«Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»
«Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»»
«Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
В последнее время этот материал стал достаточно популярным. Если вы не слышали о нем, не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.
Кинетический песок - это уникальный материал для детского творчества. По другому его ещё называют - живой или волшебный песок. И это не удивительно, ведь внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы. Подвижен, как сухой песок, но преобладает свойствами влажного песка, так как довольно рыхлый.
Кинетический песок, являясь необычным материалом, отлично подходит для игр и развития малышей, коррекционной поддержки детей с ОВЗ. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.
Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым, так как благодаря ему, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе, с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы.
Потому что дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого, у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи, в некоторых случаях ее отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья.
Задачи, которые можно решить при помощи песочной терапии у детей с ОВЗ:
• развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
• стимулирование мыслительных процессов;
• формирование творческого подхода;
• тренировка внимания и его концентрация;
• формирование умения сосредотачиваться в процессе занятий, усидчивости;
• расслабление и снятие стресса;
• развитие навыков общения со сверстниками.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:
во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ.
Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными метoдaми и приёмaми образовательного процесса и необходимостью внедрения нoвой прогрессивной системы oбучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ;
Для организации игр на песке необходимы следующие принципы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.
Занятия с песком многофункциональны, может решать сразу несколько задач, таких как:
1) стабилизация эмоционального состояния детей;
2) развитие познавательных способностей детей;
3) развитие сенсорного восприятия;
4) развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
6) развитие речи, фонематического слуха;
7) обучение навыкам письма и чтения;
8) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;
9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
10) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.
Упражнения и игры с песком:
Развитие зрительного восприятия.
Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
Развитие пространственной ориентации
Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.
Развитие внимания.
Таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).
Повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.
Закрепление знаний изученных геометрических форм.
При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.
Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
Развитие различных видов памяти
Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
Развитие мыслительных процессов
Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.
Формирование слоговой структуры слова.
1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
3. «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее педагог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.
Совершенствование грамматического строя речи.
1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Обучение грамоте.
1. «Напиши на песке» – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.
2. «Буква потерялась». Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;
- развивается мелкая моторика рук;
- развивается мышление, память, внимание, восприятие;
- развивается фонематический слух и восприятие;
- развиваются коммуникативные навыки;
- расширяется словарный запас;
- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
- происходит освоение навыков чтения и письма;
- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.
Проведение ролевых игр в песочнице способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.
Победитель злости Цель: стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умение справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение. Оборудование: Песочница. Ход игры: Педагог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.) Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.) Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства. Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Цели и задачи песочной терапии:
Цель: Снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ используя песочную терапию
Задачи песочной терапии ориентированы на то чтобы помочь ребенку с ОВЗ
• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• развитие способностей к социализации;
• снимать мышечную напряжённость;
• помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
• развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
ребенок начнет понимать себя, других людей, окружающий мир;
-развить фантазию, понять свое внутренние я.
Итак, игры с песком - это тактильные ощущения, релаксация, снятие страхов, напряжения. В одной игровой локации воздействие идет сразу на три анализатора: зрительный, тактильный и слуховой.
Таким образом, игры с песком являются эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности. Такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.