Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игровой деятельности
  
 
  Слайд 1.
  Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.  
  Важная роль игры в развитии познавательных процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
  
 
  Слайд 2.
  Цель исследования, его объект, предмет и гипотезу вы можете видеть на слайде.
  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
  -  Изучить теоретические и практические источники по теме исследования. 
-  Раскрыть значение игр в развитии психических процессов дошкольников. 
-  Провести диагностику уровня развития познавательных процессов старших дошкольников. 
-  Внедрить в работу ДОУ Программу, направленную на развитие познавательной сферы старших дошкольников. 
-  Исследовать эффективность использования игровой деятельности в процессе развития познавательной сферы старших дошкольников. 
 
 
  Слайд 3.
  В первой главе нашего исследования были раскрыты ключевые понятия — это «Познавательная деятельность» (психологический энциклопедический словарь. Еникеев М.И.) и «игра» (Огороднийчук З.В. возрастная и педагогическая психология).  
  Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную сферу ребенка.
  I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.  
  II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
  
 
  Слайд 4.
  В своей исследовательской работе мы рассматривали классификацию игр по С.Л. Новоселовой. Она представлена на слайде.
  Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что особая роль отводится дидактическим играм. Применяя их, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на чувства, на волю и поведение в целом. Дидактические игры, способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, память, наблюдательности сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость дошкольникам.
  
 
  Слайд 5.
  Для осуществления исследовательской работы были поставлены задачи. Они перед Вами.  
  Опытно-исследовательская работа проводилась на базе детского сада № 13 г. Усть-Катава, Челябинской области. В эксперименте приняло участие 40 человек.
  Для диагностики были использованы материалы М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной. Тестирование детей проводилось индивидуально. Обобщение данных каждого компонента позволяло определить уровень развития познавательных процессов.
  
 
  Слайд 6.
  Количественные и качественные показатели результатов первичной диагностики отражены в таблицах.
  В ходе первичной диагностики было установлено, что в экспериментальной группе 5% детей с высоким уровнем развития познавательных процессов, а в контрольной группе 10%, средним уровнем развития обладает больше детей в экспериментальной группе (60%), чем в контрольной (55%), а низкий уровень развития в обеих группах у 35% детей.
  
 
  
 
  
  Слайд 7.
  Данная диаграмма показывает, что очень мало детей и в контрольной группе, и в экспериментальной имеют высокий уровень развития познавательной активности. Их уровень принадлежит в основном ко второй и третьей группе. Это и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
  
 
  Слайд 8.
  С целью повышения уровня развития познавательных процессов была разработана Программа практических занятий, развивающих познавательную сферу ребёнка (Приложение 2). Цели, принципы Программы отображены на слайде.
  Озвучу основные задачи Программы, это:
  -  Развивать зрительное и слуховое восприятие; 
-  Формировать способность к творческому воображению;  
-  Способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти; 
-  Формировать способность к распределению и устойчивости внимания; 
-  Развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности. 
 Необходимым условием эффективности Программы является активное участие детей на занятиях, их заинтересованность. 
  В соответствии с этими требованиями были разработаны игры-занятия, в содержании которых использовались различные развивающие игры и упражнения. 
  
 
  Слайд 9.
  Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
  Часть 1. Вводная
  Часть 2. Рабочая.
  Часть 3. Завершающая. 
  
 
  Слайд 10.
  Чтобы убедиться в эффективности разработанной программы была проведена промежуточная диагностика. Материалы использованы те же что и при первичном обследовании (М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина).
  Анализ результатов представлен в таблице.
  
 
  Слайд 11.
  Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе исследований значительно повысился высокий уровень развития познавательных процессов – до 20% при том, что первичная диагностика показала 5%. Показатель среднего уровня остался прежним 60%. Показатель низкого уровня снизился с 35% до 20%. В контрольной группе изменения оказались не такими значительными. Показатель высокого уровня остался прежним – 10%. Показатель среднего уровня повысился до 60%. Показатель низкого уровня незначительно снизился до 30%.
  
 
  Слайд 12.
  В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения игр для развития познавательных процессов дошкольников.
  В результате проведённого исследования выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение.