kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устранение неуспеваемости школьников путем развития познавательного интереса на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть полезна молодым специалистам. в ней содержатся методические рекомендации по устранению неуспеваемости школьников по русскому языку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устранение неуспеваемости школьников путем развития познавательного интереса на уроках русского языка»

Устранение неуспеваемости школьников  путем развития познавательного интереса на уроках русского языка МБОУ гимназия г. Зернограда учитель русского языка и литературы Постригань Ольга Владимировна

Устранение неуспеваемости школьников путем развития познавательного интереса на уроках русского языка

МБОУ гимназия г. Зернограда

учитель русского языка и литературы

Постригань Ольга Владимировна

Как помочь слабоуспевающему ученику?

Как помочь слабоуспевающему ученику?

  • Сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик
  • Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа
  • Нельзя давать большой сложный материал, постараться распределить его на части
  • Опрос по новому материалу отложить на следующий урок
  • Осторожно оценивать неудачи ученика
Виды работ со слабоуспевающими

Виды работ со слабоуспевающими

  • Карточки для индивидуальной работы
  • • Задания с выбором ответа
  • • Деформированные задания
  • • Перфокарты
  • • «Разрезные правила»
  • • Карточки-тренажеры
  • • Творческие задания
  • • «Карточки-информаторы»
  • • «Карточки с образцами решения»
  • • «Карточки-конспекты»
Обучение осмыслению текста:

Обучение осмыслению текста:

  • До чтения:  ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
  • Во время чтения : читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
  • После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Тема: Сложносочиненное предложение

Тема: Сложносочиненное предложение

  • 1.Работа с текстом до чтения. 
  • Предлагаю прочитать название параграфа «Сложносочиненное предложение»,
  • До чтения возможны вопросы:
  • - Какого стиля речи будет текст, имеющий данное заглавие?
  • - О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
2. Работа с текстом во время чтения.

2. Работа с текстом во время чтения.

  • Первичное чтение . Просмотровое чтение или ознакомительное:
  • Сколько абзацев тексте? Обратить внимание на слова, выделенные прореженным и жирным шрифтом. Выписать ключевые слова. Изучающее чтение. Перечитывание текста. Чтение 1 абзаца. Задаем вопросы читающему. Тот на них отвечает. Чтение в парах про себя 2 абзаца. Один задает вопрос, другой- отвечает. Чтение 3 и 4 абзацев – учащиеся меняются ролями.
  • Сколько абзацев тексте?
  • Обратить внимание на слова, выделенные прореженным и жирным шрифтом.
  • Выписать ключевые слова.
  • Изучающее чтение. Перечитывание текста.
  • Чтение 1 абзаца. Задаем вопросы читающему. Тот на них отвечает.
  • Чтение в парах про себя 2 абзаца. Один задает вопрос, другой- отвечает.
  • Чтение 3 и 4 абзацев – учащиеся меняются ролями.
3.Работа с текстом после чтения.

3.Работа с текстом после чтения.

  • Работа в группах:
  • 1 группа, используя ключевые слова, составляет рассказ о сложносочиненном предложении;
  • 2 группа, опираясь на план синтаксического разбора простого предложения, составляет план характеристики сложносочиненного предложения.
Общее задание Привести пример сложносочиненного предложения, дать характеристику по плану, составить схему; карту

Общее задание

Привести пример сложносочиненного предложения, дать характеристику по плану, составить схему; карту

Дифференцированное обучение.  Групповые методы работы.

Дифференцированное обучение. Групповые методы работы.

  • Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников. Наиболее эффективны групповые методы работы. Работая в группах, ученики общаются друг с другом, взаимодействуют с консультантом, решают орфографические задачи, оценивают ответы.
  • Все это дает возможность каждому учащемуся глубже понять новый материал. Учитель в это время помогает слабоуспевающим учащимся или тем, у кого возникли вопросы, при необходимости объясняет теоретический материал еще раз.
Тема урока-повторения: « Правописание гласных е, и в падежных окончаниях имён существительных (кроме слов на –ие, –ий, -ия).

Тема урока-повторения: « Правописание гласных е, и в падежных окончаниях имён существительных (кроме слов на –ие, –ий, -ия).

  • 1 группа работает над составлением рассказа «Необычная прогулка» по опорным словосочетаниям.
  • По знакомой местност., приближение к цел., у берега речк., по узенькой тропк., выйти к опушк., в голубом неб., в необыкновенной тишин., перепрыгнет с ели. на ель,на небольшой полянк., в густой трав., душистые ягоды земляник.. .
  • 2 группа.Работает с текстом. Задание: вставить пропущенные буквы, определить тему, основную мысль.
  • На околиц… деревн… стоит старинный дуб. Много легенд сложено об этом богатыр…. Густые листья колышутся, словно ждут кого-то. На этом великан… ребята построили скворечник. Весной и летом в скворечник… живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в нём прячется от стуж… воробей. Для него на дерев… сделали кормушку.
  • Индивидуальное задание: определить по словарю лексическое значение слова легенда. Составить предложение.
  • 3 группа. Отработка правила. Упражнение № 517.
Приемы, помогающие развитию познавательного интереса на уроках русского языка

Приемы, помогающие развитию познавательного интереса на уроках русского языка

  • прием «усиления» орфограммы
  • Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:
  • а) по «телефону» маме или товарищу; б) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.; в) передайте правило «по радио», как самую свежую новость: «Внимание! Передаю последнее известие! Ученикам 5 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и т.д. 
Этимология слова

Этимология слова

  • Учитель: Запишите синонимы к слову колдун: волшебник (ист. от волшба «колдовство»), чародей(ист. от чары), ведьма (ист. от ведает), чудесник
  • (ист. от чудо), чудотворец (ист. от чудо)
  • Докажите на данных примерах, что с помощью этимологического анализа можно определить правильное написание слов. Запишите однокоренные слова к предложенным.
  • Комментарии:
  • Ученики должны вспомнить и записать слова волшебство, очаровать , очаровательный, ведунья, осведомленный, уведомить, чудесный, чудеса.
  • Учитель: Составьте с одним из слов-синонимов предложение.
Игровые технологии

Игровые технологии

  • Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
  • Упражнение "Моментальное фото"
  • Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Работа с учащимися, не желающими учиться

Работа с учащимися, не желающими учиться

  • 3,Найди пару
  • Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
  • 1) Николай и не заметил,
  • надо прилежно учиться.                                        1 4
  • 2) Скучен день до вечера,
  • установилась теплая, солнечная погода.          2 5
  • 3) Чтобы получить хорошую профессию, тихо шелестящих под ветром.        3 1
  • 4) Которая бывает в начале сентября,
  • что стало светать.            4 2
  • 5) Воздух пропитан ароматом трав,
  • ли делать нечего.            2 5
Игра  «Разведчики».  1) Хороши,  чисты  русские  снежные  зимы.  2)  Скрылись    подо   льдом    большие    и   малые    реки.  3) Необыкновенны  русская  зима,  яркие  зимние  дни,  лунные  ночи!  4) Крепок  ночной  мороз,  потрескивают  в  лесу  стволы  деревьев.  5)Зайцы   ночами  бегают  по  полям,  откапывают  хлебную  озимь,  оставляют  на  снегу  путаные  следы.  Задание:   Найти  за  1  минуту  как  можно  больше  слов  с  безударной  гласной  в  корне слова,  проверяемой  ударением. Аукцион В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых. Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый  осел; носиться как курица с яйцом и т. п.  
  • Игра  «Разведчики». 1) Хороши,  чисты  русские  снежные  зимы. 2)  Скрылись    подо   льдом    большие    и   малые    реки. 3) Необыкновенны  русская  зима,  яркие  зимние  дни,  лунные  ночи! 4) Крепок  ночной  мороз,  потрескивают  в  лесу  стволы  деревьев. 5)Зайцы   ночами  бегают  по  полям,  откапывают  хлебную  озимь,  оставляют  на  снегу  путаные  следы. Задание:   Найти  за  1  минуту  как  можно  больше  слов  с  безударной  гласной  в  корне слова,  проверяемой  ударением.
  • Аукцион
  • В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
  • Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый  осел; носиться как курица с яйцом и т. п.
  •  
Акростих»   К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.  Этот прием я использовала в словарной работе и при отработке словарного слова   К Кануть в лету О Обетованная земля С Сорвать маску М Мозолить глаза О От доски до доски С Сбросить иго

Акростих»  К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы. Этот прием я использовала в словарной работе и при отработке словарного слова

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Постригань Ольга Владимировна

Дата: 26.11.2025

Номер свидетельства: 677885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства