жить визит (отЛОЖить) 
-  прил…гать усилия (приЛАГать) 
-  произр…стать на севере (произРАСТать) 
-  пол…жение дел (поЛОЖение) 
-  подр…стающее поколение (подРАСТающее) 
-  Жители Р…стова -на Дону (РОСТова-на-Дону) 
 5. Игра “Составь слово ”
  Используя приём поморфемного чтения, составь слово.
  -  Предутренний – приставка (ПРЕДутренний) 
-  Поговорить – приставка (ПОговорить) 
-  Слагаемое – корень (сЛАГаемое) 
-  Решать – суффикс (решАть) 
-  Писал - суффикс прошедшего времени глагола (писаЛ) 
-  Собирала – окончание (собиралА) 
 Получилось слово: предполагала
  Разберите слово по составу
  6. Четвёртое лишнее
  Сложение, положение, отложить, ложный
  Растение, росток, отрасль, ростральные колонны
  Ростральные колонны (памятник архитектуры, один из символов Санкт-Петербурга, ростры-носы кораблей, которыми украшены колонны)
  Записать слова с чередующимися гласными и выделить в них корень зелёной пастой.
  СЛОЖение, поЛОЖение, отЛОЖить;
  РАСТение, РОСТок, отРАСль.
  7. Работа с текстом
  Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов, используя приём поморфемной записи.
  -  Без удобрений не будет р…стений (РАСТений). 
-  Душу и сердце в работу вл…жи (вЛОЖи) , каждой минутой труда дорожи. 
-  Трудно и дереву одинокому р…сти (РАСТи). 
-  Изл…жите (изЛОЖите)содержание параграфа учебника 
-  Мы предл…жили (предЛОЖили) провести слёт туристов на берегу реки. 
-  Рис р…стёт (РАСТёт) на болотистых местах 
-  Берег моря покрыт водор…слями (водоРОСлями). 
-  Эти места удивляют богатой р…стительностью (РАСТительностью). 
 8 .Подведение итогов урока
  Сегодня мы с вами повторили правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- -лож-,- раст-,(- ращ-), -рос-;
  Давайте подведём урок с помощью сигнальных карточек.
  
 
     | Какую букву надо писать в корне -лаг- | а | 
  | Какую букву надо писать в корне -лож- | о | 
  | Какая буква пишется в корне перед буквой с | о | 
  | Назовите слова исключения | отрасль | 
  | Какая буква пишется в корне перед -ст | а | 
  | Назовите слова исключения | Росток  Ростислав  Ростов ростовщик | 
 
  9. Домашнее задание
  Придумать и записать 15 слов с чередующимися гласными а-о в корнях поморфемно.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Использованная литература
  1.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., «Просвещение», 1964.
  2.Куропаткина Т.И. Теория и практика обучения орфографии в школе. – Самара, 2006.
  3.Генина Н.В. Поморфемное проговаривание как способ освоения орфографии.
  4.«Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007.
  5.Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Богданова Г.А. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2000.
  6.Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  
 
   13