|   Организационный     |    5 мин   |    Знакомство детей друг с другом и с психологом, снятие психоэмоционального напряжения   |    Вступительная беседа   |         |         |    Самооценка   |     Звучит музыка. Психолог приглашает детям сесть за парты.  Психолог: У многих учеников в период подготовки к экзаменам бывает много тревоги, страхов и опасений. Скажите, пожалуйста, а что тревожит именно Вас? Что именно Вас беспокоит?  Сейчас возьмите линейки-индикаторы, которые лежат у вас на партах, и кусочком чёрного пластилина отметьте тот уровень тревоги, который вы испытываете. Цифра 10 будет означать высокий уровень, цифра 5 средний уровень, а цифра 0 будет означать, что тревоги у вас нет.               |    Ребята приветствуют психолога, садятся на стулья.      Отвечают         Выполняют задание   |  
  |   Постановка темы и цели урока  «Работа с моделью жизненного пространства»   |    5 мин   |    знакомство с материалом   |    Колоды метафорических карт «Персона», «Лица», «Петроглифы» «Эссо», игрушки, мыльные пузыри   |    Самостоятельная работа   |    Фронтальная   |    Целеполагание   |    Психолог: Пожалуйста, взгляните на модели   Вашего жизненного пространства.   Участникам предлагается выбрать фигурку, которая больше всего ассоциируется у ребят с самим собой и поставить её в центре «пространства внутреннего мира».   В символическом пространстве внешнего мира для выпускников выкладываются на листы А3 с красной линией метафорические карты из колод «Персона» и «Лица», которые символизируют людей, влияющих тем или иным образом на жизнь выпускника (родители, учителя, родственники, знакомые, друзья). Их выпускник определяет сам. Рядом с фигуркой выкладываются карточки – аффирмации (слова), поддерживающие его в предэкзаменационный период и формирующие его внутренний ресурс-уверенность в возможности справиться с ситуацией экзамена. Также, на листе А3 раскладываются карты из других колод для иллюстрации модели жизненного пространства. За фигуркой выпускника лежат разноцветные листы. Красный лист – это содержание профессиональной карьеры, зелёный лист – это содержание личной жизни, белый лист-это содержание, которое выбирает сам выпускник. Это может быть сфера благих дел, сфера досуга, сфера отношений, то есть то, что значимо для выпускника.    Посмотрите на фигурку, которая находится в центре. Она условно обозначает Вас. Теперь посмотрите на карточки, которые изображают людей. Возможно, среди них есть те, которые формируют ваши страхи и тревоги, возможно, переносят свои собственные страхи на вас. Эти страхи и тревоги тоже обозначены карточками (колоды «Эссо» и «Петроглифы»). Посмотрите на них. В вашем жизненном пространстве есть ситуация, которая называется экзамен. На вашей модели она обозначена карточкой. Что вы чувствуйте, когда думаете, что в будущем вам предстоит сдавать экзамен?     |        Участники выбирают фигурки, объясняют свой выбор и ставят их в центре стола.                                                                                                                                           |  
  |   Освоение нового материала       |    25 мин   |    Обучение способам снятия нервно-психического напряжения», работа по формированию личностных границ   |    Колоды метафорических карт «Персона», «Петроглифы» «Эссо», «Спектрокарты», «Краски моей души», «Я и все-все-все»,игрушки, мыльные пузыри, тазики, кораблик из пенопласта, кинетический песок, пьедесталы.   |    Самостоятельная работа   |    Индивидуальная                                                      Групповая ( по 2 человека)                                          Индивидуальная работа                                                  Групповая ( по 2 человека)                      Индивидуальная работа                               |    Выбор оснований и критериев для сравнения                                              Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  Саморегуляция; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации    Выбор наиболее эффективных способов решения задач       |     Психолог: Пожалуйста, выберите среди карточек, символизирующих людей те, которые влияют тем или иным образом на вашу жизнь и, те страхи, которые, эти люди, возможно, переносят на вас.     А теперь я предлагаю вам вернуться в детство, в то время, когда всё было радостно и легко. Давайте, мы, как в детстве, попробуем пускать мыльные пузыри. Что вы сейчас чувствуйте?    Скажите, чем похожи экзамен и мыльный пузырь? Конечно, тем, что мыльные пузыри и экзамен не вечны. Мыльный пузырь быстро лопается, исчезает, и экзамен проходит также быстро.  
     Сейчас я предлагаю вам выпустить из себя напряжение, которое скопилось у вас за время подготовки к экзаменам. Мы будем делать это с помощью коктельных трубочек и воды ( 1 тазик на двоих учащихся). ( включается музыка). Предлагаю вам попробовать осторожно подуть в трубочки, чтобы на воде появились лёгкие волны. Теперь опускаем трубочки в воду и делаем фонтанчики. А теперь объявляю соревнование. Чей корабль с надписью «Экзамен» с доберётся первым до противоположного бортика, тот и победил ( 2-3 раза). Молодцы! Что вы сейчас чувствуйте? Какие ощущения?  
     Теперь, я предлагаю вам вернуться к партам, на которых находится то, что необходимо для следующего задания. Посмотрите, в тазиках, необычный песок. Он не рассыпается, и из него можно лепить различные фигуры. Вы можете вылепить то, что пожелаете, можете добавить туда бусинки, ракушки, игрушки.  Расскажите, что вы создали в своих тазиках.  
     Сейчас, мы с вами вернёмся к вашим моделям жизненного пространства. Посмотрите на карточки-лица и на карточки-страхи ещё раз. Если вы почувствовали, что стали увереннее в себе, поверили в свои силы и стали более спокойно относится к экзамену, поставьте свою фигурку на пьедестал. Теперь, из карточек, которые лежат у вас на столе (карточки–аффирмации), выберите ту, которая усиливает вашу уверенность в собственных силах и даёт ощущение надёжности. Положите её на пьедестал рядом с фигуркой. Если вы не чувствуйте себя увереннее, то просто оставьте вашу фигурку на том же месте и выберите карточку с положительными утверждениями, которая всё –т аки может помочь вам справиться с тревогой и стрессом.  
     Сейчас вы поднялись над ситуацией и стали смотреть на неё более спокойно. Вы почувствовали, что можете не пускать в себя те страхи, которые на вас переносят другие люди. Вы не обязаны бояться того, чего бояться другие. У вас есть ваши личные границы. Теперь вы можете перенести карточки с изображением людей за красную линию. Эта красная линия и обозначает ваши личностные границы. Вы сами решаете, что пускать в свою жизнь, а что нет.  
     Создаём модель профессиональной карьеры на красном листе с помощью фигурок и карточек, модель личной жизни и на белом листе модель того, что особенно важно для выпускников.   |    Ребята выбирают карты-символы людей.      Ребята выбирают карточки- страхи    Учащиеся пускают мыльные пузыри.      Отвечают      Отвечают                  Ребята выполняют                                                                          Выполняют задание  Рассказывают о фигурках друг другу            Учащиеся ставят фигурку на пьедестал и выбирают карточки с положительными утверждениями                                                      Выполняют задание                                              Выполняют задание       |