Адаптация учащихся 5 класса  
  
 
  
 
  Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников
  
 
  
 
  В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы основной задачей классных руководителей, педагогов-предметников и психолога является создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
  В апреле - мае будущие классные руководители пятых классов должны посещать уроки своих будущих подопечных, беседовать с ребятами, наблюдать за особенностями их поведения. В это время целесообразно организовать встречи будущих классных руководителей и родителей.
  В начале учебного года педагогу-психологу очень важно познакомить учителей с возрастными особенностями пятиклассников. Не менее значимо и обсуждение личностных особенностей учащихся, которое может проводиться на психолого-педагогическом консилиуме, посвященном каждому пятому классу, а также в ходе индивидуальных и групповых консультаций, заседаний методического объединения учителей пятых классов. Для выявления этих индивидуальных особенностей педагогам полезно наблюдать за учениками пятых классов. План такого наблюдения может быть следующим: 
  
 
  1) особенности поведения на уроке и на переменах;
  2) внешний вид;
  3) поза (за партой, походка, жесты, мимика лица);
  4) речь (громкость, эмоциональность);
  5) круг общения (с кем из ребят дружит);
  6) особенности стиля общения со взрослыми и сверстниками;
  7) интерес к определенным предметам.
  Результаты наблюдения заносятся в карту психологической характеристики личностного развития подростка, разработанную на основе материалов И.Н.Кулагина. 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Карта психологической характеристики личностного развития подростка  
  
 
  I. Общие сведения о ребенке:
  1. Фамилия, имя. ___________________________________________________
  2. Дата рождения.______________________
  3. Класс._______________
  4. Сведения об особенностях функционирования нервной системы ребенка:
  4.1. Утомляемость (отмечается одна из позиций):
  ▪ быстро утомляется;
  утомляется после длительной нагрузки;
  • практически не утомляется.
  4.2. Настроение (отмечается одна из позиций):
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины;
  • адекватная смена настроения;
  • стабилен в проявлении настроения.
  4.3. Соотношение возбуждения и торможения (отмечается одна из позиций):
  • преобладает возбуждение;
  • преобладает торможение;
  • возбуждение и торможение уравновешены.
  5. Успеваемость:
  • учится на «отлично»;
  • учится на «отлично» и «хорошо»;
  • учится на «хорошо»;
  • учится на «хорошо» и «удовлетворительно»;
  • учится преимущественно на «удовлетворительно»;
  • учится преимущественно на «удовлетворительно», но имел в третьем (четвертом) классе   
  хотя бы одну неудовлетворительную итоговую оценку.  
  II. Сведения о семье:  
  1. Состав семьи:_________________________________________________________
  • полная;
  • неполная.
  2. Характеристика взаимоотношений в семье.________________________________
  III. Проявление личностных качеств в поведении ребенка:
  1. Направленность интересов._____________________________________________
  2. Отношение к деятельности (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):
  • активность;
  • трудолюбие;
  • ответственность;
  • инициативность;
  • организованность;
  • любознательность;
  • аккуратность.
  3. Отношение к людям (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):
  • коллективизм, чувство товарищества;
  • честность;
  • справедливость;
  • бескорыстие;
  • общительность;
  • отзывчивость;
  • вежливость.
  4. Отношение к себе (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):
  • скромность;
  • уверенность в себе;
  • самокритичность;  
  • умение рассчитывать свои силы;
  • стремление к успеху;
  • самоконтроль.
  5. Волевые качества (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):
  • смелость;
  • настойчивость;
  • самообладание.
  6. Положение ребенка в детском коллективе (отмечается каждая позиция):
  6.1. Авторитет в классе.________________________________________________________
  6.2. Симпатии (антипатии) по отношению к нему.___________________________________
  6.3. Авторитет во внешкольных объединениях._____________________________________
  6.4. Проявления агрессии.______________________________________________________
  
  
 
  
 
  Сценарий урока общения
  1. Ребята и учитель рассаживаются в круг. Все берутся за руки. По часовой стрелке, глядя друг на друга, все по очереди, не повторяясь, говорят комплименты окружающим (по предварительной договоренности - либо всем присутствующим, либо персонально своему соседу). При этом руки опускаются.  
  2. Обращаясь к присутствующим, каждый рассказывает о своих способностях. Очередность определяется по желанию. Рассказ ученика позитивно поддерживается ребятами или классным руководителем. Тому, кто не может о себе что-либо сказать, одноклассники задают вопросы. В этой ситуации классному руководителю необходимо особо отметить способности «молчуна». В результате каждый из сидящих в кругу должен быть отмечен как способный к чему-то человек.  
  3. Завершение урока: каждый желает присутствующим что-то хорошее.
  Кроме описанного выше урока, с учащимися пятых классов можно провести уроки общения по таким темам как:
  • «Комплименты - всем приятные моменты»;
  • «Твой идеал, кто он?»;
  • «Что хранится в бабушкином сундучке?»;
  • «Мамин помощник(ца)»;
  • «Мои способности (что я умею делать)»;
  • «Кто добро творит - тому зло не навредит».
  
 
  
  
 
  Задания и игры для организа-ции активного взаимодействия старшеклассников
  1-й этап адаптации
  
 
  1. Игра «Времена года».  
  Класс делится на четыре группы - по временам года, когда ребята родились. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток и булавки. Всем группам предлагается общее задание:
  • подготовить визитки, на которых каждому участнику понравившимся цветом написать имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе;
  • каждому прикрепить свою визитку к одежде;
  • подобрать к каждому имени прилагательное или эпитет и все любимое (для этого человека), начинающееся на ту же букву (важно, чтобы был услышан каждый в вашей группе);
  • каждой группе найти что-то общее, объединяющее всех в этой группе (любимые занятия, пристрастия, личностные качества, еще что-то);
  • подготовить представление своего времени года и представить его всему классу.
  
 
  2. Игра «Перепутаница».  
  Все встают в круг как можно ближе друг к другу и правой рукой берут любую руку стоящего напротив. Все то же самое повторяют левой рукой. Получается путаница. А затем, не разнимая рук, пытаются распутаться.
  Если проходит много времени, а распутаться не удается, интерес к игре пропадает, то игру необходимо прекратить.
  
 
  3. Диалог с помощью мяча.  
  Все садятся в круг, у ведущего - небольшой мячик. Ведущий, кидая мяч любому, задает какой-нибудь вопрос, например:
  - если бы тебе удалось поймать Золотую рыбку, то какие три желания ты бы ей загадал?
  - какие три самые необходимые вещи ты возьмешь на необитаемый остров?
  - у тебя есть сапоги-скороходы, куда бы ты хотел попасть?
  Тот, кто получает мячик, отвечает на заданный вопрос, задает свой, а потом бросает мячик дальше.
  
 
  4. Самоисследование «Каждый в своем уголке».  
  Каждый ученик берет два листа бумаги и что-нибудь пишущее и находит уединенное место для работы. Действуют следующие договоренности:
  - работы можно не подписывать;
  - по желанию работы будут возвращены;
  - работы будут обобщены и проанализированы.
  Инструкция:
  1. На первом листе бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических или абстрактных фигур. На втором листе бумаги записывайте вопросы к самому себе, возникающие по ходу работы, а также слова, характеризующие ваше настроение при работе. Этот лист останется у вас.
  2. На рисунке с фигурами необходимо выполнить следующее.
  2.1. Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: «Я хочу, чтобы период моего обучения в школе ...» Ответов может быть много, но начало предложения одно.
  2.2. Пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а менее важные - цифрами 2, 3, 4 и т.д.
  2.3. По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения: «Это возможно, если...».
  2.4. Ярче выделите те фигуры, где все зависит лично от вас.
  2.5. От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос «Кто или что может мне в этом помочь?»
  
 
  5. Игра «Угадай-ка».  
  Класс произвольно делится на команды по 5 человек. Каждая команда тянет листочек с заданием. Требуется изобразить один из предметов:
  • учебник;
  • контрольную работу;
  • дневник в конце учебного года;
  • классный журнал;
  • конспект;
  • шпаргалку.
  Получив листочек, команда готовится и представляет свой предмет, а другие пытаются отгадать его.