| № | Дата   План/ факт. | Тема | Элементы содержания | Домашнее задание | 
  | Язык и общение (4 ч.) | 
  |    | 02.09 | Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное | Содержание и назначение УМК. Язык – важнейшее средство человеческого общения | Выуч. наиз. 1 высказ-е о языке | 
  |    | 03.09 | Язык и его единицы | Единицы языка. Приемы слушания. Нормы речевого этикета | §4, упр.12 | 
  |    | 04.09 | Р/р Речь. Стили речи | Стиль речи. Научный, художественный, разговорный стили. Учебное исследование | 
 | 
  |    | 05.09 | Р/р Речь. Стили речи | Упр. 14 | 
  | Повторение изученного в начальных классах (31 ч.) 
 | 
  |    | 08.09 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Транскрипция | Упр. 24 | 
  |    | 09.09 | Орфограмма | Орфография, графика, орфограмма. Ударение. Ударные и безударные гласные   | Упр. 28 | 
  |    | 10.09 | Правописание проверяемых гласных в корне слова | Проверяемые безударные гласные в корне слова | §8, упр. 33 | 
  |    | 11.09 | Безударные непроверяемые гласные в корне слова | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Орфографический словарь | §8, упр. 39 | 
  |    | 12.09 | Правописание проверяемых согласные в корне слова | Звонкие и глухие согласные. Способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. Омонимы | §9, упр. 43 | 
  |    | 12.09 | Правописание согласных (непроверяемых и непроизносимых) | Непроверяемые согласные в корне. Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. Проверочные слова | §9,10, упр. 46 | 
  |    | 12.09 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Непроизносимые согласные в корне слова. Проверочные слова. Устная и письменная речь. Этимология. Учебное исследование | §10, упр. 49 | 
  |    | 15.09 | Буквы и, у, а после шипящих | Шипящие согласные. Буквосочетания. Буквы и, у, а после шипящих. Учебное исследование | §11, упр. 53 | 
  |    | 16.09 | Разделительные ъ и ь | Особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь. Функции ъ и ь в словах | §12, упр. 58 | 
  |    | 17.09 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Орфограмма – пробел. Предлоги и приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Грамматические разборы | §13, упр. 63 | 
  |    | 18.09 | Входной контрольный диктант (тест). Диагностика изученного в начальной школе | 
 | 
  |    | 19.09 | Р/р Текст. Средства связи предложений в тексте | Текст и его признаки. Смысловая связь предложений и частей текста. Тема текста. Заголовок к тексту | §14, упр. 68 | 
  |    | 19.09 | Р/р Текст. Средства связи предложений в тексте | 
 | 
  |    | 22.09 | Р/р Обучающее изложение (на основе упр. 70) | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Написать изложение по плану | 
  |    | 23.09 | Части речи | Части речи. Алгоритм распознавания частей речи | §15, упр. 73 | 
  |    | 24.09 | Правописание -тся / -ться в глаголах | Буквосочетание. Неопределенная форма глагола. Правописание –тся, -ться в глаголах | §16, 17, упр. 65 | 
  |    | 25.09 | Правописание -тся / -ться в глаголах | Индивидуальные зад. | 
  |    | 26.09 | Р/р . Тема текста | Связный текст. Тема текста. Заголовок к тексту. Смысловые части текста и их последовательность. Средства связи предложений в тексте | Выбрать тему из предложенных, создать свой текст | 
  |    | 26.09 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами | Спряжения глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание не с глаголами | §19, упр. 90 | 
  |    | 29.09 | Имя существительное | §19, упр. 92 | 
  |    | 30.09 | Ь после шипящих на конце существительных | Существительное как самостоятельная часть речи. Начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных. Функции существительных в предложении | §20, упр. 97 | 
  |    | 01.10 | Буквы е – и в окончаниях существительных | Буква Ь на конце существительных после шипящих. Существительные 3 склонения | §20, инд.задания | 
  |    | 02.10 | Имя прилагательное | Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имен прилагательных | §20, упр. 101 §21, упр. 110 
 | 
  |    | 03.10 | Р/р Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | Репродукция картины. Манера художника. Передний и задний план картины. Цветовая гамма. Краткая биография художника А.А. Пластова. Творческая история картины «Летом». Тема, основная мысль и план сочинения | 
 | 
  |    | 03.10 | Р/р Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | 
 | Повторить словарные слова | 
  |    | 06.10 | Местоимение 
 | Местоимение как самостоятельная часть речи. Личные местоимения. Употребление предлогов с местоимениями 3-го лица | §22, упр. 114   | 
  |    | 07.10 | Р/р Важнейшие признаки текста. Основная мысль текста. «Памятный день» | Текст. Основная мысль и содержание текста. Заголовок к тексту | Подготовиться к написанию сочинения | 
  |    | 08.10 | Р/р Важнейшие признаки текста. Основная мысль текста. «Памятный день» | Упр. 157 | 
  |    | 09.10 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах»   | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 10.10 | Анализ контрольного диктанта | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Повторить словарные слова | 
  | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (32 ч.) | 
  |    | 10.10 | Синтаксис и пунктуация | Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Знаки препинания в конце предложения   | §24, 25, упр. 127 | 
  |    | 13.10 | Словосочетание. Строение словосочетаний | Строение словосочетания. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании. Именные и глагольные словосочетания, их роль в тексте. Свободные и несвободные словосочетания. Наблюдение над ролью именных и глагольных словосочетаний в тексте | §26, упр. 130 | 
  |    | 14.10 | Разбор словосочетания. | Порядок разбора словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании | §27, упр. 140 | 
  |    | 15.10 | Предложение. | Предложение как основная единица синтаксиса. Границы предложений. Знаки препинания в конце предложения. Структура предложений и текста в целом | §28, упр. 143 | 
  |    | 16.10 | Виды предложений по цели высказывания | Цель высказывания. Повествовательная, побудительная, вопросительная интонация предложения. Интонационный слух. Синтаксический разбор предложения | §29, упр.147 | 
  |    | 17.10 | Р/р.  Сжатое изложение | Изложения разных типов (полное и сжатое). Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Абзац. Приемы сжатия текста | 
 | 
  |    | 17.10 | Р/р . Сжатое изложение | Подготовить устное выступление на тему «Гордость – это хорошо или плохо?» | 
  |    | 20.10 | Виды предложений по эмоциональной окраске | Тон голоса. Интонация. Восклицательные и невосклицательные предложения | §30, упр. 155 | 
  |    | 21.10 | Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее. | Грамматическая основа предложения. Подлежащее как главный член предложения. Способы выражения подлежащего. Синтаксический разбор предложения | §31, 32, упр. 161 | 
  |    | 22.10 | Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. | Сказуемое как главный член предложения. Способы выражения сказуемого. Лингвисты о сказуемом. Двусоставное предложение | §33, упр. 168 §34, упр. 174 | 
  |    | 23.10 | Административная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» | Повторение изученного в начальной школе | Повторить словарные слова | 
  |    | 24.10 | Распространенные и нераспространенные предложения. | Виды предложений по наличию второстепенных членов | §35, упр. 177 (письменно, 178 (устно) | 
  |    | 24.10 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Дополнение как второстепенный член предложения. Значение и способы выражения дополнений. Косвенные падежи. Синтаксический разбор предложений | §36, 37, упр. 185 | 
  |    | 27.10 | Определение. | Определение как второстепенный член предложения. Значение и способы выражения определений. Определяемое слово. Согласование. Смысловая и художественная функция определений. Синтаксический разбор предложения | §38, упр. 189 | 
  |    | 28.10 | Обстоятельство. | Обстоятельство как второстепенный член предложения. Значения, способы выражения обстоятельств, их роль в предложении. Синтаксический разбор предложений | §39, упр. 197, 198 | 
  |    | 29.10 | Предложения с однородными членами. | Однородные члены предложения. Признаки однородности. Союзная и бессоюзная связь однородны членов предложения. Интонация перечисления и пунктуация в предложениях с однородными членами | §40, 41, упр. 207 | 
  |    | 30.10 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения. Запятые при однородных членах предложения | Индивидуальные задания | 
  |    | 31.10 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Обобщающие слова при однородных членах. Пунктуация в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Синтаксический разбор предложения | §41, упр. 212 | 
  |    | 31.10 | Предложения с обращениями. Обращение как средство связи .предложений в тексте. | Обращение и его функции в предложении. Различия между подлежащим и обращением. Звательная интонация – опознавательный признак обращения. Знаки препинания при обращении. Предложения с обращениями к неодушевленным предметам | §42, упр. 219 | 
  |    | 10.11 | Р/р  Письмо | Письмо. Виды писем. Правила написания писем. Пунктуация в предложениях с обращениями | Написать письмо деду Морозу | 
  |    | 11.11 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | Порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложения. Схема простого предложения | §44, упр. 229 | 
  |    | 12.11 | Простые и сложные предложения. | Признаки простого и сложного предложения, их функции в тексте. Запятая между частями сложного предложения. | §45-46, упр.240 | 
  |    | 13.11 | Синтаксический разбор сложного предложения. | Сложное предложение. Структура сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения. Порядок синтаксического разбора сложного предложения. Схема сложного предложения. Конструирование сложных предложений | §47, упр. 244 | 
  |    | 14.11 | Р/р Контрольное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» | Биографические сведения о художнике Ф.П. Решетникове. Творческая история картины «Опять двойка!». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения по картине | 
 | 
  |    | 14.11 | Р/р Контрольное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» | 
 | 
  |    | 17.11 | Р/р Анализ контрольного сочинения. Функционально-смысловые типы речи. | Типы речи: повествование, описание, рассуждение | Найти тексты разных типов, обосновать свой выбор | 
  |    | 18.11 | Прямая речь. | Способы передачи чужой речи. Структура предложений с прямой речью Место слов автора и прямой речи. Глаголы, вводящие прямую речь в предложение. Знаки препинания при прямой речи. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Схемы предложений с прямой речью | §48, упр. 249 | 
  |    | 19.11 | Р/р Диалог. | Диалог. Структура диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Диалог в художественном тексте. Составление диалогов по схемам. Словарно-орфоэпическая работа | §49, упр. 255 | 
  |    | 20.11 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложение. Прямая речь. Диалог | Контрольные вопросы и задания. Упр. 260 | 
  |    | 21.11 | Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 21.11 | Анализ контрольной работы. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Грамматические разборы | Индивидуальные задания | 
  |    | 24.11 | Р/р Выборочное изложение (по упр. 261) | Тема, основная мысль и план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста | Составить диалог по картинке | 
  | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (17 ч.) 
 | 
  |    | 25.11 | Гласные звуки | Фонетика и графика. Гласные звуки. Образование гласных звуков. Обозначение гласных звуков на письме. Орфоэпия. Рифма. Наблюдение над ролью гласных звуков | §50, 51; упр. 267 | 
  |    | 26.11 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи | Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Наблюдение над повторяющимися звуками в скороговорках. Использование слов с повторяющимися звуками в изобразительных целях. Оглушение и озвончение согласных звуков. Словарно-орфографическая работа | §52, 53, упр. 274, подобрать скороговорки | 
  |    | 27.11 | Согласные твердые и мягкие | Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.   | §54, упр. 280 | 
  |    | 28.11 | Р/р Повествовать – значит рассказывать. Повествование | Повествование как тип речи. Признаки повествовательного текста | § 55,упр. 283 | 
  |    | 28.11 | Согласные звонкие и глухие | Различия между звонкими и глухими согласными, способы их образования. Буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки. Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Наблюдения над ролью повторяющегося звука в художественном произведении. Звукопись | §56, упр. 286 | 
  |    | 01.12 | Графика. Алфавит | Начертание букв. Графика. Алфавит. Порядок букв в алфавите | §57, 58, составить список класса, расположив фамилии в алфавитном порядке | 
  |    | 02.12 | Р /р.  Как описать предмет?   | Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания. Описание предмета | Написать сочинение-описание в художественном стиле | 
  |    | 03.12 | Р/р. Контрольное изложение. Описание музыкальной шкатулки | Художественное описание предмета. Изложение описательного характера | 
 | 
  |    | 04.12 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Правописание буквосочетаний с шипящими ч и щ без ь. Функции ь в слове | §60, упр. 298, 300 | 
  |    | 05.12 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я |  Двойная роль гласных е, ё, ю, я. Позиции, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука | §61, упр. 314 | 
  |    | 05.12 | Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные | Произношение слов. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь и словарь ударений | §62, упр. 319 | 
  |    | 08.12 | Фонетический разбор слова | Звуки и буквы. Порядок фонетического разбора слова | §63, найти художественные тексты со звукописью | 
  |    | 09.12 | Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки. Функции ь в словах. Двойная роль гласных е, ё, ю, я. Фонетический разбор слов | Контрольные вопросы, упр. 322 | 
  |    | 10.12 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 11.12 | Анализ контрольной работы | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Грамматические разборы | Индивидуальные задания | 
  |    | 12.12 | Р/р Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | Краткая биография Ф.П. Толстого. Творческая история картины «Цветы, фрукты, птица». Замысел художника. Цветовая гамма. Языковой материал для сочинения | 
 | 
  |    | 12.12 | Р/р Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | Закончить работу над сочинением | 
  | Лексика. Культура речи (15 ч.) 
 | 
  |    | 15.12 | Слово и его лексическое значение. Словари русского языка | Лексика. Культура речи. Лексическое значение слова. Толковые словари | §64, упр. 328 | 
  |    | 16.12 | Слово и его лексическое значение. Словари русского языка | Упр. 331   | 
  |    | 17.12 | Однозначные и многозначные слова | Однозначные и многозначные слова. Значения многозначных слов. Многозначные слова в толковых словарях. Словарно-орфоэпическая работа. Грамматические разборы | §65, упр. 346 | 
  |    | 18.12 | Р/р Рассуждать – значит доказывать. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (по упр. 345) | Типы текста. Рассуждение. Структура сочинения рассуждения. Тезис. Доказательства. Вывод   | Индивидуальные задания | 
  |    | 19.12 | Прямое и переносное значение слова | Прямое и переносное значение слов. Использование слов, употребленных в переносном значении, в художественных текстах как средств выразительности. Указание на переносное значение слов в толковых словарях | §66, упр. 349 | 
  |    | 19.12 | Омонимы | Омонимы. Различие омонимов и многозначных слов. Омонимы в толковых словарях. Выразительные возможности слов-омонимов | §67, упр. 357 | 
  |    | 22.12 | Синонимы | Синонимы. Синонимический ряд. Словари синонимов. Выразительные возможности синонимов | §68, упр. 363 | 
  |    | 23.12 | Синонимы | Индивидуальные задания | 
  |    | 24.12 | Антонимы. | Антонимы. Выразительные возможности антонимов. | §69, упр. 372 | 
  |    | 25.12 | Р/р Для чего нужны синонимы и антонимы. | Синонимы. Антонимы. Выразительные возможности синонимии и антонимии. | Контрольные вопросы. | 
  |    | 26.12 | Контрольная работа (тест) по разделу «Лексика. Культура речи» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Лексическое значение слова. Переносное значение слова. | 
 | 
  |    | 26.12 | Анализ контрольной работы | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Грамматические разборы. | Индивидуальные задания | 
  |    | 29.12 | Р/р Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Биографические сведения о художнике И.Э. Грабаре. Творческая история картины «Февральская лазурь». Замысел художника. Цветовая гамма. Языковой материал к сочинению | Работа над черновиком сочинения | 
  |    | 30.12 | Р/р Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Индивидуальные задания | 
  |    | 12.01 | Р/р Подробное изложение «Первый снег» (по упр. 375) | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Составить словарь одной из тематических групп | 
  | 
 Морфемика. Орфография. Культура речи (29 ч.) 
 | 
  |    | 13.01 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова | Морфемика. Состав слова. Морфемы. Значение морфем. Морфемный разбор слов | §70, выписать и разобрать по составу 3 слова различных частей речи | 
  |    | 14.01 | Изменение и образование слов | Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова | §71, упр. 378 | 
  |    | 15.01 | Окончание слова | Окончание | §72, упр. 384, 385 (на выбор) | 
  |    | 16.01 | Основа слова | Основа. Производная и производящая основа | §73, упр. 389, 390 (по выбору) | 
  |    | 16.01 | Корень слова | Корень слова. Морфемный разбор слова | §74, упр. 396, 397 (по выбору) | 
  |    | 19.01 | Р/р Сочинение-рассуждение. Рассуждение в повествовании | Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения | Упр. 402 | 
  |    | 20.01 | Суффикс | Суффикс как значимая часть слова. Значение суффиксов. Морфемный разбор слова | §76, упр. 406, 407 | 
  |    | 21.01 | Суффикс | §76, упр. 413 | 
  |    | 22.01 | Приставка | Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слова | §77, упр. 417 | 
  |    | 23.01 | Морфемные словари русского языка   | Морфемные словари: назначение, структура, содержание словарной статьи | Индивидуальные задания | 
  |    | 23.01 | Р/р Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика (по упр. 419) | Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста | 
 | 
  |    | 26.01 | Р/р Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика (по упр. 419) | Индивидуальные задания | 
  |    | 27.01 | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах | Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов | §78, упр. 424 | 
  |    | 28.01 | Беглые гласные | Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов | §79, упр. 430 | 
  |    | 29.01 | Варианты морфем | Чередование звуков. Варианты морфем | §80, индивидуальные задания | 
  |    | 30.01 | Морфемный разбор слова | Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов | §81, индивидуальные задания | 
  |    | 30.01 | Правописание гласных и согласных в приставках | Приставка. Значение приставок. Единообразное написание приставок | §82, упр. 435, 436 (на выбор) | 
  |    | 02.02 | Буквы з – с на конце приставок | Правописание приставок на –з (-с) | §83, упр. 440 | 
  |    | 03.02 | Буквы з – с на конце приставок | Правописание приставок на –з (-с) | §83, упр. 444 | 
  |    | 04.02 | Чередование букв о – а в корнях лаг – лож | Правописание гласных о – а в корне лаг – лож. Морфемный разбор слов | §84, упр. 449, 450 (по выбору) | 
  |    | 05.02 | Буквы о – а в корнях раст – ращ – рос | Правописание гласных о – а в корне – раст- рос-. Слова-исключения. Морфемный разбор слова | §85, упр. 456 | 
  |    | 06.02 | Буквы ё – о после шипящих в корне | Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё – о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения | §86, упр. 459 | 
  |    | 06.02 | Буквы ы – и после ц | Условия выбора букв и – ы после ц. Грамматические разборы | §87, упр. 465 | 
  |    | 09.02 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов | Контрольные вопросы, упр. 469 | 
  |    | 10.02 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 11.02 | Анализ контрольной работы. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 12.02 | Р/р Основные способы и средства связи предложений в тексте | Смысловая связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Средства сцепления слов в предложении. | Составить связный текст, используя один из видов связи. | 
  |    | 13.02 | Р/р Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | Описание как тип речи. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | 
 | 
  |    | 13.02 | Р/р Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | Описание как тип речи. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Индивидуальные задания | 
  | Морфология. Орфография. Культура речи (68 ч.) 
 | 
  | Имя существительное (23 ч.) 
 | 
  |    | 16.02 | Морфология как раздел грамматики. Имя существительное как часть речи. | Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен существительных. Словарно-орфоэпическая работа | §88, упр. 475 | 
  |    | 17.02 | Имя существительное как часть речи | Имя существительное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен существительных. Словарно-орфоэпическая работа | §88, упр. 480 | 
  |    | 18.02 | Р/р Доказательства в рассуждении. | Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Языковой материал для сочинения | 
 | 
  |    | 19.02 | Р/р Доказательства в рассуждении. | Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужен алфавит?» | 
  |    | 20.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Предложения с обращениями | §90, упр. 487, 488 (по выбору) | 
  |    | 20.02 | Имена существительные собственные и нарицательные | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных существительных с большой буквы. Употребление кавычек в названиях газет, картин, книг и т.д. | §91, упр. 500, 501 | 
  |    | 23.02 | Род имен существительных | Род имен существительных. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Согласование существительных и глаголов в роде | §92, упр. 506 | 
  |    | 24.02 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | §93, упр. 512 | 
  |    | 25.02 | Р/р Сжатое изложение (по упр. 513) | Тема. Основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. Элементы сжатия текста | Индивидуальные задания | 
  |    | 26.02 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа | Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | §94, упр. 518 | 
  |    | 27.02 | Три склонения имен существительных   | Склонение имен существительных. Существительные 1, 2 и 3-го склонения | §95, упр. 521 | 
  |    | 27.02 | Падеж имен существительных | Падеж имен существительных. Падежные вопросы. Алгоритм определения падежа имен существительных | §96, упр. 532 | 
  |    | 02.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Склонение и падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | §97, упр. 535 | 
  |    | 03.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | §97, упр. 537 | 
  |    | 04.03 | Существительные на –ия, -ие, -ий. | Окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложных падежах | §97, упр. 542, 543 (по выбору) | 
  |    | 05.03 | Множественное число имен существительных | Изменение существительных по числам. Множественное число имен существительных. Падежные окончания существительных мужского, женского и среднего рода множественного числа. Нормы образования множественного числа существительных | §98, упр. 551 | 
  |    | 06.03 | Р/р Подробное изложение с элементами описания (по упр. 547) | Тема, основная мысль, план теста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. Творческое задание к тексту | Индивидуальные задания | 
  |    | 06.03 | Р/р Подробное изложение с элементами описания (по упр. 547) | 
  |    | 09.03 | Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных | Буква о – ё после шипящих в окончаниях существительных | §99, упр. 559 | 
  |    | 10.03 | Морфологический разбор имени существительного | Морфологические признаки имени существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи | §100, с.78, упр. 561 | 
  |    | 11.03 | Повторение и обобщение изученного об имени существительном | Имя существительное. Морфологические и синтаксические признаки имен существительных. Орфограммы, связанные с правописанием имен существительных. Морфологический разбор имен существительных | Индивидуальные задания, упр. 564 | 
  |    | 12.03 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 13.03 | Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Индивидуальные задания | 
  | Имя прилагательное (18 ч.) 
 | 
  |    | 13.03 | Имя прилагательное как часть речи | Имя прилагательное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. История происхождения части речи. Словарно-орфографическая работа | §101, упр. 568 | 
  |    | 16.03 | Имя прилагательное как часть речи | §101, упр. 577 | 
  |    | 17.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | Род. Число и падеж прилагательных. Падежные окончания прилагательных. Алгоритм определения безударного окончания прилагательного | §102, упр. 579 | 
  |    | 18.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | §102, упр. 582 | 
  |    | 19.03 | Р/р. Контрольное изложение | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | 
 | 
  |    | 20.03 | Анализ контрольного изложения | Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении | Индивидуальные задания | 
  |    | 20.03 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | Окончания имен прилагательных после шипящих и ц | Упр. 584 | 
  |    | 01.04 | Р/р Описание животного (по материалу §103) | Выразительные возможности имен прилагательных. Описание как тип речи. Отношение к предмету описания. Речевой повтор | 
 | 
  |    | 02.04 | Р/р Описание животного (по материалу §103) | Индивидуальные задания | 
  |    | 03.04 | Прилагательные полные и краткие | Полная и краткая форма прилагательных. Сходство и различия между полными и краткими прилагательными. Особенности изменения и синтаксическая роль кратких прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий без ь на конце | §104 | 
  |    | 03.04 | Краткие прилагательные с основой на шипящую | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую | § 104, упр. 595 (устно), 597 (письменно) | 
  |    | 06.04 | Морфологический разбор имени прилагательного | Морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. Порядок морфологического разбора имени прилагательного | §105, упр. 601, вопросы для повторения на с.96 | 
  |    | 07.04 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» | Имя прилагательное. Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи. Морфологический разбор имен прилагательных | Индивидуальные задания | 
  |    | 08.04 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» | Индивидуальные задания | 
  |    | 09.04 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 10.04 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Индивидуальные задания | 
  |    | 10.04 | Р/р Как описать животное? Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений | Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия. Языковые средства выразительности художественного стиля. Словарно-лексическая и словарно-орфографическая работа | Работа над сочинением | 
  |    | 13.04 | Р/р Как описать животное? Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений | Индивидуальные задания | 
  | Глагол (27 ч.) | 
  |    | 14.04 | Глагол как часть речи | Глагол. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола | §106, упр. 607 | 
  |    | 15.04 | Не с глаголами. | Правописание не с глаголами. Глаголы-исключения | §107, упр. 617 | 
  |    | 16.04 | Неопределенная форма глагола | Неопределенная форма глагола. Признаки глаголов в неопределенной форме. Мягкий знак после ч в глаголах в неопределенной форме | § 108-109, упр. 627 | 
  |    | 17.04 | Р/р Повествовать – значит рассказывать. Рассказ | Рассказ. Жанровые признаки и композиция рассказа. Рассказ по серии картинок | Придумать свой рассказ (устно) | 
  |    | 17.04 | Р/р Повествовать – значит рассказывать. Рассказ | Индивидуальные задания | 
  |    | 20.04 | Правописание –тся и –ться в глаголах | Глаголы в неопределенной форме и в форме 3-го лица. –тся и –ться в глаголах. Грамматические разборы. Конструирование распространенных предложений с глаголами | §110, упр. 634 | 
  |    | 21.04 | Виды глагола | Глаголы совершенного и несовершенного вида, их значение, вопросы, на которые они отвечают. Значение однократности, завершенности и последовательности, процессуальности действий. Использование глаголов совершенного и несовершенного вида в разных стиля речи | §111, упр. 644, 645 (на выбор) | 
  |    | 22.04 | Видовые пары | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые пары. Способы образования глаголов совершенного и несовершенного вида | §111, из рассказа И.С.Тургенева «Му-му» выписать глаголы-синонимы к слову говорить, определить их вид | 
  |    | 23.04 | Буквы е-и в корнях с чередованием | Чередование. Условия написания чередующихся гласных е – и в корне | §112, упр. 648, 648 (по выбору) | 
  |    | 24.04 | Буквы е – и в корнях с чередованием | 
 | Индивидуальные задания | 
  |    | 24.04 | Р/р Контрольное сочинение «Невыдуманный рассказ о себе» | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста | §113 | 
  |    | 27.04 | Анализ контрольного сочинения | Анализ ошибок, допущенных в контрольном сочинении | Индивидуальные задания | 
  |    | 28.04 | Время глагола | Прошедшее, настоящее и будущее время глагола | §114, упр. 654 | 
  |    | 29.04 | Прошедшее время глагола | Признаки и особенности изменения глаголов прошедшего времени. Условия выбора гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени | §115, упр. 656 | 
  |    | 30.04 | Настоящее время глагола | Признаки глаголов настоящего времени. Употребление глаголов настоящего времени в речи | §116, упр. 660 | 
  |    | 04.05 | Будущее время глагола | Признаки глаголов будущего времени, способы их образования. Будущее время глаголов совершенного и несовершенного вида. Употребление глаголов будущего времени в речи | §117, упр. 665 | 
  |    | 05.05 | Спряжение глаголов | Спряжение глаголов. Тип спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов | §118, упр. 674 | 
  |    | 06.05 | Спряжение глаголов | §119, упр. 679, 686 | 
  |    | 07.05 | Морфологический разбор глагола | Глагол как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глаголов. Порядок морфологического разбора глаголов | §120, письменное высказывание о синтаксической роли глагола в предложении | 
  |    | 08.05 | Р/р Сжатое изложение (по упр. 688) | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста | Индивидуальные задания | 
  |    | 08.05 | Правописание ь в глаголах во 2-м лице единственного числа | Правило правописания ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | §121, упр. 693 | 
  |    | 11.05 | Правописание ь в глаголах во 2-м лице единственного числа | §121, индивидуальные задания | 
  |    | 12.05 | Употребление времен | Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени | §122, упр. 696, 697 (по выбору) | 
  |    | 13.05 | Р/р Рассказ «Как я однажды…» | Жанр рассказа. Композиция рассказа (завязка, основная часть, заключение) | Индивидуальные задания | 
  |    | 14.05 | Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол» | Глагол. Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Орфограммы, связанные с правописание глаголов. Морфологический разбор глагола | Контрольные вопросы на с.135, упр. 703 | 
  |    | 15.05 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 15.05 | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Индивидуальные задания | 
  | Повторение и систематизация изученного в 5 классе (8 ч.) 
 | 
  |    | 18.05 | Разделы науки о языке | Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис   | §123, подготовить сообщение на тему «Изучайте русский язык» | 
  |    | 19.05 | Орфограммы в приставках и корнях слов | Гласные ударные и безударные. Согласные. Части речи. Части слова. Условия выбора орфограмм | §124, упр. 720 | 
  |    | 20.05 | Орфограммы в окончаниях слов | Орфография и морфология. Части речи. Части слова | §125, упр. 724 | 
  |    | 21.05 | Употребление букв ъ и ь на конце после шипящих | Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных ь и ъ | §126, индивидуальные задания | 
  |    | 22.05 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | Простое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении. Синтаксический разбор простого предложения | §127, упр. 730 | 
  |    | 22.05 | Итоговый контрольный диктант | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | 
 | 
  |    | 25.05 | Анализ контрольного диктанта. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Индивидуальные задания | 
  |    | 26.05 | Комплексный анализ текста. Лексические средства связи предложений в тексте. | Тема, основная мысль текста, стиль и тип речи. Орфограммы в морфемах. Части речи и их грамматические признаки. Синтаксический разбор предложения | 
 | 
  |    | 27.05 | Урок повторения и обобщения | 
 | 
 |