Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
  Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
  Предлагаемый начальный курс русского языка направлен на углубленное изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение речевыми жанрами.  
  Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
  На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.
  Уроки по развитию связной письменной речи предусмотрены и входят в количество указанных часов. Работа по каллиграфии планируется на каждый урок с учетом ошибок и трудностей, которые возникают у учащихся по чистописанию по 8 – 10 минут.
  освоение первоначальных знаний о языковых единицах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
  формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),
  формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).  
  Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В.Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С.Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С.Жедек, М.И.Тимченко «Списывание в обучении правописанию», Е.С.Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В.Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В.Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения», М.С.Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка», Н.И.Жинкина «Развитие речи младших школьников».
  Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
  Место ударения в слове: разноместность и подвижность словесного ударения.
  Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
  Правописание гласных в приставках (на примере приставок за, про, на).
  Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив- и –ов-).
  Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
  Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов –ик- / -ек- с учётом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
  Написание о /ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
  Написание букв –и-/-ы- после приставки перед корнем, начинающимся на и.
  Звукобуквенный разбор слова.
  Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
  Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
  Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
  Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
  Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
  Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном суффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
  Морфемная структура русского слова.  
  Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
  Разбор слов разных частей речи по составу.
  Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).
  Морфологический разбор имени существительного.
  Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении.
  Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
  Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
  Правописание глаголов в прошедшем времени.
  Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа: вы пишете - пишите.
  Синтаксическая роль глаголов в предложении.
  Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
  Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
  Разбор простого предложения по членам предложения.
  Представления о сложном предложении (наблюдения).
  Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
  Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
  Освоение изложения как жанра письменной речи.
  Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
  Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
  Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
  Правила употребления предлогов О, ОБ (о ёжике, об утке, об этом, о том, об изумрудном, о рубиновом).
  Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
              | № п/п |  Тема урока |  Кол-во часов |  Тип урока |  Элементы содержания подготовки  обучающихся  (результат) |  Требования к уровню подготовки обучающихся |  Вид контроля  Измерители | Элементы дополнительного (необязательного)   содержания |  Д/з 
 |  Дата | 
  |  план |  факт | 
  | 1 |  Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке |  1 |  Комбинированный |  Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Выделение значимых частей слова |  Знать: понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка; что при образовании новых слов от глагола ОСНОВА глагола может усекаться, а может использоваться целиком.  Уметь: подбирать к глаголам родственные существительные; выделять окончание; разбирать слова по составу; писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями. |  
 |  Чередование согласных в корне слова  [ч']/[к], [ж]/[г] |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 2 |  02.09 |  
 | 
  | 2 |  Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке |  1 |  Комбинированный |  Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Выделение значимых частей слова |  Уметь: образовывать от основ существительных прилагательные с помощью суффиксов -ист-, -ое-; работать со словообразовательным словарем; определять родственные слова; писать слова с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова; писать слова с приставками; ставить знаки препинания при обращении  
  
  
 |  Фронтальный  опрос | 
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 6,8 |  03.09 |  
 | 
  | 3 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением. |  1 |  Практическая работа |  Отличие письменной речи от устной. Восприятие и понимание звучащей речи |  Знать, чем отличается текст- повествование от текста- описания; понятие «цитата».  Уметь: работать с фразеологическим словарем; цитировать текст |  Работа  в парах | Цитата |  Уч-к  (2 ч.),  с. 6-1! |  05.09 |  
 | 
  | 4 |  Различение суффиксов. Значения суффиксов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова (суффикса). Различение суффиксов. Значения суффиксов |  Уметь: выделять в словах суффиксы уменьшительно- ласкательного значения; сравнивать значения суффиксов; определять суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы; выполнять работу над ошибками; писать слова с непроизносимыми согласными; определять виды чередования звуков в слове; подбирать проверочное слово |  Самостоятельная работа, работа в парах |  Чередование согласных в корне слова [т]/[-], [д]/[-] |  Уч-к  (1 ч.),  упр.12 |  09.09 |  
 | 
  | 5 |  Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков |  1 |  Комбинированный |  Правописание слов с удвоенной согласной |  Знать, что с существительными мужского и среднего рода употребляется слово «оба», а с существительными женского рода - слово «обе».  Уметь: определять склонения имен существительных; подбирать родственные слова существительные разного склонения (ель, елка; конь, лошадь); выделять окончание в словах; изменять по падежам слова «оба» и «обе»; употреблять местоимения «обоих», «обеих» |  Фронтальный  опрос |  Правило употребления местоимений «оба», «обе» |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 16 |  10.09 |  
 | 
  | 6 |  Однородные члены предложения |  1 |  Комбинированный |  Однородные члены предложения |  Знать, что однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.  Уметь: находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения; писать слова с безударными гласными в корне |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (1 *-),  упр. 21 |  12.09 |  
 | 
  | 7 |  Входной диктант с грамматическим значением |  1 |  Урок контроля |  Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания |  Знать изученные орфограммы.    Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами |  Контрольный диктант |  
 |  
 |  16.09 |  
 | 
  | 8 |  Работа над ошибками. Однородные члены предложения |  1 |  Комбинированный |  Однородные члены предложения |  Уметь; выполнять работу над ошибками; находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения |  Фронтальный  опрос |  
 |  
 |  17.09 |  
 | 
  | 9 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассуждать |  1 |  Практическая работа |  Рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы |  Знать, что рассуждение - это объяснение какого-либо явления.    Уметь объяснять, что изображено на фотографии; рассуждать с опорой на наблюдение |  Работа в парах |  
 |  Уч-к (2 ч.), с. 12-15 |  19.09 |  
 | 
  | 10 |  Знаки препинания при однородных членах предложения.    Что такое союзы? |  1 |  Комбинированный |  Союзы. Их роль в речи. Знаки препинания при однородных членах предложения |  Знать правило постановки запятой перед союзами и, а, но.    Уметь: определять однородные члены; работать со словообразовательным словарем; находить предложения с однородными сказуемыми и однородными дополнениями; соотносить предложение с его схемой |  
 |  Нахождение окончания и основы слова |  Уч-к  (1 ч.), упр. 23 |  23.09 |  
 | 
  | 11 |  Знаки препинания при однородных членах предложения.  Что такое союзы? |  1 |  Комбинированный |  Союзы. Их роль в  речи. Знаки препинания при однородных членах предложения |  Уметь: показывать, как образованы слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне, с парными согласными, с безударными гласными; объяснять постановку запятых при однородных членах предложения |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 29 |  24.09 |  
 | 
  | 12 |  Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям |  1 |  Комбинированный |  Глагол, значение и  употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания |  Знать, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам; глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково  Уметь: определять вид орфограммы; называть основу в предложении; определять, какой частью речи выражены однородные дополнения |  Практическая  работа |  Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I, II спряжения) |  Уч-к  (1 О,  упр. 32 |  26.09 |  
 | 
  | 13 |  Учимся правильно писать безударные личные, окончания глаголов |  1 | Комбинированный |  Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям |  Знать, как определить спряжение глагола.  Уметь: ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией; правильно писать безударные личные окончания глаголов |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 34 |  30.09 |  
 | 
  | 14 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец» |  1 |  Практическая работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Знать, что размышления и объяснения -это виды рассуждения.  Уметь: работать с толковым словарем; описывать элементы картины; выполнять задания; отвечать на вопросы; определять, какой текст получился (текст- описание или текст-повествование); составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях» |  Работа  в парах |  Размышление и объяснение - это виды рассуждения |  Уч-к  (2 ч.),  с. 16-22 |  01.10 |  
 | 
  | 15 |  Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов |  1 | Комбинированный |  Правописание безударных личных окончаний глаголов |  Знать, как определить спряжение глагола.  Уметь: ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией; правильно писать безударные личные окончания глаголов; разбирать по составу глаголы; объяснять написание орфограмм; пользоваться словообразовательным словарем |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 37 |  03.10 |  
 | 
  | 16 |  Правило употребления предлогов о и об Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме |  1 | Комбинированный |  Предлоги. Их роль в речи |  Знать, что если слово начинается с согласного звука, то оно употребляется с предлогом о, а если с гласного - с предлогом об.  Уметь: формулировать правило; записывать текст, выбирая нужный предлог; объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами |  Работа  в парах |  Правило употребления предлогов о и об |  Уч-к (1 ч.), упр. 39 Уч-к  (1 ч.),  упр. 41 |  07.10 |  
 | 
  | 17 |  Диктант с грамматическим заданием   |  1 |  Урок контроля |  
 |  Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами |  Контрольный диктант |  
 |  
 |  08.10 |  
 | 
  | 18 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей |  1 |  Практическая работа |  Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения |  Уметь давать оценку выступлениям своих товарищей по плану |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (2 ч.),  с. 23-24 |  10.10 |  
 | 
  | 19 |  Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме |  1 | Комбинированный |  Неопределенная  форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям |  Знать: понятие «глаголы- исключения»; что глаголы «гнать», «держать», «дышать», «слышать» относятся ко II спряжению, что глаголы «обидеть», «терпеть» относятся ко II спряжению.    Уметь: объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами; объяснять написание беглого гласного в корне или в суффиксе; пользоваться обратным словарем; объяснять написание глагольных окончаний; находить в тексте глаголы-исключения; проверять работу друг друга; пользоваться обратным словарем; спрягать глаголы; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; объяснять орфограммы; выделять окончания глаголов |  Практическая  работа |  Написание беглого гласного в корне или в суффиксе  Чередование гласного звука с нулевым в корне слова. Подвижное и неподвижное ударение в глагольных формах |  Уч-к  (1 ч.), упр. 44-55 |  15.10 |  
 | 
  | 20 |  Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме |  1 | Комбинированный |  Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям |  Знать, что спряжение у многих глаголов определяется по ударным личным окончаниям.  Уметь: образовывать начальную форму глагола; правильно задавать вопрос, чтобы определить начальную форму глагола; определять спряжение глагола; писать глаголы в форме 2-го лица единственного числа; объяснять написание глагольных окончаний, объяснять написание глагольных окончаний; пользоваться словообразовательным словарем; находить чередование гласного звука с нулевым звуком в корне; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; наблюдать за местом ударения в формах глаголов; пользоваться орфоэпическим словарем; ставить ударение в словах |  Самостоятельная работа по образцу |  Уч-к (1 ч.), упр. 60 |  16.10 |  
 | 
  | 21 |  Характеристика предложения и разбор слова как части речи |  1 | Комбинированный |  Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол |  Знать алгоритм морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола.  Уметь: выполнять схему предложения; давать характеристику предложению; выполнять разбор слова как части речи; выделять основы предложения |  Работа  с текстом в парах |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 63 |  18.10 |  
 | 
  | 22 |  Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» |  1 | Комбинированный |  Глагол, значение и употребление |  Знать, что глаголы «брить», «стелить» относятся к I спряжению.  Уметь: пользоваться обратным словарем; определять спряжение глаголов; работать с фразеологическим словарем; разбирать глаголы по составу; ставить глаголы в форму 3-го лица единственного числа |  Практическая  работа |  Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I, II спряжения) |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 68 |  21.10 |  
 | 
  | 23 |  Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени |  1 |  Комбинированный |  Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы)  Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания |  Знать, что у глагола в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы.  Уметь: выполнять работу над ошибками; определять время и спряжение глагола; правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени; ставить глаголы в форме прошедшего времени; выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени |  Работа  в парах |  Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 70 |  22.10 |  
 | 
  | 24 |  Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени |  
 |  Комбинированный |  Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы |  Уметь: ставить глаголы в форму прошедшего времени; выделять в глаголах два суффикса; разбирать глаголы по составу; объяснять написание пропущенных глагольных суффиксов; образовывать начальную форму глагола Знать изученные орфограммы.    
 |  Самостоятельная работа |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 74 |  24.10 |  
 | 
  | 25 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение   |  1 |  Практическая  работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Уметь: определять жанр произведения; анализировать средства художественной выразительности; цитировать строчки  из текста; делить текст на части; составлять план текста; объяснять знаки препинания; письменно пересказывать сказку, пользуясь планом |  Взаимоконтроль |  Сравнение |  Уч-к  (2 ч.),  с. 31-32 |  28.10 |  
 | 
  | 26 |  Работа над ошибками Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа |  1 | Комбинированный |  Знать: понятия «усечение основы глагола», «неусеченная форма глагола», «повелительная форма глагола».  Уметь: выделять глагольные суффиксы; сравнивать повелительные формы единственного и множественного числа; показывать письменно, как образована повелительная форма единственного числа глагола |  Фронтальный  опрос |  Усечение основы глагола. Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 79 |  29.10 |  
 | 
  | 27 |  Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа  
  
  
  
 |  1 |  Комбинированный |  Глагол. Выделение  значимых частей слова (суффиксы) |  Уметь: выделять корень в родственных словах; пользоваться словообразовательным словарем; определять, в какой форме стоят глаголы; разбирать глаголы по составу; правильно писать частицу «не» с глаголами   |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 82 |  31.10 |  
 | 
  | 
 |  2 четверть |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  | 
 28 |  Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени |  1 |  Комбинированный |  Глагол. Выделение  значимых частей слова (суффиксы) |  Знать, что в форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс начальной формы.  Уметь: правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола |  Фронтальный  Опрос |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 85 |  07.11 |  
 | 
  | 29 |  Диктант т Написание безуд суффиксов гл в форме пр вр |  
 |  Урок контроля |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  11.11 |  
 | 
  | 30 |  Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени |  1 |  Комбинированный |  Глагол. Выделение  значимых частей слова (суффиксы) |  Уметь: выписывать родственные глаголы парами и разбирать их по составу; пользоваться обратным словарем; правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени |  Работа  в парах |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 87 |  12.11 |  
 | 
  | 31 
 |  Контрольное списывание    Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -чь |  1 |  Комбинированный |  Глагол. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола |  Уметь спрягать глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь |  
 |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 91. 92 |  14.11 |  
 | 
  | 32 
 |  Усекаемая и неусекаемая основа глаголов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых  частей слова (корня,  приставки, суффикса,  окончания). Глагол |  Знать, что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа.  Уметь: работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к (2 ч.), с. 33-34 |  18.11 |  
 | 
  | 33 
 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение Устно. |  1 |  Практическая работа |  Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения |  Уметь: сравнивать план и содержание сообщения; готовить научное сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать сообщение товарищей, исходя из правил вежливости |  
 |  
 |  
 |  19.11 |  
 | 
  | 34 |  Усекаемая и неусекаемая основа глаголов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Глагол |  Знать, что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа. что спряжение глагола определяется по личным окончаниям глагола (если они ударные) или по его начальной форме (если личные окончания безударные).  Уметь: работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается ;образовывать глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа; выделять окончания; указывать спряжение глагола; находить глаголы-исключения; разбирать глаголы по составу  
 |  
 |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 98 |  21.11 |  
 | 
  | 35 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение |  1 |  Практическая  работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Уметь: работать с толковым словарем; читать цитаты; находить в тексте описание, рассуждение, повествование |  Практическая  работа |  
 |  Уч-к  (2 ч.),  с. 34-39 |  25.11 |  
 | 
  | 36 |  Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» |  1 |  Комбинированный |  Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени |  Знать, что глаголы «бежать», «хотеть» разноспрягаемые; глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению.  Уметь: работать с обратным словарем; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы |  Работа  в парах |  Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 101 |  26.11 |  
 | 
  | 37 |  Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) |  1 |  Комбинированный |  Правописание о и е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) |  Знать, что в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения - ё, если эти существительные образованы от других существительных; в суффиксах прилагательных пишется о - под ударением, ё - без ударения.    Уметь: пользоваться обратным словарем; писать буквы о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) |  Взаимопроверка |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 109 |  28.11 |  
 | 
  | 38 |  Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) |  1 |  Комбинированный |  Правописание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) |  Знать понятие «краткие прилагательные»; что в полных формах прилагательного ударение всегда подвижное, а в кратких прилагательных ударение часто бывает подвижным, меняет свое место при изменении слова по числам и родам.  Уметь: пользоваться обратным словарем; показывать письменно, как образована краткая форма прилагательных; выписывать краткие прилагательные; ставить ударения; пользоваться орфоэпическим словарем |  Фронтальный  опрос |  Краткие  прилагательные.  Беглые  гласные |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 115 |  02.12 |  
 | 
  | 39 |  Диктант по т. Написание о и ё после шипящих   |  1 |  Урок контроля |  ) |  Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами |  Контрольный диктант |  
