kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Фокус на таланты" модель сопровождения семей воспитывающих подростков с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это модель поддержки и сотрудничество семьи и образовательного учреждения для обеспечения наиболее благоприятной среды развития подростков с ТНР и ЗПР в соответствии с вызовами будущего. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Фокус на таланты" модель сопровождения семей воспитывающих подростков с ОВЗ»

«Фокус на таланты: модель партнерства семьи, воспитывающей подростков с ТНР, ЗПР и образовательного учреждения»

«Фокус на таланты: модель партнерства семьи,

воспитывающей подростков с ТНР, ЗПР

и образовательного учреждения»

  • Средняя школа № 44
  • Педагог-психолог: Голкина В.А.
  • Ярославль, 2024/25 уч. год
Актуальность

Актуальность

  • В соответствии с Программой Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, стратегическим направлением развития образования является совершенствование качества в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего.
  • Целью приоритетных направлений развития образования, обучающихся с ОВЗ до 2030 г. является повышение качества жизни, в т. ч. содействие успешной социализации.

  • С каждым годом количество детей с ОВЗ растет. В 2023 году число обучающихся с ОВЗ с 5го по 9й класс составило 97176 учеников, из которых 40-50% это подростки с ЗПР и ТНР.
  • Родители детей с ОВЗ более психологически уязвимы и ввиду истощения и хронического стресса ориентация семьи от развития детей меняется на дистанцирование от проблемы либо конфронтацию с миром и специалистами.
  • Данные обстоятельства создают новые вызовы для образовательных учреждений и семей в обеспечении адаптации и социализации этой категории подростков.
Проблемы на решение которых  направлена модель  М одель направлена на решение следующих проблем:

Проблемы на решение которых направлена модель

М одель направлена на решение следующих проблем:

  • недостаточная поддержка и адаптация подростков с ТНР и ЗПР при подготовке к вызовам будущего, с учетом эмоционально-личностного и когнитивного состояния детей;
  • кризис в семье или «переломный» этап, вызванный достижением максимально возможных результатов развития детей;
  • закрепление деструктивного, для дальнейшего развития и социализации, стиля воспитания в семье.
Проблемы на решение которых  направлена модель

Проблемы на решение которых направлена модель

  • Недостаточная поддержка и адаптация подростков с ТНР и ЗПР при подготовке к вызовам будущего, с учетом эмоционально-личностного и когнитивного состояния детей:
  • Синевич О. Ю., Тимошенко Л.В.и пр., 2021 г. В большинстве случаев процессы коррекции и компенсации «вторичных нарушений», преодоления «социального вывиха» (по терминологии Л.С. Выготского) ещё не завершены и необходима пролонгация сроков для овладения социальными компетенциями. В первую очередь это касается подростков с ТНР, ЗПР.
  • Родители детей с ОВЗ более психологически уязвимы и ввиду истощения и хронического стресса ориентация семьи от развития детей меняется на дистанцирование от проблемы либо конфронтацию с миром. Закрепление деструктивного, для дальнейшего развития и социализации, стиля воспитания в семье.Данное положение подтверждено многими исследователями ниже некоторые из них:
Проблемы на решение которых  направлена модель Шматко Н.Д канд. пед. наук, 2010; Мачурина Т.Н. 2017 г . «Вопреки распространённому, но далеко не всегда справедливому мнению о детской жестокости, обучающиеся общеобразовательных школ, как правило, относятся к своим сверстникам, имеющим особенности в развитии, более лояльно, чем их родители» Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю., 2019 г. «Семью, в которой растёт ребёнок с ОВЗ, нужно рассматривать в качестве особой социальной группы, поскольку она поставлена перед необходимостью выполнять дополнительную функцию, выражающуюся в совладании с трудной жизненной ситуацией.» Л.И Афанасьева, канд. пед наук, Д.А. Данилов д-р пед.наук, проф., 2019 г провели опрос сущностных проблем школы и среди основных были обозначены личностные проблемы родителей детей с ОВЗ.

Проблемы на решение которых направлена модель

Шматко Н.Д канд. пед. наук, 2010; Мачурина Т.Н. 2017 г . «Вопреки распространённому, но далеко не всегда справедливому мнению о детской жестокости, обучающиеся общеобразовательных школ, как правило, относятся к своим сверстникам, имеющим особенности в развитии, более лояльно, чем их родители»

Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю., 2019 г. «Семью, в которой растёт ребёнок с ОВЗ, нужно рассматривать в качестве особой социальной группы, поскольку она поставлена перед необходимостью выполнять дополнительную функцию, выражающуюся в совладании с трудной жизненной ситуацией.»

Л.И Афанасьева, канд. пед наук, Д.А. Данилов д-р пед.наук, проф., 2019 г провели опрос сущностных проблем школы и среди основных были обозначены личностные проблемы родителей детей с ОВЗ.

Цели и задачи модели Цель : поддержки и сотрудничество семьи и образовательного учреждения для обеспечения наиболее благоприятной среды развития подростков с ТНР и ЗПР в соответствии с вызовами будущего.  Задачи: 1.Установление доверительных отношений между родителями и специалистами через разрабатываемую систему мероприятий. 2.Разработка индивидуализированных планов поддержки и развития для каждого ребенка на основе талантов детей и переосмысления семейных ожиданий от коррекционно-развивающей деятельности. 3.Повышение осведомленности родителей о талантах их детей, методах и стратегиях работы с детьми с ТНР и ЗПР. 4.Оценка и коррекция планов развития в соответствии с талантами, потребностями, способностями каждого ребенка.

Цели и задачи модели

Цель : поддержки и сотрудничество семьи и образовательного учреждения для обеспечения наиболее благоприятной среды развития подростков с ТНР и ЗПР в соответствии с вызовами будущего. 

Задачи:

1.Установление доверительных отношений между родителями и специалистами через разрабатываемую систему мероприятий.

2.Разработка индивидуализированных планов поддержки и развития для каждого ребенка на основе талантов детей и переосмысления семейных ожиданий от коррекционно-развивающей деятельности.

3.Повышение осведомленности родителей о талантах их детей, методах и стратегиях работы с детьми с ТНР и ЗПР.

4.Оценка и коррекция планов развития в соответствии с талантами, потребностями, способностями каждого ребенка.

Модель взаимодействия
  • Модель взаимодействия "Фокус на таланты" представляет собой заключается в системном взаимодействии : поддержка семьи в кризисный период и в выстраивании траектории дальнейшего развития и социализации на основе талантов детей.

  • Это модель поддержки и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением для обеспечения наилучших условий развития детей данной категории в период «затухания» семейной активности в развитии детей.
«Фокус на таланты» - это подход к работе с родителями подростков с ТНР и ЗПР, заключающийся в системном взаимодействии включающем поддержку семьи в кризисный период и  в выстраивании траектории дальнейшего развития и социализации.  Сформированным ресурсом будут: «таланты» детей и эффективная поддержка семьи.  Работа будет направлена на корректировку стиля семейного воспитания и эмоционального взаимодействия в сторону формирования у родителей позитивного образа ребенка – талантливого в определенной области и выстраивание дальнейшей траектории развития детей в соответствии с этим.  Талант (Серебрякова К.А.) По мнению автора, талант — это скорее житейское понятие, чем научное.  Автор отмечает, что не существует никаких диагностических методик, с помощью которых можно было бы определить, что талант у конкретного человека есть, и понять, в чем он заключается. 
  • «Фокус на таланты» - это подход к работе с родителями подростков с ТНР и ЗПР, заключающийся в системном взаимодействии включающем поддержку семьи в кризисный период и в выстраивании траектории дальнейшего развития и социализации.

  • Сформированным ресурсом будут: «таланты» детей и эффективная поддержка семьи.

  • Работа будет направлена на корректировку стиля семейного воспитания и эмоционального взаимодействия в сторону формирования у родителей позитивного образа ребенка – талантливого в определенной области и выстраивание дальнейшей траектории развития детей в соответствии с этим.

  • Талант (Серебрякова К.А.) По мнению автора, талант — это скорее житейское понятие, чем научное. Автор отмечает, что не существует никаких диагностических методик, с помощью которых можно было бы определить, что талант у конкретного человека есть, и понять, в чем он заключается. 

Логика

Логика построения модели базируется на «модели развития педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода» авт. Е.А. Горшенкина имеющая доказательную эффективность.

Работа будет осуществлена по следующим направлениям:

1. Анализ потребностей: Анализ потребностей детей с ТНР и ЗПР, а также ресурсных возможностей семьи, чтобы определить наиболее эффективные методы поддержки.

2.Разработка индивидуализированных планов : Разработка индивидуализированных планов поддержки и развития для каждого ребенка на основе талантов детей и переосмысления семейных ожиданий от коррекционно-развивающей деятельности.

3.Организация обучающих мероприятий : Организация обучающих мероприятий для родителей и специалистов, чтобы обеспечить им навыки и знания для эффективной поддержки детей.

4.Систематизация диагностических материалов : Сборник систематизированных диагностических материалов компенсаторных возможностей подростков с ТНР, ЗПР и ресурсных возможностей семьи для оценки и планирования поддержки детей.

5. Мониторинг и оценка: Систематизированный мониторинг и оценка результатов для коррекции и улучшения модели поддержки.

Логика партнерства

1. Вовлечение семьи: Вовлечение семьи в процесс поддержки и социализации детей с ОВЗ для обеспечения более эффективного развития и адаптации.

2. Партнерство между семьей и образовательным учреждением: Создание модели партнерства между семьей и образовательным учреждением для обеспечения наилучших условий развития детей с ОВЗ.

3. Компенсация дефекта: Использование талантов детей для компенсации дефекта, что обеспечивает более эффективное развитие и адаптацию.

Логика компенсации дефекта

1. Опора на таланты: Опора на таланты детей для компенсации дефекта, что обеспечивает более эффективное развитие и адаптацию.

2. Методы и стратегии: Использование методов и стратегий, направленных на компенсацию дефекта, чтобы обеспечить более эффективное развитие и адаптацию.

Логика мониторинга и оценки

1. Систематизированный мониторинг: Систематизированный мониторинг результатов для коррекции и улучшения модели поддержки.

2 . Оценка эффективности: Оценка эффективности модели поддержки для обеспечения наилучших результатов в развитии и адаптации детей с ОВЗ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Фокус на таланты" модель сопровождения семей воспитывающих подростков с ОВЗ

Автор: Голкина Вера Александровна

Дата: 30.05.2025

Номер свидетельства: 670886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства