цикла А.А. Косинков
  от «27» августа 2015г. от «31» августа 2015г. от «31» августа 2015г.
  С. Бродовое 2015 год
  Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011)
  В базисном плане на изучение русского языка отводится 210 часов, 6 часов в неделю.
  Русский язык: 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях (М.Г. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Науч. рук. Н.М. Шанский). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  Возраст обучающихся: 11-12 лет.
  Группа здоровья: 1, 2 группы здоровья.
 Русский язык – один из развитых языков мира.
 Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
 Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
 Составление диалога. Входной контроль. Контрольный диктант.
 Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
 Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.  
 Основные признаки текста.  
 Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
 Контрольная работа.
 Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.  
 Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
 Словари русского языка.  
 Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
 Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
 Фразеологический словарь.
 Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).
 Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
 Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.
 Этимология слов. Этимологические словари.
  Морфемный и словообразовательный разбор слова.  
 Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный словарный диктант.
 Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
 Морфологический разбор имени существительного.  
  Контрольный диктант с грамматическим заданием.  
 Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).  
 Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.  
 Морфологический разбор имени прилагательного.  
 Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.  
 Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
 Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.
 Морфологический разбор имени числительного.  
 Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
 Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
 Морфологический разбор местоимения.  
 Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.  
 Морфологический разбор глагола.
 Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
            | № п/п | Содержание тем учебного курса | К-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Вид контроля   |  Примечание Ресурсное обеспечение урока. | 
  | 
 | Язык. Речь. Общение – 3 часа | 
  |    | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 | 
 | 
 | Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования» | Учебник, дополнит. литература, словари | 
  |    | Р.р. Язык, речь, общение 
 | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, дополнит. литература, словари | 
  |    | Р.р. Ситуация общения 
 | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, дополнит. литература, словари | 
  | 
 | Повторение изученного в 5 классе – 15 часов | 
  |    | Фонетика. Орфоэпия. Графика 
 | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, тематич. таблицы, карточки | 
  |    | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные конспекты | 
  |    | Морфемика. Орфограммы в корнях слов 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, дополнит. материал, словари  | 
  |    | Морфемика. Орфограммы в приставках 
 | 1 | 
 | 
 | Диктант «Проверяю себя» | Учебник, дополнит. материал, словари  | 
  |    | Части речи 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные конспекты | 
  |    | Орфограммы в окончаниях слов 
 | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебники, опорные схемы, карточки  | 
  |    | Р.р. Сочинение «Интересная встреча» (Упр.38) (Подготовка) 
 | 1 | 
 | 
 | Диктант «Проверяю себя» | Учебники, опорные схемы, карточки  | 
  |    | Р.р. Сочинение «Интересная встреча» (Упр.38) (Написание) 
 
 | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Учебники, опорные схемы, карточки  | 
  |    | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.  
 | 1 | 
 | 
 | Конструирование предложений по схемам | Учебники, опорные схемы, карточки  | 
  |    | Простое предложение 
 | 1 | 
 | 
 | Диктант  | Текст | 
  |    | Сложное предложение 
 | 1 | 
 | 
 | Конструирование предложений по схемам | Работы учащихся, словари | 
  |    | Синтаксический разбор предложения 
 | 1 | 
 | 
 | Конструирование предложений по схемам | Тексты различных стилей | 
  |    | Прямая речь. Диалог 
 | 1 | 
 | 
 | Учебник, словари, опорные схемы | Тексты, карточки | 
  |    | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | 
 | 
 | Контрольный диктант | Текст  | 
  |    | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 
 | 
 | 
 | Учебники, опорные схемы, карточки | 
  | 
 | Текст – 10 часов | 
  |    | Текст, его особенности 
 | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебники, опорные схемы, карточки  | 
  |    | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста 
 | 1 | 
 | 
 | Составление таблицы | Учебник, словари, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Рассказ по данному началу.  | 1 | 
 | 
 | Учебник, словари, опорные схемы | Презентация | 
  |    | Начальные и конечные предложения текста 
 | 1 | 
 | 
 | Учебник, словари, опорные схемы | Учебник, словари, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Устное сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям.  
