Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  «Филатовская специальная (коррекционная) школа-интернат
  для детей с ограниченными возможностями здоровья»
 
 
 Согласовано: Рассмотрено на Утверждаю:
 зам. директора по УВР Методическом совете директор школы
  ___________________ _________________ Н.Н. Казанцева Протокол № 1 Г.Г.Котельникова  
   
  «27»августа 2015 г. «01»сентября 2015г. «____»сентября 2015г.
    
  
 
    
   
 
 
  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  ПО ПРЕДМЕТУ  
  «ПИСЬМО и РАЗВИТИЕ РЕЧИ»  
  (5КЛАСС)
 
  
 
  Составитель:
   Ильина Наталья Николаевна-
  учитель русского языка и чтения
   
 
 
 
 
  с. Филатовское, 2015год
  Пояснительная записка
  1 раздел:
  
 
  1.Статус документа
   Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:
  -  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273 - ФЗ; 
-  Письма Минобразования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», с изменениями на 26.12.2000г. 
-  Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.10.2008г. № 1662-р) 
-  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами» 
-  Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант), утверждённый Мин. Образования России от 10.04.2002г. № 29/2065 – п. 
-  Постановление Правительства Свердловской области от 02.08.05 № 618 – ПП и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (утверждены постановлением от 29.12.2010 г. № 189, в редакции изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 29.06.2011г. № 85.) 
-  Устав ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Филатовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»; 
-  Образовательная программа школы на 2013 – 2016 год 
-  Календарный учебный график школы на 2014 - 2015 учебный год 
-  Положение об адаптированной рабочей программе учителя утв.«1» сентября 2014 г. протокол №1 
-  Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 –вида 5-9 классы – М.: Владос, 2012. 232 с.,// - под ред. Воронковой В.В. 
  2.Структура документа  
   Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, требования к уровню с планируемым результатом обучения и основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса. Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану школы.
  3.Общая характеристика учебного предмета
   Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность, поэтому внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, дающим возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.  
   Коммуникативно-речевая направленность обучения предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. Работа при изучении грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике, в её устной и письменной форме. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
   Разделы программы для 5-9 классов содержат следующие компоненты: звуки и буквы, слово, предложение, связная речь. Порядок изучения частей речи проходит в соответствии Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 –вида 5-9 классы – М.: Владос, 2012. 232 с.,// - под ред. Воронковой В.В.
  5класс - знакомство с именем существительным;
  6 класс - знакомство с именем прилагательным;
  7 класс - знакомство с местоимением;
  8 класс - знакомство с глаголом;
  9 класс - знакомство с наречием, числительным.
   Звуки и буквы. Текст.
  В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу, большое внимание уделяется фонетическому разбору. Во всех разделах задания по теме «Текст» выполняются в процессе изучения других программных тем.
   Слово. Текст. Основными темами являются состав слова и части речи: формируется навык единообразного написания гласных и согласных в корне слова, внимание уделяется морфемному анализу.
  Предложение. Текст.
  Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся и воспитанников с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению.
  Эта тема включена в программу всех лет обучения с целью формирования у школьников навыков построения простых предложений разной степени распространенности, а также сложных предложений с одновременным закреплением орфографических и пунктуационных навыков письма.
  Связная речь. Текст.
  Возможности детей с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены, поэтому большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи через:
  -  работу над развитием фонематического слуха и правильного произношения; 
-  обогащение и уточнение словаря; 
-  обучение построению предложений;   
-  овладение видами письменных работ как изложение и сочинение; 
-  привитие навыков делового письма по двум направлениям: упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (бланки, квитанции) и формирование чёткого, правильного, логичного, достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.) 
  Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи проводятся один раз в месяц. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
  4. Цели и задачи изучения письма и развития речи
   Основной целью изучения письма в 5-9 классах является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии устной и письменной речи как средства общения, как способа коррекции их познавательной деятельности через решение следующих задач:
  -  получение каждым обучающимся достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса письма; 
-  воспитание средствами языка социально адаптированной личности в плане общего развития и сформированности нравственных качеств; 
-  соблюдение принципа коррекционной направленности с целью исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей с отклонениями в развитии; 
-  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. 
 5. Место предмета в базисном учебном плане
   Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант), на изучение предмета «Письмо и развитие речи» отводится 4 часа в неделю в 6-9 классах (135 часов в год), в 5 классе - 5 часов в неделю (170 часов в год).
   Рабочая программа конкретизирует примерную тематику уроков письма, практические упражнения, необходимый для запоминания словарь непроверяемых написаний.
  6. Цель рабочей программы по учебному предмету:
  Исходя из цели работы школы в 2015 – 2016 году
   «Качество образования как основное условие социализации обучающихся воспитанников с ОВЗ» и новых задач:
  
 
  -  Обеспечить комплекс условий, способствующих улучшению качества образования обучающихся воспитанников с ОВЗ; 
-  Обеспечить подготовку к внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью; 
-  Совершенствовать работу по комплексной безопасности в образовательном учреждении; 
 мною определена основная цель реализации рабочей программы на 2015-2016 учебный год:  
   «Развитие и воспитание позитивной личности воспитанников условиях инновационной деятельности»
  Задачи:
  -  использование активных методов обучения, включая обучение средствами проектной деятельности; 
-  формирование коммуникативных умений как средства самовыражения личности; 
-  развитие основ орфографической грамотности через практическую направленность уроков грамматики; 
-  формирование общекультурной и информационной компетенций средствами русского языка;   
-   воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку. 
 7. Общеучебные умения, навыки, способы деятельности.
   В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:  
  -  коммуникативные (владение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),   
-  интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),   
-  информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),   
-  организационные (учиться умению формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль и самооценку).   
  Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями:
  -  1 уровень - базовый; 
-  2уровень - минимально необходимый, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом; 
-  если же дети не смогут усваивать и минимально необходимый уровень знаний, для них определяется индивидуальная программа обучения, которая утверждается на заседании ПМПК 
 2 раздел:
   Требования к знаниям и умениям обучающихся по письму и развитию речи.
     |  5 класс | 
  |  1 уровень |   2 уровень | 
  |  списывать текст целыми словами и словосочетаниями;писать под диктовку текст с изученными орфограммами (40-45 слов);коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);различать имя существительное, прилагательное, глагол с опорой на таблицу, вопросы;находить решение орфографической задачи (с помощью учителя); |  списывать текст целыми словами;писать под диктовку текст с предварительно разобранными орфограммами;участвовать в обсуждении темы и идеи текста;подбирать однокоренные слова с помощью учителя;проверять безударные гласные, сомнительные согласные (с помощью учителя);учиться пользоваться школьным орфографическим словарём под руководством учителя. | 
 
  
 
     |  6 класс | 
  |  
 
  1 уровень |  
 
  2 уровень | 
  |   списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55-60 слов); делить текст на предложения; выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли; писать свободный диктант после предварительной отработки каждой части до 60 слов); подбирать однокоренные слова, разбирать самостоятельно по составу слова в простых случаях; доказывать знание частей речи, ориентируясь с помощью вопросов и опорных таблиц; находить решение орфографической задачи самостоятельно или с помощью учителя;пользоваться школьным орфографическим словарем. |  списывать текст целыми словами;писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;исправлять текст с помощью учителя;подбирать однокоренные слова с помощью учителя;различать части речи с помощью учителя;пользоваться школьным словарем с помощью учителя; | 
 
  
 
     |  7 класс | 
  |   1 уровень |   2 уровень | 
  |   писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов); писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов); подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи; определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу; находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);пользоваться школьным орфографическим словарём. |  писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;исправлять текст;подбирать однокоренные слова с помощью учителя;различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;различать части речи с опорой на таблицу;решать орфографические задачи с опорой на таблицу или с помощью учителя. | 
 
  
 
     |  8 класс | 
  |  1 уровень |  2 уровень | 
  |   писать под диктовку текст и изученными орфограммами(70-80слов); писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов); находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя; использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос; определять части речи, используя сложные предложения для доказательства; подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;находить и решать орфографические задачи   |   писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;   принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста; исправлять текст; составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт; решать орфографические задачи с помощью учителя;  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 | 
 
