kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей, обучающихся в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена раскрытию проблемы развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей, обучающихся в 4 классе»
















ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ, обучающихся

в 4 классе






















Автор:

С.Т.







ОГЛАВЛЕНИЕ


АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..3

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА……………………………………………………..6

РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА……………………………………………………..6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….18



































Аннотация


Данная методическая разработка посвящена раскрытию проблемы развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. Номинация – «Лучшие практики работы с обучающимися». Контингент школьников – 4 класс. В разработке представлена диагностика эмоционального интеллекта в 4 классе, приведены авторские занятия. Они представляют собой арт-терапевтические мероприятия по развитию эмоционального интеллекта. Использованы такие методы, как изотерапия, сказкотерапия, рисование цветным песком и др. Частота занятий – 1 раз в месяц с октября месяца после первичной диагностики в начале года. Повторная диагностика – в конце года. Можно проводить и отдельные занятия. Форма работы при проведении диагностики – индивидуальная и групповая, занятий – групповая. Методическую разработку можно рекомендовать использовать в работе не только педагогам-психологам, но и классным руководителям, социальным педагогам, родителям и др. лицам.





























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Эмоциональный интеллект представляет собой «способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей» [3].

Д.Гоулман [3] выделил 5 его показателей:

- управление своими эмоциями;

- эмпатия;

- самоосознанность;

- социальные навыки общения;

- мотивация.

Развитый эмоциональный интеллект является и основой патриотического воспитания [1].

В младшем школьном возрасте эмоциональный интеллект имеет особенную актуальность, поскольку он влияет на успешность школьного обучения, установление благоприятных взаимоотношений с учителями и одноклассниками, развитие положительного реагирования на стрессовые ситуации [3]. Особенно, как я считаю, он важен в 4 классе, так как младший школьник вступает через год в подростковый возраст и переходит в среднее звено. Развитие эмоционального интеллекта в этом возрасте повлияло на выбор темы разработки.

Новизна заключается в следующем: впервые автором представлена методическая разработка, раскрывающая развитие эмоционального интеллекта у обучающихся 4 классов через проведение арт-терапевтических занятий в виде мероприятий.

Цель методической разработки: развитие эмоционального интеллекта у обучающихся 4 классов.

Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:

- диагностика уровня эмоционального интеллекта;

- развитие эмпатии;

- формирование способности управлять своими эмоциями;

- формирование способности распознавать эмоции и чувства свои собственные и других людей;

- расширение социальных навыков общения, сплоченности;

- развитие эмоционального интеллекта через формирование патриотических чувств, ценностей и норм;

- увеличение мотивации к установлению благоприятных взаимоотношений в социуме;

- развитие самоосознанности.

Условия применения. Разработка может использоваться:

- при индивидуальных формах работы: диагностики с обучающимися;

- при групповых формах работы: на классных часах, уроках психологии, проведении торжественных мероприятиях в классах, мастер-классах.

Основные методы работы:

- тестирование;

- беседа;

- музыкотерапия;

- сказкотерапия;

- изотерапия;

- создание поделок из пластилина;

- создание аппликаций;

- рисование цветным песком;

- применение релаксационных упражнений.

В работе используются: авторские разработки занятий-мероприятий. Частота проведения занятий – 1 раз в месяц (октябрь-май). Время проведения диагностики – сентябрь (первичная) и май (повторная). Можно проводить и отдельные мероприятия (время – от 40 мин. до 1,5 ч.).

Трудоемкость: она требует временных затрат и затрат на приобретение канцелярского оборудования.

Ограничения: приведенные далее занятия рекомендовано использовать в работе с обучающимися 4 классов. Они были модифицированы на основе авторских разработок для более старшего возраста, опубликованных на Портале педагогического сообщества УРОК.РФ (https://урок.рф/user/267797?type=2706&ysclid=m8n7ou1rsb704673275).

