МБОУ «Политехнический лицей»
 Имени Героя Советского Союза
 И.И. Стрельникова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Конспект занятия
  «Лесная поляна знаний»
  в комнате релаксации
  «Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации».
  
 
  
  
 
  Педагог-психолог: Шагимарданова Р.Р.
  
 
  
 
  
 
  
 
 Хабаровск
 2015
 Конспект занятия
 «Лесная поляна знаний»
 Пояснительная записка:
  В последнее время в школу приходят всё больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Данное занятие направлено на снятие эмоционального дискомфорта у первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.
 Новизна и актуальность.  
 Новизна данного занятия направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Занятие предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводится в форме предметно-ориентированного тренинга. Так серьѐзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.  
 Тема: «Лесная поляна знаний».
 Цели по содержанию:
  Познавательная:
  - формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения,
 - формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
 Развивающия:
  - развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением,
 - развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать,
 - развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук),
 - развитие двигательной сферы.
 Воспитывающия:
 - воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).
 Здоровьесберегающая:
 - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
 - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;
  - формировать навыки саморегуляции.
 
Ожидаемый результат:
 Личностный:  
 - определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  
 - проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;  
 - адекватная оценка своей учебной деятельности.
 Регулятивные УУД:  
 - учиться высказывать своё предположение в процессе работы;
 -принимать и сохранять учебную задачу.
 - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  
 - адекватно воспринимать предложение, оценку педагога, учащихся;
 Познавательные УУД:  
 - составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных,
  рисунков, схем);  
 - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;  
 - выделять существенные признаки предметов;  
 - сравнивать между собой предметы, явления;  
 - обобщать, делать несложные выводы;  
 - классифицировать явления, предметы;  
 - определять последовательность событий;  
 Коммуникативные УУД:  
 - использовать речь для регуляции своего действия;  
 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  
 в сотрудничестве;  
 - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  
 и письменной речи;  
 - слушать и понимать речь других;  
 - совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;  
 - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 Цели:
  Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.  
 Задачи:
 1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
 2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
 3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; сухой бассейн; аудиозаписи «Шум леса», «Пение птиц», «Шум воды»; зеркальный шар;  
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Ход занятия
  
 
 I. Организационный момент занятия. «Дружба начинается с улыбки».  
 Цель: учить представлять себя коллективу сверстников, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
 Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и молча улыбаются.
 - Молодцы, получили заряд бодрости от улыбки своих товарищей….
 Ритуал приветствия. Дети по очереди здороваются, называют себя ласковыми именами.
 Ожидаемый результат:
 -С каким настроением пришли на занятие?
 -Что ожидаете, какие предположения?
 
 
 Разминка. Упражнение на дыхание. «Задуем свечу» [4]
 Цель: улучшить ритмику организма, развивать самоконтроль и произвольность.
 -Исходное положение – сидя на стуле. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
 Рефлексия.
 -Как чувствуйте себя?
 II. Начало занятия  
 1.Упражнение «Лесная тропинка»[3]  
 Цель: развитие тактильного восприятия, координации; профилактика плоскостопия.
  -Сегодня мы с вами пойдем на лесную полянку по волшебной сенсорной тропинке. На ней много кочек, идите аккуратно, прислушивайтесь к своим ощущениям….
  Дети идут по сенсорной тропе, на которой разложены –кочки. «Почувствуйте, какая кочка под ногами. Какие ощущения? (Пройти 1 раз). Вот и дошли. Оглянитесь вокруг…..Какие замечательные картины… Пы притшли на лесную поляну.
  -Садимся на пенечки(стулья) на нашей поляне. Садимся по кругу.
  Рефлексия.  
  -Что почувствовали?
  -Какое настроение?
  III. Основная часть.
  1.Игра «Вопросы и ответы»(Приложение 1)
  
 
  Цель: развитие остроты мышления, гибкости восприятия.
  -Давайте поиграем в «Вопросы и ответы». Разделимся на 2 команды. В чьей команде будут быстре и правильней отвечать на вопросы, та и выиграет.
  Рефлексия.
  -Трудные были вопросы?
  -Как оценивайте себя в игре?
  -Кто отвечал быстрее?
  -Как работали команды?
  -Почему выиграли?
  -  Игра «Шерлок Холмс» (Приложение 2) 
 Цель: Развитие речи, фантазии, внимания, мышления и памяти.
  Психолог.-Сегодня мы займемся нашими глазками - чтобы они научились смотреть внимательно, нашими головками - чтобы они научились хорошо думать, нашей речью - чтобы знать много разных слов и уметь рассказывать интересные истории, а еще нашими фантазиями - чтобы придумывать разные необычные вещи. И для этого будем играть в забавные игры. На нашу поляну прибыл Шерлок Холмс и он хочет с вами поиграть.(Заходит ученик в шляпе)
  Ученик.-Эта игра развивает наше внимание и наблюдательность. Мы все будем Шерлоками Холмсами — внимательными и все замечающими. А некоторые из нас будут «преступниками».
  Рефлексия.
  -Как оценивайте свою деятельность?
  -Кто был лучшим?
  -Как оценивайте работу группы?
  Разминка. «Веселая переменка»
  Цель: учить расслаблению, снятию мышечного и эмоционального напряжения.
  а) Упражнение на дыхание «Ныряльщик» (Приложение 3)
  б) Игра «Дерево и жижа» мышечное расслабление (Приложение 4)
  -Неожиданно пошёл дождь, стало прохладно. Давайте поиграем в игру «Дерево, жижа». Когда я скажу дерево стоим прямо, жижа все мышцы расслабили и размякли.
  в) Игра «Ловим солнечных зайчиков»
  Цель: развитие двигательной сферы, снятие эмоционального напряжения, разрядка.
  -Дождь перестал выглянуло солнце и пробивается сквозь ветви деревьев. Посмотрите сколько солнечных зайчиков. Давайте поймаем их. Посчитайте кто больше поймает.
  Рефлексия.
  -Сколько поймали зайчиков?
  -Какое самочувствие?
  -  Упражнение «Метафоры» (Приложение 5) 
 Цель: развитие особенностей мышления — целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста.
  -Я вам буду называть пословицы, а вы должны угадать их скрытый смысл.(Приложение 3)
  -Как понимаете смысл метафоры «золотая голова»? (ответы детей)
  -Что значит «каменное сердце»? (ответы детей)
  -Что такое «железный характер»? (ответы детей)
  -О ком говорят «ядовитый человек»? (ответы детей)
  Рефлексия.
  -Как оценивайте свою деятельность?
  -Кто отвечал лучше всех?
  -Как работала группа?
 Разминка. Упражнение "Тихое озеро"  
 (Использование «Тропы здоровья», сухого бассейна с шариками. Аудиозапись «Шум воды»)
 Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.
 -Мы сейчас пройдемся по лесу, по лесной тропе. Посмотрите перед нами озеро, представьте себе, что вы стоите на берегу озера в нем прохладная вода.
 -Вы ………..заходите в сухой бассейн. Представьте, что вы плаваете в озере на спине (на животе, на боку и т.д.). Ребенок имитирует движения.
 Рефлексия.
 -Выходим из воды и придумаем рассказ о том, как вы плавали, что чувствовали.
 IV. Завершение занятия.
  -  Упражнение "Солнечные лучики". 
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
 Встаньте в круг. Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постойте, попытайтесь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
 3. Упражнение "Речевка".  
 Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
 Никого не обижаем.
 Как заботиться, мы знаем.
 Никого в беде не бросим.
 Не отнимем, а попросим.
 Пусть все будет хорошо,
 Будет радостно, светло!  
 (Держась за руки, поднять их вверх, голову вверх и расцепить руки, спокойно опустив вниз)
 Рефлексия.
 -Как вам понравилось занятие?
 -Что особенно понравилось?
 -С каким настроением пришли? Покажите эмоцию.
 -Какое сейчас настроение? Покажите эмоцию.
 -Что получили от занятия?
 -Выберите плод и повесьте на дерево настроения.(Приложение 6)  
  
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Список литературы
  -  Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство «Ось-89», 2003 г. 
-  Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. /Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей школьного возраста / - М.: Просвещение, 1989. 
-  Жевнеров В. Л. Сенсорная комната – волшебный мир   
 здоровья : учеб.-метод. пособие. – Санкт-Петербург : ХОКА, 2007 г.  
  -  Подольянская Е. И. /Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г. 
-  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999. 
-  Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.. 
-  Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010 
-  Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm 
-  E-mail: [email protected] website: www.Obektivcentr.ru 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 1.
  Вопросы:
  П.-Назовите 6-й месяц года?
  Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на “Й”?
  Назовите 4-ю букву алфавита?
  Женщина, у которой есть внуки?
  Домик для собаки?
  В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
  Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
  Гриб в горошек?
  Приложение 1.
  
 
  Правила игры «Шерлок Холмс».
  Перед классом выходят 5-7 человек. Остальные пол-минуты смотрят на них и запоминают, как они выглядят. Затем группа выходит за дверь и делает 3-5 изменений в своем облике и одежде (меняются пиджаками, снимают галстуки, вытаскивают воротничок из-под свитера, изменяют прическу — делают пробор на другую сторону и т.п.). Затем они заходят в класс и становятся не в том порядке, как сначала. Задача класса — обнаружить все изменения в облике «преступников», назвать, в каком порядке они стояли. Затем «преступники» становятся спиной к классу, а класс пробует сказать: какого цвета глаза у каждого из них, у кого есть/нет веснушки, у кого сколько пуговиц на пиджаке? Те, кто отвечают правильно, становятся следующей группой «преступников».
  
 
  Приложение 3
 Упражнение на дыхание “Ныряльщик”.
  Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
  Приложение 4.
  Игра для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей.
  Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.  
  Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение 5.
  Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок (лист 26)
  Методика применяется для исследования особенностей мышления — целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста. Как метафоры, так и пословицы и поговорки представлены по степени усложнения понимания их переносного смысла в соответствии с особенностями речемыслительной деятельности современных детей. Ребенку предлагают объяснить смысл метафор, смысл пословиц и поговорок. Оценивается доступность понимания отвлеченного смысла их или склонность к отражению предметов с их фактическими наглядными связями, т.е. конкретная трактовка метафор или пословиц.
  Возрастные особенности использования. Понимание метафор можно исследовать не ранее 6-7-летнего возраста. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок может оцениваться с 8-летнего возраста.
  Анализируемые показатели:
     
 
  
  
 
  Приложение 6.
  
 
  
   
  
 