kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся коррекционной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности.
Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Конечно может.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся коррекционной школы" »

Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся

Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности.
Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Конечно может.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость.
Внимание и запоминание слабое, поэтому нужно вводить в урок и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Важным условием активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности и мышления является игра.
Игра на уроке вызывает у детей радость, внимание и интерес.
к воображению. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, дает возможность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребенку заново пережить яркие впечатления и события, однако «игра не есть простое воспоминание о пережитом», считал Л.С. Выготский, а «творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». Играя, дети накапливают знания, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли и т. д. Таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для восприятия полученного материала на уроке 

 Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных условиях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием,.
Как пробудить интерес к знаниям, как повысить грамотность письма? Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является игра. Цель игры: пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Вопрос активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему.. Игра на уроке не сама цель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, обличенное в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, кроссворд и т. д.). Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. В процессе игр, связанных с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают предметы, соответствующими тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.
Появление интереса к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.
На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение». Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания можно провести игру «Кто быстрее и вернее?». Учащимся дается время для прочтения слов по тетради, в которых нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем ребята, по одному с каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выделяются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд — победитель. Далее, каждый ученик сверяет с записью на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание. Использование игр помогает учителю оживить урок, пробудить у школьников любознательность и стремление овладеть богатством языка. В развлекательной форме можно приучить учащихся глубже вглядываться в явления и сущность русского языка как особой лингвистической науки. Но ни в коем случае нельзя перенасыщать урок игровыми элементами, так как это может привести к ненужной развлекательности.

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала.
несколькими видами. Наиболее распространенной является игра — соревнование. Широко используют на уроках викторины, грамматические шарады, скороговорки, загадки, игры- «экскурсии», подбор слов на определенную тему или букву, кроссворды и т.д. Причем каждую игру можно еще разнообразить: составлять словосочетания, предложения, тесты-миниатюры. Приведу примеры некоторых дидактических игр и игровых приемов, которые применяю на своих уроках.

Игра «Почтальон»

Цель: закрепить знания по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.
Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Игры «Заполни клетки, чтобы получились слова», «Переставь буквы, чтобы получились новые слова», «Заполни клетки нарицательными существительными», «Подбери слова 1,2,3 склонения», «Спрячь мягкий знак в середину слова» и т.д.

Игра «Кто что делает?»

Цель: закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.
Содержание. Играют две команды по шесть человек. На доске записаны слова в два столбика существительных во множественном числе. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие одного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справится с заданием.
Игра «Закончи пословицу»

Цель: закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.
столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.

.
На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности. Познавательная и мыслительная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся.

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ходаненок Алла Григорьевна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства