Презентация по русскому языку на тему "Заимствованные слова" (6 класс)
Презентация по русскому языку на тему "Заимствованные слова" (6 класс)
Расширить представление о заимствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики; объяснить необходимость использования заимствованных слов, замены заимствованных слов синонимами исконно русского происхождения; обучать орфограмме «Удвоенные согласные в словах иностранного происхождения».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Заимствованные слова" (6 класс)»
Тема. Заимствованные слова Цель. Расширить представление о заимствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики; объяснить необходимость использования заимствованных слов, замены заимствованных слов синонимами исконно русского происхождения; обучать орфограмме «Удвоенные согласные в словах иностранного происхождения». Задачи:
1. Обучающие: познакомить учащихся с понятием заимствованные слова; показать, какими путями они из одного языка проникают в другой; формировать умение использовать заимствованные слова в речи; развить умение определять этимологию заимствованных слов;
учить работать и пользоваться словарями;
формировать орфографическую зоркость.
4. Развивающие:
совершенствовать разные виды речевой деятельности; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения формулировать проблему;
развитие умения опираться на изученный материал.
3. Воспитательные: воспитывать чувство любви к русскому языку; формировать бережное отношение к русской культуре.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.
Средства обучения: компьютер, проектор, выставка словарей, карточки, учебник Русский язык под ред. М.Т.Барановой, Т.А.Ладыженской и др.
Методы и приемы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, наблюдение над языковым явлением. Эпиграф. «Все народы меняются словами и занимают их друг у
друга». В.Г.Белинский Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Проверочный диктант Аллея, перрон, пассажир, аттракцион, аппликация, аккордеон, аппетит, кассир, коллектив, колледж, массаж. - В какой части слова находятся удвоенные согласные? - Это исконно русские слова? (Нет). Это заимствованные слова, которые пришли в русский язык из других языков, например, из английского, немецкого, греческого, латинского, арабского, финского.
2. Лексическая работа
3. «В мире слов» Утром за завтраком вы попросили чашечку кофе - и произнесли арабское слово. Потребовали ещё сахара – и перешли на древнеиндийский язык. Кто – то по утрам пьёт чай. Вы даже не замечаете, что говорите на китайском языке. К чаю попросили кусочек торта – и произнесли итальянское слово. Вдруг передумали и решили его заменить бутербродом - и уже перешли на немецкий язык. А если вы любите какао или шоколад, то заговорили уже на мексиканском языке. Ну а тот, кто любит винегрет, почти знает французский язык. - Значит, на какие две группы по происхождению можно разделить слова нашего языка?
(Исконно русские и заимствованные слова). - Какова тема нашего урока? III. Сообщение темы, цели урока. Запишем тему урока « Заимствованные слова», который будет посвящён знакомству с новыми словами, пришедшими в наш язык в конце 20 века и в начале 21 века. Эпиграфом к уроку я взяла слова Белинского «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». Сегодня мы постараемся проследить, как люди меняются словами. IV. Изучение нового материала 3. Слово учителя Одним из способов развития русского языка является заимствование слов из других языков. Это явление связано с политическими и научными контактами между народами и государствами.
- Что обозначает слово «заимстованный»?
Заимствованные слова используются в нашей речи постоянно. Попробуйте вспомнить, с какими из них вы встречаетесь на уроках, например, физической культуры.
. 4. Работа с учебником. Рассмотрите рисунки на стр.77. По одежде изображённых людей определите, из каких языков заимствованы данные слова. Проверьте свой ответ по «Толковому словарю» или словарю иностранных слов. V. Закрепление нового материала 5. Перед вами набор слов. Распределите их по группам: компьютер, быт, профессия, спорт, массовая культура. Миксер, тостер, секонд – хенд, джемпер; принтер, сканер, ноутбук, Интернет; брокер, провайдер, риэлтор, продюсер; дайвинг, боулинг, байкер, матч; ремейк, имидж, хит, джаз. 6. Слово учителя Было достаточно много попыток в разные времена заменить иностранные слова русскими.
Например:
Галоши – мокроступы
Эгоист – самотник
Бильярд – шаропих
Бульвар – гульбище
Телефон – дальнеразговория
Лифт – самоподымальщик
Атмосфера – околоземица Согласитесь, что не все заимствованные слова мы можем заменить. Правильно заметил А.Н.Толстой, что « не нужно этими словами злоупотреблять, но не нужно от них и открещиваться». 8. Выборочная работа Прочитайте текст «Римские императоры и календарь» (упражнение 162) и выпишите заимствованные слова.
9. Замените данные заимствованные слова русскими синонимами, при затруднении обращайтесь к словам для справок.
прейскурант, каникулы, 10. Объясните значение данных слов: - компьютер, тест. Работа по вариантам (Работа со словарём иностранных слов). Все это довольно употребительные слова, они уже вошли в лексику русского языка. В последнее десятилетие современные средства связи активно входят в нашу жизнь. Мы узнаём много новых слов. Что обозначают слова - сканер, процессор, модем, интернет. Работа в парах. (Работа с терминологическим словарём). VI. Вывод Благодаря заимствованиям русский язык становится богаче, угрозы для него они не составляют, потому что исконно русских слов больше. А интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.
Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов.
Что к чему и почему… VII. Рефлексивно-оценочный этап. - О чём заставил задуматься сегодняшний урок? Всегда ли нужно стремиться использовать заимствованные слова? Как без них можно обойтись?
Употребление в речи заимствованных слов неизбежно, однако их переизбыток ведет к тому, что мы теряем свою самобытность, родной язык, культуру. Лучше использовать средства родного языка там, где ими можно обойтись
- Какие затруднения возникали и как вы их преодолевали? Какой стиль общения преобладал в работе?
VIII. Домашнее задание: Повторить параграф 28, страница 76-78.