Данный тренинг направлен на ознакомление учащихся с понятием, формами и структурой буллинга, развитие эмпатии к ребенку, подвергающемуся насилию, формирование умений поиска конструктивных путей выхода из сложных ситуаций, а также воспитание ответственного и безопасного поведения для профилактики насилия в школьной среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Стоп буллинг»»
Тренинг «Стоп буллинг»
Цель: познакомить учащихся с понятием, формами и структурой буллинга; воспитывать чувство эмпатии переживания к ребенку, который подвергается насилию; развивать умение поиска путей выхода из сложной ситуации; формировать навыки ответственного и безопасного поведения, профилактику насилия в школьной среде
Ход занятия:
Упражнение «Приветствие»
Знакомство с участниками группы, настройка на восприятие нового материала. Учитель предлагает детям смять лист бумаги, а затем попытаться вернуть его в исходное состояние, то есть, чтобы лист бумаги стал снова гладким и ровным. Вопросы для обсуждения: Может бумага стать снова идеально гладкой? А что происходит с человеком когда он слышит оскорбительные слова? Можно ли восстановить назвать свое имя и закончить высказывание: «Я являюсь подарком в этом мире потому что ...»
Сообщение темы занятия, вступительное слово учителя(3 мин.)
Цель: сообщение темы занятия, установка на работу. Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами здесь для того, чтобы обсудить важную тему - тему буллинга, насилия и жестокости среди учащихся. Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось столкнуться с насилием. Оно могло применяться против вас самих, вы могли быть свидетелем, или сами становились теми, кто оскорбляет. Мы поговорим о насилии и жестокости, направленных на одного ребенка. Это явление называют буллинг. Сегодня мы попробуем понять чувства жертвы буллинга, и поведение агрессора. И самое главное, вместе найдем пути помощи пострадавшему ребенку и попробуем обезопасить себя, чтобы не сыграть одну из ролей в буллинге. Надеюсь, вам будет, интересно и познавательно и вы с пользой проведете время.
Упражнение «Почему так происходит" (10 мин.)
Цель: выяснить причины поведения участников буллинга. Сейчас каждый из вас выберет у меня карточку. С другой стороны там есть изображение, карточки открываете по моей команде. Прошу объединяться в группы по рисункам, которые есть на карточках. Спасибо. А теперь, как вы думаете, что означает "стрела?" (агрессор), "глаз" (наблюдатель), "мишень" (жертва).Вы невольно получили роли. А сейчас каждая группа получит свою задачу. Группа "агрессоров" попытается написать причины, побуждающие обидчика себя так вести. Группа "жертв" попытается написать причины, почему дети становятся легкими мишенями для обидчиков. Группа «наблюдателей» пишет причины, почему наблюдатели часто вмешиваются в процесс буллинга. Обсуждение.
Упражнение «Миф или реальность» (5 мин.)
Детям предлагается прослушать факты о насилии и обнаружить, что является правдой, а что нет:
Насилие имеет и положительные стороны (НЕТ)
Использование нецензурных слов ребенком по отношению к другому является проявлением насилия (Да). Насилие - это когда видно следы на теле жертвы (Да).
Бьют заслуженно (НЕТ).
В школе наиболее распространенное психологическое насилие, использование нецензурных слов одного ребенка по отношению к другому (да).
Ребенок, который страдает от насилия должен молчать об этом (НЕТ).
Ребята склонны к проявлениям насилия больше, чем девушки (да).
Насилие карается законом РК (Да).
Насилие - это признак мужества ребенка в школе (НЕТ).
Рассказывать о том, что над вами были совершены насильственные действия - это признак слабости ребенка (НЕТ).
Насилие - это преступление (Да).
Полиция должна вмешиваться в решение проблемы насилия (Да).
Надо молчать когда страдаете от насилия, буллинга (Нет)
Издевательства бойкот игнорирование - это насилие (да) (психологические)
Обидчиком, агрессором может быть только взрослый (Нет)
Буллинг - это длительный процесс сознательного, жестокого обращения со стороны ребенка или группы детей к другому человеку или детям (Да)
Ребенок которая страдает от буллинга всегда в радостном настои (Нет)
Часто, ребенок совершающий буллинг имеет преимущества над своей жертвой (старше, физически сильнее, у него выше авторитет в группе, классе (да)
Упражнение «Я смогу помочь» (10 мин)
Цель: выработка навыков безопасного поведения в конкретной ситуации, поиск путей защиты в ситуации буллинга. Вы остаетесь работать в подгруппах. Каждая подгруппа получит определенную ситуацию, в которой описана ситуация, когда осуществляется насилие. Ваша задача состоит в том, чтобы помочь жертве и найти для нее пути защиты и безопасного поведения.
Упражнение «Я смогу помочь»
Ситуация 1. Она как всегда сидела за партой, хотя все ее сверстники суетились и шумели во время перерыва. Светлана наблюдала ежедневно одну и ту же картину: девочки весело смеются, шутят и кокетливо посматривают на ребят. Конечно, ведь они не носят этих уродливых очков и брекетов на зубах. Из-за она терпела столько издевательств и насмешек среди одноклассников! Только дома она могла насладиться любовью и теплом, которое дарили ей ее родители. Пустой класс. За партой одиноко сидит Светлана. К ней подходят две девушки. Это ее одноклассницы. Начинают насмехаться над девочкой: забирают очки, бросают на пол тетради и книги, топчут их. Девочка начинает плакать. И вдруг ... СТОП!
Ситуация 2. Каждое утро Максима начиналось с того, что он слышал очередную ссору отца и матери. Так произошло и в этот раз. Проспав, он быстро оделся и выбежал на улицу. Завтракать не хотелось, и ни мама, ни папа не заметят, что его уже нет. Он привык. Ведь давно его в семье не замечали. В школу тоже не хотелось идти. Ведь там старшие ребята снова начнут издеваться над ним: цеплять на спину обидные прозвища, давать пинки, ставить подножки. Было очень тяжело, ведь пожаловаться было некому ... Школа. Прозвенел звонок на перемену. С расстроенным лицом Максим вышел из класса. В это время к нему подошли трое старшеклассников. Начали издеваться, насмехаться. Один из них похлопал Максима по спине, прицепив листок с надписью «Ударь меня». Парень не знал об этом. Максима больно толкнули и он упал. Было очень больно. На глаза навернулись слезы. И вдруг ... СТОП!
Ситуация 3. Когда-то Саша жил в счастливой и полноценной семье. Но после развода родителей мать была постоянно занята. А он так хотел внимания и тепла. Ведь он также тяжело переживал развод родителей, хотя и не показывал этого. Из-за этого он стал плохо учиться. Часто конфликтовал с учителями и детьми. Этот день в школе не был исключением. После урока он подрался с одноклассником, нагрубил учительнице, которая сделала ему замечание, и как всегда пришел на уроки не подготовленным. Одноклассники Саши невзлюбили и часто смеялись и издевались над ним, не принимали в общую компанию. Но он не высказывал своей боли из-за этого. На самом деле ему было страшно ... Школа. Уроки давно закончились. Все разошлись. Саше не хотелось идти домой. Саша одевает свою куртку. В это время к нему подходят двое старшеклассников, предлагают сигарету. Саша, сначала колеблется, но потом соглашается пойти с ними закурить. Уходя из гардероба, старшеклассники начинают требовать у парня деньги. Саша объясняет, что у него нет денег. Ребят это возмущает, и они начинают его бить. И вдруг ... СТОП!
Вопросы для обсуждения: 1. Были ли трудности при выполнении задания ? Если да, то в чем именно? 2. Какие эмоции или переживания вы испытывали к детям, которые оказались в сложных ситуациях? Рекомендации: 1. Сохраняй спокойствие и обойди ситуацию. 2. Сдерживай гнев. 3. Говори спокойно и уверенно - дай агрессору возможность остановиться. 4. Обратись за помощью ко взрослому, которому доверяешь (это может быть учитель, психолог или социальный педагог). 5. Сообщи о буллинге кому-то из взрослых анонимно. 6. Поговори об этом со своим братом, сестрой, знакомыми. 7. Отойди в сторону. Это не признак слабости! 8. Удали провокационные факторы.
Завершение. (10 мин)
Я предлагаю вам записать свод правил, которым все будут следовать.
У нас не выясняют отношения с кулаками.
Не оскорбляют друг друга.
Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.
Не смеются над чужими недостатками.
Не портят чужие вещи..... (И т.п, дети предлагают правила)
Педагог-психолог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Мы повесим эти правила в классе и будем о них помнить. Ведь нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас. Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться. У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их). Рефлексия:
- Что вам понравилось в занятии? - Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии? - Одним словом оцените свое состояние во время занятия?