  
 
     |  9 класс | 
  |  1 уровень |  2 уровень | 
  |   писать под диктовку текст с изученными орфограммами(75-80слов) составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с чётко выраженными структурными частями писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов) составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова определять части речи, используя сложные предложения для доказательства находить и решать орфографические задачи оформлять все виды деловых бумагпользоваться школьным орфографическим словарём |   писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста составлять короткие тексты по плану, опорным словам, по картинке или без неё (40-45 слов) составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему (с помощью учителя) пользоваться школьным орфографическим словарём  
 | 
 
  
 
  8 .Технологии обучения и воспитания, используемые на уроках письма и развития речи:
  -  здоровьесберегающие технологии (физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, поддержание комфортного психологического климата на уроках и др.); 
-  технологии коллективного воспитания, направленные на включение детей в совместную деятельность, воспитывающие ответственность и заботу о коллективе; 
 - технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений; 
- игровые технологии, проблемное обучение, метод проектов; 
- технологии дифференцированного обучения, индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы обучения, а также технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала 
- технологии на основе усиления социально-воспитательных функций (технологии, направленные на выполнение законных прав ребенка, на формирование в нем гражданских обязанностей) 
 9.Методы и приёмы обучения, используемые на уроках письма и развития речи:
  -  методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, поощрения, эмоциональное стимулирование); 
-  словесные методы (рассказ, беседа, объяснение); 
-  наглядные методы (иллюстрация схемы, демонстрация); 
-  практические методы (упражнения, разборы, списывание); 
-  методы самостоятельной работы, работа с книгой, с различными словарями; 
-  методы контроля и самоконтроля 
 10. Коррекционная работа
  В целях реабилитации личности детей с отклонениями в развитии, углубления и обобщения их социокультурного опыта на основе содержания учебного материала по письму и развитию речи, коррекционная работа будет проводиться в следующих направлениях и видах практических работ:
     |  Направления коррекционной работы  
 |  Виды практических работ | 
  |  
 
   коррекция мелкой моторики пальцев устранение дефектов произношения уточнение словаря преодоление ошибок в построении предложений развитие внимания, памяти, мыслительных операций цикличность, систематическое повторение пройденного  материала |  
 
  
 
   активное включение детей в речевую деятельность через использование дидактических игр (лото, викторина, отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры) восстановление деформированного текста или предложения речевые игры, упражнения на произношение звуков, на развитие фонематического слуха составление рассказов, распространение предложений;  редактирование предложений, содержащих речевые и смысловые ошибки  
 
   письмо различных видов диктантов (творческий, выборочный, картинный, предупредительный; комментированное письмо)  
 
 | 
 
  11.  Характеристика учебных умений, навыков обучающихся 5, 6, 7, 8 класса.
   5 класс
     |  1 уровень умений |  2 уровень умений | 
  |  Ярославцев И., Анфёров В. |  Фисенко А. | 
  |  - пишут под диктовку текст с изученными орфограммами (20 – 30 слов);   - записывают текст на заданную тему   самостоятельно  - разбирают слова по составу     самостоятельно;  -подбирают однокоренные   слова, проверочные к сомнительным согласным;  -.закладываются навыки самоконтроля |  - контрольное списывание или письмо под     диктовку с предварительно разобранными орфограммами;  -разбирают слова по составу с помощью учителя;  -работают с учителем, коллективно,  -подбирают проверочные слова к орфограммам с помощью учителя;  
 
  -не умеют проверять написанное | 
 
  
 
  6 класс
     |  1 уровень умений |  2 уровень умений | 
  |  Шашко Н., Булдакова А. |  Хлызов Т., Тарских Т., Кунавин Н. | 
  |  - пишут под диктовку текст с изученными орфограммами (30 – 40 слов);  - записывают текст на заданную тему   самостоятельно  - разбирают слова по составу    самостоятельно;  -подбирают однокоренные слова,    проверочные к сомнительным согласным;  -.закладываются навыки самоконтроля |  - контрольное списывание или письмо под    диктовку с предварительно разобранными орфограммами;  -разбирают слова по составу с помощью учит.  -работают с учителем, коллективно,  -подбирают проверочные слова к    орфограммам с помощью учителя; -не умеют проверять написанное | 
 
