Данная рабочая программа раскрывает коррекционно – педагогическую работу по формированию грамматического строя речи. Реализация рабочей программы предусматривается в 4б классе.
  Рабочая программа учебного предмета «Формирование грамматического строя речи» составлена в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. 3273 – Ф3, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288, на основе Учебного плана КОУ «Школа-интернат № 15», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида».  
  Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова и др.  М.: «Просвещение», 2006. - 430 с.
  Специфика курса «Формирования грамматического строя речи» состоит в том, что учащиеся, постепенно овладевая разными значениями, овладевают и средствами их грамматического оформления. Это и находит свое отражение в содержании практической работы по формированию грамматического строя речи, имеющей в виду ознакомление в первую очередь с основными значениями грамматических форм слов в составе предложения и последовательное ознакомление с каждой новой грамматической формой (грамматическим значением) на основе ранее усвоенной.  
  На изучение курса отводятся 136 часов: по 4 часа в неделю.
  Курс «Формирование грамматического строя речи» направлен на формирование грамматических обобщений, автоматизацию навыка правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей.
  Изучение предмета «Формирование грамматического строя речи» способствует решению следующих задач:
  1. Понимание отдельных лексико-грамматических комплексов (словосочетаний), выражающих определенные значения.
  2. Употребление словосочетаний в связной речи на основе практических грамматических обобщений.
  3. Систематизация языковых фактов.
  При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, в парах, прием «маленький учитель», дидактические игры, организационно - деятельностные игры, демонстрация действия и т.п.
  Методическими особенностями изучения данного курса является то, что в IV классе начинается этап практической систематизации основных грамматических закономерностей языка. Учащиеся подводятся к обобщению закономерностей, характеризующих существительные, глаголы, прилагательные, местоимения (значения, особенности изменения). Кроме того, предусматривается овладение и сложными синтаксическими структурами: наиболее употребительными типами сложных предложений, выражающих определительные, пространственные, причинные, целевые, временные и объектные смысловые отношения
  Курс грамматики и правописания в IV классе соответствует курсу грамматике для IV класса массовой общеобразовательной школы, но включает разделы, «Слово», «Предложение», «Словосочетание». В IV классе учащиеся на основе полученных ранее сведений о составе слова (корень, окончание, приставка, суффикс) и практического знакомства с простейшими случаями словообразования совершенствует умения и навыки в разборе слов по составу, в правописании и произношении глухих и согласных. Школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союзов) запятой.
  Материально-техническое обеспечение программы: демонстрационные плакаты и таблицы, раздаточный дидактический материал, мультимедийные пособия (презентации по темам).
  Итоговый контроль проводится в форме письменных контрольных работ.
  части слова — корень, окончание, приставку, суффикс; части речи — имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  -члены предложения — главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
  -составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
  -устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания;
  -группировать слова по вопросам кто? что? что делает? какой?, обозначая их соответствующими терминами (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
  -грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать текст, включающий изученные орфограммы;
  -производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам).
 1. А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, К.В. Комаров «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. В двух частях. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009г.
  2. Ушакова О. Д. Русский язык. 3 класс. Серия «Проверялочка».- С.-П.: Изд. дом «Литера», 2012
  3. Рамзаева Т.Г. «Русский язык». Учебник для 3 класса образовательных учреждений. –М: «Дрофа», 2001
  1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
  3. Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
  Демонстрационные плакаты и таблицы.
  Раздаточный дидактический материал.
  Мультимедийные пособия (презентации по темам).
         | № | Тема | Дидактическая цель | Речевой материал |  Кол-во часов | Сроки | 
  | 1 2 3 |  Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:  
 - принадлежность(«существительное + существительное»: портфель учителя, ветка яблони); | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. 
 
 
 | Портфель учителя, ветка яблони. 
 
 |  
  
  
 3 | 
 | 
  | 4 5 6 
 |  
 - количество или меру («существительное + существительное»: бутылка молока); | 
 
 Учить составлять предложения со словосочетаниями,  обозначающими количество или меру и дописывать окончания. Развивать связную речь. | 
 