 | 1 | 
 | 
 | Публичное выступление |  Учебник, словари, опорные схемы Презентация | 
  |    | Ключевые слова  
 | 1 | 
 | 
 | Составление таблицы | Учебник, словари, опорные схемы | 
  |    | Основные признаки текста | 1 | 
 | 
 | Учебник, словари, опорные схемы | Учебник, текст, словари | 
  |    | Текст и его стили 
 | 1 | 
 | 
 | Контрольный словарный диктант | Учебник, словари, опорные схемы | 
  |    | Официально-деловой стиль | 1 | 
 | 
 | Составление документов | Учебник, словари, опорные схемы | 
  |    | Контрольная работа.   «Анализ текста» 
 | 1 | 
 | 
 | Контрольная работа | Учебники, словари, опорные схемы | 
  | 
 |  Лексика. Культура речи – 14 часов 
 | 
  |    | Слово и его лексическое значение  
 | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» (подготовка) 
 | 1 | 
 | 
 | Составление плана сочмнения | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» (написание) 
 | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Общеупотребительные слова 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | Графический диктант. Конструирование предложений | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Профессионализмы.  | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Диалектизмы 
 | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Сжатое изложение (подготовка) 
 
 | 1 | 
 | 
 | Сжатие текста | Текст  | 
  |    | Р.р. Сжатое изложение (написание) 
 | 1 | 
 | 
 | Изложение | Работы учащихся, словари | 
  |    | Исконно русские и заимствованные слова 
 | 1 | 
 | 
 | Диктант «Проверяю себя» | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Новые слова 
 | 1 | 
 | 
 | Диктант «Проверяю себя» | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Устаревшие слова 
 
 | 1 | 
 | 
 | Составление таблицы | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Словари  
 | 1 | 
 | 
 | Составление таблицы | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Повторение темы «Лексика» 
 | 1 | 
 | 
 | Творческая работа | Учебники, карточки, словари  | 
  |    | Контрольная тестовая работа по теме «Лексика» 
 | 1 | 
 | 
 | Контрольная работа | Учебники, карточки, словари | 
  | 
 |  Фразеология. Культура речи – 3 часа 
 | 
  |    | Фразеологизмы 
 
 | 1 | 
 | 
 | Творческая работа | Презентация | 
  |    | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи 
 | 1 | 
 | 
 | Составление рассказа с использованием фразеологизмов | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Повторение изученного материала по теме «Лексика». Тест. 
 | 1 | 
 | 
 | Тесты  | Индивидуальный карточки | 
  | 
 | Словообразование. Орфография. Культура речи – 30 часов | 
  |    | Морфемика, словообразование 
 | 1 | 
 | 
 |  Творческий   диктант 
 | Учебники, карточки, словари | 
  |    | Морфемика и словообразование | 1 | 
 | 
 | Словарный диктант | Учебники, карточки, словари  | 
  |    | Р.р Описание помещения 
 | 1 | 
 | 
 | Диктант «Проверяю себя» | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. 
 | 1 | 
 | 
 | Составление сложного плана | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Сочинение-описание помещения (подготовка) 
 | 1 | 
 | 
 | Составление сложного плана | Учебники, словари, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Сочинение-описание помещения (написание) 
 | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Учебники, карточки, словари  | 
  |    | Основные способы образования слов в русском языке. 
    | 1 | 
 | 
 | Составление таблицы | Учебники, карточки, словари | 
  |    | Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Этимология слов. 
 
 | 1 | 
 | 
 | Графический диктант. Конструирование предложений | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические.  
 | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Буквы о и а в корне –кос---кас-    | 1 | 
 | 
 | Контрольный словарный диктант | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Буквы о и а в корне –кос---кас- 
 | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Буквы О-А в корнях с чередованием 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Текст  | 
  |    | Буквы о и а  в корне –гор---гар- | 1 | 
 | 
 | Взаимодиктант | Учебник, карточки, словари | 
  |    | Буквы о - а в корне –зар----зор 
 | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Рабочие материалы, словари | 
  |    | Буквы Ы-И после приставок. 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ. 
 | 1 | 
 | 
 | Составить план параграфа, проиллюстрировать пункты плана своими примерами | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Значение приставки ПРИ- 
 | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Значение приставки ПРЕ- 
 
 | 1 | 
 | 
 | Выборочная работа | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- 
 | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Контрольный диктант по теме «Словообразование»  
 | 1 | 
 | 
 | Контрольный диктант | Текст | 
  |    | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 
 | 1 | 
 | 
 | Самостоятельная работа | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Соединительные О-Е в сложных словах 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Рабочие материалы | 
  |    | Сложносокращенные слова 
 | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Р.р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (подготовка) 
   | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Биографические материалы. Картины Т.А. Яблонской. Словари. | 
  |    | Р.р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (написание) 
   | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Биографические материалы. Картины Т.А. Яблонской. Словари. | 
  |    | Морфемный и словообразовательный разбор слов 
 | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки. Практический материал. | 
  |    | Повторение изученного по теме «Словообразование».  
 | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебник, карточки. Практический материал. | 
  |    | Контрольный диктант по теме «Словообразование» 
 | 1 | 
 | 
 | Контрольный диктант | Практический материал. | 
  |    | Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо |  Рабочие материалы. 
 | 
  | 
 | Морфология. Орфография. Культура речи – 122 часа | 
  | 
 | Имя существительное – 24 часа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |    | Повторение изученного об имени существительном.  
 | 1 | 
 | 
 | Составить план параграфа, проиллюстрировать пункты плана своими примерами | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Имя существительное как часть речи | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Падежные окончания имени существительного 
 | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебники, карточки, практ. материал | 
  |    | Р.р. Как писать письма 
 | 1 | 
 | 
 |  Взаимодиктант | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Разносклоняемые имена существительные | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя 
 | 1 | 
 | 
 | Творческая работа | Дополнительный материал, энциклопедические сведения, словари | 
  |    | Р.р Как тебя зовут? Происхождение имен 
 | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Несклоняемые имена существительные. 
 | 1 | 
 | 
 | Творческая работа | Рабочие материалы | 
  |    | Род несклоняемых имен существительных 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебники, карточки, опорные схемы | 
  |    | Род несклоняемых имен существительных | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебники, карточки. Практич.материал | 
  |    | Имена существительные общего рода 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебники, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Морфологический разбор существительных.  
 | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебники, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Сочинение-описание по личным наблюдениям (подготовка) 
 | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебники, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Сочинение-описание по личным наблюдениям (написание) 
 | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Текст | 
  |    | НЕ с существительными.  
 | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание  | Учебник, карточки, практич. материал | 
  |    | НЕ с существительными. 
 | 1 | 
 | 
 | Взаимодиктант | Рабочие материалы | 
  |    | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК.     | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК 
 | 1 | 
 | 
 |  Взаимодиктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Гласные в суффиксах - ЕК и –ИК 
 | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Гласные О-Е после шипящих.     | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Повторение изученного материала по теме «Имя существительное»   | 1 | 
 | 
 |  Проверочная работа | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Закрепление изученного материала по теме «Имя существительное» | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, практич. материал | 
  |    | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 
 | 
 | Контрольный диктант | Текст | 
  |    | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 
 | 
 | 
 | Рабочие материалы | 
  | 
 | Имя прилагательное – 26 часов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |    | Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном  | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Прилагательное как часть речи | 
 | 
 | 
 | Осложненное списывание | 
 | 
  |    | Р.р. Описание природы | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Степени сравнения имен прилагательных.   | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | 
 | 
 | Контрольный словарный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, практич. материал | 
  |    | Относительные прилагательные | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, практич. материал | 
  |    | Притяжательные прилагательные | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина (подготовка) | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина (написание) | 1 | 
 | 
 | Изложение   | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Не с прилагательными. | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки. Практич.материал | 
  |    | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Текст. словари | 
  |    | Р.р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» (подготовка) | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Рабочие материалы | 
  |    | Р.р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» (написание) | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.    | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |  
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки.  Практич. Материал | 
  |    | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | 
 | 
 | Взаимодиктант | Картины Н.П. Крымова, словари, карточки | 
  |    | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | 
 |  
 | Тест  | Рабочие материалы | 
  |    | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».  | 1 | 
 | 
 | Проверочная работа | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 
 | 
 | Контрольный диктант | Учебник, карточки. Практич. материал | 
  |    | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  | 
 | Имя числительное – 17 часов | 
 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки. Практич. материал | 
  |    | Имя числительное как часть речи.    | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Текст. | 
  |    | Простые и составные числительные | 1 | 
 | 
 | Творческая работа | Рабочие материалы | 
  |    | Мягкий знак на конце и в середине числительных.    | 1 | 
 | 
 | Тест  | 
 | 
  |    | Порядковые числительные | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Разряды количественных числительных | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Дробные числительные | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, | 
  |    | Склонение дробных числительных | 1 | 
 | 
 |  Словарный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Собирательные числительные.    | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Морфологический разбор имени числительного  | 1 | 
 | 
 | 
 | Текст, различные виды словарей | 
  |    | Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».    | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Рабочие материалы | 
  |    | Р.р. Публичное выступление на тему «Берегите природу» (подготовка) 
 | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Публичное выступление на тему «Берегите природу» (выступление) | 1 | 
 | 
 | Публичное выступление | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Проверочная работа по теме «Имя числительное».  | 1 | 
 | 
 | Проверочная работа | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | 1 | 
 | 
 |  Контрольный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы | 
  |    | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки. Практич. материал | 
  | 
 | Местоимение – 26 часов | 
 | 
 | 
 | 
 | Учебник, карточки. Практич. материал | 
  |    | Местоимение как часть речи.    
 | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки. Практич. материал | 
  |    | Личные местоимения.    | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Текст | 
  |    | Особенности склонения личных местоимений | 1 | 
 | 
 | Взаимодиктант | Дополнит. материалы, словари | 
  |    | Возвратное местоимение себя | 1 | 
 | 
 | Словарная работа | Рабочие материалы | 
  |    | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам | 1 | 
 | 
 | Творческая работа | 
 | 
  |    | Вопросительные и относительные местоимения | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Относительные местоимения | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Неопределенные местоимения | 1 | 
 | 
 | Взаимодиктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Дефис в неопределенных местоимениях | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, сюжетные картинки, словари | 
  |    | Отрицательные местоимения | 
 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, сюжетные картинки, словари | 
  |    | Отрицательные местоимения | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Отрицательные местоимения 
 
 | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Притяжательные местоимения. | 1 | 
 | 
 | 
 | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Притяжательные местоимения | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Рассуждение 
 | 1 |  
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Сочинение-рассуждение по упр. 480 | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Указательные местоимения | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник,  текст изложения | 
  |    | Указательные местоимения | 1 | 
 |  
 | Словарный диктант | Рабочие материалы | 
  |    | Определительные местоимения | 1 | 
 | 
 |  Взаимодиктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (подготовка) | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (написание) | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Повторение изученного по теме «Местоимение».    
 | 1 | 
 | 
 | Тестирование  | 
 | 
  |    | Проверочная работа изученного по теме «Местоимение».    
 | 1 | 
 | 
 | Проверочная работа | Учебник, карточки. Практич.материал | 
  |    | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | 
 | 
 | Контрольный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  | 
 | Глагол – 29 часов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |    | Повторение изученного в 5 классе о глаголе    | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо |  Картины  Е.В.Сыромятниковой. Учебник, словари | 
  |    | Личные окончания глаголов | 1 | 
 | 
 | Творческая работа |  Картины  Е.В.Сыромятниковой. Учебник, словари | 
  |    | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам на тему «Стёпа дрова колет» | 1 | 
 | 
 | Сочинение   | 
 | 
  |    | Разноспрягаемые глаголы    | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Глаголы переходные и непереходные | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 | 
 | 
 | Взаимодиктант  | Учебник, карточки. Практич.материал | 
  |    | Р.р. Сжатое изложение (подготовка) | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Текст. Словари | 
  |    | Р.р. Сжатое изложение (написание) | 
 | 
 | 
 | Изложение | Текст. Словари | 
  |    | Условное наклонение | 1 | 
 | 
 |  Взаимодиктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Условное наклонение | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Повелительное наклонение    | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки. Практич.материал | 
  |    | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 | 
 | 
 | Контрольный словарный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 | 
 | 
 | Графический диктант. Конструирование предложений | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Устное сочинение-рассказ по сюжетным картинкам | 1 | 
 | 
 | Публичное выступление | Учебник, текст, сюжетные картинки, словари | 
  |    | Употребление наклонений глагола    | 1 | 
 | 
 | Графический диктант. | Учебник, текст, сюжетные картинки, словари | 
  |    | Употребление наклонений в речи | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Безличные глаголы | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Безличные глаголы | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Морфологический разбор глагола | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Рассказ на основе услышанного (подготовка) | 1 | 
 | 
 |  Словарный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Р.р. Рассказ на основе услышанного (написание) | 1 | 
 | 
 | Сочинение | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | 
 | 
 | Взаимодиктант | Учебник, карточки, раздаточ. материал, словари | 
  |    | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, раздаточ. материал, словари | 
  |    | Правописание гласных в глагольных суффиксах  | 1 | 
 | 
 | Взаимодиктант | Текст  | 
  |    | Повторение изученного по теме «Глагол»     | 1 | 
 | 
 | Тест  | Рабочие материалы, словари | 
  |    | Комплексный анализ текста.   Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | 
 | 
 | Проверочная работа | Учебник, карточки, раздаточ. материал, словари | 
  |    | Закрепление темы «Глагол».  | 1 | 
 | 
 | тестирование | Текст, словари | 
  |    | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 
 | 
 | Контрольный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 
 | 
 | Объяснительный диктант | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  | 
 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах – 13 часов | 
  |    | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках    | 1 | 
 | 
 | Осложненное списывание | Учебник, карточки, Практич. материал | 
  |    | Орфограммы в корне слова. | 1 | 
 | 
 | Тестирование | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Учебник, карточки, опорные схемы, словари | 
  |    | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Учебник, карточки, раздаточ.материал, словари | 
  |    | Итоговый контрольный диктант  | 1 | 
 | 
 | Контрольный диктант | Учебник, карточки. Практич.материал | 
  |    | Р.р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. (подготовка) | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Текст | 
  |    | Р.р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. (написание) | 1 | 
 | 
 |  Сочинение 
 |  Рабочие  материалы | 
  |    | Лексика и фразеология. | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо | Карточки по развитию речи, словари | 
  |    | Словообразование. Морфемный разбор. | 1 | 
 | 
 | Творческое списывание | Карточки по развитию речи, словари | 
  |    | Морфология. Имя существительное. Имя числительное. | 1 | 
 | 
 | Словарная работа |  Учебник, карточки. Практич.материал | 
  |    | Имя прилагательное. Местоимение | 1 | 
 | 
 | Комментированное письмо |  Учебник, карточки. Практич.материал | 
  |    | Глагол  | 1 | 
 | 
 | Графический диктант. Конструирование предложений |  Учебник, карточки. Практич.материал | 
  |    | Урок занимательной грамматики | 
 | 
 | 
 | Творческое списывание |  Учебник, карточки. Практич.материал | 
 
  I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
  II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
  - воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
  - вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
  - осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
  - уместно использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
  - прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, шрифтовые выделения информации);
  - выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
  - пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;
  - сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  - соблюдать последовательность и связанность изложения.
  - подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
  - сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  - употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений;
  -исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимической конструкцией.
  - определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
  - устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
  - правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
  - обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
  - выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
  - различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов;
  - пользоваться словообразовательным словарем морфемных моделей слов.
  - выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
  - указывать морфологические признаки изучаемых частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
  - опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
  - объяснять суть основного принципа русской орфографии и с этой позиции анализировать написание морфем;
  - владеть приемом поморфемного письма.
  - составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  - правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их;
  - устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
  - самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.