  
 
  7 класс
     |  1 уровень умений |  2 уровень умений | 
  |  Тимофеева К., Кузеванов Т. |  Тимофеев К., Реутов В.  
 | 
  |  - пишут под диктовку текст с изученными орфограммами (40 - 45 слов);  - записывают текст на заданную тему    самостоятельно  - разбирают слова по составу    самостоятельно;  -подбирают однокоренные слова,    проверочные к сомнительным согласным;  -.закладываются навыки самоконтроля |  - контрольное списывание или письмо под    диктовку с предварительно разобранными орфограммами;  -разбирают слова по составу с помощью учит.  -работают с учителем, коллективно,  -подбирают проверочные слова к   орфограммам с помощью учителя; -не умеют проверять написанное | 
 
  
 
  8 класс
     |  1 уровень умений |  2 уровень умений | 
  |  
 |  Хорьков С  
 | 
  |  - пишут под диктовку текст с изученными орфограммами (45- 50 слов);  - записывают текст на заданную тему    самостоятельно  - разбирают слова по составу    самостоятельно;  -подбирают однокоренные слова,    проверочные к сомнительным согласным;  -.закладываются навыки самоконтроля |  - контрольное списывание или письмо под    диктовку с предварительно разобранными орфограммами;  -разбирают слова по составу с помощью учит.  -работают с учителем, коллективно,  -подбирают проверочные слова к   орфограммам с помощью учителя; -не умеют проверять написанное | 
 
  
 
   Основная задача в работе с учащимися 2 уровня обучаемости - усиление индивидуальной и дифференцированной помощи, как на уроке, так и при оказании дополнительной коррекционной помощи таким обучающимся как Тимофеев Кирилл, Тарских Тимофей, а также возможно привлечение учеников-консультантов для оказания дополнительной помощи в плане выполнения различных видов разборов.
  Планируемый результат обучения:
  5 класс
  -  списывать текст целыми словами и словосочетаниями; 
-  писать под диктовку текст с изученными орфограммами (40-45 слов); 
-  коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов); 
-  различать имя существительное, прилагательное, глагол с опорой на таблицу, вопросы; 
-  находить решение орфографической задачи (с помощью учителя); 
-  пользоваться школьным орфографическим словарем (с помощью учителя). 
 6 класс
  -  списывать текст целыми словами; 
-  писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55-60 слов); 
-  делить текст на предложения; 
-  выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли; 
-  писать свободный диктант после предварительной отработки каждой части до 60 слов); 
-  подбирать однокоренные слова, разбирать самостоятельно по составу слова в простых случаях; 
-  доказывать знание частей речи, ориентируясь с помощью вопросов и опорных таблиц; 
-  находить решение орфографической задачи самостоятельно или с помощью учителя; 
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
  7 класс
  -  писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов); 
-  писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов); 
-  подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; 
-  образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи; 
-  определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу; 
-  находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя); 
 пользоваться школьным орфографическим словарём.
  8 класс
  -  писать под диктовку текст и изученными орфограммами(70-80слов); 
-  писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов); 
-  находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя; 
-  использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос; 
-  определять части речи, используя сложные предложения для доказательства; 
-  подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; 
 находить и решать орфографические задачи
  12. Учебно-методическое обеспечение уроков письма и развития речи
  1. Учебные программы:
   2. Рабочие программы учителя:
   3. Учебники по грамматике, правописанию и развитию речи:
  -  В.В.Воронкова «Русский язык». Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М., Просвещение, 2006г. 
-  Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М., Просвещение, 2004г. 
-  Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.-М.: Просвещение, 2006г. 
-  Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- Москва, Просвещение, 2004г. 
-  Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М.: Просвещение, 2006г. 
 4. Учебные пособия:
  -  Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Состав слова» (рабочая тетрадь№1): Москва, Просвещение, 2002г. 
-  Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Имя существительное» (рабочая тетрадь №2): Москва, Просвещение, 2002г. 
-  Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Имя прилагательное» (рабочая тетрадь №3): Москва, Просвещение, 2005г. 
-  Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Глагол» (рабочая тетрадь №4): Москва, Просвещение, 2005г. 
-  «Сложные слова» (демонстрационный материал). 
-  «Крылатые выражения» (демонстрационный материал). 
-  «Несклоняемые существительные» (демонстрационный материал). 
 5. Словари для учащихся:  
  -  А.Е.Аникин «Этимологический словарь» (из истории происхождения русских слов): Москва, 1993г. 
-  С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»: Москва, 2005г.-1экз. 
-  Д.Н.Ушаков «Орфографический словарь русского языка»: Москва, 1990г.-10экз. 
 6. Литература для учащихся:
  -  О.В.Узорова «Загадки для развития речи, внимания, памяти и мышления»: Москва, АСТ, Астрель, 2007г. 
-  О.Д.Ушакова «Стихи, пословицы, поговорки о Родине»: СПб, Литера, 2007г. 
 7. Методическая литература для учителя:
  -  А.К.Аксенова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида»: Москва, Просвещение, 2002г. 
-  В.И.Воробьева «Сочинение по картинам в начальных классах»: Москва, АСТ, Астрель, 2007г. 
-  Н.Л.Галеева «Сам себе учитель» (курс практических занятий по формированию успешности ученика). - М.: издательство «5 за знания», 2006г. 
-  Н.М.Гончарова. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. - Волгоград: «Учитель», 2007г. 
-  М.П.Филипченко «Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях»: Волгоград, Учитель, 2007г. 
-  Н.Н.Яковлева «Коррекция нарушений письменной речи»: СПб, КАРО, 2007г. 
 8. Тексты для проверочных работ:
  -  В.Т.Голубь «Тематический контроль знаний учащихся по русскому языку, 3 класс»: Воронеж, 2007г. 
-  Т.В.Игнатьева «Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку, 4 класс»: Москва, Издательский центр «Экзамен», 2006г. 
-  Е.А.Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида, 5-7 классы»: Москва, ВЛАДОС, 2003г. 
-  Л.М.Зеленина «Проверочные работы по русскому языку, 2-4 классы» 
 9.Таблицы для уроков грамматики:
  -  №1 «Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения 
-  №2 «Восклицательные предложения» 
-  №3 «Главные и второстепенные члены» 
-  №4 «Имя существительное. Кто? Что?» 
-  №5 «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» 
-  №6 « Правописание безударных гласных в корне слова» 
-  №7 «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» 
-  №8 « Разделительный Ъ знак» 
-  №9 «Слова с непроизносимыми согласными в корне» 
-  №10. «Род имен существительных» 
-  №11. «Предлог и приставка» 
-  №12. «Изменение существительных по числам» 
-  №13. «Приставка и суффикс» 
-  №14. «Корень и окончание» 
-  №15. «Изменение имен прилагательных по родам» 
-  №16. «Изменение глаголов по числам» 
-  №17. «Изменение глаголов по времени» 
-  №18. «Перенос слов» 
-  №19. «Части речи» 
-  №20. «Знаки препинания в простом и сложном предложении» 
-  №21. «Склонение существительных» 
-  №22. «Что изучает грамматика» 
-  №23. «Алфавит» 
-  №24. «Правописание «НЕ» с глаголом» 
-  №25. «Изменение прилагательных по числам» 
-  №26. «Разбор слова как части речи (морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола)» 
-  №27. «Изменение существительных по падежам» 
-  №28. «Имя числительное» 
-  №29. «Наречие» 
-  №30. «Личные местоимения» 
-  №31. «Три склонения существительных» 
-  №32. «Личные окончания глаголов» 
-  №33. «Слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета» 
-  №34. «Первое склонение существительных» 
-  №35. «Второе склонение существительных» 
-  №36. «Третье склонение существительных» 
-  №37. «Части слова: корень, приставка, суффикс» 
-  №38. «Связь слов в предложении» 
-  №39. «Предложения с прямой речью» 
-  №40. «Порядок фонетического разбора» 
-  №41. «Безударные окончания имен прилагательных» 
-  №42. «Безударные гласные в падежных окончаниях существительных» 
-  №43. «Падежи»