 Бутылка молока, банка сметаны. |  3 | 
 | 
  | 7 8 9 
 | - признаки предмета («существительное + из + существительное»: тарелка из пластмассы); | Учить составлять предложения со словосочетаниями,  обозначающими признаки предмета и дописывать окончания. Развивать связную речь. 
 | Тарелка из пластмассы, дом из кирпича. | 3 | 
 | 
  | 10 11 12 |  пространственные отношения («глагол + у, против + существительное»: остановился у вокзала);  
 | Учить составлять предложения со словосочетаниями ,  обозначающими пространственные отношения. Развивать связную речь. | Остановился у вокзала, живет у больницы. 
 | 3 | 
 | 
  | 13 14 
 | - пространственные отношения («глагол + из-за, от + существительное»: выбежал из-за угла);  
 | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. | Выбежал из-за угла, вышел из – за парты. | 2 | 
 | 
  | 15 | Повторение | Отрабатывать умения дописывать соответствующие окончания. Развивать связную речь, мышление. | Остановился у вокзала, живет у больницы, выбежал из-за угла, вышел из – за парты. 
 | 1 | 
 | 
  | 16 | Контрольная работа по теме: Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? чего? | Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать связную речь, мышление. | Тарелка из пластмассы, дом из кирпича. | 1 | 
 | 
  | 17 
 | Главные члены предложения | Познакомить учащихся с главными членами предложения. Развивать связную речь, мышление. | Подлежащее, сказуемое. | 1 | 
 | 
  | 18 | - временные отношения («глагол + с, до, после + существительное»: приехал до обеда); 
 | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь, мышление. | Приехал до обеда, отдыхали после работы. | 1 | 
 | 
  | 19 20 | - причинные отношения («глагол + из-за + существительное»: опоздал из-за дождя); 
 | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. | Опоздал из-за дождя, занесло из- за вьюги. | 2 | 
 | 
  | 21 22 
 |  назначение предмета («существительное + для + существительное»: кувшин для молока); 
 | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. | Кувшин для молока, банка для сметаны. 
 | 2 | 
 | 
  | 23 24 25 | обратную направленность действия («существительное + от + существительное»: письмо от брата); | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. | Письмо от брата, телеграмма от мамы. | 3 | 
 | 
  | 
 26 27 28 
 
 |  отрицание или отсутствие («нет + существительное»: нет альбома).  
 | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. | Нет альбома, нет скатерти. | 3 | 
 | 
  | 29 30 
 | Повторение | Закрепить знания по пройденным темам. | Кувшин для молока, банка для сметаны. 
 | 2 | 
 | 
  | 31 | Контрольная работа по теме: « Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? чего?» | Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать связную речь, мышление. | Приехал до обеда, отдыхали после работы. | 1 | 
 | 
  | 32 | Закрепление материала. | Закрепить знания по пройденным темам. | Кувшин для молока, банка для сметаны. 
 | 
 | 
 | 
  | 33 34 35 | Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? чего?   | Учить составлять предложения со словосочетаниями,  отвечающих на вопросы кого? чего?, множественного числа | Кормушка для птиц, письма от товарищей, пачка тетрадей. | 3 | 
 | 
  | 36 | Обобщение по теме.  
 | Обобщить знания по пройденным темам. Развивать связную речь, мышление. | Песни птиц, для карандашей. | 1 | 
 | 
  | 37 
 
 | Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками на-, вы-, по-, с- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: кормил — накормил, мыл — вымыл, солил — посолил, ел — съел). | Учить составлять предложения со словосочетаниями ,  включающими глаголы с приставками. Обогащать словарный запас.   | Кормил — накормил, мыл — вымыл, солил — посолил, ел — съел. 
 | 1 | 
 | 
  | 38 | Второстепенные члены предложения | 
 Познакомить учащихся с второстепенными членами предложения. Развивать связную речь. 
 | Повар чистит рыбу. | 1 | 
 | 
  | 39 |  Употребление в речи родственных слов (цвет, цветной, цветет). Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.  
 | Учить употреблять в речи родственные слова (цвет, цветной, цветет) и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. | Цвет, цветной, цветет. | 1 | 
 | 
  | 40 41 42 
 |  Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кому? чему? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - направленность действия на предмет («глагол + к + существительное»: идет к товарищу);  
 | Учить составлять словосочетания и предложения по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. 
 | Идет к товарищу, приехал к бабушке. | 3 | 
 | 
  | 43 | Корень – общая часть родственных слов. | Познакомить учащихся с понятием корень | Слон, слоненок, слониха. | 1 | 
 | 
  | 44 
 | - состояние предмета («существительное + наречие»: девочке весело);  
 | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. | Девочке весело, пекарю жарко. | 1 | 
 | 
  | 45 46 
 | - пространственные отношения («глагол + к, по + существительное»: подъехал к вокзалу).  
 | Учить составлять словосочетания по схеме и дописывать окончания. Развивать связную речь. Обогащать словарный запас. 
 | Подъехал к вокзалу, подошел к реке. | 2 | 
 | 
  | 47 | Приставка. Суффикс. Окончание. | Познакомить учащихся с понятием о окончание, суффиксе, приставке. Развивать связную речь. | Сестра – сестры, домик, грибок, входит, переходит. | 1 | 
 | 
  | 48 | Повторение | Закрепить знания по пройденным темам. | Идет к товарищу, приехал к бабушке. | 1 | 
 | 
  | 49 | Контрольная работа по теме: «Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?» | Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать связную речь, мышление. 
 | Девочке весело, пекарю жарко, приехал к бабушке. | 1 | 
 | 
  | 50 
 
 | Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?   | Учить составлять предложения со словосочетаниями,  отвечающих на вопросы кому? чему?, множественного числа | Рассказывает товарищам, идет по полям. | 1 | 
 | 
  | 51 | Слово – часть речи | Познакомить учащихся со словом как частью речи. Развивать связную речь, мышление. | Мяч, получает, яблочное. | 1 | 
 | 
  | 52 | Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?   | Учить составлять предложения со словосочетаниями,  отвечающих на вопросы кому? чему?, множественного числа | Рассказывает товарищам, идет по полям. | 1 | 
 | 
  | 53 54 
 | Обобщение по теме. | Обобщить знания по пройденным темам. Развивать связную речь, мышление. | По морям, по степям, к ученикам. | 2 | 
 | 
  | 55 | Слово. Словосочетание. Предложение. | Учить отличать  словосочетание от слова и предложения.  Обогащать словарный запас | Красная лента, читает книгу, карандаш. Мальчик читает книгу. | 1 | 
 | 
  | 56 57 58 | Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -я-, -ива- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: повторял — повторил, склеивал — склеил). | Учить составлять предложения со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами. | Повторял — повторил, склеивал — склеил). | 3 | 
 | 
  | 59 | Слово. Словосочетание. Предложение. | Учить отличать  словосочетание от слова и предложения.  Обогащать словарный запас | Красная лента, читает книгу, карандаш. Мальчик читает книгу. | 1 | 
 | 
  | 60 
 | Закрепление материала | Закрепить знания по пройденным темам. | Интересно зрителям, рассказывает ученикам. | 1 | 
 | 
  | 61 | Контрольная работа по теме: «Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему?» | Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать связную речь, мышление. | Повторял — повторил, склеивал — склеил),.идет по полям. | 1 | 
 | 
  | 62 | Повторение | Закрепить знания по пройденным темам. | 
 | 1 | 
 | 
  | 63 | Имя существительное | Познакомить учащихся с именем существительным и учить выделять из предложения имена существительные по вопросам. | Турист, школьник, ель, град. | 1 | 
 | 
  | 64 65 66 | Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? что? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - прямой и косвенный объект («глагол + на + существительное»: встретил брата, надевает на голову) | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: прямой и косвенный объект. Развивать связную речь, мышление. | Встретил брата, надевает на голову. 
 | 3 | 
 | 
  | 67 | Имя существительное | Познакомить учащихся с именем существительным и учить выделять из предложения имена существительные по вопросам. | Турист, школьник, ель, град. | 
 | 
 | 
  | 68 69 70 | - временные отношения («глагол + в, через, за, весь, целый + существительное»: приехал в субботу, читал целый день);  
 | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: временные отношения. | Приехал в субботу, читал целый день. 
 | 3 | 
 | 
  | 71 | Род имен существительных | Учить учащихся определять род имен существительных. Развивать мышление. | Женский. мужской, средний род. | 
 | 
 | 
  | 72 73 74 | - пространственные отношения («глагол + в, на, за, под, через + существительное»: спрятался за куст). 
 | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения. Развивать связную речь, мышление. | Спрятался за куст. 
 | 3 | 
 | 
  | 75 | Род имен существительных | Учить учащихся определять род имен существительных. Развивать мышление. | Женский. мужской, средний род. | 1 | 
 | 
  | 76 77 78 | Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? что? (множественное число).   | Учить составлять предложения со словосочетаниями,  отвечающих на вопросы кого? что?, множественного числа. Обогащать словарный запас. | Повели лошадей, застелили кровати. | 3 | 
 | 
  | 79 | Мягкий знак (ь) у существительных женского рода после шипящих на конце слов и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, ночь — мяч, вещь — плащ, мышь — камыш). | Учить употреблять слова с мягким знаком на конце имен существительных после шипящих. Обогащать словарный запас. | Рожь — нож, ночь — мяч, вещь — плащ, мышь — камыш. | 1 | 
 | 
  | 80 | Обобщение по теме.  
 | Обобщить знания по пройденным темам. Развивать связную речь, мышление. | 
 | 1 | 
 | 
  | 81 | Контрольная работа по теме: « Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? что? (множественное число).» | Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать мышление. | Приехал в субботу, читал целый день. 
 |  1 
 | 
 | 
  | 82 
 
 |  Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кем? чем? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - орудие или средство действия («глагол + существительное»: кормит кукурузой); | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: орудие или средство действия.  
 
 | Кормит кукурузой. | 1 | 
 | 
  | 83 | Мягкий знак (ь) у существительных женского рода после шипящих на конце слов и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, ночь — мяч, вещь — плащ, мышь — камыш). | 
 | 
 | 1 | 
 | 
  | 84 85 |  Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кем? чем? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: - орудие или средство действия («глагол + существительное»: кормит кукурузой); | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: орудие или средство действия.  
 
 | Кормит кукурузой. | 2 | 
 | 
  | 86 
 | - совместность, сопровождение, содержание («существительное + с + существительное»: клоун с собачкой, корзина с углем);  
 | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: совместность, сопровождение, содержание. | Клоун с собачкой, корзина с углем. 
 | 1 | 
 | 
  | 87 
 
 
 | 1, 2, 3-е склонение существительных. 
 | Учить учащихся определять склонение существительных. Развивать связную речь, мышление. | Три склонения. | 1 | 
 | 
  | 88 89 | - совместность, сопровождение, содержание («существительное + с + существительное»: клоун с собачкой, корзина с углем);  
 | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: совместность, сопровождение, содержание. | Клоун с собачкой, корзина с углем. 
 | 2 | 
 | 
  | 
 90 | - пространственные отношения («глагол + за, между, над, перед, под + существительное»: остановился перед домом). | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения. | Остановился перед домом. |  
  1  
  
  
 
 | 
 | 
  | 91 | 1, 2, 3-е склонение существительных. 
 | Учить учащихся определять склонение существительных. Развивать связную речь, мышление. | Три склонения. | 1 | 
 | 
  | 92 93 | - пространственные отношения («глагол + за, между, над, перед, под + существительное»: остановился перед домом). | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения. | Остановился перед домом. | 2 | 
 | 
  | 94 
 
 | Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кем? чем?   | Учить составлять предложения со словосочетаниями,  отвечающих на вопросы кем? чем?, множественного числа. Обогащать словарный запас. | Вязала с ученицами, летала над яблонями. | 1 | 
 | 
  | 95 | Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное).  
 | Учить учащихся определять число имен существительных. Развивать мышление | Единственное и множественное число. | 1 | 
 | 
  | 96 97 | Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кем? чем?   | Учить составлять предложения со словосочетаниями,  отвечающих на вопросы кем? чем?, множественного числа. Обогащать словарный запас. | Вязала с ученицами, летала над яблонями. | 2 | 
 | 
  | 98 | Знакомство с изменением имен существительных по падежам (склонение). | Познакомить с изменением имен существительных по падежам (склонение). Развивать связную речь, мышление | 
 | 1 | 
 | 
  | 99 100 | Обобщение по теме.  
 | Обобщить знания по пройденным темам. Развивать связную речь, мышление. | Остановился перед домом, летала над яблонями. | 2 | 
 | 
  | 101 | Контрольная работа по теме: «Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кем? чем?» | Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать мышление. | Вязала с ученицами. | 1 | 
 | 
  | 102 103 | Повторение | Закрепить знания по пройденным темам. | 
 | 2 | 
 | 
  | 104 105 106 
 
 |  Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения («глагол + на, в + существительное»: особые случаи использования предлогов на, в при назывании организаций, учреждений, объектов — на заводе, в мастерской; мероприятий, действий, явлений — на экскурсии, в походе; части населенных пунктов, помещений, зданий — на площади, в комнате, в городе); | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения | На экскурсии, в походе, на площади, в комнате, в городе. | 3 | 
 | 
  | 107 | Различение падежных значений по вопросам. 
 |  Учить различать падежные значения по вопросам. Обогащать словарный запас. | Именительный падеж. | 1 | 
 | 
  | 108 109 110 
 
 | - косвенный объект («глагол + о (об) + существительное»: вспоминал о встрече).  
 | Учить составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими: косвенный объект. | Вспоминал о встрече. 
 | 3 | 
 | 
  | 111 | Различение падежных значений по вопросам. 
 |  Учить различать падежные значения по вопросам. Обогащать словарный запас. | Именительный падеж. | 1 | 
 | 
  | 
 112 113 114 
 
 | Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем? | Учить составлять предложения со словосочетаниями,  отвечающих на вопросы о ком? о чем?, множественного числа. Обогащать словарный запас. | Рассказывают о птицах, работают в палатках. | 3 | 
 | 
  | 115 116 117 | Обобщение по теме. 
 | Обобщить знания по пройденным темам. Развивать связную речь, мышление. | На экскурсии, в походе, в городе. | 3 | 
 | 
  | 118 | Контрольная работа по теме: «Употребление в связной речи существительных единственного и множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем?» | Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать мышление. | Вспоминал о встрече. 
 | 1 | 
 | 
  | 119 120 121 
 | Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-, -ну- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: встречал — встретил, пришивал — пришил, записывал — записал, согнул — сгибал).   | Учить составлять предложения со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-, -ну- | Встречал — встретил, пришивал — пришил, записывал — записал, согнул — сгибал. | 3 | 
 | 
  | 122 123 | Употребление в речи родственных слов (лес, лесник. лесной). Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.  
 | Учить употреблять в речи родственные слова (лес, лесник. лесной) и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. | Лес, лесник, лесной. | 2 | 
 | 
  | 124 | Именительный падеж |  Учить различать падежные значения по вопросам. Обогащать словарный запас. | Именительный падеж. | 1 | 
 | 
  | 125 | Родительный падеж | Учить различать падежные значения по вопросам. Обогащать словарный запас. | Для заводов, яблок, окон. | 1 | 
 | 
  | 126 | Дательный падеж | Учить различать падежные значения по вопросам. Обогащать словарный запас. | По зиме, по воздуху, к лошади. | 1 | 
 | 
  | 127 | Винительный падеж | Учить различать падежные значения по вопросам. Обогащать словарный запас. | Зайцев, подруг, в гнёзда, кастрюлю. | 1 | 
 | 
  | 128 | Творительный падеж |  Учить различать падежные значения по вопросам. Обогащать словарный запас. 
 | С речкой, с ветром, с лошадью. | 1 | 
 | 
  | 129 | Предложный падеж | Учить различать падежные значения по вопросам. Обогащать словарный запас. | О фигуристке, в степи, на оленях. | 1 | 
 | 
  | 130 131 | Повторение пройденного материала.   | Закрепить знания по пройденным темам. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь, мышление | 
 | 2 | 
 | 
  | 132 | Итоговая контрольная работа | Проверить уровень знаний по изученным темам и прочность усвоения материала. Развивать мышление. | 
 | 1 | 
 | 
  | 133 134 135 136 | Повторение пройденного материала за год. 
 | Закрепить знания по пройденным темам. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь, мышление | 
 | 4 | 
 |