Полезные подсказки для взрослых, влияние родительских установок на развитие детей
  Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
  В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
  В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
  Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
  Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
  Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
  Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
      |   НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ   |    ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ   |  
  |   Сказав так:   |    подумайте о последствиях   |    и вовремя исправьтесь   |  
  |   "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".   |    Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.   |    "Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".   |  
  |   "Горе ты моё!"   |    Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.   |    "Счастье ты моё, радость моя!"   |  
  |   "Плакса-Вакса, нытик, пискля!"   |    Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.   |    "Поплачь, будет легче…".   |  
  |   "Вот дурашка, всё готов раздать…".   |    Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.   |    "Молодец, что делишься с другими!".   |  
  |   "Не твоего ума дело!".   |    Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.   |    "А ты как думаешь?".   |  
  |   "Ты совсем, как твой папа (мама)…".   |    Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя   |    "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".   |  
  |   "Ничего не умеешь делать, неумейка!".   |    Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.   |    "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".   |  
  |   "Не кричи так, оглохнешь!"   |    Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.   |    "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".   |  
  |   "Неряха, грязнуля!".   |    Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.   |    "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"   |  
  |   "Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).   |    Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.   |    "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".   |  
  |   "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".   |    Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.   |    "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".   |  
  |   "Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"   |    Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.   |    "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".   |  
  |   "Уйди с глаз моих, встань в угол!"   |    Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.   |    "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"   |  
  |   "Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".   |    Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.   |    "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."   |  
  |   "Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"   |    Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.   |    "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".   |  
  |   "Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".   |    Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.   |    "Как ты мне нравишься!".   |  
  |   "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".   |    Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.   |    "Смелее, ты всё можешь сам!".   |  
  |   "Всегда ты не вовремя подожди…".   |    Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.   |    "Давай, я тебе помогу!"   |  
  |   "Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".   |    Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.   |    "Держи себя в руках, уважай людей!".   |  
 
  Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
  Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
  Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!