Урок русского языка в 5 классе.   Тема . Буквы о и е после шипящих и ц   в окончаниях существительных.   Составила: Воробьева Оксана Александровна,  учитель ОСШ № 35 им. М. Маметовой  г. Шымкент, Республика Казахстан 
    
- Здравствуйте, меня зовут профессор Всевед. Сегодня я приглашаю вас на свой урок в страну Морфологии. 
    
Вспомните, что изучает морфология: 
- Части речи и их грамматические признаки? 
 
_________ 
- Словосочетание и предложение? 
 
    
  - А предложение изучает     синтаксис. 
Заглянем туда? 
    
 Синтаксическая разминка . 
 Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, составьте схему предложений. 
1. Родился ландыш… в майский день и лес его хранит. Схема _____________ 
2. Ж…лаем успехов ж…лаем удач… ж…лаем р…шения трудных задач... . Схема ________________ 
3. Мы читали ска…ки Андерсена «Дюймовоч…ка» «Га…кий утенок» «Принце(с,сс)а на г…рош…н...». Схема __________________ 
4. В синем небе м…рцают звезды а на белом ине… дружно искрят…ся нежные пуш…нки. Схема ____________ 
    
 Молодцы!  А теперь повторим орфограммы : 
 Какие буквы пишутся в этих словах? 
Вставьте пропущенные буквы и выделите корень. 
 Отр…стить ч…лку _______, предл…гать ш…колад ______, тяж…лый человек _______, неясный ш..пот _________, красивый капюш…н _______, черствый человек ___________, ровный ш…в ______, маленькая щ…лка __________, выр…стить крыж…вник ________. 
-  - На какие правила русского языка вы опирались при выполнении задания? 
 
    
 - А какие буквы нужно писать после шипящих в этих словах? 
 Светить свеч…й, идти с поклаж…й, быть молодц…м, прослыть удальц…м, вытирать полотенц…м, окружить кольц…м. 
    
Вот мы и подошли к новой теме. 
 Нужно знать, что буквы о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц пишутся по своим законам . 
 Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть этот “ секрет ” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. 
    
Словарный материал для наблюдения.   
 1) анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук. 
 над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом 
2) анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц. 
с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом 
 1) анализирует слова 1 –го склонения с основой на шипящий звук. 
 за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой 
 2) анализирует слова 1 –го склонения с основой на Ц. 
- с овцой, за больницей, с птицей, с ленцой  
 
    
В исследовании вам поможет эта инструкция. 
- Прочитайте слово. 
 - Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения. 
 - Под безударной гласной в окончании поставьте точку. 
 - Выделите окончание. 
 - Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву. 
 - Обратите внимание, какая гласная буква стоит в ударных окончаниях, какая - в безударных. 
 - Какие выводы можно сделать? 
 
    
Словарный материал для наблюдения.   
 1) анализирует слова 2-го склонения с основой на шипящий звук. 
 над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом 
2) анализирует слова 2-го склонения с основой на Ц. 
с певцом, за красавцем , с молодцем , перед огурцом 
 1) В словах 
 за тучей, над рощей, за больницей, с птицей - пишется 
 2) в словах 
- с овцой,, с ленцой, со свечой, с лапшой - 
 - пишется   
 
    
Запомните!   
 В окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется: 
 - под ударением о : бить ключом , суп с лапшой , укрыться плащом , свернуться ужом , салат с яйцом ; 
 - без ударения е : с громким плачем , с товарищем , согнуться под ношей , мучиться над задачей , погнаться за зайцем . 
    
    
 - Используя таблицу, расскажите о правописании о / е после шипящих и ц в разных частях слова. 
Написание о или е  после шипящих в именах существительных зависит 
В суффиксе и окончании – от ударения 
под ударением пишем о 
в безударной позиции пишем е 
 
Дружок, 
 
ключом 
В корне – от наличия проверочного слова с е 
 
Орешек 
 
тучей 
есть проверочное слово – пишем е. 
нет проверочного слова – пишем о. 
 
Черный - ч е рнеть 
 
Шоссе, шов 
    
 - А теперь применим полученные знания при выполнении уже знакомого вам задания.   
Распределите словосочетания по колонкам. 
 Светить свеч…й, идти с поклаж…й, быть молодц…м, прослыть удальц…м, вытирать полотенц…м, окружить кольц…м. 
О 
Е 
    
И снова задания. 
-  Напишите существительные с предлогами. Докажите правильность написания окончания существительных. 
 
 за ( нож) , с ( орлица) , перед ( Серёжа) , с ( борщ) , 
 под ( кожа) . 
 
-  Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило.  
 
 Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница. 
 
    
 - Мой помощник нарисовал для вас картину.  Рассмотрите ее и найдите изображения, слова которых соответствуют теме нашего урока. Запишите в тетрадь словосочетания.