|  Тип аномалии |  Работоспо-  собность (энергетика) | Память | Внимание | Речь | Мышление | Гнозис | Праксис | Моторика | Игра | Эмоции | 
  |  Недоразвитие   |  1) инертность 2) может возникатьповышенная утомляемость и психическая истощаемость |  1) больше страдает уровень, связанный с процессом  отвлечения и обобщения.  2) Непосредственное запоминание лучше,  чем опосредованно е .   |  1) плохая переключаемость психических процессов.  2) больше страдает уровень, связанный с процессом  отвлечения и обобщения.   |  1) тотальное  недоразвитие  2) фиксируется  наиболее ранний этап словообразования  3) жесткая связь  между словом и конкретным предметом         |  1) п а т о л о г и ч е с к а я инертность  2) недоразвитие  3) страдает  уровень, связанный с анализом и синтезом  воспринимаемого. 4) Отмечаются трудности в выделении ведущих  признаков и свойств воспринимаемых предметов.  5) при запоминании не стремится создать  отдельные, близкие по смыслу, группы слов.  6) Трудности обобщения при  классификации  предметов. 7) практическое мышление достаточно сохранно |  1)недостаточность гнозиса  2) страдает  уровень, связанный с анализом и синтезом  воспринимаемого.  3) Отмечаются трудности в выделении ведущих  признаков и свойств воспринимаемых предметов.   |  1)недостаточность праксиса  2) запаздывание  развития навыков самообслуживания   |  1) п а т о л о г и ч е с к а я инертность.  2) тотальное  недоразвитие   3) больше страдает уровень, связанный с процессом  отвлечения и обобщения.      |  1)Структура игровых единиц беднее,  чем в норме.  2) линейные и двухуровневые действия  3)Недопонимание условий ролевой  игры   |  1) тотальное  недоразвитие  2) больше страдает уровень, связанный с процессом  отвлечения и обобщения.  3) в большей степени недоразвиваются те эмоции,  которые тесно связаны с интеллектуальным развитием.  4) базальные эмоции   | 
  |  ЗПР   |  1)быстрая пресыщаемость  2) быстрая утомляемость 3)повышенная возбудимость |  1) снижения объема в  Памяти  2) трудности механического запоминания 3) расстройства слухоречевой памяти |  1)снижения объема внимания   |  1)расстройства речевой моторики и  фонематического слуха.  2) малая речевая активность при выраженном нарушении  3) недостаточность речи при выраженном нарушении 4) нарушение на уровне построения фразы |  1) наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития 2) недостаточность мышления проявляется в слабости аналитико-синтетической деятельности, в низкой способности к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны |  1)дефицитарность  пространственного гнозиса  2) при выраженном нарушении  В пробах на зрительный гнозис возникали трудности восприятия. усложненных вариантов предметных изображений, а также букв. |  1) страдают регуляторные процессы, за которые ответственны лобные  области коры.  2) недостаточностью  автоматизации движений и действий  3) плохая ориентировка в  правом и левом, зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных графем. |  1)расстройства речевой моторики   |  1)преобладание игровых интересов   |  1)При инфантилизмах - задержка развития эмоциональной сферы  2) Эмоциональная сфера может находится на  более ранней ступени развития  3) симптомы повышенной тревожности, страхи, весь комплекс невротических расстройств | 
  | Поврежденное развитие |  1) адинамия 2)вялость 3)аспонтанность  4) истощаемость   | 1) нарушения механической памяти |  1) плохая переключаемость мыслительных процессов 2) отвлекаемость |  1) При заболевании в младшем школьном возрасте,  речь чаще сохраняется 2) при эпилептической деменции – выраженная замедленность речи |  1)нарушения целенаправленности мышления   2) снижение функции обобщения;  3) нарушение логического строя мышления;  4) нарушения критичности и целенаправленности.  5) снижение активности мышления 6)недоразвитие логического мышления |  1)нарушения пространственного гнозиса  2) затруднения в дифференциации близких по звучанию фонем |  1)персеверации 2) синкинезии |  1) двигательная расторможенностью |  1) разрушение либо обеднение игровой деятельности  — ее стереотипность, однообразие.   |  1)отсутствие  симпатических эмоций.  2) психомоторная расторможенность   | 
