Данная презентация была подготовлена к уроку по теме Антонимы в 5 классе с целью наглядного представления всех этапов урока. Она включает различные упражнения, способствующие успешному усвоению новых знаний, формированию навыков использования в речи антонимов, нестандартного подхода к языковым явлениям.
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа 
                 
                «Презентация Антонимы» 
             
            
                                                            
     
 
Антонимы 
Учитель:Шининова Т.А. 
     
 
  Если друг не смеется,  
 Ты включи ему Солнце,  
 Ты включи ему Звезды –  
 это просто!  
 Ты исправь ошибку,  
 превращая в улыбку  
 Все грустинки и слезы,  
 это просто!  
 
     
 
Дерево по имени Лексикология  .  Назовите его плоды  . 
Гиппопотам 
Бегемот 
Кран подъемный 
Кран водопровод 
ный 
К каким рисункам у вас не нашлось объяснения? Почему? 
     
 
На чем строятся пары слов-надписей, комментирующих эти и следующие 
рисунки? 
     
 
старый  
молодой  
зима  
лето  
     
 
 
 
Антонимы  ( от греч.  anti  – «против»,  onyma  – «имя»)  
 
     
 
Антонимы – это слова  
 с противоположным значением  
одной и той же части речи  
     
 
Назовите антонимы 
     
 
а … .  
Корень ученья горек,  
а … .  
Работа в паре. Допишите пословицы и поговорки. Подчеркните антонимы.  
 Доброе слово дом построит,  
 а … .  
Ученье - свет,  
 а … .  
Труд человека кормит,  
а … .  
Человек от лени болеет,  
     
 
Отгадайте загадки. Выпишите антонимические пары в тетради.  
 Я антоним к слову смех,  
Не от радости, утех –  
Я бываю поневоле  
От несчастья и от боли,  
От обиды, неудач,  
Догадались? Это … .  
Я антоним к слову лето,  
В шубу снежную одета,  
Хоть люблю мороз сама,  
Потому что я … .  
Я антоним к слову зной,  
Я в реке, в тени густой.  
Я в бутылке лимонада.  
А зовут меня … .  
 Я антоним шума, стука,  
Без меня вам ночью мука,  
Я для отдыха, для сна,  
Да и в школе я нужна.  
Называюсь … .  
     
 
Подберите рифмы к данным словам. Что вы получили? 
 Скажу я слово: хорошо,  А ты ответишь: … .  Скажу я слово: великан ,  А ты ответишь: … . 
 П. Создайте рифмы, используя антонимичес кие пары:  Скажу я слово: … ,  А ты ответишь: … .  Скажу я слово: … ,  А ты кричи: … 
     
 
ФИЗМИНУТКА 
     
 
Работа в группе.  Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются данные антонимические пары 1группа 2группа 3группа 
посеешь - пожнешь 
дело-потеха 
легко - трудно 
летом - зимой 
свет - тьма 
больше - меньше 
     
 
Как вы исправите ошибки ребят, сделанные при составлении антонимических пар ? 
 Умный – глупец, 
 доброта – недобрый, 
 книга – тетрадь, 
 подниматься – спуск. 
     
 
Работа в группе. Исправьте лексические недочеты, взятые из сочинений учащихся . 
1 группа:  Герасим был хороший, а барыня жестокая. 2 группа:  Эта речка не широкая, а мелкая. 3 группа:  Царевна была добрая, а царица плохая. 
     
 
Подберите и запишите синонимы и антонимы к данным словам. К какой части речи будут относиться эти слова? 
 Добрый, прекрасный, честный, веселый. 
     
 
Что такое антонимы? 
Подведем итоги 
Какие части речи могут выступать 
в роли антонимов? 
Что нужно учитывать при подборе 
антонимов? 
Какова роль антонимов в речи? 
     
 
 Рефлексия  
Я узнал…  Было интересно…  Особенно понравилось…  Вызвало затруднение…  
     
 
 Домашнее задание :  
 
 Придумать и записать загадки с использованием антонимов;    параграф 10.