1. Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;
  2.Конституции Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.;
  3. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.  
  4. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.- 33 с.
  5. Положения о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999);
  6. Базового компонента деятельности педагога-психолога (приказ № 163 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 24.03.2015);
  7. Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ-СОШ №1;
  8. Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка;
  9. Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов «120 уроков психологического развития младших школьников». – М.: «Ось-89», 2006;
  10. Приложения к психологической программе развития когнитивной сферы учащихся 4 классов для преподавателя и учащихся. – М.: «Ось-89», 2006.
  В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №1 сл. Б. Мартыновка на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
  Данная программа реализуется для обучающихся 4 класса.  
  Основой курса является познавательно-личностное развитие школьников, формирование таких психологических качеств и умений, которые помогают обучающимся усваивать учебный программный материал на предметных уроках. Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико-синтетических процессов, позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал обучающихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, то есть его мировоззрения.
 Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к усваиваемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки.
  Основа психологического развития четвероклассников – это развитие словесно-логического понятийного мышления, произвольности, а также внутреннего плана действия. «Стержнем» данной программы и одним из важных ее результатов является всестороннее развитие разнообразных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические формы.
  Задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта обучающихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении и построение системы словесно-логических умозаключений.
  Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия – научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.
  При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, то есть умению контролировать выполнение одновременно двух или более действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности.
  Основным направлением в развитии памяти обучающихся является формирование у них опосредованного запоминания, то есть использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
  Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному, реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется грубый анализ и переходя к заданиям, требующим тонкого анализирования.
  При развитии процессов воображения выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
  Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:  
  Кроме того, представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.
           | № п/п | Дата | Тема | Кол- во ча- сов | Содержание | Характеристика деятельности | Методы оценки достижений учащихся | 
  | По плану | По факту | 
  | 1,2 | 1.09. 2016, 8.09. 2016 | 
 | Диагностика   | 2 | Методики:  «Кольца Ландольта»;«Графический узор»;«Дом. Дерево. Человек».Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. | Рисование, поиск фигур, ответы на вопросы. | Изучение уровня продуктивности, устойчивости, переключения и распределения внимания; сформирован-ности пространствен-ных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации, тонкой моторики руки, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, изучение эмоционально-личностных особенностей, уровня школьной мотивации. 
 | 
  | 3 | 15.09. 2016 | 
 |  Развитие вербального мышления (обобщение), мышления (абстрагирова-ние). 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Слон»«Расположи слова»;«Форма-цвет». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, расположение слов от частного к общему, расположение фигур по форме и цвету. 
 | 
 | 
  | 4 | 22.09. 2016 | 
 |  Развитие понятийного мышления, пространствен-ных представлений, воображения. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Перекрестные движения»;«Назови слово»;«Разноцветный коробок»;«Закончи рисунок». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, различение слов, близких по смыслу, дорисовывание изображений. | 
 | 
  | 5 | 29.09. 2016 | 
 |  Развитие вербального мышления (обобщение), опосредован-ной памяти. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Заземлитель»;«Подбери общее понятие»;«Запомни фигуры». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, подбор общих понятий к словам, запоминание предметов. | 
 | 
  | 6 | 6.10. 2016 | 
 |  Развитие вербального мышления, пространственных представлений, зрительной памяти. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки Кука»;«Пословицы»;«Лишний кубик»;«Запомни и нарисуй». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, определение смысла в пословицах, анализ, сравнение изображение и нахождение лишнего изображения, рисование изображений по памяти. | 
 | 
  | 7 | 13.10. 2016 | 
 |  Развитие внутреннего плана действия, вербального мышления (обобщение). 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки равновесия»;«Совмести фигуры»;«Подбери общее понятие». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, определение несовпадающих в пространстве элементов, подбор обобщающих понятий к словам. 
 | 
 | 
  | 8 | 20.10. 2016 | 
 |  Развитие вербального мышления, умения сравнивать, наглядно-образного мышления. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Качание головой»;«Найди рядоположное слово»;«Одинаковое, разное»;«Найди девятый». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, нахождение слов, принадлежащие к одной группе, нахождение общего и различного в предметах, нахождение фигур. | 
 | 
  | 9 | 27.10. 2016 | 
 |  Развитие вербального мышления, пространствен-ных представлений, воображения. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки равновесия»;«Подбери пословицу»;«Найди одинаковые кубики»;«Тропинка». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, подбор пословиц, близких по смыслу, нахождение пар одинаковых кубиков, пантомимическое изображение содержания текста. | 
 | 
  | 10 | 10.11. 2016 | 
 |  Развитие вербального мышления, произвольности движений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки равновесия»;«Найди рядоположное слово»;«Невидящие» и «неслышащие». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, нахождение слов, принадлежащих к одной группе, выполнение указаний ведущего в игре. | 
 | 
  | 11 | 17.11. 2016 | 
 |  Развитие вербального мышления, понятийного мышления, осязательного восприятия. 
 | 1 
 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Слон»;«Объясни значение»;«Целое-часть»;«Палочка-узнавалочка». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, объяснение значений слов путем подбора слов, близких по смыслу, нахождение слов, которые обозначают целый предмет или его часть, определение различных свойств предмета с закрытыми глазами. 
 
 | 
 | 
  | 12 | 24.11. 2016 | 
 |  Развитие зрительной памяти, вербально-смыслового анализа, пространствен-ных представлений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Ленивые восьмерки»;«Запомни сочетания фигур»;«Подбери пословицу»;«Раскрась кубик». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, запоминание сочетаний фигур, подбор пословиц, близких по смыслу, раскрашивание фигур. | 
 | 
  | 13 | 1.12. 2016 | 
 |  Развитие понятийного мышления, глазомера, зрительно–моторной координации. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Заземлитель»;«Целое-часть»;«Найди значения слов»;«Вырезай точно». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, нахождение слов, которые обозначают целый предмет или его часть, нахождение значений слов, вырезание фигур. | 
 | 
  | 14 | 8.12. 2016 | 
 |  Развитие вербального и наглядно-образного мышления. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки пространства»;«Найди причину и следствие»;«Найди фигуры»;«Полянки»;«Заселение дома». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, нахождение понятий, которые обозначают причину и следствие, нахождение фигур. 
 
 
 
 
 | 
 | 
  | 15 | 15.12. 2016 | 
 | Развитие вербального мышления, произвольности | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Шапка размышлений»;«Назови причину»;«Найди значения слов»;«Найди смысл». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, нахождение причин событий, нахождение значения слов, нахождение смысла в тексте. 
 
 
 | 
 | 
  | 16 | 22.12. 2016 | 
 |  Развитие опосредован-ной памяти, понятийного мышления. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Перекрестные движения»;«Найди фигуры»;«Письмо инопланетянина»;«Отрицание». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, запоминание трудных слов и словосочетаний при помощи схем, определение признаков предметов. 
 | 
 | 
  | 17 | 12.01. 2017 | 
 |  Развитие вербально-смыслового анализа, мышления (абстрагирова-ние), пространствен-ных представлений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Качание головой»;«Пословицы»;«Форма-цвет»;«Раскрась кубик». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, подбор пословиц, близких по смыслу, расположение фигур по форме и цвету, раскрашивание фигур. 
 | 
 | 
  | 18 | 19.01. 2017 | 
 |  Развитие внутреннего плана действия, логического мышления, произвольного внимания. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки равновесия»;«Совмести фигуры»;«Поезд»;«Пишущая машинка». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, определение совпадающих в пространстве элементов, нахождение общего у предметов. | 
 | 
  | 19 | 26.01. 2017 | 
 |  Развитие вербального и наглядно-образного мышления, произвольности движений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Слон»;«Подбери слово, противоположное по смыслу»;«Найди одинаковые»;«Кто точнее?». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, подбор слов, противоположных по смыслу, нахождение одинаковых фигур. | 
 | 
  | 20 | 2.02. 2017 | 
 | Развитие вербального мышления (выявление отношения противополож-ности), мышления (абстрагирова-ние). | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Качание головой»;«Подбери слово, противоположное по смыслу»;«Только одно свойство». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, подбор противоположных по смыслу слов, игра в логическое домино. 
 
 
 
 | 
 | 
  | 21 | 9.02. 2017 | 
 |  Развитие произвольной памяти, понятийного мышления, пространствен-ных представлений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Сова»;«Какого цвета?»;«Вордбол»;«Найди одинаковые кубики». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, нахождение определенных элементов у изображения, называние слов, относящихся к определенной категории, нахождение одинаковых изображений. | 
 | 
  | 22 | 16.02. 2017 | 
 |  Развитие опосредованно памяти, глазомера, зрительно-моторной координации. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Ленивые восьмерки»;«Письмо инопланетянина»;«Вырезай точно». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, определение признаков предметов, вырезание. 
 | 
 | 
  | 23 | 2.03. 2017 | 
 |  Развитие внутреннего плана действия, мышления, произвольности движений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки равновесия»;«Муха»;«Найди фигуры»;«Попади в свой кружок». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, выполнение команд ведущего, запоминание расположения фигур. 
 
 
 
 | 
 | 
  | 24 | 9.03. 2017 | 
 |  Развитие мышления (анализ через синтез, абстрагирова-ние), пространствен-ных представлений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки пространства»;«Разгадай ребусы»;«Только одно свойство»;«Развертка куба». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, отгадывание ребусов, игра в логическое домино, нахождение изображений. 
 | 
 | 
  | 25 | 16.03. 2017 | 
 |  Развитие произвольного внимания, произвольности 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Шапка для размышлений»;«Отыщи числа»;«Найди смысл». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, называние и показывание чисел в определенном порядке, нахождение смысла в тексте, перессказывание. | 
 | 
  | 26 | 23.03. 2017 | 
 |  Развитие логического мышления, произвольного внимания. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Заземлитель»;«Поезд»;«Невидящие» и «неслышащие». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, нахождение общего у предметов, выполнение указаний ведущего в игре. 
 
 | 
 | 
  | 27 | 6.04. 2017 | 
 |  Развитие понятийного и наглядно-образного мышления, произвольности движений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки пространства»;«Отрицание»;«Ленточки»;«Знай свой темп». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, определение признаков предметов, построение образов, выполнение упражнения в разном темпе. 
 
 | 
 | 
  | 28 | 13.05. 2017 | 
 |  Развитие обобщения и абстрагирова-ния. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Качание головой»;«Подбери общее понятие»;«Только одно свойство»;«Форма-цвет». 
 | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, подбор общих понятий, определение свойств предметов, формы и цвета фигур. 
 | 
 | 
  | 29 | 20.04. 2017 | 
 | Развитие наглядно-образного мышления, непосредствен-ной памяти, смысловой вербальной памяти. | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Ленивые восьмерки»;«Найди девятый»;«Точно такие»;«Объедини по смыслу и запомни». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, поиск оизображений, сходства и разницы между предметами, запоминание предметов. 
 
 
 | 
 | 
  | 30 | 27.04. 2017 | 
 |  Развитие вербального мышления, произвольного внимания, произвольных движений. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Точки равновесия»;«Подбери следующее»;«Стенографы»;«Зеваки». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, подбор понятий в определенной последовательности, подсчет слов в тексте, выполнение указаний ведущего. | 
 | 
  | 31 | 4.05. 2017 | 
 |  Развитие наглядно-образного мышления, осязательного восприятия. 
 | 1 | Упражнения:  «Улыбнитесь!»;«Скажите добрые слова друг другу»;«Перекрестные движения»;«Найди фигуры»;«Письмо инопланетянина»;«Палочка-узнавалочка». | Пополнение словарного запаса, выполнение мозговой гимнастики, поиск фигур, запоминание слов, узнавание фигур с закрытыми глазами. 
 
 
 | 
 | 
  | 32,33 | 11.05. 2017, 18.05. 2017 | 
 | Диагностика   | 2 | Методики:  «Кольца Ландольта»;«Графический узор»;«Дом. Дерево. Человек».Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. | Рисование, поиск фигур, ответы на вопросы. | Изучение уровня продуктивности, устойчивости, переключения и распределения внимания; сформирован-ности пространствен-ных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации, тонкой моторики руки, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, изучение эмоционально-личностных особенностей, уровня школьной мотивации. |