| № п/п | Тема урока | Реализуемое содержание | Планируемые результаты   | Дата | 
  | Общие сведения о русском языке( 2 часа) | 
  | 1 | Понятие о литературном языке. |  Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.   
 | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Метапредметные:извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. .Предметные: познакомить с понятием русский язык | 
 | 
  | 2 | Литературный язык как основа русской художественной литературы. |  Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.   
 | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Предметные: познакомиться с высказываниями известных людей о русском языке и его значении для русского народа. | 
 | 
  | Лексикология и фразеология( 33 часа) | 
  | 3 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов. | Основные выразительные средства морфемики и словообразования. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Предметные:  вспомнитьвиды словообразовательных повторов.   | 
 | 
  | 4 | Словообразовательная анафора. | Основные выразительные средства морфемики и словообразования. | Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Предметные: познакомить с особенностью анафоры. | 
 | 
  | 5 | Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. | Однокоренные слова. |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные: познакомить со значениемповтора однокоренных слов. | 
 | 
  | 6 | Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. | Словообразовательные и словоизменительные морфемы. | Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений   Предметные:вспомнить суффиксы субъективной оценки. | 
 | 
  | 7 | Внутренняя форма слова. | Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. | Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной Предметные:дать понятие внутренней формы слова. | 
 | 
  | 8 | Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии,,сарказма, наивности детского восприятия мира. | Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. | Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные: познакомить с приёмами обыгрывания внутренней формы слова. | 
 | 
  | 9 | Приём обыгрывания внутренней формы слова как средство характеристики людей и пейзажных зарисовок. | Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. | Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные: познакомить с приёмами обыгрывания внутренней формы слова | 
 | 
  | 10 | Ассоциативные каламбуры. | Основные выразительные средства морфемики и словообразования. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка ; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. Предметные: познакомить сассоциативными каламбурами. | 
 | 
  | 11 | Окказионализмы. | Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные: познакомить сокказионализмами. | 
 | 
  | 12 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. | Основные способы образования слов |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные:познакомить с источниками пополнения словарного состава. | 
 | 
  | 13 | Использование словообразовательных средств в изобразительных целях. | Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. | Личностные: Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка ; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные:познакомить с использованием словообразовательных средств. | 
 | 
  | 14 | Анализ особенностей художественного текста и выразительное его чтение. |  Язык художественной литературы. 
 | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные: учить анализу текста. | 
 | 
  | 15 | Слово в художественном тексте. | Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка ; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной Предметные:познакомить с особенностьюслова в художественном тексте. | 
 | 
  | 16 | Прямое и переносное значение слова. | Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков. |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные:вспомнить прямое и переносное значение слов. | 
 | 
  | 17 | Троп как образное употребление слова в переносном значении. | Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, лицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные: познакомить с тропами. | 
 | 
  | 18 | Основные виды тропов. | Основные виды тропов. |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной Предметные: познакомить с тропами. | 
 | 
  | 19 | Основные виды тропов. | Основные виды тропов. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные: познакомить с тропами. | 
 | 
  | 20 | Основные виды тропов. | Основные виды тропов. | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной Предметные: познакомить с тропами. | 
 | 
  | 21 |  Основные виды тропов. | Основные виды тропов. |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные: познакомить с тропами. | 
 | 
  | 22 | Основные виды тропов. | Основные виды тропов. |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные: познакомить с тропами. | 
 | 
  | 23 | Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи. | Однозначные и многозначные слова. | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные:  познакомить с поэтизмами и словами - символами. | 
 | 
  | 24 | Многозначные слова. | Однозначные и многозначные слова. |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. Предметные:вспомнить значение многозначных слов. | 
 | 
  | 25 | Многозначные слова. | Однозначные и многозначные слова. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные: вспомнить значение многозначных слов.. | 
 | 
  | 26 | Виды омонимов. | Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные:учитьопределять виды омонимов. | 
 | 
  | 27 | Каламбур как словесная игра. | Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. Предметные:познакомить с каламбуром. | 
 | 
  | Изобразительные возможности средств письма (8 ч.) | 
  | 28 | Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. | Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные: познакомить с особенностью употребления синонимов и омонимов в тексте. | 
 | 
  | 29 | Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания. | Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные: познакомить с понятиемантитезы и оксюморона. | 
 | 
  | 30 | Изобразительные функции лексики ограниченного употребления(диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов). | Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. Предметные: познакомить с лексикой ограниченного употребления. | 
 | 
  | 31 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах. | Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные: вспомнить значение употребления устаревших слов. | 
 | 
  | 32 | Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи. | Фразеологическое богатство русского языка; их уместное употребление в речевой практике. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения.   Умение пользоваться ресурсами интернета Тренировать умение поискового чтения. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений. Умение создавать высказывание на заданную тему. Предметные: познакомить с употреблением фразеологизмов в художественной речи. | 
 | 
  | 33 | Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи. | Фразеологическое богатство русского языка.их уместное употребление в речевой практике. | Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. Предметные: познакомить с употреблением фразеологизмов в художественной речи. | 
 | 
  | 34 | Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат в художественном тексте. | Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике |  Личностные: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Предметные:показать особенности использованием пословиц, поговорок, цитат. | 
 | 
  | 35 | Анализ художественного текста и выразительное его чтение. |  Язык художественной литературы. 
 | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
 Метапредметные: владение поисковым, просмотровым видами чтения. Умение пользоваться ресурсами интернета Предметные: учить анализировать художественный текст. | 
 |