 |  
 |  03.12 |  
 | 
  | 40 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог Устно. Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) |  1 |  Комбинированный |  Правописание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) |  Уметь: пользоваться толковым словарем; пользоваться правилами и инструкцией; выполнять проверку  Знать: монолог - это разговор, который человек ведет сам с собой, а диалог - разговор между двумя людьми; как оформляется диалог на письме.    Уметь: читать и анализировать диалог; читать диалог по ролям; пользоваться библиотекой |  Контрольное списывание |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 122 Уч-к (2 ч.), с. 41^4 |  05.12 |  
 | 
  | 41 |  Повторение по теме «Безударные окончания глаголов» |  1 |  Комбинированный |  Изменение глаголов  по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Ударные и безударные личные окончания |  Уметь: образовывать начальную форму глагола; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; находить глаголы, образованные от основ прилагательных; находить однокоренные глаголы; писать глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа; подчеркивать личные местоимения; определять прямое и переносное значения слова; выделять чередование согласных в корне |  Работа  в парах |  Антонимы.  Прямое и переносное значения слова. Чередование согласных в корне |  Уч-к  (1 ч.), упр. 128 |  09.12 |  
 | 
  | 42 |  Повторение по теме «Написание окончаний глаголов 2 лица ед.ч.» |  1 |  Комбинированный |  Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания |  Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов |  Практическая работа |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 131 |  10.12 |  
 | 
  | 43 |  Повторение по теме «Написание безударных окончаний глаголов.» |  1 |  Комбинированный |  Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания |  Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов |  Практическая работа |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 135 |  12.12 |  
 | 
  | 44 |  Повторение по теме «Трудности написания глаголов на –ять»   |  1 |  Комбинированный |  Глагол. Выделение  значимых частей слова (суффиксы) |  Знать, что в форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс начальной формы.  Уметь: правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола |  Фронтальный  Опрос |  
 |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 137 |  16.12 |  
 | 
  | 45 |  Диктант по т. «Написание безударных окончаний глаголов.» |  1 |  Урок контроля |  ) |  Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами |  Контрольный диктант |  
 |  
 |  17.12 |  
 | 
  | 46 |  Повторение по теме «Слова пришедшие из других языков.» |  1 |  Комбинированный |  Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания |  Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов |  Практическая работа |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 138 |  19.12 |  
 | 
  | 47 |  Повторение по теме «Написание о и ё после шипящих в корнях существительных» |  1 |  
 |  Правописание безударных личных окончаний |  Уметь: выполнять работу над ошибками; определять спряжение глаголов; разбирать предложение по членам предложения; составлять схему предложения; выписывать словосочетания; находить главное и зависимое слова в словосочетании; писать окончания прилагательных; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами |  
 |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 142 |  25.12 |  
 | 
  | 48 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение. Урок-зачёт. |  1 |  Практическая работа |  Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения |  Уметь: пользоваться библиотекой; делать научное сообщение; определять вид текста (описание, рассуждение, размышление); обсуждать доклады друг друга, опираясь на известные правила вежливости |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (2 ч.),  с. 46-48 |  26.12 |  
 | 
  | 49 |  Где используются однородные члены |  1 |  Комбинированный |  Однородные члены  предложения. Главные и второстепенные члены предложения |  Знать понятия «однородные» и «неоднородные определения».    Уметь: пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения |  Практическая работа |  Однородные и неоднородные определения |  Уч-к  (1 ч.), упр. 145 |  28.12 |  
 | 
  | 
 |  3 четверть |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  | 50 |  Где используются однородные члены |  1 |  Комбинированный |  Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения |  Знать понятия «однородные» и «неоднородные определения».    Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; придумывать предложения с однородными членами для уч-ка по окружающему миру |  
 |  
 |  Уч-к (1 ч.), упр. 147 |  13.01 |  
 | 
  | 51 |  Где используются однородные члены |  
 |  Комбинированный |  Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложжения  
 |  Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; называть основу предложения; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; пользоваться толковым словарем |  Фронтальный  опрос |  Письмо  в клуб |  Уч-к  (1 ч.),  упр. 150 |  14.01 |  
 | 
  | 52 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение |  1 |  Практическая работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Уметь: делить текст на смысловые части; составлять план; писать письменное изложение по плану; цитировать отрывки |  Фронтальный опрос |  
 |  Уч-к (2 ч.), с. 45^16 |  16.12 |  
 | 
  |  53 |  Существительное. Олимпиадное задание Работа над ошибками |  1 |  Комбинированный |  Чтение и понимание  учебного текста. Нaхождение необходимого учебного материала |  Знать признаки имен существительных  Уметь: объяснять, почему в одинаковых формах окончания пишутся по-разному; ставить существительные в начальную форму; указывать число и род существительных; находить несклоняемое существительное; работать по обратному словарю |  Работа в парах |  Сравнение слов «матрац» и «матрас». Несклоняемые существительные |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 3 |  20.01 |  
 | 
  | 54 |  Существительное |  1 |  Комбинированный |  Имя существительное, значение и употребление |  Уметь: пользоваться обратным словарем; делить существительные на одушевленные и неодушевленные; объяснять орфограммы; подбирать синонимы; определять склонение существительных; выделять основу предложения |  Самостоятельная работа по образцу |  Существительные, имеющие только форму единственного (множественного) числа |  Уч-к  (З ч.),  упр. 6 |  21.01 |  
 | 
  | 55 |  Прилагательное |  1 |  Комбинированный |  Имя прилагательное, значение и употребление |  Знать: признаки имен прилагательных; что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного.    Уметь: выписывать словосочетания с прилагательными; определять главное и зависимое слова в словосочетании; определять род, падеж, число имен прилагательных |  Практическая работа |  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр. 9 |  23.01 |  
 | 
  | 56 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?» |  1 |  Практическая работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Уметь: рассматривать репродукцию картины; обсуждать вопросы; составлять план сочинения; писать сочинение по картине, используя план; приводить цитаты |  Работа  в группах |  
 |  Уч-к  (2 ч.),  с. 53-58 |  27.01 |  
 | 
  | 57 |  Краткая форма прилагательных  Повторение по теме «Синонимы» |  1 |  Комбинированный |  Имя прилагательное, значение и употребление Слово и его значение. Использование словарей русского языка |  Знать понятие «краткая форма прилагательного» «синонимы»; что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования.  Уметь: работать с обратным словарем; находить слова с подвижным ударением; объяснять орфограммы; находить устаревшие слова; сравнивать значения слов, образующих пары синонимов |  Фронтальный  опрос |  Краткая форма прилагательных |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 14 |  28.01 |  
 | 
  | 58 |  Глагол |  1 |  Комбинированный |  Глагол, значение и употребление |  Знать, что повелительная форма глаголов образуется с помощью суффиксов -и-, -й-, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени  Уметь: определять форму глагола в предложении; образовывать повелительную форму глагола; разбирать глаголы по составу; находить в тексте глаголы; указывать время глаголов; выделять окончания глаголов прошедшего времени; объяснять орфограммы |  
 |  
 |  Уч-к (3 ч.),  упр. 19 |  30.01 |  
 | 
  |  59 |  Развитие речи с элементами культуры речи.    Учимся писать сочинение |  1 |  Практическая работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Уметь: описывать в сочинении уголок природы так, чтобы все, кто прочитает сочинение, смогли представить его; составлять план сочинения |  Самостоятельная работа по таблице |  
 |  Уч-к  (2 ч.),  с. 58-60 |  03.02 |  
 | 
  |  60 |  Глагол. Устойчивые выражения |  1 |  Комбинированный |  Глагол, значение и употребление  Слово и его значение. Использование словарей русского языка |  Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени.    Иметь представление о глаголах совершенного вида и несовершенного вида  Уметь: определять вид глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; образовывать форму глагола 2-го лица единственного числа; заканчивать устойчивые выражения, используя слова-антонимы; находить в тексте устойчивые выражения |  Фронтальный опрос |  Устойчивые выражения |  Уч-к (3 ч.), упр. 26 |  04.02 |  
 | 
  |  61 |  Простая и сложная формы будущего времени глагола |  1 |  Комбинированный |  Изменение глагола по временам |  Знать, что форма глагола - это время, число, лицо или род.    Уметь: определять форму глагола; образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения; различать простую и сложную формы будущего времени глагола |  Работа в парах |  Простая и сложная формы будущего времени глагола |  Уч-к  (3 ч.), упр. 29 |  06.02 |  
 | 
  |  62 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Как устроена книга Простая и сложная формы будущего времени глагола |  1 |  Практическая работа |  Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения |  Знать понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист», «аннотация». Уметь: находить элементы книги; отвечать на вопросы; работать со словарем происхождения словЗнать, как спрягаются глаголы в простой и сложной формах будущего времени.  Уметь: сравнивать пары глаголов; подчеркивать основу предложения; работать со словообразовательным словарем; выделять у глаголов окончания; работать с обратным словарем |  Практическая работа |  
 |  Уч-к (2 ч.), с. 60-62 Уч-к  (3 ч.), упр. 33 |  10.02 |  
 | 
  |  63 |  Простая и сложная формы будущего времени глагола |  1 |  Комбинированный |  Изменение глагола по временам |  Знать, что глаголы «победить», «убедить», «ощутить» не образуют форму 1-го лица единственного числа будущего времени; глаголы «дудеть», «чудить», «дерзить» не образуют форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. Уметь: записывать предложения, поставив глаголы в нужную форму будущего времени; подчеркивать основы предложения; различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола; работать с орфоэпическим словарем; записывать начальную форму глагола; разбирать глаголы по составу; указывать лицо и число глагола; образовывать повелительную форму глагола |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр. 41 |  11.02 |  
 | 
  |  64 |  Личные местоимения |  1 |  Комбинированный |  Местоимение, значение и употребление |  Знать, как личные местоимения изменяются по падежам.    Уметь: склонять личные местоимения; называть формы местоимений 3-го лица; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; определять, какими членами предложения являются в предложении личные местоимения |  Самостоятельная работа по образцу |  Склонение личных местоимений |  Уч-к  (3 ч.), упр. 44 |  13.02 |  
 | 
  |  65 |  Личные местоимения |  1 |  Комбинированный |  Местоимение, значение и употребление |  Знать, что после предлогов в начале личных местоимений 3-го лица произносится [н'] и пишется н.    Уметь: ставить местоимения 3-го лица в нужную падежную форму; работать со словообразовательным словарем; находить в тексте личные местоимения; находить словарные слова в тексте; выполнять звукобуквенный разбор слова; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; образовывать от основы глагола прилагательное с суффиксом -лив-; разбирать предложение по членам  
 |  Фронтальный опрос |  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр. 51 |  17.02 |  
 | 
  |  66 |  Диктант Написание местоимений с предлогами  
 |  1 |  Урок контроля |  ) |  Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами |  Контрольный диктант |  
 |  
 |  18.02 |  
 | 
  |  67 |  Разбор слова по составу |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания)  
