| 
 Этап урока | 
 Деятельность учителя | 
 Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД | 
  | 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности   
 |  Приветствие.   Вступительное слово. - Послушайте стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза».   -Какие звуки передают грохот, раскаты грома?  Люблю грозу в начале мая,  Когда весенний первый гром,    Как бы резвяся и играя,  Грохочет в небе голубом.  Гремят раскаты молодые… (г, р) - Сегодня у нас необычный урок- урок погружения в разнообразный мир звуков, который окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Мы погрузимся в этот мир и постараемся в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. | 
 Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.   | 
  | 2.Актуализация   знаний и пробное учебное действие 
 
 
 
 
 
 
 
 |   - Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы.  (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.)  - Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( ж )Жутко жуку сидеть на суку.) - Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.) | Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь. 
 
 | Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | 
  | 
 
 
 
 
 
 3. Выявление места и причины затруднения 
 |  - Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика )  - Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)  - Что изучает графика? ( Обозначение звуков буквами)  - Отгадайте загадку:  Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (Звук)  - А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)  
   Ответ - стихотворение ( слайд)  Сколько на свете звуков?  Сколько звуков у речи?  Сколько в лесу – снежинок,    Сколько струек у речки.  Сколько в дождике – дождинок.  Сколько в песке – песчинок. - Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. (слайд)  Что произойдет, если звуки заблудятся? Сможем ли мы понять друг друга? А если один звук заблудится? Внимательно прослушайте текст и дайте ответ, какие звуки заблудились, и какие слова должны были быть в тексте. Запишите их парами.  Какой звук заблудился?  Неизвестно как случилось,  Только звук- то заблудился:  Заскочил он в чей-то дом  И хозяйничает в нем!  Закричал охотник: «Ой!  Двери гонятся за мной! (звери)  На виду у детворы  Крысу красят маляры. (крышу)  Сели в ложку - и айда! (лодку)  По реке туда – сюда!  Синеет море перед нами,  Летают майки над волнами.(чайки)  Забодал меня котел, (козел)  На него я очень зол.  Тает снег, течет ручей.  На ветвях полно врачей. (грачей)  (Я. Козловский)  Чем отличаются слова? (Значением, грамматической формой, правописанием, произношением) - Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)   В этой сказкеНет порядка:
  Что ни слово -То загадка!
 Вот что
 Сказка говорит:
 Жили-были
 КОТ и КИТ.
 КОТ - огромный, просто страшный!
 КИТ был маленький, домашний.
 КИТ мяукал.
 КОТ пыхтел.
 КИТ купаться не хотел,
  как огня воды боялся  КОТ всегда над ним смеялся!Время так проводит
 КИТ:
 Ночью бродит,
 Днем храпит.
 КОТ
 плывет по океану.
 КИТ
  Из блюдца есть сметану.Ловит
 КИТ
 Мышей на суше.
 КОТ
 На море бьет
 Баклуши!
 КИТ
 Царапался, кусался,
 Если ж был неравен спор -
 От врагов своих спасался,
 Залезая на забор.
 Добрый КОТ
 Ни с кем не дрался,
 От врагов уплыть старался:
 Плавниками бьет волну
 И уходит
  В глубину...  КИТЛюбил залезть повыше.
 Ночью
  Песни пел на крыше.Позовешь его:
  - Кис, кис! -Он охотно
 Спрыгнет вниз. | Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | 
  | 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 |  Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.   Упражнение 262. (слайд ).  Звуки речи  ∕ \  Гласные Согласные    / \ / \ ударные безударные твердые мягкие  / \  глухие звонкие 
 - Послушайте стихотворение Б. Заходера. Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы. Тридцать три родных сестрицы,  Писаных красавицы,На одной живут странице,
 А повсюду славятся!
 К вам они сейчас спешат,
 Славные сестрицы, -
 Очень просим всех ребят
 С ними подружиться!
 
 А, Б, В, Г, Д,
 Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О
  Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X
 Оседлали петуха, -
 Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
 Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети!
 Вот они - стоят рядком. Очень плохо жить на светеТем, кто с ними не знаком!
 
 
 | Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители. 
 
 | 
 Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). 
 
 
 
 
 ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. 
 
 УУД: регулятивные (работа с предложениями). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ФИЗМИНУТКА 
 
 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | 
 - Наша работа будет продолжена в группах. 1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123. 2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова. 3. Заполните таблицы: № 1 .     | Раздел науки о языке | Что изучает |   | Фонетика   | Звуки речи |   | Орфоэпия | Правила произношения |   | Графика   | Обозначение звуков буквами |  
 № 2.      | 
 | Звуки речи | Буквы   |   | Гласные   | [а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6 | а, о,у,и, ы,э, е, ё, ю,я-10 |  
  № 3.      | 
 |  Глухие   |  Звонкие |   | Согласные   | [к,п,с,т,ш,ф,х,ц,щ,ч] | [б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й] |  
 
 №4     | Всегда мягкие | [ч,ш,й] |   | Всегда твердые |  [ж,ш,ц] |   | Шипящие   | [ж,ш,щ,ч] |   Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению. 
 
 
 
 
 
 
 
 Практика под руководством учителя:  Устное выполнение упражнений 262, 263, 264.Письменное выполнение упражнений 265, 267,266 ( синонимы: удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудесный) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы. 
 
 Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. 
 
 
 
 
  Физминутка   | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.   УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). | 
  | 
 7.Рефлексия деятельности. 
 
 
 |  Прием «Незаконченные предложения» Продолжите предложения. - «Звуки речи» -   - «Фонетика изучает …» - «Орфоэпия изучает…» - «Фонема» - … - Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? -Что понравилось на уроке? - Кто был самым активным? - А самым грамотным? | 
 
 
 
 
 
 | 
 УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | 
  | 8. Домашнее задание.  
 | §50-51.   Записать 7 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков Подготовить рассказ о гласных звуках.  
  
 | 
 | 
 |