Конкурс «ГРАМОТЕЙ» 
  между 5, 6, 7 классами 
  Блок 1.  ФОНЕТИКА 
  1.1  Сколько звуков [с] в этой загадке? 
  Через поле и лесок подаётся голосок. Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.
  Ответ: _____________________
  1.2  Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие? 
  а) груба б) обрызгать в) дубить 
  Ответ: а) ____________________ б) ______________________ в) _______________________
  Блок 2.  МОРФЕМИКА 
  2 В каком слове  нет  суффикса –ЧИК? 
  а) перчик б) диванчик в) супчик г) докладчик
  2.2  Какое слово  не однокоренное  с остальными? 
  
  2 Укажите слово, в котором  нет  приставки. 
  а) прибрежный б) переоценка в) воспитатель г) воскликнуть 
  Блок 3 . ОРФОГРАФИЯ 
  3.1  В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 
  
  в) г…мнастика, к…рмить, ед…ница г) обг…реть, покр…шить, посв…стеть
  3.2  В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 
  
  в) о…дать, по…делать, на…кусить г) бе…вкусный, ра…свет, во…делать
  3.3  Укажите слово, которое не является исключением из правила. 
  
  3 Укажите слово, в написании которого допущена ошибка.  
  а) циркуль б) лекция в) лисицин г) цыкнуть 
  3.5  Укажите вариант, в котором в обоих словах пишется чередующаяся безударная гласная. 
  
  в) расстегнуть, растение г) слагаемое, пригорок 
  3.6  Укажите вариант, в котором в обоих выделенных словах не пишется мягкий знак (Ь). 
  боят…ся , если что-то вдруг не получит…ся. 
  нян…чит , колыбельную пес…ню  поёт.
  в) Видиш… , грозовая туча из-за дач…  выплывает?
  3 Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И. 
  
  в) застенч…вый, улыбч…вый г) ландыш…вый, отрасл…вой
  
  Блок 4.  ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ 
  4.1  Укажите вариант, в котором представленная пара слов не является антонимами . 
  
  
  4 Укажите слово, которое является многозначным. 
  а) монолог б) дополнение в) кроссворд г) брошюра 
  4 Укажите, как называются выделенные слова в словосочетаниях :  ТОПИТЬ  печку, ТОПИТЬ  сало
  а) антонимы б) синонимы в) омонимы г) паронимы
  4.4  Укажите вариант, в котором слово употреблено в переносном значении. 
  
  4 Укажите вариант, который не является синонимом к слову  
  а) пурга б) вьюга в) метелица г) буран 
  4.6  В каком предложении употреблён фразеологический оборот?  
  
  в) Мальчик учился из рук вон плохо. г) Мальчик учился ремеслу у отца.
  Блок 5.  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 
  5 Укажите вариант, который не является словосочетанием . 
  
  5.2  Укажите вариант, в котором неверно выделено подлежащее.    
  пруд  покрыл лёд. б) Хмуро тянется непогожий день. 
  в) Дети  с увлечением слушали рассказ охотника.  г) В лесу мы  собирали грибы. 
  5.3  Укажите, какие члены предложения являются однородными в предложении: 
  В осеннем лесу воздух удивительно прозрачен и чист. 
  
  5.4  Укажите предложение, в котором нужно поставить  одну  запятую. 
  
  
  
  г) Волны пенились и с шумом бились о берег.
  5.5  Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены). 
  
  
  
  г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.
  5.6  На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? 
  Во всех нарядах (1) сестрёнка (2) ты хороша! 
  Во всех нарядах (3) сестрёнка (4) хороша. 
  Сестрёнка (5) хороша во всех нарядах. 
  Сестрёнка (6) ты хороша во всех нарядах. 
  
  
  
  КОНКУРС «ГРАМОТЕЙ» 
  6 класс 
  Блок 1.  ФОНЕТИКА 
  1.1  Сколько звуков [о] в данных строчках: 
  Молоко чудесное, вкусное, полезное! Молоко коровье пейте на здоровье! 
  Ответ: ___________
  1.2  Укажите слово, в котором количество звуков и букв совпадает. 
  
