Лексика и фразеология 
    
 Данные задания предназначены для совершенствования умения различать синонимы. 
В качестве дидактического материала даны слова и фразеологизмы, обозначающие главным образом абстрактные понятия, работа с которыми представляет для учащихся определенную трудность. 
    
 В каждой из приведенных групп слов выделите «третье лишнее». 
С каким явлением лексики связано объединение слов в каждой группе. 
 
1) Подтверждение, доказательство, исключение. 
2) Лицемерие, легкомысленность, неискренность. 
3) Беззаботный, беспечный, безразличный. 
4) Стреляный воробей; тертый калач; калачом не заманить. 
5) В поте лица; на одно лицо; не покладая рук. 
 
    
Ответы 
Лишними являются: 
1) Исключение, 
2) Легкомысленность 
3) Безразличный 
4) Калачом не заманить 
5) На одно лицо 
Остальные пары слов и фразеологизмов в этой группе являются синонимами. 
    
Являются ли синонимами следующие слова? 
1) Классная- классовая- классическая. 
2) Искусный- искусственный. 
3) Невежливый- невежественный. 
4) Мемуарный- мемориальный. 
5) Скрытный- скрытый. 
6) Обоснуйте свой ответ, включив эти слова в словосочетания. 
Образец:  Классная доска- классовая борьба- классическая музыка. 
    
 Вставив необходимые по смыслу предлоги, вы можете прочитать фразеологизмы. 
Какое правило вам необходимо повторить, чтобы не ошибиться в написании этих фразеологизмов? 
Спишите. Объясните значение фразеологизмов. 
1) Ни … какие ворота не лезь. 
2) Ни … коем случае. 
3) Ни … что на свете. 
4) Ни … что не ставить. 
5) Ни … какие блага в мире. 
6) Ни … что не похоже. 
7) Ни … каким видом 
    
Ответы. 
Вы должны вставить следующие предлоги: 
1) в, 2) в, 3) за, 4) во, 5) за, 6) на, 7) под. 
Чтобы не ошибиться в написании этих фразеологических оборотов, нужно повторить орфограмму 
«Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях». 
    
Прочитайте фразеологические обороты. Объясните смысл каждого фразеологизма. К какому словарю в случае затруднения вам придется прибегнуть? 
Выпишите сначала фразеологические выражения книжного стиля, затем разговорного. 
1) Расправить крылья. 
2) Проба пера. 
3) Перейти Рубикон. 
4) К шапочному разбору. 
5) Списать в тираж. 
6) Всеми фибрами души. 
7) Делать погоду. 
8) Ждать у моря погоды. 
9) Пожинать лавры. 
10) Вкушать плоды. 
Составить два предложения, включив в них фразеологизмы. 
    
Ответы. 
Фразеологические обороты книжного стиля: 
1) Расправить крылья- начинать проявлять в полной мере свои способности; 
2) Проба пера- первый литературный опыт. 
3) Перейти Рубикон- сделать решительный шаг, совершить решительный поступок, имеющий поворотное значение в жизни. (Для более глубокого понимания значения фразеологизма учитель может предложить учащимся вспомнить сведения по истории Древнего Рима или напомнить, что происхождением своим фразеологизм обязан названию реки Рубикон, которую в 49 году до н.э. перешел, вопреки римского сената , Юлий Цезарь. Это событие послужило началом гражданской войны и привело к установлению в Риме империи.) 
9) Пожинать лавры- пользоваться плодами успеха. 
10) Вкушать плоды- пользоваться результатами совершенного, достигнутого, сделанного. 
    
Фразеологические обороты разговорного стиля: 
1) К шапочному разбору- к самому концу чего- либо (приходить, являться и т.п.) 
2) Списать в тираж- отстранить, считая непригодным к какой-либо деятельности. 
3) Всеми фибрами души- очень сильно, страстно (ненавидеть, презирать и т.п.). 
4) Делать погоду- определять ход, течение чего-либо; оказывать или иметь решающее влияние на что-либо. 
5) Ждать у моря погоды- рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.