 
Фразеологизмы  урок-исследование  6 класс 
Подготовил: учитель русского языка 
и литературы МБОУ «Хучельская ООШ» 
Никифорова Светлана Николаевна 
 
     
Классная работа 
 
Мы очень устойчивы 
 И просим настойчиво: 
 На слова нас не менять, 
 Прямо так употреблять! 
     
Запишите, пользуясь шифром, слово, которое скрыто под следующими номерами,  и вы узнаете тему нашего урока 
1 
е 
2 
у 
3 
4 
к 
т 
5 
р 
6 
ф 
7 
а 
8 
о 
9 
я 
10 
м 
11 
12 
д 
л 
13 
з 
14 
г 
15 
ы 
16 
э 
17 
18 
б 
и 
 
6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15 
     
Фразеологизмы 
     
Формулируем цель урока 
- Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию. 
- Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются.......... 
- Выяснить, где узнать лексическое значение........ 
- Выяснить роль .......... в речи 
 
Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ и фразеологизмы 
 восходят к двум словам др.-греч. яз. 
 phrasi s ( выражение, оборот речи, слово, понятие ) + logos ( учение ) 
 
     
собака 
съесть 
Собаку съел(а ) 
 Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например:  большая собака , съесть яблоко . 
 Но только выражение собаку съел(а)  является фразеологизмом со значением: стать мастером в каком – либо деле. 
-  Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например:  большая собака , съесть яблоко .  Но только выражение собаку съел(а)  является фразеологизмом со значением: стать мастером в каком – либо деле. 
 
     
Лингвистическая лаборатория 
 
 
Работа в группах 
     
 
Группа№1 
Цели : 1) выяснить, где можно узнать значение фразеологизма? 
2) выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний? 
 
Группа №2 
 
Цели: 1)  выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма? 
2) выяснить, является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким? 
     
- Значение фразеологизмов разъясняются в Толковом словаре 
- Фразеологизмы обозначаются значком 
-  Значение фразеологизмов разъясняются во фразеологических словарях. 
Вывод 1 
     
Лингвистическая лаборатория 
Признаки 
Лексическое значение 
Свободное с/с 
Прямое или 
переносное значение 
Каждое слово имеет своё лексическое значение 
Фразеологизм 
Прямое 
Структура с/с 
Лексическое значение имеет весь фразеологизм  
Переносное 
Слова можно заменять, употреблять отдельно 
Синтаксическая роль в предложении 
Нельзя заменять слова. Фразеологизм устойчивое сочетание слов. 
Разными членами предложения 
Весь фразеологизм является одним членом предложения 
     
Фразеологизмы - это 
устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом 
Вывод 2 
     
Подберите к  каждому слову фразеологизм 
Метко 
Неожиданно 
Тесно 
Темно 
Опытный 
Молчать 
Обманывать 
Бить 
Исчезать 
Рассеиваться как дым 
Держать язык за зубами 
Намять бока 
Как снег на голову 
Хоть глаз выколи 
Не в бровь, а в глаз 
Яблоку негде упасть 
Стреляный воробей 
Обводить вокруг пальца 
     
По определениям отгадайте фразеологизмы 
- Умышленно, намеренно не замечать чего-либо 
 
- Очень худой, изможденный  
- Днем, на виду у всех  
- Неохотно, принудив себя к чему-либо 
Кожа да кости 
Среди бела дня 
Скрепя сердце 
     
Фразеологизмы 
 
равны по значению либо одному слову, либо целому предложению 
Вывод 3 
     
 Укажите фразеологизмы со значением:  1 ряд - «бездельничать»;  2 ряд - «обманывать»;  3 ряд - «быстро»   
 Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног. 
 
     
Проверьте! 
Бездельничать 
 
Обманывать 
Сидеть сложа руки 
Лодыря гонять 
Бить баклуши 
Собак гонять 
Быстро 
Втирать очки 
Водить за нос 
Вводить в заблуждение 
Сломя голову 
Во все лопатки 
Во весь дух 
Высунув язык 
Со всех ног 
     
А могут ли у фразеологизмов быть антонимы? 
     
Найдите антонимы 
 
 
- Выйти из себя  
- Одержать победу 
- Лишиться чувств 
Выбиться из сил 
Взять себя в руки 
Потерпеть поражение 
Прийти в чувство 
     
-  Фразеологизм может быть синонимом слова. 
-  У фразеологизма могут быть фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы. 
 
Вывод 4 
     
Для чего нужны фразеологизмы? 
     
Прочитайте предложения.  Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.   
 
 1)  Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал .  2)  Кирилл целый день бездельничал .  3) Мы догадывались, что он нас обманывает .  4)Первого сентября Оля проснулась 
 очень рано . 
 
     
Конструирование 
Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок. 
     
 Я проснулся ни свет ни заря. На душе 
 кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго 
 бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся 
 ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. 
 Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. 
 Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне 
 хоть кол на голове теши. 
 Слова для справок:  
 неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сердился 
 
 
     
Фразеологизмы придают речи образность, выразительность. 
Вывод 5 
     
Творческая мастерская 
Сочинение - миниатюра Упражнение 125 
     
Домашнее задание 
 
-  Составить кластер по теме  «Фразеологизмы». 
-  Упражнения: 124 (всем) 
   (на выбор -126,127) 
 
  Дополнительно(по желанию): 
  нарисовать фразеологизмы. 
     
Рефлексия 
 
- Сегодня я узнал(а)…. 
-  Было интересно… 
-  Я выполнял(а)… 
-  Я понял(а), что… 
-  Теперь я могу… 
- Меня удивило… 
 
     
 Оцени свою работу 
Ни шатко ни валко 
Не покладая рук 
Тяп да ляп 
Рука об руку 
Как вы работали 
 на уроке? 
Через пень колоду 
Засучив рукава 
В поте лица 
     
 Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. 
 И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу. 
 Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! 
 Молодцы, ребята! 
 Спасибо за работу! 
     
Литература 
- М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках». 
- А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского языка». 
- Русский язык: учеб. для 6 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2012. 
-  Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. 
-  Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова 
- В.В.Волина Русский язык (Серия «Учимся играя»).-изд-во «Арго», 1996. 
- В.В.Волина Фразеологический словарь: Популярное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997. 
- Е.А. Быстрова Учебный фразеологический словарь русского языка.-М.:Издательство АСТ-ЛТД, 1997. 
- Е.П. Черногрудова Дидактические материалы по русскому языку:6класс .- М.: Издательство «Экзамен»,2012.  
- источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна // http://pedsovet.su/