  1.3  Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: 
  а) краб б) лён в) люк г) лоб д) шёл
  Ответ: а)____________ б)_____________ в) ____________ г) ____________ д) _____________
  Блок 2.  МОРФЕМИКА 
  2.1  Укажите ряд, в котором все слова образованы с помощью приставки. 
  
  
  в) подстаканник, пребывание, приморский
  2 В каком слове есть суффикс –ОЧК-? 
  а) обточка б) строчка в) карточка г) почка
  2.3  Укажите словообразовательную цепочку, в которой есть ошибка. 
  
  
  
  Блок 3 . ОРФОГРАФИЯ 
  3.1  Укажите ряд, в котором во всех словах в корне пишется одна и та же буква. 
  
  
  3 Укажите ряд, в котором во всех словах после приставки пишется буква И. 
  
  в) небез…звестный, меж…нститутский г) пред…нфарктный, пост…нфарктный
  3.3  Укажите ряд, в котором во всех словах пишется приставка ПРЕ-. 
  
  
  3 Укажите ряд, в котором во всех словах в суффиксе пишется одна и та же буква. 
  
  в) звоноч…к, ореш…к, камеш...к г) груз…ик, формов…ик, бакен…ик
  3 Укажите ряд, в котором слова с НЕ пишутся слитно. 
  
  в) пруд (не)глубокий, а рыбный; (не)приятель г) сплошные (не)удачи; вовсе (не)дорогой
  3 Укажите ряд, в котором во всех словах пишется –НН-. 
  
  в) карма…ый фонарик, пчели…ый рой г) гуси…ое перо, дли…ая дорога
  
  Блок 4.  ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ 
  4.1  Какая пара слов не является синонимами? 
  
  
  4.2  Как называются выделенные слова: 
  - Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они! 
  В ведерко руку  окуни  - Не бойся, это  окуни ! 
  
  4 Какое из этих слов лишнее по смыслу? 
  а) глазомер б) секундомер в) шагомер г) угломер д) силомер
  4.4  Михаил родился в Одессе. Как правильно заполнить пропуск во фразе: 
  Михаил - …… Одессы? 
  
  4.5  Как правильно закончить фразу: Помог бы, что ли, а то всё стоишь ......? 
  
  4.6  Укажите лишний фразеологизм. 
  
  в) тьма-тьмущая г) яблоку негде упасть 
  Блок 5.  МОРФОЛОГИЯ И ГРАММАТИКА 
  5.1  Укажите, какое из прилагательных не является притяжательным. 
  
  5 Укажите вариант, где неправильно образована степень сравнения прилагательного. 
  а) твердейший б) густейший в) важнее г) теснее
  5 Какое из данных существительных нельзя употребить в словосочетании « ЧЁРНЫЙ ….»? 
  а) кофе б) кашне в) шимпанзе г) кенгуру
  5.4  От какого глагола нельзя образовать парный ему глагол несовершенного вида? 
  
  5 Укажите вариант, в котором неправильно образована форма множественного числа. 
  а) паруса б) якоря в) лекторы г) инспектора
  Блок 6.  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 
  6.1  Какой знак препинания должен стоять на месте пропуска в предложении: 
  Жизнь (?) обман с чарующей тоской… 
  а) нет знака препинания б) запятая в) тире г) двоеточие
  6.2  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 
  
  
  г) Синие белые красные шары весело трепыхались в воздухе.
  6.3  Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены) 
  
  
  г) Ветки цветущей черёмухи смотрят мне в окно и ветер усыпает мой стол белыми лепестками. 
  
  
  
  
  КОНКУРС «ГРАМОТЕЙ» 
  7 класс 
  Блок 1.  ФОНЕТИКА 
  1.1  Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: 
  а) люк б) ожог в) араб г) краб
  Ответ: а) ___________ б) ____________ в) _____________ г) ____________ 
  1 В каком слове количество букв и звуков совпадает? 
  а) семь б) ёж в) прелестный г) боюсь д) сеют
  1.3  Укажите слово, в котором не все согласные звуки звонкие. 
  
  Блок 2.  МОРФЕМИКА 
  2.1  Укажите слово, образованное с помощью приставки. 
  
  2 В каком слове нет суффикса –К-? 
  а) сварка б) припарка в) водомерка г) марка
  2 Каким способом образовано слово БЕСПОЛЕЗНЫЙ? 
  а) приставочный б) суффиксальный в) бессуффиксный г) приставочно-суффиксальный
  Блок 3 . ОРФОГРАФИЯ 
  3  В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 
  
  в) переб…решь, к…варный, ст…рона г) об…яние, прик…снуться, л…скающий
  3 Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. 
  
  в) предл...гать, отр…сль, прик…снуться г) забл…стеть, выж…гать, нат…рать
  3.3  Укажите ряд, в котором во все словах пропущена одна и та же буква. 
  
  в) бе...голосый, и…давна, не…говорчивый г) роз…ск, вз…скать, не…звестный
  3.4  Укажите ряд, в котором во все словах пропущена буква О. 
  
  в) расч…ска, девч…нка, ш...рты г) морж…вый, книж…нка, ш…рох
  3.5  Укажите ряд, в котором в обоих словах пишется буква Я. 
  
  в) крас…щие вещества, травы стел…тся г) пен…шиеся волны, соседи разбуд…т
  3.6  Укажите ряд, в котором в обоих случаях пишется –НН-. 
  
  
  3.7  Укажите ряд, в котором слова с НЕ пишутся раздельно. 
  
     
  3.8  В каком примере выделенное слово пишется слитно? 
  
  
  
  г) Журналисты собрались в студии, (ЧТО)БЫ обсудить злободневную проблему.
  
  Блок 4.  ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ 
  4.1  Выберите пару синонимов: 
  
  в) скручивать – раскручивать г) спиливать – распиливать
  4.2  В каком предложении есть антонимы? 
  
  
  
  г) Не надо тратить время на пустые, бесполезные разговоры.
  
  4.3 В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ? 
  
  
  
  г) ЭФФЕКТНЫЕ комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.
  4.4  В какой паре фразеологизмы не синонимичны друг другу? 
  
  в) сесть на мель – сесть в калошу г) два сапога пара – одного поля ягоды
  Блок 5.  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 
  5.1  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 
  
  
  
  г) «Ты, конечно, опоздал по уважительной причине?» - спросила учительница.
  5.2  Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствие в данном предложении:  Метались в воздухе (?) подхваченные ветром (?) сухие листья. 
  
  
  
  г) Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.
  5.3  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 
  Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные снизу (4) ломаной линией (5) чернеющих низеньких кустарников. 
  
  5.4  Чем является инфинитив СПЕТЬ в предложении : Моё желание СПЕТЬ в хоре исполнилось. 
  
  
  
  
  
  
  
  КЛЮЧИ 
  
  5 класс 
  1.1  5 1.2  а) крупа б) опрыскать в) тупить
  2.1  А 2.2  Д 2.3  В
  3.1  А 3.2  Б 3.3  В 3.4  В 3.5  Б 3.6  Б 3.7  В
  4.1  Б 4.2  Б 4.3  В 4.4  Г 4.5  В 4.6  В
  5.1  Б 5.2  А 5.3  В 5.4  Б 5.5  Б 5.6  Б
  
  
  6 класс 
  1.1  4 1.2  Б 1.3  а) парк б) ноль в) куль г) пол д) ложь
  2.1  Б 2.2  В 2.3  В 
  3.1  В 3.2  Б 3.3  А 3.4  В 3.5  В 3.6  Б
  4.1  Д 4.2  В 4.3  А 4.4  Г 4.5  А 4.6  Б
  5.1  Б 5.2  А 5.3  Б 5.4  Г 5.5  Г
  6.1  В 6.2  В 6.3  Г 
  
  
  7 класс 
  1.1  а) куль б) кожа в) пара г) парк 1.2  Г 1.3  В
  2.1  Б 2.2  Г 2.3  А
  3.1  Б 3.2  Б 3.3  Б 3.4  Г 3.5  Г 3.6  Б 3.7  В 3.8  Г
  4.1  А 4.2  А 4.3  В 4.4  В
  5.1  Б 5.2  Б 5.3  Г 5.4  Б