Психологический час с элементами тренинга
  «Солнце дружбы нашего класса»
 
 
 Цель: способствовать развитию коммуникативных способностей, сплочение классного коллектива, формированию нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
 
 
 Задачи:  
  -  Развивать умения учащихся вести рассуждения, способствовать формированию дружеских отношений с одноклассниками. 
- Расширять представления о дружеских взаимоотношениях; 
- Формировать коммуникативные навыки общения, морально-психологические качества у детей, побуждающих к позитивным действиям, поддержанию интереса к дружбе. 
- Познакомить с правилами дружбы. 
Ход занятия
 Слайд 1.
 Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями «Здравствуйте», А это значит, мы желаем друг другу здоровья, удачи и  хорошего настроения.  
 А для начала давайте встанем друг другу напротив,  посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем, например: «Я желаю тебе хорошего настроения!» Повернуться к соседу и еще раз сказать слова. Ребята говорят пожелания друг другу.   Займите, пожалуйста,  свои места.
 Ребята, сегодня у нас очень интересная и важная тема занятия. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.  
 Слайд 2
 Вопросы кроссворда:
1. Ни в воде не тонет, ни в огне не горит. (Лед).
 2. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз).
 3. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга).
 4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка).
 5. Пушистая вата, плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождь ближе. (Облако).
 6. Горя не знает, а слёзы проливает. (Туча).
  - Какое же слово получилось? ( Дружба.) 
  Сегодня мы будем говорить о дружбе, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг и в конце занятия мы должны будем вывести правила дружбы.  
  И я надеюсь, что каждый из вас сделает сегодня маленькое открытие.
  Слайд3
  На слайде эпиграф: (читаем вместе с детьми)
  Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
  
 
  Итак, дети, что же такое дружба? (ответы детей)
  Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов.
  Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света» Вы согласны с этим? А чем дружба и солнце похожи? (ответы детей: согревают, дают свет, радость)
  Слайд 4  
  Сегодня нам предстоит зажечь свое солнце в нашем классе. Ребята у вас на столе лежат ладошки из бумаги – это будут лучики нашего солнца дружбы. Ребята, каждый пальчик – это лучик света, напишите на каждом лучике качество, которое необходимо для дружбы. Итак, какие же качества важны для дружбы (прочитать с ладошек).  
  В этом солнце есть частичка каждого из вас. Поэтому оно получилось таким красивым и теплым.  
  
 
  -Ребята, а кого мы можем назвать другом? ...
  - Ребята, скажите, а у вас есть друзья? Поднимите руку, у кого они есть? Кто ни назовите? Почему вы считаете их своими друзьями?  
  Настоящий друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в радостные минуты жизни. Настоящий друг - это человек, которому можно доверить все свои проблемы.
   «Поэт Михаил Светлов, написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты знаешь, который час?» «Дружба – понятие круглосуточное!» - ответил Светлов. Почему так ответил поэт? Считаете ли вы поведение его друга правильным? Почему? Можно ли его считать настоящим другом?
  Слайд 5
  Ребята сегодня мы с вами создадим правила дружбы нашего класса
  Слайд 6  
 
Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парам Упражнение «Слепой и поводырь»
Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия.  
 Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин).
Поменяйтесь ролями.
По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.  
 (на слайде правило помогать друг другу)  
 Слайд 7
  Садитесь на места
  Ребята, как вы считаете, сколько у человека может быть настоящих друзей? (ответы детей)  
  На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в трудной ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (1-2 человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
  Слайд 8
     
 Ребята я прочитаю вам рассказ, который называется “До первого дождя”. Подумайте, почему автор его назвал так этот рассказ.
 Таня и Оля были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Оля заходила за Таней, то Таня – За Олей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Оля была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
 - Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
 - Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Оля.
 В школе учительница сказала:
 - Как странно, у Оли платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
 - У Оли был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
 - Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Олю, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
 Обе девочки густо покраснели: Оля – за себя, а Таня – за Олю.
   Слайд 9
  
 
 Упражнение «Без маски» Слайд 10
  Вы знаете, что в дружбе очень важна честность. А знаете ли вы, что честным быть очень непросто? Часто хочется быть лучше, чем мы есть на самом деле. Вот в честности мы сейчас поупражняемся.
  Каждый участник получает карточку, на которой написана фраза, не имеющая окончания. Без всякой предварительной подготовки надо продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. После того, когда все высказались, обобщить – честность в дружбе играет большую, если мы не будем честными, потеряем своих друзей, они просто отвернутся от нас. (быть честным ) Слайд 11
 
 
 Все становятся в круг Слайд 12
 Упражнение «Связующая нить»
  Ребята, вы когда-нибудь слышали выражение – быть связанными с кем-то? Что это значит? Давайте мы с вами попробуем почувствовать, что это значит? Участники встают в круг. Первый участник, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. Каждый участник должен назвать свое имя и свое увлечение, обмотать нитью свою руку и передать клубок. И так по кругу. Когда клубок возвращается к первому участнику, все оказываются «связаны» одной нитью. Ребята, попробуйте отойти назад. Что произошло? (ответы детей: «Ниточка натянулась»). Получается вы одно целое. Вы видите, как нас объединяет эта нить? А что еще, кроме нити, объединяет вас? (ответы детей: «мы учимся в одном классе, сидим за одной партой…») (на слайде правило дружбы – сплоченность)
  Слайд 13
  Сматываем клубок в обратном направлении, и у кого он оказывается в руках, про того дети должны вспомнить, что он говорил о себе и своих увлечениях. Нить перерезаем и завязываем на запястье
  Слайд 14Ребята, а что означает слово «сотрудничать». (ответы детей: «чтобы вместе делать сложное дело, которое одному не под силу»)  
 А теперь мы с вами попробуем почувствовать на себе, что значит сотрудничать. Взять карандаши, выйти к доске и объединиться в пары.
 Упражнение «камешки»
  Вы должны постараться удержать камешки пальцами, стоя друг напротив друга.
  Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70 см и пытаются удержать два камешка, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская камешки, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
  После подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см). Соседи должны зажать камешки между подушечками указательных пальцев. Группа, не отпуская камешки, синхронно выполняет движения.
  - поднять руки, опустить их;
  - сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;
  - наклониться вперед, назад, выпрямиться;
  - присесть, встать.
  Трудно ли было выполнять задание? Почему?
 Какие действия должен был выполнять каждый участник, чтобы камешки не падали (на слайде сотрудничество)  
 Слайд15
  
 Слайд 16 Упражнение «Какой ты молодец»
 Все стоя в кругу. Повернуться к соседу справа, погладить по голове и сказать: «Какой ты молодец!» Повернуться к соседу слева и сделать тоже самое. ( на слайде правило похвала)
 Слайд 17
 О каких правилах мы еще не говорили? (ответы детей)
 Чтение правил дружбы с о слайда
 - Не ссориться
 - Уступать
 - Быть вежливым
 - Быть внимательными друг к другу
 - Не бояться просить прощения
 - Помогать друг другу
 - Не жадничать
 - Быть честным
 - Не ябедничать
 - Не зазнаваться
 - Хвалить
 
 
  При выполнении заданий вы  помогали друг другу, научились ценить дружбу.
  
 
 Молодцы, ребята я очень рада, что вы поняли смысл настоящей дружбы. Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
          Я желаю вам быть всегда дружными, доверяйте друг другу, поддерживайте друг друга в трудную минуту, будьте честными.  
  Слайд 18  
  «Апплодисменты»
  Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и поддержку друг другу.
  Игра проходит следующим образом: я выбираю одного из вас (например, Колю) он выходит в центр круга, я хлопаю ему в ладоши. Потом Коля называет имя следующего участника, тот подходит к нему и они хлопают вместе. Затем второй участник выбирает третьего и т.д. Когда к вашей группе присоединится последний человек, завершите игру словами, а самые громкие аплодисменты звучат для…..  
 - Ребята, покажите мне какое у вас настроение  
 Слайд 19
 Флэштренинг «Притча о друзьях»
 Рефлексия.
 
 
 
 
 
 
 Карточки
    | Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня… | 
  | Иногда люди не понимают меня, потому что я … | 
  | Верю, что я … | 
  | Мне бывает стыдно, когда … | 
  | Особенно меня раздражает, что я … | 
  | Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это… | 
  | Мне очень трудно забыть, но я … | 
  | Мне особенно приятно, когда меня … | 
  | Знаю, что это очень трудно, но я … | 
  | Думаю, что самое важное для меня … | 
  | Когда я был маленьким, я часто… | 
  | Мои родители … | 
  | Мои друзья редко… | 
  | Мои одноклассники помогают мне … | 
  | Мне с трудом дается … | 
  | Я горжусь … | 
  | Мой друг всегда … |