 |  Знать порядок разбора слова по составу.  Уметь выполнять разбор слова по составу |  Фронтальный опрос |  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр. 52 |  20.02 |  
 | 
  |  68 |  Разбор по составу глаголов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок |  Знать: порядок разбора глаголов по составу; что в основу глагола не входят суффиксы начальной формы (-ть-, -ти-, -чь-), суффикс прошедшего времени (-л-), в глаголах с частицей -ся (-сь) частицу помечать не нужно.    Уметь: пользоваться инструкцией при разборе глагола по составу; разбирать глаголы по составу; находить обращения в тексте  
 |  Работа в парах |  
 |  Уч-к (3 ч.), упр. 58 |  24.02 |  
 | 
  |  69 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить |  1 |  Практическая работа |  Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения |  Знать понятие «аннотация»; где располагается аннотация.    Уметь: находить в книге аннотацию; дополнять аннотацию именами героев, названиями рассказов; пользоваться библиотекой |  Практическая работа |  
 |  Уч-к (2 ч.), с. 71-76 |  25.02 |  
 | 
  |  70 |  Орфограммы в корнях слов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов |  Знать понятие «орфограмма».  Уметь: работать со словообразовательным словарем; записывать родственные слова; разбирать слова по составу; определять место нахождения орфограммы в слове; подбирать проверочные слова; находить слова с орфограммой ча~ща под ударением; выписывать из текста прилагательные и существительные с безударной гласной в корне |  Взаимопроверка |  Чередование согласных в корне слова |  Уч-к  (3 ч.), упр. 62 |  27.02 |  
 | 
  |  71 |  Орфограммы в корнях слов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов |  Уметь: работать с обратным словарем; выписывать слова с орфограммой «парный по звонкости/ глухости согласный в корне слова»; подбирать проверочные слова; работать со словообразовательным словарем; определять место нахождения орфограммы в слове |  Самостоятельная работа по образцу |  
 |  Уч-к (3 ч.), упр. 66 |  03.03 |  
 | 
  |  72 |  Орфограммы в корнях слов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов |  Уметь: списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить слова-антонимы; выписывать существительные по склонениям; строить схему предложения; выполнять звукобуквенный разбор слова; выделять корень в слове; работать с обратным словарем; находить в тексте орфограммы; работать с орфографическим словарем; находить в тексте словарные слова; сравнивать написание и произношение слов |  Работа  в парах |  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр. 75 |  04.03 |  
 | 
  |  73 |  Орфограммы в суффиксах слов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов |  Знать, что с помощью суффикса -ник- существительные могут называть: территорию, ёмкость, лиц мужского рода.    Уметь: работать с толковым словарем; находить орфограммы «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»; записывать слова, называющие детенышей животных в форме множественного числа именительного падежа; выделять суффикс; разбирать слова по составу; находить сложное слово в тексте  
 |  Практическая  работа |  Суффиксы- синонимы.  Суффиксы- омонимы |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 78 |  06.03 |  
 | 
  |  74 |  Существительные. Беглый гласный  Буквы о и е после шипящих |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам  Выделение значимых частей слова. Буквы о и е после шипящих |  Знать, что в суффиксах существительных с уменьшительно- ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е, если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный.    Уметь: работать с обратным словарем; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; находить беглый гласный в корне и в суффиксе ;образовывать существительные с суффиксами -чип-, -щик-; образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-, -ек-;  при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением -ок- и -ек- образовывать родственные слова; подчеркивать чередование согласных в корне, видимое на письме |  Самостоятельная работа по образцу |  
 |  Уч-к (3 ч.), упр.84 |  10.03 |  
 | 
  |  75 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение |  1 |  Практическая работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Уметь: работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; составлять план; писать изложение по плану |  Работа в парах |  
 |  Уч-к (2 ч.), с. 76-78 |  11.03 |  
 | 
  |  76 |  Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Безударный гласный, проверяемый ударением |  Знать правило написания безударных гласного, проверяемого ударением.    Уметь: работать с обратным словарем; образовывать от основ существительных существительные с помощью суффикса -ищ-  |  Практическая работа |  
 |  Уч-к (3 ч.), упр.87 |  13.03 |  
 | 
  |  77 |  Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Буквы о и е после шипящих и ц |  Знать, что в прилагательных, образованных от основ существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, под ударением пишется о, без ударения - е; когда прилагательные, образованные от основ существительных - названий стран, краев, городов, пишутся с большой буквы.  Уметь: от основ данных существительных образовывать с помощью суффиксов -ое- и -ев- прилагательные; подчеркивать беглые гласные в корне или суффиксе; работать с обратным словарем; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -н- прилагательные; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -ск- прилагательные; ставить прилагательные в начальную форму |  Фронтальный  опрос |  
  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр. 94 |  17.03 |  
 | 
  |  78 |  Диктант «Первоцветы» с грамматическим заданием |  1 |  Контрольный  урок |  Написание под диктовку текста (75-80  слов) в соответствии с изученными нормами правописания |  Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами |  Контрольный диктант |  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр.99 |  18.03 |  
 | 
  |  79 |  Работа над ошибками. Глагольные суффиксы |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова |  Знать, что перед суффиксом прошедшего времени пишется глагольный суффикс начальной формы глагола.    Уметь: различать разные формы одного и того же слова; определять форму глагола; от данных слов образовывать глаголы; выделять суффиксы; объяснять расстановку знаков препинания в предложении с однородными членами; ставить глаголы в форму прошедшего времени; выделять глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени; объяснять орфограммы.  
  
  
 |  Самостоятельная работа, подбор к  схемам слов |  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр. 105 |  20.03 |  
 | 
  |  
 |  4 четверть |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
  |  80 |  Орфограммы в окончаниях существительных |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях существительных |  Уметь: определять место нахождения орфограммы в слове; разбирать предложение по членам предложения; определять род, падеж существительных; выделять окончания существительных; работать с орфографическим словарем  
  
  
  
  
 |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 108 |  01.04 |  
 | 
  |  81 |  Развитие речи с элементами культуры речи.    Учимся составлять аннотации Орфограммы в окончаниях существительных |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях существительных |  Знать, какую информацию можно извлечь из аннотации к сборнику сказок.  Уметь: составлять аннотации; писать названия произведений в тексте в кавычках, а фамилии авторов - без кавычек; письменно давать характеристику своему сборнику; перечислять названия произведений; перечислять фамилии авторов; сравнивать свою аннотацию с авторскойЗнать, что у существительных в форме творительного падежа единственного числа после шипящих под ударением в окончании пишется буква о, без ударения - буква е.  Уметь: записывать существительные во множественном числе; находить существительные с орфограммой «беглый гласный в части слова»; работать с орфографическим и обратным словарями |  Работа  в парах |  
 |  Уч-к  (2ч), с. 80-82Уч-к  (3 ч.),  упр. 111 |  03.04 |  
 | 
  |  82 |  Орфограммы в окончаниях прилагательных |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях прилагательных |  Уметь: списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных; выписывать из текста сложные слова; находить существительное, образованное от прилагательного образовывать начальную форму глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки |  Практическая  работа |  
 |  Уч-к  (З ч.),  упр.115 |  07.04 |  
 | 
  |  83 |  Орфограммы в окончаниях глаголов |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях глаголов |  Уметь: объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -ться и –тся; объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -ться и -тся |  Работа  в парах |  
 |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 126 |  08.04 |  
 | 
  |  84 |  Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола   |  1 |  Комбинированный |  Изменение глагола по числам, лицам и временам |  Уметь: выделять глагольный суффикс, суффикс повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола |  Фронтальный  опрос |  Суффиксы- синонимы.  Суффиксы- омонимы |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 128 |  10.04 |  
 | 
  |  85 |  Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола   |  1 |  Комбинированный   |  Изменение глагола по числам, лицам и временам |  Знать, что к глаголам- исключениям, кроме известных десяти, относятся все, образованные от них с помощью приставок. Уметь: объяснять, какой глагол стоит в повелительной форме множественного числа, а какой - в форме 2-го лица множественного числа; разбирать глаголы по составу и ставить ударение; указывать спряжение глаголов; находить в тексте личные местоимения; определять лицо, число и падеж местоимений; определять форму глаголов в тексте; показывать, как образованы глаголы повелительной формы; выписывать из текста сложное слово; находить в тексте разноспрягаемые глаголы и глаголы-исключения |  Фронтальный  опрос |  Повелительная форма глагола |  Уч-к  
  (3 ч.),  упр.133 |  14.04 |  
 | 
  |  86 |  Диктант с грамматическим заданием   |  1 |  Урок контроля |  ) |  Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами |  Контрольный диктант |  
 |  
 |  15.04 |  
 | 
  |  87 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Богданова- Бельского «Дети» |  1 |  Практическая работа |  
 |  Уметь: анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записывать описание картины по данному плану |  Работа в парах |  
 |  Уч-к (2 ч.), с. 87-90 |  17.04 |  
 | 
  |  88 |  Орфограммы в приставках |  1 |  Комбинированный |  Выделение значимых частей слова. Орфограммы в приставках |  Знать, что перед глаголами предлогов не бывает.  Уметь: объяснять орфограммы; отличать предлоги от приставок; работать с обратным словарем; ставить в словах ударение; выделять приставки; с данными словосочетаниями составлять предложения |  Фронтальный опрос |  
 |  Уч-к (3 ч.), упр. 137 |  21.04 |  
 | 
  |  89 |  Работа разделительного ь знака |  1 | Комбинированный |  Правописание слов с разделительным мягким знаком |  Знать, перед какими буквами пишется разделительный ь знак.  Уметь: писать слова с разделительным мягким знаком |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 143 |  22.04 |  
 | 
  |  90 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение |  1 |  Практическая  работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Уметь: цитировать текст; делить текст на смысловые части; составлять план; письменно пересказывать историю, пользуясь планом |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (2 ч.),  с. 90-92 |  24.04 |  
 | 
  |  91 |  Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? |  1 | Комбинированный |  Правописание слов с разделительным мягким знаком |  Уметь: выполнять разбор прилагательного по составу; склонять прилагательные; сравнивать формы родительного падежа прилагательных, отвечающих на вопрос какой? и чей?  делить прилагательные на группы, образованные с помощью разных суффиксов (-ин- и -ий-); работать с обратным словарем; разбирать по составу прилагательные; находить ошибки в тексте; записывать данные прилагательные в формах дательного и творительного падежей единственного числа |  Самостоятельная  работа | 
 |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 155 |  28.04 |  
 | 
  |  92 |  Слова, которые легко перепутать |  1 |  Комбинированный |  Слово и его значение. Использование словарей русского языка |  Уметь: выбирать из пары слов в скобках нужное и записывать предложения; разбирать слова по составу |  Фронтальный  опрос |  
 |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 159 |  29.04 |  
 | 
  |  93 |  Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные |  1 |  Комбинированный |  Мягкий знак после шипящих на конце основы имен существительных |  Знать, что существительные с основой на шипящий в форме родительного падежа множественного числа пишутся без ь знака на конце.  Уметь: работать с обратным словарем; делить существительные по родам; писать существительные с основой на шипящий |  Работа  в парах |  
 |  Уч-к  (3 ч.),  упр. 163 |  05.05 |  
 | 
  |  94 |  Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы |  1 | Комбинированный |  Мягкий знак после шипящих на конце основы глаголов |  Знать, на какие вопросы отвечает начальная форма глагола и повелительная форма глагола; что во всех формах глагола после шипящих на конце основы и слова пишется ь.    Уметь: определять начальную форму глагола и форму 2-го лица единственного числа; работать с фразеологическим словарем; объяснять устойчивые выражения |  Работа в группах по образцу |  
 |  Уч-к  (3 ч.), упр.167 |  06.05 |  
 | 
  |  95 |  Написание -ться и –тся в глаголах |  1 |  Комбинированный |  Изменение глагола по лицам и числам в будущем времени |  Уметь: работать с обратным словарем; писать слова на -ться и -тся; объяснять орфограммы |  Фронтальный опрос |  
 |  Уч-к (Зч.), упр. 169 |  08.05 |  
 | 
  |  96 |  Развитие речи с элементами культуры речи. Рассматриваем старые фотографии |  1 |  Практическая работа |  Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения |  Уметь: рассматривать старые фотографии; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение |  Фронтальный опрос |  
 |  Уч-к (2 ч.), с.95~ 104 |  12.05 |  
 | 
  |  97  
 |  Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены  Учимся давать характеристику предложению |  1  1 |  Комбинированный 
 |  Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения  Связь слов в предложении |  Знать понятия «распространенные» и «нераспространенные» предложения.    Уметь: подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем  Знать алгоритм разбора предложения.    Уметь давать характеристику предложению |  Работа в парах  Практическая работа |  
 |  Уч-к (3 ч.), упр. 174 |  13.05 |  
 | 
  |  98 |  Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях |  1 | Комбинированный |  Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения |  Знать понятия «простое» и «сложное» предложения.  Уметь; находить сложные слова в тексте; выделять основу предложения |  Самостоятельная работа |  
 |  Уч-к (3 ч.), упр. 176 |  15.05 |  
 | 
  |  99 |  Развитие речи с элементами культуры речи.  Учимся писать  сочинение. Сочинение- описание и рассуждение на тему «О чем мне рассказала старая фотография» |  1 |  Практическая  работа |  Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) |  Уметь писать сочинения, используя данный план |  Сочинение-описание и рассуждение |  Сочинение-  описание и  рассуждение |  Уч-к  (2 ч.),  с. 104-  105 |  19.05 |  
 | 
  |  100 |  Итоговый диктант «Русский лес» с грамматическим заданием |  1 |  Контрольный урок |  Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания |  Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами |  Контрольный диктант |  
 |  
 |  20.05 |  
 | 
  |  
 |  Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами |  1 |  Комбинированный |  Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения |  Уметь: выполнять работу над ошибками; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения; подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами |  Работа в парах. Проверочная работа |  
 |  Уч-к (3 ч.), упр. 180 |  22.05 |  
 | 
  |  101 |  Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами |  1 |  Систематизация и обобщение знаний |  Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения |  Уметь: подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами объяснять знаки препинания;  объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; объяснять орфограммы |  Работа  в парах |  
 |  Уч-к  (З ч.),  упр. 190 |  26.05 |  
 | 
  |  102 |  Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря» |  1 |  Систематизация и обобщение знаний |  Чтение и понимание учебного текста. Нахождение необходимого учебного материала |  Уметь: разбирать предложение по членам; выписывать го текста существительные, образованные с помощью суффиксов -к-; разбирать слова по составу |  Самостоятельная работа с конвертами.   |  Задание для  членов клуба  «Ключ  и заря» |  Уч-к  (З ч.) |  27.05 |  
 |