|     Имя существительное – хлеб языка.  Л. Успенский .   
  Цели: * повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи; * формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; * способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.  Оборудование: интерактивная доска, готовые картотеки к уроку, рабочие листы с заданиями для каждого учащегося, карточки с заданиями, слова для орфоэпической работы. 
  Тип урока: обобщения и систематизации знаний  Методы: словесный, наглядный     ХОД УРОКА  Организационный момент Психологический минут     Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю всех присутствующих совершить интересный и удивительный  поход, который введет вас в мир волшебных стран в ходе, которого вспомним, что мы знаем об имени существительном. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности, аккуратности. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.  Закрепление изученного материала. 1.Страна «Имя Существительное.»  Вот и первый житель встретил нас. Смотрите, какой у него интересный дом.   - Какие существительные здесь живут? (Обратите внимание на правописание слов) - Чтобы в дом попасть, нам нужно ответит на некоторые вопросы. 
  Я тебе, а ты мне. 1 группа 1. Что обозначает  имя существительное? Предмет. 2 Ключ существительных среднего рода?   Оно, мое 3 .Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки. Кость 4.Как зовут самого известного в мире ветеринара? (Айболит) 5.На какие вопросы отвечает имя существительное?  Кто? Что?     2 группа 6.Написание этого месяца заканчивается буквой «т». Какой он по счёту в году? (Март, третий) 7. Назовите вкусный полезный напиток из трёх предлогов. (сок) 8. Сколько букв в русском алфавите? (33) 9.Сорт яблок, которым славится Алматы? Апорт 10.Крупная река Казахстана? Каспий   
 
 2.Страна «Собственный и Нарицательный» Карточки лежат перед вами. Запишите имена собственные, нарицательные, раскрывая скобки. Карточка 1.  (З,з)евс, (Р,р) ыба, ( С,с )обака, (П,п) ушкин, (В,в) ишня, (М,м) ария. Карточка 2. (Л,л)ондон, (Б,б)ельгия, (О,О)зеро, (Д,д)ыня, (У,у)лица, (С,с)имонова.  - А теперь давайте проверим задание. Прочитайте только нарицательные существительные. - Почему их так называют? - Назовите имена собственные?   
 3.Страна «Одушевлённый и Неодушевлённый» -Ребята вы должны разделит эти картинки на одушевлённые и неодушевлённые. 
 4.Страна «Род» В одном королевстве жили имена существительные.Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ:
 “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
 А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца.
 Пришла королева и сказала:
 “Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, мама, весна, радость…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, кресло, …)”.
 С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных.
 - А теперь я вам предлагаю выполнить задание. Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика по родам
 Волна, гнездо, тётя, земля, дядя, зайчиха, кольцо, стол, письмо, дедушка, девочка, метель, мальчик, платье.
 
 
 
 Склонение. На интерактивной доске появляется таблица. - А теперь выполним задание, определите склонение имен существительных. 
       | 
 | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |   | Река | 
 | 
 | 
 |   | Деревня | 
 | 
 | 
 |   | Дом | 
 | 
 | 
 |   | Ночь | 
 | 
 | 
 |   | Облако | 
 | 
 | 
 |   | Задание | 
 | 
 | 
 |   | Мама | 
 | 
 | 
 |   | Мышь | 
 | 
 | 
 |   | Дочь | 
 | 
 | 
 |   | Вещь | 
 | 
 | 
 |   | Бревно | 
 | 
 | 
 |   | Дядя | 
 | 
 | 
 |  
 - Ну что ж, продолжим наш путь. Чей же это дом виднеется. Кто в нем живет?  
 5.Страна «Загадка»  Отгадать слово  и написать отгадки  1 группа 2 группа 1.Напиток, который пьют по утрам родители. /кофе/ К весне новая покупка мамы /пальто/. 2.Подземная железная дорога./метро/ Фильм по телевизору/кино/. 3.Животное с сумкой на животе./кенгуру/ Мастерская по ремонту и пошиву одежды/ ателье/. 4.Аппарат, из которого слышна музыка /радио/. Учреждение, в котором наводим справки/бюро/ 5.Вид попугая /какаду/. Дорога для автомобилей/шоссе/ 
 
 
  6.Страна «Число» -Ребята, а как изменяются имена сущ.?         -По числам. Сколько чисел имеет имя существительное? (2 числа) Г) Самостоятельная индивидуальная работа на «квадратах»           -Ребята, у вас на листочках нарисованы квадраты. В каждом маленьком квадратике написаны имена существительные. Сначала внимательно прочитайте каждое слово, потом синим карандашом закрасьте  сущ . мн. числа. Работаем аккуратно. 
 
 1 команда 2 команда      |  Дневник |  Школа |  Иголка |   |  Мячи |  Компьютер |  Варенье |   |  Цветы |  Кошки |  Очки |   |  Домик |  Уши |  Брюки |  
 
      |  Колготки |  Дочь |  Стулья |   |  Молодёжь |  Собака |  Ракета |   |  Сахар |  Книга |  Моря |   |  Горе |  ручки |  Горы |  
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7.Страна «Падеж» Изменение имен существительных по падежам называется склонением З) Выполнение упражнения в тетрадях.   - Перед словами пишем названия падежей. (Ученики выполняют упражнение.)  1 группа 2 группа Лиса, зонт. Лиса, море. 
 
 8.Страна «Иероглифы». 2. Ребята, сегодня мы с вами  в гостях у одной жительницы страны «Иероглифы».     Пользуясь кодом, расшифруйте предложение 
 
 Давайте, проверим ответ.    Ответ: Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра 
 
 9.Страна «Физминутка» - Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Я называю слова, а вы, услышав  имя существительное – хлопните в ладоши;   прилагательное – поднимите руки вверх;       глагол – присядете. - Топор, стол, пробежал, лампа, аккуратный, папа, красный , принесет, ручка, автомобиль, быстрый, золото. 
 
 
 10.Страна «Корректор» Вставь пропущенные буквы.    1 группа 2 группа Ло...ка — это ло...ка, В январ…,в январ…,   Ло...кой су... едят. Много снегу на двор…, Ко...ка — это ко...ка, Снег на крыш…,и на крылечк….   У ко...ки семь котят. Солнце в неб… г голубом. Тря...ка — это тря...ка, В нашеи дом… топят печки, Тря...кой вытру стол. В небо дым идёт столбом. 
 
 11.Страна «Кто здесь лишний?» На доске картинки. 
 
 
 12.Оценивание Рефлексия /раздается каждому ученику/ 
 13.Домашнее задание.  
 |