- систематизировать и обобщить знания по теме урока; 
 - осуществить контроль умений; 
 - вырабатывать навыки самоконтроля. 
 
    
 Все, что существует в мире, названо словом. Эти названия придумали наши предки. 
 Самая древняя часть речи – имя существительное. 
 
    
кто? ученица 
часть речи 
Имя существительное 
что? книга 
обозначает предмет 
отвечает на вопросы: кто? что? 
    
 - самостоятельная часть речи 
- Что оно обозначает? … ; 
 - Существительное это часть чего? … 
 - На какие вопросы отвечают? …. 
 - Приведите примеры. 
 - Сколько категорий рода имеет имя существительное ? 
 
    
Распределите существительные по двум группам 
начало 
Мужчина 
здоровье 
компьютер 
кошка 
парта 
шапка 
небо 
друг 
храбрец 
девочка 
день 
бабушка 
журнал 
мама 
тетрадь 
книга 
сосна 
снег 
неодушевленные 
Одушевленные 
    
Вставьте пропущенные буквы и обозначьте одушевленные или неодушевленные имена СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 
золот . . медаль 
бел . . снег 
красив . . девушка 
больш . . школа 
нов . . шампунь 
спел . . яблоко 
глубок . . озеро 
молод . . человек 
свеж . . хлеб 
русск . . речь 
    
Графический диктант. 
Если одушевленное существительное, то ставите «+». 
Если неодушевленное, то ставите «-» 
Зима, волк, шуба, баран, снег, сосна, ветка, бабушка, рыба, телевизор. 
    
Ключ к диктанту 
 - + - + - - - + + - 
Критерии оценок 
«5» - нет ошибок, 1 ошибка 
«4» - 2-3 ошибки 
«3» - больше 3 ошибок 
    
От данных существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа. 
Книга – 
Малыш – 
Тетрадь – 
Дело – 
Собака – 
Роща – 
Куст – 
Урок – 
Перемена - 
    
Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные. 
А(а)стана, Р(р)ека , Г(г)ород , З(з)апад , К(к)азахстан , Р(р)ассказ , К(к)нига, Д(д)ом, Ш(ш)кола, А(а)лла, П(п)ушкин, Т(т)елевизор, Р(р)екс, У(у)баган 
Собственные  Нарицательные 
    
Распределительный диктант 
«Спорт» «Школа» «Цирк» 
указка 
арена 
гимнаст 
теннис 
волейбол 
клоун 
дрессировщик 
тренер 
ученик 
учебник 
учитель 
футбол 
пенал 
класс 
фокусник 
баскетбол 
фокус 
Спортсмен 
    
Составление предложений 
1 ряд: Идёт, школа, в, ученик. 
2 ряд: На, ребята, коньки, кататься. 
    
Зачёт по теме. 
1 . Имя существительное – это… 
а) часть речи; б) часть предложения; в) слово; 
2 . Имя существительное обозначает … 
а) признак предмета; б) предмет; в) действие предмета; 
3 . Какого рода имена существительные , к которым можно подставить слова: она, моя? 
а) мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода; 
4 . Найди ошибку: 
а) м.р. – музыкант, баян, чай; б) ж.р.- клубника , зеркало, море; 
 ср. р. – письмо, веление, море; 
5 . Какие буквы пропущены? На грядк… длинный и зеленый, 
 А в кадк… желтый и соленый. 
а) е; б)и; 
6 . Укажите одушевленное существительное: 
а) сказка; б) корова; в) ручка; 
7 . Укажите собственное существительное: 
а) (Р,р) ебята; б) (П,п) ословица; в) (А,а)стана; 
8 . Укажите нарицательное существительное: 
а) (Б,б)алкон; б) (А,а)лматы; в) (М,м)арина; 
9 . Укажите существительное множественного числа: 
а) книги; б) путешествие в) слово; 
10 . Укажите существительное мужского рода: 
а) дорога; б) учебник; в) яблоко; 
    
Ключ к тесту 
Критерии оценок 
«5» - нет ошибок, 1 ошибка 
«4» - 2,3 ошибки 
«3» - 4,5 ошибок 
«2» - больше 5 ошибок 
    
Заключение урока 
-  Что такое имя существительное? 
 -  На какие вопросы отвечает? 
 -  На какие две большие группы делятся? 
 - Что обозначает? 
 
    
Домашнее задание 
Составить рассказ с помощью опорных слов: ёж, лиса, лес, солнце, ручей 
    
Эссе «Зима»