| № уроков   Русский язык. Культура речи. 5 класс. Календарно-тематическое планирование 
 | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты и уровень усвоения |  Характеристика деятельности учащихся 
 | Инструментарий оценки результатов | 
  | предметные | метапредметные УУД | 
  | О языке и речи 1ч | 
  | 1 | Зачем человеку нужен язык | Урок открытия новых знаний | Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров |  Базовый: Знать, что язык - универсальное средство общения, что русский язык - один из развитых языков мира, богатый и выразительный.   Продвинутый: Уметь читать и анализировать лингвистический текст. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета) |  Личностные: оценивают общечеловеческие и национальные ценности, в том числе человеколюбие, уважение к труду, культуре.    Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций |  Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека. 
 | коллективная | 
  | 2 | Что такое речь (в отличие от языка) | Урок открытия нового знания | Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т. е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении | Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств | коллективная | 
  | Текст 1ч | 
  | 3 | Сочинение «Памятный день летних каникул». Анализ текста. | Контроль знаний | Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его |  Базовый: Знать, что такое текст как речевое произведение, смысловая и композиционная цельность, связность текста.   Продвинутый: Уметь выделять темы узкие и широкие, определять основную мысль текста и отражать ее в заголовке. Уметь выражать своё отношение к предмету речи. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины |  Личностные: осознают себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира.  Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя) | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связей предложений в тексте. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. | Индивидуальная | 
  | Слово как часть речи. Морфология 2ч | 
  | 4 | Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их роль в художественных текстах. | Комбинированный | Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. |  Базовый: Знать самостоятельные части речи. Уметь определить часть речи по вопросу, обнаруживать части речи в тексте или предложении. Продвинутый: Отличать похожие части речи друг от друга, строить рассуждение при определении слова как части речи, задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамматическое значение |  Личностные: объясняют, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).  Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов, сравнивают и группируют факты и явления. Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничают при совместном решении проблемы (задачи) | Овладеть основными понятиями морфологии. Распознавать самостоятельные части речи и служебные. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи. | Коллективный | 
  | 5 | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте |  Урок открытия нового знания | Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах-сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). | Базовый: Уметь выстраивать группу предложений в текст. Продвинутый: Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. |  Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.    Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.  Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее | Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана? | Коллективный | 
  | Лексика 2ч | 
  | 6 | Когда слово употребляется в переносном значении   | Урок формирования умений и навыков | Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов |  Базовый: Уметь пользоваться толковым словарем; обращать внимание на непонятные слова. Знать, что изучает лексика. Понимать, что такое лексическое значение слова Продвинутый: Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове    Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями 
 |  Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей.    Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.    Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее  
  
  
 
 | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Расширять свой лексикон. | Работа в группах | 
  | 7 | Как образуются слова в русском языке   | Урок формирования умений и навыков | Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. |  Базовый: Знать о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова. Уметь правильно писать слова с чередованием гласных в корне слова    Продвинутый: Уметь находить известные орфограммы, разбирать слова по составу, находить чередующиеся гласные в корнях. Учиться пользоваться орфографическим, морфемным и словообразовательным словарями 
 |  Личностные: анализируя тексты, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).    Регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.  Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).  Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами 
 | Индивидуальная | 
  | Стили речи 2ч | 
  | 8 | Художественная речь . В.В. Виноградов | Урок формирования умений и навыков | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания   |  Базовый: уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы. Знать понятия книжная, художественная, разговорная речь, сферы их использования Продвинутый: Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи, уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы |  Личностные: понимают важность вдумчивого и бережного отношения к слову; ценят природу и мир в целом.  Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов, самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Коммуникативные: «ведут диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы, проверяют себя); вычитывают все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную); организовывают учебное взаимодействие в группе (распределяют роли, договариваются друг с другом и т. д.) | Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Устанавливать принадлежность текстак определенной функциональной разновидности языка. | Работа в парах | 
  | 9 | Изложение «Барсучонок» . Анализ | Контроль знаний | Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка. | Индивидуальная | 
  | Синтаксис. Пунктуация 5ч | 
  | 10 | Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений предложений разного типа |  Урок открытия нового знания 
 | Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. |  Базовый: Знать, что такое синтаксис, пунктуация, почему они рассматриваются в неразрывной связи. Уметь выделять словосочетания из предложения, различать слово и словосочетание, устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании Продвинутый: Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания.    Использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции 
 |  Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования. Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари). Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).  Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Выразительно читать тексты (художественные, научные) 
 | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Различение словосочетания и предложения. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Находить грамматическую основу предложения. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. |  Работа в группах 
 | 
  | 11 | Предложения распространённые и нераспространённые. Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие. | Урок формирования умений и навыков | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания.   |  Базовый: Уметь опознавать обособленные члены предложения, отличать простые предложения от сложных, выразительно читать предложения с соблюдением пауз  Продвинутый: Уметь составлять предложения с осложнением, применять на письме полученные знания 
 |  Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.  Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами 
 | Индивидуальная | 
  | 12 |  Однородные члены предложения. Их использование в художественных текстах. | Урок формирования умений и навыков | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые | Индивидуальная | 
  | 13 |  Повторение и обобщение изученного   по синтаксису, пунктуации. | Урок повторения пройденного | Закреплять изученные ранее орфограммы. Верно писать слова, отобранные для специального изучения. | Коллективный | 
  | 14 | Контрольная работа № 7. Диктант и задания к нему   | Контроль знаний | Проверка уровня сформированности умений в области синтаксиса и пунктуации | Индивидуальная | 
  | Строение текста 3ч | 
  | 15 | Строение текста типа рассуждения-доказательства | Урок формирования умений и навыков | Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как;и т.д.) |  Базовый: Знать характерные особенности каждого типа речи.  Уметь определять тип речи Продвинутый: Совершенствование текста (работа над стилем и типологической структурой текста). Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т. д.) |  Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.  Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста. | индивидуальная | 
  | 16 | Строение текста типа повествования   | Урок формирования умений и навыков | Иметь представление о строении повествования («данное» обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?, «новое» обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?). Находить в «большом» тексте фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования». Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей: уметь детализировать действия, подробно рассказывать о них, выбирая наиболее подходящие глаголы движения; уместно использовать видовременные формы, разнообразные слова и выражения, обозначающие последовательность действий (сначала, затем, наконец и т. п.). Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах: не допускать повторов в «данном» (Петя ..., Петя ...; Я ..., Я ..., Я ...) и «новом» (Барсик сначала подбежал к нам, потом убежал в кусты, потом побежал к дуплу). Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов. |  Базовый: Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «новое» — в конце. Продвинутый: Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного». Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме- | Коллективный | 
  | 17 | Строение текста типа описания   | Урок формирования новых знаний | Иметь представлениеоб описании. Знать, на какой вопрос отвечает описание. | Коллективный |