Данная разработка может быть полезна не только педагогам-психологам, но и следующим лицам:

- студентам-практикантам, обучающимся по специальности «Психология»;

- воспитателям в летнем лагере или группе продленного дня при проведении отдельных мероприятий по этой разработке;

-руководителям кружков художественной и социально-педагогической направленности;

- классным руководителям;

- учителям ИЗО и технологии;

- социальным педагогам.

Отдельные занятия по данной разработке можно проводить не только в общеобразовательных школах. Дополнительные места проведения:

- гимназии;

- лицеи;

- коррекционные школы;

- школы, где внедрено инклюзивное образование;

- частные школы;

- дворцы детского творчества;

- психологические центры.

Отдельные фрагменты занятий (создание рисунков, чтение сказки и т.п.) могут проводить родители дома со своими детьми.


РАЗДЕЛ 1. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА


Время проведения первичной диагностики – сентябрь.

Детям предлагается методика Е.И.Изотовой «Социальная осведомленность: эмоции и чувства» [3].

Она содержит 3 блока.

1.Содержание эмоций и чувств.

Данный блок направлен на осознание ребенком того, что такое любовь, дружба, что он чувствует, когда его ругают за плохой поступок и т.п.

2. Выражение эмоций.

Этот блок направлен на узнавание у человека того, веселый ли он или грустный, развита ли у него эмпатия.

3.Причины эмоциональных переживаний.

3-й блок выявляет у ребенка знания о том, когда люди радуются, когда чувствуют страх и т.п.

4-й блок выявляет способность ребенка к эмпатии.

Полезно и проводить беседы с классными руководителями, о том, как у детей развит эмоциональный интеллект.

Повторная диагностика – в мае, после проведения занятий-мероприятий с обучающимися 4 классов.


РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА


Коррекционно-развивающая работа, направлена на развитие эмоционального интеллекта у обучающихся 4 классов. Включает в себя занятия-мероприятия, проводимые 1 раз в месяц. Ниже приведен план занятий и сами занятия.

Таблица 1

План проведения занятий



Месяц



Название занятия

Октябрь

Управляю своими эмоциями и учусь дружить

Ноябрь

Единение с народом. Посвящено Дню народного единства

Декабрь

Продолжаю учиться дружить

Январь

Умей видеть в другом человека

Февраль

Доброта, спрятанная за злостью

Март

Узнаем, что такое радость.

Отправимся в Космическое путешествие

Апрель

Единение с народом. Великая Победа

Занятие 1 «Управляю своими эмоциями и учусь дружить»

Цели занятия

- формирование способности управлять своими эмоциями;

- расширение социальных навыков общения, сплоченности;

- увеличение мотивации к установлению благоприятных взаимоотношений в социуме.

Оборудование

карандаши;

фломастеры;

ватман;

магнитофон;

кассета с записью звуков природы;

фломастеры;

листы бумаги;

пластилин;

доска для лепки.

Ход проведения занятия

Вводная часть

Дети сидят в кругу за одним общим столом. Вначале в качестве разминки ведущий просит каждого ребенка назвать себя по имени. После этого он предлагает тему занятия.

Основная часть

Здесь участники делятся на команды по 4-5 человек.

Возможны 2 варианта занятия.

1 вариант. Каждая команда получает ватман. Она должна создать любые рисунки, связанные с дружбой и сплоченностью. Даются примеры: двое друзей, играющих в мяч; круг, символизирующий дружбу; любые животные (или цветы, птицы, насекомые), улыбающиеся друг другу; какие-нибудь сказочные предметы (например, волшебные поезда, находящиеся в дружбе друг с другом, автобусы и т.п. или, наоборот, перевозящие друзей). Дети и сами могут придумать и создать рисунки. Затем совместно всеми участниками устраивается выставка рисунков. Каждой команде надо рассказать о своем рисунке другим.

2 вариант. Каждой команде дается доска для лепки. Дети должны создать любые поделки, связанные с дружбой и сплоченностью. Потом они выставляются на отдельный стол.

     Динамическая пауза

Примерно в середине основной части детям предлагается отдохнуть и сделать расслабляющее упражнение на снятие напряжения и других негативных эмоциональных состояний, развитие самоконтроля, умения управлять своими эмоциями. Включается любая мелодия, содержащая звуки природы. Детям предлагается закрыть глаза и представить себя, находящимися в любом месте природы, где им хотелось бы быть. Затем ребята делятся впечатлениями.

     Рефлексия занятия

Подводятся итоги. Делается вывод о том, что у ребенка все хорошо в жизни, если он умеет дружить, не проявляет к другим злость, контролирует свои эмоции. Дети должны оценить то, как им понравилось занятие. Им выдаются небольшие листы бумаги и фломастеры. Они должны изобразить кораблик с голубым парусом, если занятие понравилось или кораблик с красным парусом, если не понравилось.

Занятие 2 «Единение с народом. Посвящено Дню народного единства»

Цели занятия

- развитие эмоционального интеллекта через формирование патриотических чувств, ценностей и норм;

- формирование способности управлять своими эмоциями через арт-терапию;

- расширение социальных навыков общения, сплоченности;

- развитие мотивации к установлению благоприятных взаимоотношений в социуме;

- развитие самоосознанности.

Оборудование

Цветной песок (красный, синий);

карандаши, фломастеры;

плакат с надписью «Старайся каждый день делать что-то хорошее и приносить только радость» (авторское изречение);

гербарий из осенних листьев;

клей;

цветные ручки;

бисер;

ватман;

листы бумаги;

ИКТ.

Вводная часть

Дети рассаживаются в круг. Педагог-психолог предлагает им проанализировать свое текущее состояние. Для этого он раздает листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Предлагает нарисовать и раскрасить Солнце, если настроение у школьников хорошее или Солнце, покрытое тучами, если плохое.

Основная часть

Педагог-психолог говорит школьникам о том, что 4 ноября отмечается День народного единства. Вкратце рассказывает историю этого праздника. Обращает внимание на плакат с девизом. Говорит о положительной роли единства и дружбы в жизни, о том, что без этого возникают войны и конфликты. Указывает на то, что, следуя девизу, указанному на плакате, можно укрепить дружбу, хорошие взаимоотношения и развить единение между людьми.

Затем предлагается творческая часть. В центр стола кладется ватман. Всей группой под красивую инструментальную расслабляющую музыку предлагается, используя цветной песок, клей, карандаши, фломастеры, создать флаг России. По бокам ватмана приклеить осенние листья. Украсить работу бисером, тоже приклеив его. Каждый договаривается с другим, что он будет делать. Дети делятся друг с другом принадлежностями. В работе помогает педагог-психолог.

Делается вывод о том, что, только, умея дружить, не ссорясь, можно достичь единства.

Работа детей вывешивается на доске. На ее фоне делается большая фотография всех школьников.

Заключительная часть

Дети вновь рассаживаются в круг. Педагог-психолог предлагает им проанализировать свои впечатления от занятия. Для этого он опять раздает листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Надо нарисовать и раскрасить Солнце, если занятия обучающимся понравилось, или Солнце, покрытое тучами, если не понравилось.

Занятие 3 «Продолжаю учиться дружить»

Цели занятия

- развитие эмпатии;

- формирование способности управлять своими эмоциями через арт-терапию;

- развитие социальных навыков общения, сплоченности (в частности, понимание того, что такое дружба, каким должен быть друг);

- формирование способности распознавать свои чувства и чувства других людей, самоосознанности (в частности, понимание того, что такое обида);

- развитие мотивации к установлению благоприятных взаимоотношений в социуме.

Оборудование

карандаши, фломастеры;

клей;

цветные ручки;

листы бумаги;

карточки к заданию «Найди слова на тему «Дружба»

плоды-смайлики.

Вводная часть

Дети рассаживаются в круг. Называется тема занятия. Предлагается им взяться за руки.

Основная часть

В ней 2 этапа.

1 этап. Дети разбиваются на команды по 4-5 человек. Дается вначале задание для развития дружеских чувств и сплоченности на тему «Дружба» (каждой подгруппе по одной карточке). Объясняется, что нужно найти совместно командой существительные, прилагательные, наречия по горизонтали, среди букв на данную тему, а также эмоции, которые возникают во время общения с друзьями.



Таблица 2
Найди слова на тему «Дружба»


А

В

Д

Р

У

Г

Р

Д

Л

Л

Н

У

Д

Р

У

Ж

Б

А

Р

П

П

Г

Г

В

Ж

К

Н

А

С

Т

О

Я

Щ

И

Й

К

Д

П

П

Р

А

Д

О

С

Т

Ь

Б

Б

А

У

Ф

К

В

Е

Р

Н

Ы

Й

И

И

П

О

Д

Р

У

Ж

К

А

О

П

П

П

И

У

У

О

Б

И

Д

А

А

А

У

У

С

С

О

Р

А

Р

К

У

Ш

Е

Ц

Й

П

А

М

И

Р

Р

А

А

Ц

А

П

П

У

У

Н

В

М

Е

С

Т

Е

О

Л

Л

А

У

В

Е

С

Е

Л

О

Р

П

Е

Е


Ответы. Друг, дружба, настоящий, радость, верный, подружка, обида, ссора, мир, вместе, весело.

После этого, детям для анализа надаются по найденным слова следующие вопросы:

1.Каким должен быть друг?

2.Что такое обида?

3.Что нужно делать, чтоб не ссориться и не обижаться?

4.Если уже поссорился, как помириться?

5.В дружбе весело?

2 этап. Создание «Дерева дружбы». Раздаются большие листы бумаги (по одному на подгруппу). Под инструментальную музыку предлагается подгруппам создать аппликацию «Дерева дружбы», в качестве плодов использовать смайлики, которые раздаются участникам. Смайлики закрасить любыми цветами. Листву и ствол дорисовать самому. На каждом смайлике придумать пожелание любому участнику группы из другой команды.

Заключительная часть

Педагог-психолог говорит о том, что проигравших нет, победителями являются все участники. Предлагает командам подарить деревья друг другу.

Занятие 4 «Умей видеть в другом человека»

Цели занятия

- развитие эмпатии;

- формирование способности управлять своими эмоциями;

-формирование способности распознавать эмоции и чувства свои собственные и других людей;

- расширение социальных навыков общения, сплоченности;

- увеличение мотивации к установлению благоприятных взаимоотношений в социуме;

- развитие самоосознанности.

Оборудование

белая бумага формата А4;

цветная бумага;

цветной картон;

блестки, стразы;

цветной песок;

желтые нитки для вязания;

карандаши;

фломастеры;

ножницы;

воздушные шары;

магнитофон (или компьютер с колонками);

кассета (либо диск с мелодией из песни «Дорогою добра»);

трафарет с факелом

Организационный момент

Взрослый (педагог-психолог) начинает занятие такими словами: «Здравствуйте, ребята!». Наше занятие мы посвятим теме милосердия к людям, кто не может ходить, видеть, слышать, о тех, кто является горбатыми. Эти люди нуждаются в нашем добром отношении к ним. Никто из вас не должен над ними смеяться, обижать их, издеваться над тем, что они слепые, не могут ходить, у них есть горб. Вам, напротив, нужно помогать им, не относиться к ним, как к увечным и больным. Ведь они такие, как и мы. Все мы отличаемся друг от друга прической, цветом глаз, волос, характерами, но нас объединяет то, что мы являемся людьми».

Основная часть

«Как Вы думаете, каким должен быть Настоящий Человек, Человек с большой буквы? (Ответы).

Правильно.

А теперь послушайте один рассказ и скажите, какие здесь были ребята? Вырастут ли они Настоящими Людьми, если будут так относиться к другим?» (Рассказ «Горбатая девочка» В.Сухомлинского [4]).

«Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой. Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.

Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…

Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…

Оля села за первую парту.

Класс выдержал испытание» [4].

Далее после ответов детей предлагается рассказать о том, что ощущала девочка, видя доброе отношение других, и придумать продолжение истории.

Слова взрослого:

«А теперь, когда вы придумали такие хорошие истории, расскажите, а как бы было девочке, если бы она видела, что дети над ней насмехаются, обижают, обзывают? Правильно, грустно, она бы плакала, у нее не было бы друзей, хотя она так хотела бы их иметь».

Затем взрослый раздает листы бумаги и предлагает изобразить эту историю в виде рисунков, которые затем он фотографирует и оформляет в виде видеоролика из работ детей. Его он может показывать на последующих занятиях или в других классах.

После этого взрослый говорит: «У каждого из нас внутри горит яркий факел доброты, частичку которого мы должны отдавать другим людям. От этого он разгорается еще ярче. Давайте создадим такие факелы».

Взрослый выдает следующие материалы: бумагу, цветной песок, стразы, блестки, картон, листы с трафаретами, клей, ножницы, вязальные нитки. Предлагает на бумаге нарисовать факел, используя трафарет, наклеить его на лист цветного картона. Факел изготавливается под мелодию песни «Дорогою добра». Используя фантазию, дети могут украсить факел цветной бумагой, цветным песком, блестками, стразами. Вокруг него приклеить нитки (либо нитки символизируют огонь). Сообщается, что факел могут дети подарить любому человеку-инвалиду, которого они знают (или знают их родители). Это может быть ребенок, который учится в их классе, либо из другого класса, где обучаются их родственники, это может быть их сосед, член семьи и т.п. В крайнем случае, если такого знакомого или родственника нет, педагог организует встречи детей с людьми-инвалидами, где дети вручают им свои работы.

Заключительная часть

Подводятся итоги занятия. У детей определяют, насколько им оно понравилось. В конце каждому ребенку педагог дарит часть своего тепла, которое символизирует воздушные шары.

Занятие 5 «Доброта, спрятанная за злостью»

Цели занятия

- развитие эмпатии;

- формирование способности управлять своими эмоциями;

- формирование способности распознавать свои эмоции и эмоции других людей (в частности, понимание того, что такое злость, всегда ли человек является злым на самом деле).

Оборудование

ножницы;

клей;

простой карандаш;

картон;

цветная бумага.

Вводная часть

Предлагается улыбнуться друг другу.

Основная часть

Педагог-психолог рассказывает сказку И.Стишенок «Котенок» [2, с. 198]. Затем идет анализ данной сказки.

Вопросы для обсуждения

1. Опишите котенка таким, каким вы его увидели.

2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?

3. Как вы думаете, почему дети называли котенка злым?

4. Был ли он злым на самом деле? Почему?

5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал котенок?

6. Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось?

7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?

8. Чему учит эта сказка?

На следующем этапе занятия предлагается создать аппликацию по данной сказке на тему: «Праздник для котенка» (причем ребенок должен использовать свое воображение) и подарить.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие 6 «Узнаем, что такое радость.

Отправимся в Космическое путешествие»

Цели занятия

- развитие эмпатии;

- формирование способности управлять своими эмоциями;

- формирование способности распознавать свои эмоции и эмоции других людей, самоосознанности (в частности, понимание того, что такое радость);

- расширение социальных навыков общения;

- увеличение мотивации к установлению благоприятных взаимоотношений в социуме.

Оборудование

карандаши;

фломастеры;

цветные ручки;

карточки на тему «Космос»;

листы маленькой бумаги;

листы бумаги формата А4 с изображением различных звезд;

ножницы.

Вводная часть

Детям предлагается научиться осознавать свое настроение. Для этого педагог-психолог раздает им небольшие листы бумаги, карандаши и фломастеры. Нужно нарисовать и раскрасить море летом, если настроение у школьников хорошее или зимнее озеро, покрытое льдом, если плохое.

Основная часть

Педагог-психолог предлагает подросткам отправиться в увлекательное космическое путешествие. Оно имеет несколько этапов.

1.Педагог-психолог предлагает детям отправиться на далекое красивое созвездие – Радости, раздает каждому участнику один или несколько листов бумаги формата А4 с изображением большой звезды. Ребенку необходимо вырезать звезду, выбрать одноклассника (одного или нескольких) и нарисовать там то, что, по его мнению, одноклассника радует в жизни (ребенку может помогать педагог-психолог. Затем под торжественную музыку звезды вручаются в подарок одноклассникам. Участники делятся впечатлениями.

2.Затем педагог-психолог предлагает подросткам отправиться к новому красивому созвездию – Доброты. Он снова раздает каждому участнику один или несколько листов бумаги формата А4 (по желанию детей) с изображением большой звезды.

Ребенку, как и в предыдущем задании, необходимо вырезать звезду, выбрать одноклассника (одного или нескольких) и раскрасить звезду полностью или придумать узоры, используя любимый цвет одноклассника. Затем на обороте этим же цветом нужно написать что-то хорошее, доброе об однокласснике, чтобы он испытал радость. Под торжественную музыку звезды вручаются в подарок одноклассникам. При желании они могут зачитать то, что хорошего о них написали сверстники.

3.В конце педагог-психолог предлагает подросткам вернуться вновь на созвездие Радости. Он раздает участникам один или несколько листов бумаги формата А4 (по желанию участников) с изображением большой звезды.

Нужно детям выбрать одноклассников, вырезать и раскрасить полностью звезду либо создать узоры на ней желтым цветом. Педагог-психолог затем включает торжественную мелодию и говорит им о том, что они могут подарить эти звезды своим одноклассникам, ведь они несут частичку радости другому. Педагог-психолог и сам здесь является участником занятия, раскрашивая и даря звезды – созвездия Счастья.

Заключительная часть

Педагог-психолог предлагает вернуться на Землю, включая расслабляющую инструментальную музыку. Дети должны закрыть глаза. Затем они делятся впечатлениями о путешествии. После этого снова им нужно осознать свое состояние после занятия. Для этого они рисуют и раскрашивают море летом, если занятие им понравилось и настроение повысилось, или зимнее озеро, покрытое льдом, если не понравилось.

Занятие 7 «Единение с народом. Великая Победа»

Цели занятия

- развитие эмоционального интеллекта через формирование патриотических чувств, ценностей и норм;

- развитие эмпатии;

- формирование способности управлять своими эмоциями через арт-терапию;

- формирование способности распознавать свои эмоции и эмоции других людей;

- развитие сплоченности;

- увеличение мотивации к установлению благоприятных взаимоотношений в социуме;

- развитие самоосознанности.

Оборудование

Карандаши, фломастеры, цветные ручки;

конверты или файлы;

заранее заготовленный на ватмане плакат с надписью красным фломастером или красками «ПОБЕДА» с рисунком звезды;

листы бумаги формата А4;

ножницы;

листы бумаги с числом 80 (имеется в виду 80 лет Победы в 2025 г. или другое число, соответствующее числу прошедших лет с тех времен);

магниты для развешивания рисунков на доске или скотч.

Вводная часть

Дети рассаживаются в круг. Им предлагается проанализировать свое настроение. Для этого педагог-психолог раздает им небольшие листы бумаги, карандаши и фломастеры. Нужно нарисовать и раскрасить любой цветок, если настроение у школьников хорошее или снежинку, если плохое. Время – 5-10 мин.

Основная часть

Педагог-психолог называет тему занятия. После этого класс делится на команды численностью от 4 до 6-8 человек.

Занятие имеет следующие части.

Вначале нужно выбрать капитана команды и придумать совместно название каждой команде, связанной с 80-летием Дня Победы в 2025 г. (например, «Гордость за Родину», «Мы отстояли Победу», «Радость со слезами на глазах» и др.). Время – 5 минут. Затем каждый капитан команды говорит всему классу свое название.

Педагог-психолог предлагает детям обратиться к плакату. Нужно каждой команде на раздаваемых листах бумаги придумать и написать любым фломастером, цветной ручкой или карандашом слова-ассоциации, начинающиеся с начальных букв слова ПОБЕДА. Затем капитан команды называет их. Если какая-то команда затрудняется, то помощь оказывает педагог-психолог. Он может привести примеры, что ассоциации могут быть такие: Подвиг, Единство, Смелость, Армия. Время выполнения задания – 10-15 мин.

Педагог-психолог дает лист бумаги формата А4, цветные карандаши, ручки и фломастеры и предлагает каждой команде под торжественную праздничную мелодию нарисовать любую названную ими ассоциацию (30 мин.), приводя примеры: смелость: солдаты храбро идут в бой, единство: единение нашей армии. Затем капитаны каждой из команд развешивают свою работу с помощью магнитов или скотча на доске.

Каждой команде раздаются по листу бумаги формата А4 с надписью 80 (80 лет Победы в 2025 г.). Можно педагогу-психологу заранее заготовить и самому листы. Детям в команде под торжественную праздничную мелодию предлагается раскрасить и украсить (30-40 мин.) это число (по своему усмотрению). Затем предлагается написать пожелания. Все рисунки запечатываются в конверты, и посылаются участникам СВО, людям, живущим в годы Великой Отечественной войны и т.п.

Заключительная часть

Обмен впечатлениями от занятия. Общая фотография.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Методическая разработка рассчитана на работу с обучающимися 4 классов.

Она включает в себя:

- диагностику эмоционального интеллекта (в индивидуальной и групповой формах), проводимую в начале и конце года;

- 7 авторских занятий-мероприятий, проводимых 1 раз в месяц с октября по апрель.

Возможно и проведение отдельных занятий.

Занятия основаны на методе арт-терапии.

Они включают в себя занятия по:

- развитию умения дружить и сплоченности;

- способности чувствовать и распознавать свои и чужие эмоции;

- умения проявлять эмпатию по развитию эмоционального интеллекта через формирование патриотических чувств, норм и ценностей.

В разработке представлены занятия, которые можно приурочить к отдельным праздникам. Например, 2 занятия, посвященные Дню народного единства и Дню Победы. Одно занятие, направленное на умение распознавать собственную радость и радость своего собеседника посвящено Дню космонавтики. Занятие по развитию умения чувствовать другого, проявлять эмпатию, милосердие можно проводить к Новому году.

Об отдельных мероприятиях разработки сообщалось на заседании педагогического совета в МБОУ КСОШ №19 в январе 2025 г.

Описание мероприятия, приученного ко Дню народного единства, давалось на одном из совещаний, проводимом при администрации школы в октябре 2024 г.

Подробное описание мероприятия, приученного к 80-летию Великой Победы, давалось на одном из совещаний в марте 2025 г.

Разработку планируется включить в медиатеку МБОУ КСОШ №19.

Ее собираюсь публиковать в сети «Интернет».

В дальнейшем подробно о диагностике и приведенных занятиях планируется рассказать на одном из заседаний городского методического объединения и педагогического совета.

Разработка представляет большой интерес не только для педагогов-психологов, но и для классных руководителей, социальных педагогов, родителей и т.п.

Ее следует использовать в школах, в гимназиях, лицеях и других учебных заведениях.

Отдельные мероприятия можно проводить, на мой взгляд, даже во дворцах детского творчества и включать в программы кружков.

Кроме того, данные занятия в доступной форме возможно применять и в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями и имеющими инвалидность.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Комиссарова Т.Г. Развитие эмоциональной сферы – основа патриотического воспитания [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/12/razvitie-emotsionalnoy-sfery-osnova-patrioticheskogo-vospitania (дата обращения: 27.03.2025).

  2. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. СПб.: Речь, 2004. 224 с.

  3. Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста как фактора успешного обучения в школе [Электронный ресурс]. URL: shkola41kurgan-r45.gosweb.gosuslugi.ru (дата обращения: 27.03.2025).

  4. Сухомлинский В. Горбатая девочка. URL: https://komandrina-taldom-ds6.edumsko.ru (дата обращения: 27.03.2025).





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хапейшвили София Тенгизовна

Дата: 24.07.2025

Номер свидетельства: 672898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства