Развитие познавательного интереса на уроках
русского языка и литературы
Мир, в котором мы живём, всё чаще называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, которые происходят в обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие системы. Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносят в жертву практической пользе.
Сегодня, как никогда прежде, жизненно важно рассматривать литературу и русский язык в школе не только как один из учебных предметов, но и как особое, ни с чем не сравнимое по силе воздействия средство формирования личности школьника, богатейший источник познания жизни.
В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение" исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.
Развивающий характер учебной деятельности на уроках литературы обусловлен отбором текстов, которые должны вызывать у детей интерес, желание высказать свои чувства, оценить прочитанное, а также определенной системой вопросов и заданий. Они направлены на то, чтобы формировать навыки выполнения репродуктивных, поисковых, проблемных и творческих действий. Первым компонентом в структуре учебного действия в педагогической психологии признается мотивация, вторым- учебная задача, которая предлагается ученику как определенное задание по прочитанному. Базой для развития творческого мышления учащихся на уроках литературы служит прежде всего само произведение, и поэтому важно, представляет ли в нем положительные эмоции, пробуждает ли мысли и чувства, желание что-то написать самостоятельно.
От первой встречи с текстом, от того, какие эмоции вызывает содержание прочитанного, какие вопросы и задания к текстам будут предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение, мышление учащихся. «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы». Вот почему первый шаг в формировании творческого мышления - ответы на поставленные учителем вопросы, позволяющие выяснить, каково первое впечатление от прочитанного: Понравилось ли тебе произведение? Чем именно? Какое стихотворение тебе больше понравилось? Почему? Какие эпизоды тебе особенно запомнились? И др.Если произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим.
Такие мыслительные операции, как наблюдение, сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, являются, по определению С.Л.Рубинштейнна, «различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений».
На уроках литературы, наряду с объяснением новой темы, стараясь развить познавательную деятельность учащихся, расширить их кругозор, я использую тексты, слайды, картины, музыкальные произведения, интерактивную доску.
Одним из эффективных приемов, вызывающих их внимание и память, является прием зачина или биографической заставки знакомящей учащихся с одним из значительных эпизодов в жизни писателя или связанных с его именем.
На уроках литературы мы изучаем биографии писателей.
В 10-м классе урок по изучению биографии Ф.М.Достаевского начинаю следующим вступительным словом:
Один человек ( не называю имени), выходя на улицу всегда брал деньги, чтобы бросить нищим. Однажды, уходя, он попросил денег у жены. Жена сказала, что если она даст последние деньги, они останутся без ужина. Муж все-таки взял денег и бросил сидящей на улице женщине. Когда он пришел домой, жена готовила ужин. Муж спросил жену, где она взяла деньги. Жена ответила, что дома не осталось денег на еду, и она пошла просить подаяние.
Муж бросил деньги жене.
Это был Достоевский!
Эпиграфом к уроку я взяла слова А.Н.Горького «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».
В конце урока мы должны приити к этой мысли, к словам Горького.
Классу было дано опережающее задание:
Сделать анализ статьи о Достоевском из учебника.
Работа по структурно-логической схеме.
- Скажите, что вы знаете о Достоевском ?
По ответам учащихся на интерактивной доске оформляется структурно-логическая схема (левая сторона).
Писатель Революционер
Художник слова Верующий человек
Публицист Редактор журнала
(пишет статьи, «Время»
Очерки о Некрасове,
Пушкине) Заботливый брат
Военный офицер Глава семьи
в отставке.(оконч.
воен.учебн.завед. Защитник бедных
выход.в отставку и
станов.профессион. Сближается с Белинским
писателем).
Друг Ч.Валиханова (в Омске он
познакомился с Ч.Валихановым).
Каждому ученику дается текст с биографией Достоевского. Ученики читают текст, делают пометки.
V - знаю
+ - узнал
? – хочу знать
Обсуждение текста.
Хотела бы знать содержа-
ние письма Белинского к Гоголю.
2)Что такое Омский острог
3)Более подробно о лич-
ной жизни писателя.
4) Содержание «Речи о
Пушкине».
Учитель дает установку, где можно найти ответы на эти вопросы. Продолжить работу по структурно- логической схеме. Что нового узнали о Достоевском из текста?
Иллюстрации к сказанному через интерактивную доску. Учитель комментируюет каждую из них.
Достоевский-писатель
Работа над таблицей «Произведения Ф.М.Достоевского»
- Назовите первое произведение Достоевского, вызвавшее восторг у читателей.(« Бедные люди »/1845г)
- Повесть, в которой выражена скорее мечта писателя о другой, красивой жизни,чем отражение действительности. (Настенька,бедный молодой чиновник часто погружается в мир мечтаний). («Белые ночи»/1848г)
- В течение 14 лет Достоевский создает так называемое «великое пятикнижие».
Романы : «Преступление и наказание»/1866г
« Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»,
«Униженные и оскорбленные»/1861г
Названные романы писателя резко отличаются от произведений других крупнейших прозаиков II половины XIX в, потому что являются одновременно философскими, социально-бытовыми, психологическими романами и романами-детективами.В них речь идет либо об убийстве, либо о заговоре, либо о шантаже.
Рассказ о доме Достоевского.
Кинофильм о Достоевском.
Заключительное слово учителя о Достоевском.
« Красота спасет мир » Достоевский.
Обратить внимание на вопросы :
- Понятие красоты по Достоевскому.
- Почему он говорит, что она (красота) спасет мир?
- Согласны ли вы с этим?
Критическое мышление на уроках литературы позволит учителю развить познавательные способности учащихся, обогащение их знаниями историко- литературного характера, развитие речи, формирование читательской культуры.







 удожник слова Верующий человек
удожник слова Верующий человек

 ублицист Редактор журнала
ублицист Редактор журнала  

 ушкине) Заботливый брат
ушкине) Заботливый брат  
 
  оенный офицер Глава семьи
оенный офицер Глава семьи 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    