  | Дефицитарное развитие |  1)быстрая утомляемость при моторных нарушениях  2) В нарушении работоспособности большое значение имеют це- ребрастенические расстройства | - | 1)снижение внимания |  1) недостаточность речи  2) смазанность артикуляции,  слабая модулированность голоса, смешение глухих  звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими;  бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких  по ситуации или звучанию, аграмматизмы.  3) Врожденная или ранняя потеря  слуха приводит к отсутствию речи (немоте) либо ее грубому  недоразвитию.  3) у глухих при отсутствии словесной речи формой компенсации становится жестовая речь. |  1) замедление темпа развития мышления — процессов  обобщения и отвлечения.   | 1) При недостаточность вестибулярного аппарата -недоразвитие пространственной ориентировки. |  1) нарушении  координации движений  2) При  патологии как премоторных, так и постцентральных отделов мозга – апраксии 3) синкинезии | 1) нарушения тонуса, ритмичности, |  1) у слепого  глобальные игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете.Примитивные манипуляций и однообразно повторяемые движений |  1) слепого ребенка недоразвитие эмоциональной  сферы связано с,ограничением либо невозможностью  восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика.  2) пониженный фон настроения, астенические черты, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации | 
  |  Искаженное развитие   |  1)пресыщаемость 2)вялость | - |  1)затруднения в концентрации внимания |  1) при потенциально большом словарном запасе и способности к  сложным оборотам дети не пользуются речью для общения.  2) неупотребление  личных местоимений, речь о себе во втором или третьем лице.  3) При недоразвитии коммуникативной функции речи нередко  наблюдается повышенное стремление к словотворчеству      |  1)вычурность мышления  2) обобщения, создаваемые больными на основе неустойчивых  и искаженных предметных связей, наполненных субъективными  смыслами, не могут служить основой для построения родо-видовых отношений. |  1) деформирмация предметности  восприятия окружающего мира  2) нарушения временно-пространственной ориентации  3) областитактильного гнозиса: в младенческом возрасте отмечается  отрицательная эмоциональная реакция на прикосновения,  пеленание, купание, в более старшем — непереносимость одежды,  обуви, чистки зубов. У другой группы — слабая реакция на  прикосновения, мокрые пеленки, холод.  4) В областизрительного ислухового гнозиса:непереносимость яркого  света, громких звуков у одной группы аутичных детей и слабая  реакция на них у другой.   |  1)эхолалии  2)моторная апраксия 3) аутоэхолалии |  1) плохая моторика, неловкость произвольных движений 2) страдают темп и плавность движений. |  1)При аутизме ребенок играет один или ≪около≫ детей.  2) в игре стереотипные движения и мимика  3) Игры  далеки от реальной ситуации  4) годами одержимо играют в одну и ту же игру  5) предпочтение  манипуляций с неигровыми предметами  6) недоразвитие предметных игровых действий,   |  1)отсутствие эмоционального резонанса  на окружающую ситуацию  2) страхи  3) эмоциональная  гиперестезия   | 
  |  Дисгармоническое развитие   |  1) психостенические личности не способны к длительному напряжению 2)быстрая пресыщаемость при истерической психопатии | Чаще всего сохранно | 1)рассеянность на занятиях |  1)у шизоидов – хорошая речь  2) при патологическом формировании личности и задержке полового развития -чрезмерная речевая  продукция — склонностью к бессодержательным рассуждениям, болтливости, сентенциям. | Часто сохранно |  1) у шизоидов хорошие способности в области логического мышления. Также выявлено преобладание абстрактного мышления над конкретно-ситуационным   | 1)при психопатиях страдают регуляторные механизмы психической деятельности |  1) при задержке полового развитияцеребрального генеза при патологич формировании личности будет  наблюдаться недоразвитие моторики (медлительность, неуклюжесть движений) | 1) при шизоидной психопатии дети не любят подвижные игры |  1)При психопатиях характерныповышенная возбудимость,  импульсивность, взрывчатость, вязкость, симптомы  угнетения.  2)Психостенические личности склонны к тревожности, мнительности  3) При органической психопатии по возбудимому  типу наблюдаются и немотивированные колебания настроения в виде дисфории. |