" Фокус на таланты" модель сопровождения семей воспитывающих подростков с ОВЗ
" Фокус на таланты" модель сопровождения семей воспитывающих подростков с ОВЗ
Это модель поддержки и сотрудничество семьи и образовательного учреждения для обеспечения наиболее благоприятной среды развития подростков с ТНР и ЗПР в соответствии с вызовами будущего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Фокус на таланты" модель сопровождения семей воспитывающих подростков с ОВЗ»
«Фокус на таланты: модель партнерства семьи,
воспитывающей подростков с ТНР, ЗПР
и образовательного учреждения»
Средняя школа № 44
Педагог-психолог: Голкина В.А.
Ярославль, 2024/25 уч. год
Актуальность
В соответствии с Программой Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, стратегическим направлением развития образования является совершенствование качества в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего.
Целью приоритетных направлений развития образования, обучающихся с ОВЗ до 2030 г. является повышение качества жизни, в т. ч. содействие успешной социализации.
С каждым годом количество детей с ОВЗ растет. В 2023 году число обучающихся с ОВЗ с 5го по 9й класс составило 97176 учеников, из которых 40-50% это подростки с ЗПР и ТНР.
Родители детей с ОВЗ более психологически уязвимы и ввиду истощения и хронического стресса ориентация семьи от развития детей меняется на дистанцирование от проблемы либо конфронтацию с миром и специалистами.
Данные обстоятельства создают новые вызовы для образовательных учреждений и семей в обеспечении адаптации и социализации этой категории подростков.
Проблемы на решение которыхнаправлена модель
М одель направлена на решение следующих проблем:
недостаточная поддержка и адаптация подростков с ТНР и ЗПР при подготовке к вызовам будущего, с учетом эмоционально-личностного и когнитивного состояния детей;
кризис в семье или «переломный» этап, вызванный достижением максимально возможных результатов развития детей;
закрепление деструктивного, для дальнейшего развития и социализации, стиля воспитания в семье.
Проблемы на решение которыхнаправлена модель
Недостаточная поддержка и адаптация подростков с ТНР и ЗПР при подготовке к вызовам будущего, с учетом эмоционально-личностного и когнитивного состояния детей:
Синевич О. Ю., Тимошенко Л.В.и пр., 2021 г. В большинстве случаев процессы коррекции и компенсации «вторичных нарушений», преодоления «социального вывиха» (по терминологии Л.С. Выготского) ещё не завершены и необходима пролонгация сроков для овладения социальными компетенциями. В первую очередь это касается подростков с ТНР, ЗПР.
Родители детей с ОВЗ более психологически уязвимы и ввиду истощения и хронического стресса ориентация семьи от развития детей меняется на дистанцирование от проблемы либо конфронтацию с миром. Закрепление деструктивного, для дальнейшего развития и социализации, стиля воспитания в семье.Данное положение подтверждено многими исследователями ниже некоторые из них:
Проблемы на решение которыхнаправлена модель
Шматко Н.Д канд. пед. наук, 2010; Мачурина Т.Н. 2017 г . «Вопреки распространённому, но далеко не всегда справедливому мнению о детской жестокости, обучающиеся общеобразовательных школ, как правило, относятся к своим сверстникам, имеющим особенности в развитии, более лояльно, чем их родители»
Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю., 2019 г. «Семью, в которой растёт ребёнок с ОВЗ, нужно рассматривать в качестве особой социальной группы, поскольку она поставлена перед необходимостью выполнять дополнительную функцию, выражающуюся в совладании с трудной жизненной ситуацией.»
Л.И Афанасьева, канд. пед наук, Д.А. Данилов д-р пед.наук, проф., 2019 г провели опрос сущностных проблем школы и среди основных были обозначены личностные проблемы родителей детей с ОВЗ.
Цели и задачи модели
Цель : поддержки и сотрудничество семьи и образовательного учреждения для обеспечения наиболее благоприятной среды развития подростков с ТНР и ЗПР в соответствии с вызовами будущего.
Задачи:
1.Установление доверительных отношений между родителями и специалистами через разрабатываемую систему мероприятий.
2.Разработка индивидуализированных планов поддержки и развития для каждого ребенка на основе талантов детей и переосмысления семейных ожиданий от коррекционно-развивающей деятельности.
3.Повышение осведомленности родителей о талантах их детей, методах и стратегиях работы с детьми с ТНР и ЗПР.
4.Оценка и коррекция планов развития в соответствии с талантами, потребностями, способностями каждого ребенка.
Модель взаимодействия "Фокус на таланты" представляет собой заключается в системном взаимодействии : поддержка семьи в кризисный период ив выстраивании траектории дальнейшего развития и социализации на основе талантов детей.
Это модель поддержки и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением для обеспечения наилучших условий развития детей данной категории в период «затухания» семейной активности в развитии детей.
«Фокус на таланты» - это подход к работе с родителями подростков с ТНР и ЗПР, заключающийся в системном взаимодействии включающем поддержку семьи в кризисный период ив выстраивании траектории дальнейшего развития и социализации.
Сформированным ресурсом будут: «таланты» детей и эффективная поддержка семьи.
Работа будет направлена на корректировку стиля семейного воспитания и эмоционального взаимодействия в сторону формирования у родителей позитивного образа ребенка – талантливого в определенной области и выстраивание дальнейшей траектории развития детей в соответствии с этим.
Талант (Серебрякова К.А.) По мнению автора, талант — это скорее житейское понятие, чем научное. Автор отмечает, что не существует никаких диагностических методик, с помощью которых можно было бы определить, что талант у конкретного человека есть, и понять, в чем он заключается.
Логика
Логика построения модели базируется на «модели развития педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода» авт. Е.А. Горшенкина имеющая доказательную эффективность.
Работа будет осуществлена по следующим направлениям:
1.Анализ потребностей: Анализ потребностей детей с ТНР и ЗПР, а также ресурсных возможностей семьи, чтобы определить наиболее эффективные методы поддержки.
2.Разработка индивидуализированных планов : Разработка индивидуализированных планов поддержки и развития для каждого ребенка на основе талантов детей и переосмысления семейных ожиданий от коррекционно-развивающей деятельности.
3.Организация обучающих мероприятий : Организация обучающих мероприятий для родителей и специалистов, чтобы обеспечить им навыки и знания для эффективной поддержки детей.
4.Систематизация диагностических материалов : Сборник систематизированных диагностических материалов компенсаторных возможностей подростков с ТНР, ЗПР и ресурсных возможностей семьи для оценки и планирования поддержки детей.
5. Мониторинг и оценка: Систематизированный мониторинг и оценка результатов для коррекции и улучшения модели поддержки.
Логика партнерства
1. Вовлечение семьи: Вовлечение семьи в процесс поддержки и социализации детей с ОВЗ для обеспечения более эффективного развития и адаптации.
2. Партнерство между семьей и образовательным учреждением: Создание модели партнерства между семьей и образовательным учреждением для обеспечения наилучших условий развития детей с ОВЗ.
3. Компенсация дефекта: Использование талантов детей для компенсации дефекта, что обеспечивает более эффективное развитие и адаптацию.
Логика компенсации дефекта
1. Опора на таланты: Опора на таланты детей для компенсации дефекта, что обеспечивает более эффективное развитие и адаптацию.
2. Методы и стратегии: Использование методов и стратегий, направленных на компенсацию дефекта, чтобы обеспечить более эффективное развитие и адаптацию.
Логика мониторинга и оценки
1. Систематизированный мониторинг: Систематизированный мониторинг результатов для коррекции и улучшения модели поддержки.
2 . Оценка эффективности: Оценка эффективности модели поддержки для обеспечения наилучших результатов в развитии и адаптации детей с ОВЗ.