• определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст.
                   | № |  ТЕМА   УРОКА |  Кол-во часов |  Тип  урока |  Элементы   содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |  Формы   контроля | Элементы дополнительного содержания |  Домашнее    задание |  Дата    проведения    
 | 
  | 
 | Введение | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  1 
 | Русский язык – один из богатейших языков мира. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Лексические и фразеологические новации последних лет. |  Понимать: язык – развивающееся явление  Знать: об исторических изменениях, об этимологии Уметь: работать с этимологическими словарями | Работа с текстом. Создание устных сообщений на основе афоризмов. |  Русский язык как развивающееся явление. 
 |  Выучить наизусть высказывание о русском языке Упр.8 | 
 | 
  | 
 | Систематизация изученного в 5 классе | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 2-3 | Орфография. Морфемика. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Орфография как система правил правописания. Виды морфем. Понятие о норме. | Уметь: членить слово на морфемы, определять значение морфем, давать структурно-грамматическую характеристику словам, работать с орфографическим, морфемным, словообразовательным словарями |  Словарно-орфографическая работа  Составление таблицы  Анализ пословиц  Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) 
 | Устное высказывание о единообразном написании морфем в русском языке. |  Упр.30 Упр.42 | 
 | 
  | 4 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Знаки препинания, их функции.   | Уметь: определять синтаксическую функцию, строить схемы, давать полную характеристику предложению. |  Комплексный анализ текста 
 | Составить предложения, в которых существительное КНИГА выполняло бы роль разных членов предложения. | Упр.9, упр.15 | 
 | 
  | 5 | Р.р. Признаки текста | 1 | Урок развития речи | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль. Микротема. | Уметь: аргументировано доказывать признаки текста, определять стиль, тип, способы связи предложений в тексте. | Работа с текстом Подготовить устное сообщение о признаках текста. | Расширение словарного запаса | §1, упр.6 | 
 | 
  | 6 |  Вводный контроль. Контрольный диктант | 1 | Урок контроля знаний | Проверка знаний, навыков и умений за курс 5 класса. | Результаты работы выявят темы, слабо усвоенные учениками, что потребует включения их в тренировочные упражнения на последующих уроках, особенно систематического повторения и контроля. | Проверка уровня усвоения базового материала (без заданий повышенной трудности) | Диктант   | Текст № 1 (рабочая тетрадь) | 
 | 
  | 
 | Морфология. Части речи | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 7 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Система частей речи. Принципы выделения частей речи. | Умет: опознавать части речи, употреблять их в предложении. | Заполнение таблицы | 
 |  §67, 68 Упр.48, 49 | 
 | 
  | 8 | Слово и его формы. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Грамматическое значение слова. Слово и его формы. | Уметь: объяснять способы образования слов, различать однокоренные слова и формы слова, соблюдать нормы управления и согласования. | Распределительный диктант | 
 |  § 69 Упр. 56 | 
 | 
  | 
 |  
 
 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (21 час) | 
 | 
 | 
  | 9 | Имя существительное как самостоятельная часть речи | 1 | Урок закрепления изученного | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи. | Уметь: опознавать существительные, различать одушевленные/неодушевленные, определять синтаксическую функцию, употреблять в речи. |  Поисковое чтение. Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | 
 |  §70-72 Упр.62, упр. 67 | 
 | 
  | 10 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Урок закрепления изученного | Собственные и нарицательные имена существительные. | Уметь: правильно писать собственные/нарицательные существительные, уместно употреблять в речи. | Составление текста Написать письмо другу, оформить адрес | 
 |  §70-72 Упр.64, упр. 68 | 
 | 
  | 11 | Род имен существительных. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего рода. Существительные общего рода. |  Знать: о принадлежности слова к одному из родов Уметь: определять род, согласовывать слова общего рода. |  Заполнение таблицы Составление словосочетаний и предложений | Работа с текстами басен И.А. Крылова |  §73-75 Упр.70, 72 | 
 | 
  | 12 | Число имен существительных. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. |  Знать: категорию числа имен существительных Уметь: употреблять в речи с соблюдением орфоэпической нормы. | Составление устного высказывания | 
 |  §73-75 Упр.79, 80 | 
 | 
  | 13-14 |  Падеж и склонение имен существительных.  
 
 Падеж и склонение имен существительных. Тест . | 2 | Урок усвоения нового материала. | Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. Правописание окончаний существительных. |  Знать: способ определения склонения имен существительных Уметь: задавать падежные вопросы, выбирать безударные гласные в падежных окончаниях, выделять как особую группу сущ.на -ИЕ, -ИЙ, -ИЯ. |  Словарный диктант  Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) 
 | 
 |  §76-77  Упр.85 упр.94, 99 | 
 | 
  | 15 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 2 | Урок усвоения нового материала. | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Уметь: определять морфему с орфограммой, применять правило |  Словарный диктант  Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) 
 | 
 |  Упр. 122 
 | 
 | 
  | 16 | Р.р. Темы широкие и узкие. | 
 | Урок развития речи | Темы широкие и узкие. Коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.   |  Знать: понятия широкой темы и узкой темы Уметь: вычленять из широких тем узкие, делить текст на абзацы. |  Работа с текстом  Сочинение-миниатюра проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение 
 | Расширение словарного запаса | §2, упр. 14 | 
 | 
  | 17 | Разносклоняемые существительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний |  Осмысление лексического значения и выявление возможных форм изменения данных существительных. Орфограмма «Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ». |  Знать: разносклоняемые существительные Уметь: обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ. | Объяснительный диктант Проверить умение обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ | 
 |  §78 Упр. 99 | 
 | 
  | 18 | Несклоняемые существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Существительные, относящиеся к неизменяемым. Число и падеж неизменяемых существительных. |  Знать: происхождение несклоняемых существительных, способы определения их рода. Уметь: употреблять несклоняемые существительные | Составление словарных статей | 
 |  §79 Упр. 106 | 
 | 
  | 19 | Проверочная работа. Комплексный анализ текста. | 1 | Урок контроля знаний | Морфологические признаки существительного. Правописание существительных. | Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание существительных и пунктуацию в тексте. |  Текст № 11 (рабочая тетрадь) Проверить умения анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание существительных и пунктуацию в тексте. 
 | 
 | Упр.104 | 
 | 
  |  20  
 
  
 
  21  
 
  
 
 22 |  Словообразование имен существительных с помощью суффиксов  Словообразование имен существительных с помощью суффиксов Словообразование имен существительных с помощью суффиксов. Тест. |  
 
 3 | Уроки усвоения нового материала |  Группировка слов по словообразовательному значению суффиксов. Введение понятий исходное слово и словообразовательная морфема.  Орфограмма «Согласные буквы в суффиксах –чик-, -щик-».  Орфограмма «Буква Ь перед суффиксами –чик-, -щик-». Правило правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-. Орфограмма «Буква и – е в суффиксах –ек-, -ик-». |  Знать: условия выбора орфограммы Уметь: группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать |  Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА)  
 
  Объяснительный диктант Проверить умение группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать |  Повторить способы словообразования.    
 
  
 |  §80  Упр.115, 117  Упр. 120 Упр. 125 | 
 | 
  | 23 | Р.р. Простой и сложный план | 1 | Урок развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста | Знать отличия простого плана от сложного; уметь составлять план анализируемого текста, пересказывать текст по плану | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | 
 | §3, упр. 20 | 
 | 
  |  24  
 
  
 
 25 |  Словообразование имен существительных с помощью приставок  Слитное и раздельное написание НЕ с существительными 
 | 2 | Уроки усвоения нового материала |  Приставочный и приставочно-суффиксальные способы образования существительных. Освоение слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Введение нового способа орфографического действия – замена слова синонимом и анализ смысла предложения с точки зрения противопоставления. |  Знать: условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными Уметь: применять правило, различать НЕ как приставку, частицу, часть корня |  Тест  Осложненное списывание  Проверить умение и навыки слитного или раздельного написания НЕ с существительными 
 | Смысл предложения с точки зрения наличия противопоставления |  §81  Упр. 129 Упр. 133, 136 | 
 | 
  | 26 | Образование сложных существительных | 1 | Урок усвоения нового материала | Сложение. Правописание сложных слов с соединительной гласной, сложносокращенных слов и существительных с усеченным корнем пол-. |  Знать: способы образования существительных путем сложения Уметь: образовывать сложные существительные, правильно их писать | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | 
 |  § 81 Упр.142 | 
 | 
  |  27 28 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи. | Уметь: опознавать имена существительные, образовывать, использовать в речи. |  Работа с текстом  Тест:  Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) 
 | 
 |  Упр. 146, 151 Упр. 154 | 
 | 
  |  29  
 
  
 
  
 
  
 
 30 |  Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»  
 
 Анализ контрольного диктанта |  1  
 
  
 
  
 
 1 |  Урок контроля знаний  
 
 Урок коррекции знаний |  Правописание имен существительных  
 
 Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. |  Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении. 
 |  Диктант с грамматическим заданием  Проверить: Умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | 
 |  Упр. 155 Текст № 12 (рабочая тетрадь) | 
 | 
  | 
 |  
 
 ГЛАГОЛ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 31 | Понятие о глаголе.   | 1 | Повторительно-обобщающий урок |  Систематизация изученного, анализ особенностей функционирования глагола в речи, освоение тематических групп глаголов.   
 | Уметь: опознавать глагол и использовать в речи |  Выборочный диктант Проверить умение опознавать глагол и использовать его в речи |  Основы глагола. Глаголы с тремя основами. | § 82, упр.164 | 
 | 
  | 32 | Морфологические признаки глагола. | 1 | Повторительно-обобщающий урок |  Повторение известных учащимся признаков глагола: спряжение, время, число, род.  Знакомство с новыми глагольными категориями: наклонение, лицо, вид, возвратность. 
 | Уметь: группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи. |  Комментированное письмо Проверить умения группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи | Категория залога. | § 82, упр.171 | 
 | 
  | 33 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | Повторительно-обобщающий урок |  Орфограмма «НЕ с глаголами».   
 | Уметь: находить орфограмму, безошибочно писать. | Работа с толковым словарем. | Смысловое значение частицы НЕ.   | § 82, упр.177 | 
 | 
  |  34 
 |  Р.р. Способы развития темы в тексте. Подготовка к изложению 
 | 1 | Уроки развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств. | Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. |  Работа с текстом. Изложение Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | 
 | Текст № 4 (рабочая тетрадь) | 
 | 
  |  35  
 
 36 |  Инфинитив как неизменяемая форма Основа инфинитива | 2 | Урок усвоения знаний |  Усвоение понятия об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Формальные показатели – суффиксы –ТЬ , - ТИ. Основа инфинитива. 
 | Формирование умения находить инфинитив по личной форме глагола. |  Морфемный анализ. 
 | 
 |  § 83, упр.181  
 
 § 83, упр.187, 188 | 
 | 
  |  37 38 |  Р.р. Контрольное сочинение по картине Написание контрольного сочинения | 2 | Урок развития речи и контроля знаний | Анализ тем сочинений. Составление плана. Словесное рисование. | Уметь создавать собственное сочинение, писать по плану | Сочинение Проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение | 
 | 
 | 
 | 
  | 39 | Возвратные глаголы | 1 | Урок усвоения знаний |  Семантика возвратных глаголов.   
 |  Понимать значение возвратных глаголов; Уметь употреблять в речи | Работа над морфемным анализом возвратных глаголов. |  Категория переходности и непереходности | § 84, упр.193 | 
 | 
  | 40 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | Совершенствование навыка обозначения на письме сочетания [ца] в глаголах. Усвоение возникновения орфограммы, алгоритм применения правила. |  Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) 
 | Словообразующая и формообразующая функция постфикса –СЯ. | Стр.73 (опорный материал), упр.197 | 
 | 
  |  41 42 |  Глаголы совершенного и несовершенного вида Образование видовых пар. Тест   | 2 | Урок усвоения новых знаний | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. | Усвоение основных значений глагола, передаваемых с помощью категории вида; норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах. | Комментированное письмо Проверить знание норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах.   | 
 |  § 85, упр.203  
 
  § 85, упр. 214  
 
 
 | 
 | 
  |  43 44 |  Р.р. Способы развития темы в тексте. Подготовка к изложению  Изложение, близкое к тексту 
 | 2 | Уроки развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств. | Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. |  Работа с текстом. Изложение Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | 
 | Текст № 4 (рабочая тетрадь) | 
 | 
  | 44 |  Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Повторить: инфинитив как неизменяемая форма. | 1 | Урок усвоения новых знаний |  Понятие наклонение глагола и выработать умение их различать.   
 | Знать об изменении глагола в изъявительном наклонении по временам; уметь правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении. | Распределительный диктант   | 
 | § 86, упр. 221 | 
 | 
  |  45  
 
  
 
  
 
  46  
 
  
 
 47 | Времена глагола: прошедшее, будущее, настоящее.  Повторить: инфинитив. Морфемный разбор. 
 Прошедшее время. Повторение: Тест (возвратные глаголы)
  
 
  Правописание гласной перед суффиксом –л-. 
 |  1  
 
  
 
  
 
  1  
 
  
 
  
 
 1 |  Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний |  Углубление понятия о категории времени глагола. Усвоить основные и дополнительные значения форм времени глагола. Активное использование учениками термина момент речи.    Повторение материала о прошедшем времени, его значении, образовании, изменении, чередовании звуков при образовании форм прошедшего времени. 
 |  Знать способы образования и изменения глаголов прошедшего времени. Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. 
 | Редактирование предложений. | Относительное время. Значения относительного времени: одновременность, предшествование, следование (последование).   |  § 87, упр. 227  
 
  § 87, упр.232 § 87, упр.233 | 
 | 
  | 48 | Р.р. Что такое эпиграф? | 1 | Урок развития речи | Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Эпиграф как выразитель основной мысли текта. |  Знать, что такое эпиграф. Уметь правильно подбирать и оформлять эпиграф. |  Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | 
 | § 4, упр. 29 | 
 | 
  |  49  
 
  50 51 |  Настоящее и будущее время глагола.  Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Мягкий знак в окончании глаголов 2 лица единственного числа. |  1  
 
 1 | Уроки усвоения новых знаний |  Образование форм настоящего и будущего времени. Изменение по лицам и числам.    Орфограмма «Мягкий знак в окончании глагола 2 лица ед.числа» 
 |  Знать способы образования глаголов настоящего времени. Уметь определять грамматическое значение глагола в настоящем времени; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы.  Знать способы образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола. |  Диктант «Проверяю себя»  Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Знакомство со структурой предложений, имеющих обобщенное значение лица. Выражение значения трех лиц у глаголов в прошедшем времени при отсутствии морфологической категории лица. Число в словоформах с неопределенно-личным значением |  § 89. Упр.241  
 
  Упр.253 Упр.254 | 
 | 
  | 52 |  Проверочная работа Комплексный анализ текста 
 | 1 | Урок контроля знаний | Комплексный анализ текста. | Проверить усвоение материала по теме «Времена глагола» |  Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | 
 | Текст № 5 (рабочая тетрадь) | 
 | 
  |  53  54  
 
  
 
  55  
 
  56 57 |  Спряжение глаголов  Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений  Правописание личных окончаний глаголов   Тренировочные упражнения |  1  1  
 
  
 
  1  
 
 2 |  Уроки усвоения новых знаний Уроки закрепления изученного | Способ определения спряжения глаголов. Гласная в личном окончании глагола. | Совершенствование умения по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид; умение по инфинитиву определять спряжение глагола и правильно писать личные глагольные окончания ( Орфограмма «Безударная гласная в личном окончании глагола»). |  Словарная работа  Тест:    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) 
 | 
 |  § 91, упр. 255  Упр.260  Упр.262  Упр. 267 Упр. 269 | 
 | 
  | 58 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности изменения разноспрягаемых глаголов | Освоение особенностей структуры и языкового оформления деловых бумаг, совершенствование умения понимать содержание деловых документов, без которого невозможно стать функционально грамотным человеком. |  Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?» 
 | 
 | § 92, упр.271 | 
 | 
  |  59  
 
 60 |  Контрольный диктант № 2 по теме «Глагол» Анализ контрольного диктанта |  1  
 
 1 |  Урок контроля знаний  
 
 Урок коррекции знаний |  Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль.  
 
 Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. |  Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. |  Диктант с грамматическим заданием Проверить умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола,   | 
 | Упр. 274 | 
 | 
  | 61 | Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | 1 | Урок развития речи | Толкование лексического значения слова с помощью описания |  Усвоить понятия лексические синонимы, текстовые синонимы, родовидовые слова, антонимы, описательный оборот.    Выработать умение подбирать описательные обороты к ключевым словам текста.   
 |  Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Расширение словарного запаса | § 5, упр.50 | 
 | 
  |  61 63 | Условное наклонение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, образование. изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Определение места частицы БЫ (Б) в предложении. | Знать значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении. Уметь находить глаголы в условном наклонении, различать формы изъявительного и условного наклонений. Усвоить нормы согласования глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим. |  Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Конструирование высказываний с уместным использованием в них языковых средств, выражающих условие. |  § 93, упр.276 Упр.283 | 
 | 
  |  64 65 | Повелительное наклонение | 2 | Урок усвоения новых знаний |  Значение, образование. изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма «Мягкий знак после согласных в повелительном наклонении», Орфограмма « Суффикс –и- в глаголе повелительного наклонения» 
 |  Знать значение, образование, изменение и сферу употребления глаголов в повелительном наклонении; нормы образования форм повелительного наклонения. Знать условия употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении. Уметь правильно употреблять формы повелительного наклонения в речи. 
 |  Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | 
 |  § 94, 288, 290 Упр. 298 | 
 | 
  |  66 67 | Р.р. Контрольное изложение | 2 | Урок контроля знаний | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. |  Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | 
 | Упр. 302 | 
 | 
  |  68 69 | Безличные глаголы | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение и употребление безличных глаголов |  Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления. Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи. |  Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | 
 |  § 95,упр. 307  Упр. 309, 310 
 | 
 | 
  |  70  71  72 73 |  Словообразование глаголов  Правописание суффиксов глаголов 
 |  2  
 
 2 |  Уроки усвоения новых знаний  
 
 Уроки закрепления изученного |  Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.  Орфограмма «Гласные в суффиксах – ова- (-ева-) - -ыва- (-ива-)» 
 |  Знать способы образования глаголов. Отработка навыков словообразовательного разбора; осмысление сути словообразовательного разбора: выделение словообразовательной морфемы при помощи сопоставления производного слова с исходным, более простым по морфемному составу. Усвоение номенклатуры глагольных суффиксов.  Выработка умений производить морфемный и словообразовательный разборы глагола.  Знать и уметь владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.   
 |  Объяснительный диктант  Творческий диктант  Составление таблицы  Комментированное письмо  
 
 
 | 
 |  § 96, упр.313  Упр. 317  
 
  § 97, упр.322 Упр. 326 | 
 | 
  |  74 75 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Глагол как часть речи. Словообразование глаголов. Правописание глаголов. | Уметь опознавать глагол в тексте, употреблять в речи, правильно выбирать орфограммы.   |  Морфологический разбор Проверочный тест | 
 |  Упр. 336 Упр. 339 | 
 | 
  | 76 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающие уроки. | Знаки препинания в простом предложении. |  Углубить представление учащихся о роли знаков препинания, поработать над навыками выразительного чтения, повторить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении с союзом И. 
 |  Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) 
 | 
 | Упр. 337, Упр. 333 | 
 | 
  |  77  
 
  
 
  
 
  
 
 78 |  Контрольный диктант с грамматическим заданием  
 
  
 
 Анализ диктанта |  1  
 
  
 
  
 
 1 |  Урок контроля знаний  
 
  
 
  
 
 Урок коррекции |  Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль.  
 
 Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. |  Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. |  Диктант с грамматическим заданием Проверить умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении; объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | 
 | Текст № 8 (рабочая тетрадь) | 
 | 
  | 79 |  Р.р.Стили речи.   Официально-деловой стиль. | 1 | Урок развития речи | Особенности официально делового стиля |  Знать особенности официально-делового стиля; Уметь составлять деловые бумаги | Анализ текстов документов | Расширение словарного запаса | § 6 |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 | 
  | 
 |  
 
 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 80 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний |  Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Лексические разряды прилагательных. 
 | Знать морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль |  Творческое списывание Морфологический разбор | 
 | §98, упр.344 | 
 | 
  | 81 | Р.Р. Роль прилагательных в художественном тексте тексте. | 1 | Урок развития речи | Роль прилагательных в тексте. Употребление в речи |  Знать речевые функции прилагательных, роль в создании текста-описания Уметь употреблять в переносном значении, в качестве эпитетов |  Работа с текстом Проверить умение употреблять прилагательные в речи, художественном тексте | 
 | Упр. 353 | 
 | 
  |  82 83 | Разряды прилагательных | 2 |  Урок усвоения новых знаний  Урок закрепления изученного 
 |  Понятие о разрядах имени прилагательного по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.   
 |  Знать разряды имен прилагательных Уметь определять разряды по значению |  Распределительный диктант  Проверить умение определять разряды прилагательных по значению Работа с текстом | 
 |  § 98, упр. 356  
 
 Упр.361 | 
 | 
  |  84  85 86 | Полные и краткие имена прилагательные | 3 |  Урок усвоения новых знаний Уроки закрепления изученного |  Понятие краткая форма. Способы образования кратких форм, их изменение и синтаксическая роль. Освоение орфограммы «Отсутствие Ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных». Основные закономерности изменения качественных и относительных прилагательных. Алгоритм действий при применении правила правописания гласных и согласных в окончаниях прилагательных. Орфограмма «О – Е после шипящих в окончаниях прилагательных».   
 |  Знать способы образования форм прилагательных, их изменения, опознавать краткую форму, отличать ее от полной  Уметь находить орфограмму в морфеме краткой формы, применять алгоритм действий при написании гласных в окончаниях прилагательных 
 |  Объяснительный диктант  Проверить умение находить орфограмму в морфеме краткой формы, применять алгоритм действий при написании гласных в окончаниях прилагательных  Творческий диктант  
 
 Работа с текстом |  Разговорный или нейтральный характер полных форм и книжный оттенок кратких форм.  Три типа склонения прилагательных. |  § 100, упр.364  §101, упр.371 §101, упр.374 | 
 | 
  |  87 88 | Р.р. Контрольное изложение | 2 |  Урок контроля знаний 
 | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. |  Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Расширение словарного запаса | Упр.377   | 
 | 
  |  89 90 | Притяжательные прилагательные | 2 |  Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного |  Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ИН, -ОВ. Прописная буква в прилагательных, образованных от существительных.   
 | Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль, определять морфемный состав, применять правила правописания притяжательных прилагательных   |  Работа с текстом Проверить умения опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль, определять морфемный состав, применять правила правописания притяжательных прилагательных | 
 |  §102, упр. 382  
 
 §103, упр385, 386 | 
 | 
  |  91  92 93 | Степени сравнения прилагательных. | 3 |  Уроки усвоения новых знаний 
 |  Значение сравнительной степени. Образование сравнительной степени с помощью суффиксов и слов более и менее. Морфемный состав сравнительной степени. Изменение и синт. Роль сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в форме превосходной степени. Закономерности чередования согласных в корне. Нормы употребления превосходной степени.   
 |  Знать способы образования степеней сравнения прилагательных, изменение прилагательных в этих формах Уметь образовывать степени сравнения, определять синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдать интонацию   |  Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА)  Проверить усвоение темы «Степени сравнения прилагательных», выявить слабые места 
 | Литературная норма образования сложной сравнительной степени. Положительная степень сравнения. |  § 104, упр.392  Упр.397, 398  
 
 Упр. 400 | 
 | 
  | 94 | Проверочная работа Комплексный анализ текста   | 1 | Урок контроля знаний | Морфологические признаки прилагательного. Правописание прилагательных. | Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание прилагательных и пунктуацию в тексте. |  Работа с текстом Проверить умения анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание прилагательных и пунктуацию в тексте. 
 | 
 | Упр. 402 | 
 | 
  |  95  96  97  
 
  98  99  100  
 
 101 |  Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.  
 
  Правописание Н и НН в полных и кратких прилагательных  
 
 Проверочная работа по теме «Н и НН в полных и кратких прилагательных» |  3  
 
  
 
  
 
  3  
 
  
 
  
 
 1 |  Урок усвоения новых знаний  Урок закрепления изученного  Урок усвоения новых знаний  Урок закрепления изученного  
 
 Урок контроля знаний |  Словообразовательная морфема. Значение суффиксов имен прилагательных. Освоение данного способа образования прилагательных.. Правила правописания Н и НН в прилагательных. Закономерности образования прилагательных с помощью данных суффиксов. Совершенствование написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательного. Фонетические процессы, происходящие в прилагательных на стыке корней и суффиксов –к-, -ск-. Формирование орфографических навыков. 
 |  Знать условия выбора орфограммы в суффиксах прилагательных,   Уметь опознавать слова с орфограммой, применять способ действия при выборе орфограммы, применять орфографические правила |  Словарно-орфографическая работа  Морфемный анализ слов  Словообразовательный анализ  Объяснительный диктант  Проверить  умение опознавать слова с орфограммой, применять способ действия при выборе орфограммы, применять орфографические правила    Тест Проверить усвоение материала по теме «Н и НН в прилагательных» |  Повторение орфограммы «Проверяемые согласные в корне слова». Правописание гласных после шипящих и ц.  
 
 
 |  § 105, упр.411  Упр.424, 425  Упр. 412  Упр. 414  Упр.415  Упр.417, 419 Упр. 422 | 
 | 
  | 102 | Образование прилагательных с помощью приставок. | 1 |  Урок усвоения новых знаний 
 | Образование прилагательных с помощью приставок. |  Знать приставочный способ образования имен прилагательных Уметь безошибочно писать приставки ПРИ-ПРЕ |  Объяснительный диктант Проверить умения безошибочно писать приставки ПРИ-ПРЕ | 
 |  §106, упр.428  
 
  
 
 
 | 
 | 
  |  103  104 105 | Правописание НЕ с прилагательными | 3 | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными |  Знать условия выбора написания Не с прилагательными Уметь применять правило на письме |  Комментированное письмо  Тест  Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Проверить умение применять правило правописания НЕ с именами прилагательными | Значение исторического корня в прилагательных. |  § 106, упр.431  Упр. 433 Упр.434(1,2) | 
 | 
  | 106 | Проверочная работа по теме «Правописание НЕ с прилагательными» | 1 | Урок контроля знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными |  Знать условия выбора написания Не с прилагательными Уметь применять правило на письме | Проверить умение применять правило правописания НЕ с именами прилагательными | 
 | Упр. 434 (3) | 
 | 
  |  107 108 | Образование и правописание сложных прилагательных. | 2 |  Урок усвоения новых знаний   Урок закрепления изученного |  Написание соединительных гласных О – Е в сложных прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. 
 | Знать основные способы образования сложных прилагательных |  Морфемный и орфографический разбор. Составление текста-описания с использованием прилагательных, обозначающих оттенки цветов. | 
 |  § 107, упр.430 Упр.443 (описание вида из окна) | 
 | 
  |  109 110 | Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки |  Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. 
 | Уметь различать способы образования прилагательных, проводить морфемный и словообразовательный анализ, соглосовывать |  Анализ художественного текста Создание лирической миниатюры «Красота природы» | 
 |  Упр.449 Упр. 452 | 
 | 
  | 111 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающие уроки |  Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации |  Знать правила орфографии и пунктуации Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. |  Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) 
 | 
 | Подготовиться к диктанту | 
 | 
  |  112  
 
  
 
 113 |  Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ контрольного диктанта. |  1  
 
  
 
 1 |  Урок контроля знаний  
 
  
 
  
 
 Урок коррекции |  Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.  
 
 Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. |  Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. |  Диктант с грамматическим заданием  
 
  
 
  
 
 Использование интерактивной доски | 
 |  Упр. 447  
 
 Упр.455 | 
 | 
  |  114 115 | Р.р. Сочинение-описание по картине. | 2 | Урок развития речи | Признаки текста-описания. Композиция описания. Изобразительно-выразительные средства | Уметь писать сочинение по картине, соблюдать последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма |  Работа по картине.  Сочинение  
 
  
 
 
 | 
 | Упр. 454(1) | 
 | 
  | 
 |  
 
 ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 116 | Имя числительное как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о числительных в системе частей речи. Числительное как часть речи.   |  Знать о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); об отличии числительных от других частей речи с числовым значение.   Уметь находить числительные в тексте; различать порядковые и количественные числительные. |  Работа с текстом Проверить умения находить числительные в тексте; различать порядковые и количественные числительные. | 
 |  §108, упр.460 
 | 
 | 
  | 117 | Роль числительных в речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Роль числительных в речи |  Знать сферу употребления числительных. Уметь употреблять в речи | Составление предложений | 
 | Упр.462 | 
 | 
  | 118 | Простые, сложные и составные числительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Разряды числительных по строению |  Знать об обозначении числительного одним или несколькими словами. Уметь различать простые и составные числительные. | Осложненное списывание | 
 | § 109, 463 | 
 | 
  | 119 | Правописание числительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правила правописания числительных | Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Объяснительный диктант | 
 | Упр. 469 | 
 | 
  |  120  
 
  121 122 |  Количественные числительные Склонение количественных числительных |  1  
 
 2 |  Урок усвоения новых знаний  
 
  Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание. |  Знать и уметь определять разряды количественных числительных. Знать об особенностях склонения количественных числительных. Уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.   
 |  Морфологический разбор  
 
 Составление деловых текстов | Тысяча, миллион, миллиард – функциональные омонимы (существительные или числительные |  § 110, упр. 467  § 111, упр.480 Упр.488 | 
 | 
  | 123 | Проверочная работа по теме «Количественные числительные» | 1 | Урок контроля знаний | Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание. |  Проверить умения определять разряды количественных числительных. Знать об особенностях склонения количественных числительных. Уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.   
 |  Тест Использование интерактивной доски | 
 | Упр. 487 | 
 | 
  |  124 125 | Собирательные числительные | 2 |  Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Значение, склонение, употребление собирательных числительных. | Знать о значении собирательных числительных, их образовании, особенностях сочетания с существительными. Уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные. |  Выборочный диктант Проверить умение сочетать собирательные числительные с существительными | 
 |  § 113, упр. 494 Упр. 500(1) | 
 | 
  |  126 127 |  Р.р. Изложение, близкое к тексту. «Снегири»   | 2 | Урок развития речи | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. |  Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | 
 | Упр. 501 | 
 | 
  |  128 129 | Порядковые числительные | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, изменение, употребление порядковых числительных. | Знать об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении, назначении в речи. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные. | Составление автобиографии | 
 |  § 114, упр.509 Упр. 511 | 
 | 
  | 130 | Дробные числительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение, изменение, употребление дробных числительных. | Знать о функции, составе и особенностях склонения дробных числительных. Уметь правильно употреблять их в речи. | Составление устного высказывания | 
 | § 115, упр.515, 516 | 
 | 
  | 131 | Систематизация и обобщение по теме «Имя числительное» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Имя числительное как часть речи |  Совершенствование навыков нормированного употребления имен числительных в речи. Отработка навыков определения морфологических признаков имени числительного. 
 |  Работа с текстом  Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Проверить умение применять правила правописания числительных |  Синтаксически неразложимые сочетания.  Образование слов других частей речи от числительных. 
 | Упр. 522, 524 | 
 | 
  |  132  
 
  
 
 133 |  Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ контрольного диктанта. |  1  
 
  
 
 1 |  Урок контроля знаний  
 
  
 
  
 
 Урок коррекции |  Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.  
 
 Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. |  Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки числительных, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. |  Диктант с грамматическим заданием  Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки числительных, их роль в предложении. 
 | 
 |  Упр.530  
 
 Упр. 533 | 
 | 
  | 134 | Р.р. Описание помещения | 1 | Урок развития речи | Цепная и параллельная связь предложений в тексте как основа описания интерьера. | Уметь составлять текст-описание | Сочинение | 
 | 
 | 
 | 
  | 135 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающий урок |  Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации |  Знать правила орфографии и пунктуации Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. |  Работа с текстом Использование интерактивной доски | 
 | Упр.534 | 
 | 
  | 
 |  
 
 НАРЕЧИЕ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 136 | Наречие как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний |  Понятие о наречии как самостоятельной части речи. Разряды наречий по значению. Наречия как средства межфразовой связи. Обогащение синтаксического строя детской речи наречиями.  
 
 
 |  Знать морфологические признаки наречия Уметь производить морфологический разбор, употреблять в тексе |  Работа с научной статьей и справочной литературой. 
 | Отличие наречий от омонимичных форм других частей речи: предложно-падежных форм имени существительного, числительных, кратких прилагательных. | § 116, 536 | 
 | 
  | 137 | Смысловые группы наречий | 1 | Урок усвоения новых знаний | Разряды по значению | Знать разряды, уметь определять значение, употреблять в тексте | Составление таблицы | 
 | Упр.538 | 
 | 
  | 138 | Роль наречий в речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Употребление наречий в речи | Уметь употреблять в речи, составлять тексты | Сообщение по плану | 
 | Упр.540 | 
 | 
  | 139140
 | Р.р. Сочинение-рассуждение в научном стиле | 2 | Урок развития речи | Тип речи – рассуждение. Композиция сочинения рассуждения | Уметь создавать текст-рассуждение научного стиля | Сочинение | 
 | 
 | 
 | 
  |  141 142 | Степени сравнения наречий | 2 | Урок усвоения новых знаний |  Сопоставление форм степеней сравнения наречий и прилагательных. Морфологические омонимы. Образование и употребление наречий в сравнительной и превосходной степени. 
 |  Знать способы образования степеней Уметь образовывать степени сравнения | Работа с текстом | Форма субъективной оценки. |  § 117, упр.548  
 
 Упр. 551 | 
 | 
  | 143 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Морфологические способы образования наречий. | Знать морфологические способы образования наречий | Объяснительный диктант | 
 | § 118, упр.554 | 
 | 
  |  144 145 |  Правописание НЕ с наречиями  Правописание наречий 
 | 2 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с морфологическими способами образования наречий, формирование навыка правописания не с наречиями |  Знать морфологические способы образования наречий, правило о слитном и раздельном написании не    с наречиями.  Уметь грамотно писать не   с наречиями. | Работа с текстом | 
 |  Упр. 555 Упр. 557 | 
 | 
  |  146 147 | 2 | Урок усвоения новых знаний | познакомить с условиями выбора и написания букв о и ё после шипящих на конце наречий; формировать навык написания н и нн в наре-чиях, оканчивающихся на о (ё) |  Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий, а также н и нн. Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма | Распределительный диктант | 
 |  Упр. 560 Упр.564 | 
 | 
  | 148 | Р.р. Описание одежды, костюма | 1 | Урок развития речи | совершенствовать устную и письменную речь учащихся; формировать умение находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении текста |  Знать типовую композицию рассуждения, языковые средства связи частей этого типа речи. Уметь строить текст-рас-суждение с использованием языковых явлений. | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 
 | 
 | 
 | 
  |  149 150 | Правописание дефиса в наречиях | 2 | Урок усвоения новых знаний | формирование навыка написания дефиса в наречиях |  Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных.  Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных. Различать наречия с приставкой по- и суффиксом -ому- (-ему-) от омонимичных прилагательных типа по зимнему лесу – одеться по-зимнему. | Выборочный диктант | 
 |  Упр. 571 Упр.574 | 
 | 
  | 151 | Образование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с неморфологическим способом образования наречий, совершенствование общеучебных навыков (работа с книгой, словарем) |  Знать о неморфологическом способе образования частей речи.  Уметь отличать наречия    от существительного или местоимения с предлогом Знать, что есть группа наречий, которые не могут быть написаны раздельно, т. к. слов, от которых они образованы, в современном языке уже не существует. | Работа с текстом | Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа |  § 119 Упр. 583 | 
 | 
  |  152 153 | Правописание Ь на конце наречий после шипящих | 2 | Урок усвоения новых знаний | формирование навыка написания ь после шипящих на конце наречий, повторение аналогичных правил |  Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи.  Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге. 
 | Объяснительный диктант | Знать контекстуальные антонимы и синонимы в тексте. |  Упр. 591 Упр. 596 | 
 | 
  | 154 | Слова состояния | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные значения слов состояния. Их синтаксическая роль.   |  Знать основные значения слов состояния. Уметь “видеть” слова состояния в тексте, выделять грамматическую основу односоставного предложения | Работа с текстом | Введение термина безличное предложение. |  § 120,   упр. 601 | 
 | 
  | 155 | Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Наречие как часть речи. Употребление. Правописание |  систематизация    и обобщение знаний о наречии  Знать основные орфограммы, изученные в разделе “Наречие”.  Уметь определять синтаксическую роль наречий.  
 
  
 
  
 
  
 
 
 | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | Использование для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку | Упр. 615 | 
 | 
  |  156 157 |  Контрольная работа по теме «Наречие» 
 | 2 |  Урок контроля знаний  
 
  
 
  
 
 
 |  Правописание наречий, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.  
 
 
 |  Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление наречий, пунктуацию в тексте 
 |  Комплексный анализ текста Проверить умения анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление наречий, пунктуацию в тексте | 
 |  Упр. 617 Упр. 620 | 
 | 
  | 158 | Р.р. Рассказ на основе картины с элементами описания | 1 | Урок развития речи | углубить представление об описании в художественном стиле речи; совершенствовать навыки составления сочинения-описания по картине |  Знать структуру описания    в художественном стиле по картине.  Уметь составлять текст-описание по картине.    Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 |  Анализ текста   с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | МЕСТОИМЕНИЕ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 157 | Местоимение как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной части речи, группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью |  Знать о признаках местоимения как части речи, их роли как средстве связи предложений в тексте. Разряды местоимений. Употребление местоимений в речи. Соотнесенность местоимений с существительным, прилагательным, числительным, наречием.    Знать об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи,    о связи в сложноподчиненных предложениях. 
 |  Приведение примеров,   подбор аргументов | Разграничение местоимений от других частей речи, являющихся их функциональными омонимами. |  §121, 122 Упр.627 | 
 | 
  |  158 159 | Личные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний |  Значение личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Склонение личных местоимений. Речевой этикет: усвоение форм вежливости при употреблении местоимений ты и Вы.   
 |  Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль; особенности их склонения.  Уметь правильно употреблять личные местоимения   в речи, правильно писать местоимения с предлогами. | Восстановление деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью, при этом используя личные местоимения в косвенных падежах. | Одушевленность / неодушевленность личных местоимений. |  § 123  Упр.632 Упр.638 | 
 | 
  |  160 161 | Притяжательные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний |  Значение притяжательных местоимений; их сопоставление с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Нормы использования в речи притяжательных местоимений ИХ. Местоимение СВОЙ.   
 |  Знать притяжательные местоимения, склонение притяжательных местоимений. Уметь различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных. |  Приведение примеров,   подбор аргументов | Культура речи (исправление речевых ошибок, характерных для некоторых говоров) |  §125, упр.642 Упр.649 | 
 | 
  | 162 | Возвратное местоимение «себя» | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя |  Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя.  Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме. 
 | Уметь употреблять местоимение себя в составе фразеологических оборотов, составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме. | 
 | § 124, упр.651 | 
 | 
  |  163 164 | Р.р. Рассуждение в разных стилях | 2 | Уроки развития речи |  обобщить и расширить представление о таком типе речи как рассуждение; закрепить    и углубить сведения учащихся   о научном стиле речи, вырабатывать умение строить текст-рас-суждение с использованием изучаемых языковых явлений |  Знать отличительные особенности рассуждения, научного стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение в научном стиле |  Создание письменных высказываний. Выбор    и использование выразительных средств языка    в соответствии   с коммуникативной функцией | Прямой и обратный способы доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос. | 
 | 
 | 
  | 165 | Вопросительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение и сферы употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Нормы употребления. |  Знать вопросительные местоимения, их назначение    в речи.  Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом их склонения; Интонационно правильно произносить предложения   с вопросительными местоимениями. | Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа | Вспомнить предложения вопросительные и повествовательные по цели высказывания | § 126, упр.658, 660 | 
 | 
  | 166 | Р.р. Описание книги | 1 | Урок развития речи | знать функционально-смысловые типы описательной речи, способы развития темы текста, его структуру |  Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | Составление устных и письменных описаний, формирование культуры устной и письменной речи | 
 | 
 | 
 | 
  | 167 | Относительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний |  Значение и сферы употребления относительных местоимений. Синтаксические конструкции с вопросительными и относительными местоимениями; морфологические омонимы.   
 |  Знать относительные местоимения, их употребление в речи. Уметь различать относитель-ные и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях. |  Беседа,  
  работа    с текстом,   проблемные задания | 
 |  § 127 Упр. 664 | 
 | 
  | 168 | Неопределенные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –то, -либо, -нибудь, кое-. Нормы словоупотребления и оттенки значений неопределенных местоимений. |  Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, образовании, написании.  Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания   и написания с не |  работа    с текстом,   проблемные задания | Знать стилистические особенности употребления неопределенных местоимений в тексте. |  § 128 Упр.670, 673 | 
 | 
  |  169  
 
 170 |  Отрицательные местоимения Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений», «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». |  Знать, как образуются    и изменяются отрицательные местоимения.  Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения   с предлогами |  работа    с текстом,   проблемные задания | 
 |  §129, упр.678 Упр.680, 684 | 
 | 
  | 171 | Р.р. Местоимения как средства связи предложений в тексте | 1 | Урок развития речи | Местоимения как средства связи предложений в тексте |  Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление местоимений, пунктуацию в тексте 
 |  Комплексный анализ текста Проверить умения анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление местоимений, пунктуацию в тексте | 
 | 
 | 
 | 
  | 172 | Определительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний |  Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль определительных местоимений. Семантика термина определительный . 
 |  Знать об определительных местоимениях, их морфологических признаках, синтаксической роли, употреблении в речи.  Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их    в речи. Знать различие определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного. | Уметь находить и использовать информацию, вступать в речевое общение | Особенности изменения местоимений САМ, САМЫЙ. |  § 130,   упр. 690 | 
 | 
  | 173 | Указательные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. Соотнесенность с другими частями речи. |  Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи.  Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средство связи предложений   в тексте. |  работа    с текстом,   проблемные задания | 
 | §131, упр.695 | 
 | 
  |  174 175 | Р.р. Контрольное сочинение | 2 | Урок развития речи |  Знать типовую композицию рассуждения, языковые средства связи частей этого типа речи.  Уметь строить текст-рас-суждение с использованием языковых явлений. 
 |  Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 
 | 
 | 
 | 
  | 176 | Правописание местоимений-наречий | 1 | Урок усвоения новых знаний |  Орфография местоимений –наречий откуда, отчего, зачем, насколько и др. 
 | 
 |  работа    с текстом,   проблемные задания | 
 | Упр. 696 | 
 | 
  | 177 | Р.р. Основные типы и стили речи. Рассказ | 1 | Урок развития речи |  Знать признаки текста, виды связи в нем; стили речи. Уметь определять стили речи, их признаки. |  Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  178 179 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» | 2 | Повторительно-обобщающий урок |  Повторение разрядов местоимения, их соотнесенность с другими частями речи.  Морфологический разбор местоимения.  Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи. | 
 | Сбор материала для сообщения “Местоимения как средства межфразовой связи” | 
 |  Упр.699,   Упр.705 | 
 | 
  |  180 181 |  Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» Анализ контрольного диктанта |  1  
 
  
 
  
 
 1 | Урок контроля знаний |  Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.  
 
 Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. |  Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки местоимений, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. |  Диктант с грамматическим заданием  Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки местоимений, их роль в предложении. 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  182 183 | Р.р. Как создавать киносценарий? | 2 |  Урок развития речи  
 
  
 
 
 | Киносценарий как литературное произведение |  Знать киноведческие термины Уметь создавать киносценарий | Работа с текстом | 
 | Написать киносценарий на основе рассказа Г.Снегирева «Белек» | 
 | 
  | 
 |  
 
  ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 6 КЛАССА 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 184 | Части речи в русском языке | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении |  Уметь распознавать части речи с учетом разных признаков слов, определять синтаксическую роль, образовывать самостоятельные части речи, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ 
 |  Работа с текстом Проверить умение распознавать части речи с учетом разных признаков слов, определять синтаксическую роль, образовывать самостоятельные части речи, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ | Упр. 711 | 
 | 
  |  185  186 187 |  Блоковое повторение правил орфографии и пунктуации  Правописание НЕ с различными частями речи  
 
 Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи | 3 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение и систематизация изученного по орфографии и пунктуации |  Знать правила орфографии и пунктуации, изученные в 5 - 6 классах Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. |  Работа с текстом Проверить умения определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его.   | 
 |  Упр.713  Упр. 731 Упр. 740 | 
 | 
  |  188 
 | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание НЕ | 
 | Упр. 754 | 
 | 
  | 189 | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных , наречий | 
 | Упр. 755 | 
 | 
  | 190 | Правописание сложных слов | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правила написания сложных слов | 
 | 
 | 
 | Упр. 756 | 
 | 
  | 191 | Р.р. Текст и его признаки | 1 | Повторительно-обобщающий урок по развитию речи | Текст, тема, основная мысль, заголовок. Строение текста. Типы и стили речи. | Уметь выполнять композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, языковой анализ, анализ правописания отдельных слов и пунктуации. |  Комплексный анализ текста Проверить умение выполнять композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, языковой анализ, анализ правописания отдельных слов и пунктуации. | 
 | 
 | 
 | 
  |  192 193 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | 2 | Урок контроля знаний |  Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.  
 
 
 |  Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки самостоятельных частей речи, их роль в предложении. 
 |  Диктант с грамматическим заданием Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки самостоятельных частей речи, их роль в предложении. | 
 | Работа над ошибками | 
 | 
  | 194 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  195 196 | Словари русского языка | 2 | Повторительно-обобщающий урок | 
 | 
 | Работа со словарями | 
 | 
 | 
 | 
  | 197 | Культура речи | 1 | Итоговый урок |  Знать принципы выбора   и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения | Знать основные составляющие культуры речи – нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 198-204 |  Резервные уроки 
 | 7 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |