1. Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;
  2.Конституции Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.;
  3. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.;  
  4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  5. Положения о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999);
  6. Базового компонента деятельности педагога-психолога (приказ № 2405 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.11.2007);
  7. Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ-СОШ №1;
  8. Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка;
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.;
  10. «Я и мои чувства». Программа психологической разгрузки для младших школьников. Составители: Е. Казакова, Т. Панина. Школьный психолог: сентябрь, октябрь 2014.
 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
 6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
 7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
  В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №1 сл. Б. Мартыновка на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
 Данная программа реализуется для обучающихся 7 класса.  
  В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает три основных компонента:  
  Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
  Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
  Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
  Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
 1.Введение в тему.
 2.Развёртывание темы.
 3.Индивидуализация темы.
 4.Завершение темы.
  Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.
              | № п/п | Дата | Тема | Кол- во ча- сов | Содержание | Характеристика деятельности | Методы оценки достижений обучающихся | 
  | По плану | По факту | 
  | 
 | Эмоциональная сфера человека. | 20 | 
 | 
  | 1, 2, 3, 4. | 3.09. 2015, 10.09. 2015 | 
 | Почему нам нужно изучать чувства? | 4 |  Разыгрывание ситуации»;Упражнение «Почему нужно обращать внимание на чувства людей»;Упражнение «Копилка чувств»;Упражнение «Загадочные чувства»;Упражнение «Что чувствовала Вика»;Упражнение «Чьи глаза»;Упражнение «Коллективный рисунок»;Рефлексия занятия. | Обсуждение целей занятий; прослушивание текста и выбор из предложенных чувств, которые прозвучали в тексте; изображение чувств с помощью невербальных средств; разыгрывание ситуации «клиент-психолог»; описание внешности участников группы; рисование; составление рассказа; ответы на вопросы. | Работа в группе, работа в паре, практическая работа, беседа. | 
  | 5, 6. | 17.09. 2015 | 
 | Слово и чувство. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Чувства в словах»;Упражнение «Клубочек»;Упражнение «Пожелания»;Упражнение «Услышь слова»;Рефлексия занятия. | Прослушивание стихов и анализ чувств, вызываемых ими; анализ воздействия слова на чувства; пожелание добрых слов участникам группы; просмотр и обсуждение отрывков из фильмов и мультфильмов. | Беседа, практическая работа. | 
  | 7, 8. | 24.09. 2015 | 
 | Основные законы психологии эмоций. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Какое слово не подходит»;Упражнение «Основные законы психологии эмоций»;Сказка «Чертёжик»;Игра «Ассоциации»;Игра «Царевна Несмеяна»;Рефлексия занятия. | Исключение слов по заданному признаку; изучение законов психологии эмоций; прослушивание текста и его обсуждение; анализ чувств, которые ассоциируются с заданными предметами; игровая деятельность.   | Беседа, работа в группе, практическая работа. | 
  | 9, 10, 11, 12. | 1.10. 2015, 8.10. 2015 | 
 | Запреты на чувства. | 4 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Комплексы»;Упражнение «Составь комплекс»;Упражнение «Ты прав и ты не прав…»;Упражнение «Запреты на чувства»;Упражнение «Определи запреты»;Упражнение «Куда уходят чувства»;Игра «Калейдоскоп чувств»;Упражнение «Педсовет»;Рефлексия занятия. | Обсуждение; составление комплексов чувств; изучение запретов на чувства и их внешних проявлений; отгадывание запретов на чувства в заданных высказываниях; рисование вытесненных чувств; анализ чувств людей в заданных ситуациях; разыгрывание ситуации. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | 
  | 13, 14. | 15.10. 2015 | 
 | Эффект обратного действия. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Учёный, поэт, балерина, сказочник»;Упражнение «Что чувствует человек, если…»;Упражнение «Эффект обратного действия»;Упражнение «Как помочь человеку»;Упражнение «Ассоциации»;Рефлексия занятия. | Анализ заданных слов с позиции людей разных профессий; обсуждение чувств подростков и родителей при прослушивании музыкальных композиций разных жанров; изучение эффекта обратного действия; обсуждение; написание мини-сочинения; анализ подростками своих чувств, которые ассоциируются у них с заданными словами. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | 
  | 15, 16, 17, 18. | 22.10. 2015, 29.10. 2015 | 
 | Передача чувств по наследству. | 4 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Каждый смотрит по-своему»;Упражнение «Что чувствует человек, если…»;Упражнение «В чём отличие»;Упражнение «Могут ли чувства передаваться «по наследству»?»;Упражнение «Дети нацистских преступников»;Упражнение «Задумай чувство»;Упражнение «Букет моих чувств»;Рефлексия занятия. | Анализ заданных ситуаций с различных точек зрения; обсуждение чувств, которые испытывают подростки и их родители при просмотре телепередач; нахождение различий у заданных чувств; обсуждение вопроса передачи чувств по наследству; анализ рассказов; изображение чувств при помощи геометрических фигур; анализ часто испытываемых чувств у подростков. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | 
  | 19, 20. | 12.11. 2015 | 
 | Психогигиена эмоциональной жизни. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «и это грустно, и это весело…»;Упражнение «Что чувствует человек, если…»;Упражнение «Какое чувство повышает…»;Упражнение «Необходимость контакта с чувствами»;Сказка «Портфельчик»;Игра «Перепутаница»;Рефлексия занятия. | Анализ заданных ситуаций; анализ чувств, испытываемых подростками и родителями при просмотре телепередач; анализ понятий «альтруизм» и «эгоизм»; обсуждение правил психогигиены; прослушивание и обсуждение текста; ответы на вопросы с позиции полученной роли. | Беседа, практическая работа, работа в группе. | 
  | 
 | Социальное восприятие: как узнавать другого человека. | 28 | 
 | 
  | 21, 22, 23, 24. | 19.11. 2015, 26.11. 2015 | 
 | Как мы получаем информацию о человеке. | 4 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Что чувствует человек, если…»;Упражнение «Что чувствует человек, если он сделал…»;Упражнение «Понимать окружающих»;Упражнение «Всегда ли можно получить информацию о человеке с помощью слов?»;Упражнение «Почему вербальная коммуникация много говорит о человеке»;Игра «Я тебя понимаю»;Игра «Покажи состояние жестом»;Игра «Как мы друг друга понимаем»;Рефлексия занятия. | Анализ чувств, испытываемых подростком, играющим в компьютерные игры и родителями, которые за ним наблюдают; анализ чувств людей в заданных ситуациях; анализ ситуаций и нахождение связи между ними и поставленными вопросами; нахождение проблемы в заданном примере; изучение понятия «невербальная коммуникация»; изображение своего эмоционального состояния на занятии; одновременный подбор слов с разным количеством слогов в паре. | Беседа, работа в группе, работа в парах, практическая работа. | 
  | 25, 26, 27, 28. | 3.12. 2015, 10.12. 2015 | 
 | Учимся понимать жесты и позы. | 4 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли о…»;Упражнение «Узнай чувство»;Упражнение «Жесты и позы всегда говорят о чём-то»;Упражнение «Жесты, отражающие состояние человека»;Притча «Похожий на всех»;Игра «Придумай ситуацию»;Игра «Разговор по телефону»;Рефлексия занятия. | Анализ чувств людей в заданных ситуациях; подбор чувств к заданным состояниям; изображение чувств с помощью жестов и поз; прослушивание текста и его обсуждение; разыгрывание ситуаций, в которых употребляются заданные жесты; разыгрывание ситуаций с помощью невербальных средств, ответы на вопросы. 
 | Беседа, работа в парах, работа в группах, практическая работа. | 
  | 29, 30. | 17.12. 2015 | 
 | Мимика. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Ситуация в помощь»;Упражнение «Загадочные чувства»;Упражнение «Изобрази чувство»;Упражнение «Изобрази разные чувства на лице»;Рефлексия занятия. | Изучение понятия «мимика»; изображение ситуаций с помощью мимики; произнесение фразы с заданным выражением лица; изображение заданного чувства с помощью мимики и ответы на вопросы. | Беседа, работа в парах. | 
  | 31, 32. | 24.12. 2015 | 
 | Жесты. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;  Упражнение «Найди лишнее слово»;Притча «Песенка»;Упражнение «Вспомним жесты»;Игра «Живое зеркало»;Игра «Фотография на память»;Рефлексия занятия. | Исключение лишних слов; прослушивание текста и его обсуждение; описание состояний, в которых употребляется заданный жест; изображение участников группы с помощью мимики и пантомимики; ответы на вопросы. | Беседа, работа в группах. | 
  | 33, 34. | 14.01. 2016 | 
 | Невербальные признаки обмана. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия; упражнение «Найди закономерность»;Упражнение «Определи причину»;Упражнение «О чём говорят жесты»;Игра «Искренний комплимент»;Игра «Врунишка»;Рефлексия занятия. | Нахождение закономерностей; анализ музыкальных предпочтений подростков, исходя из особенностей их эмоциональной сферы; изучение признаков обмана; определение искренности высказанных комплиментов; определение искренности рассказов участников группы, ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | 
  | 35, 36, 37, 38. | 21.01. 2016, 28.01. 2016 | 
 | Понимание причин поведения людей. | 4 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Найди объединяющее слово»;Упражнение «Определи причину»;Упражнение «Почему необходимо уметь понимать причины поведения других людей»;Упражнение «Как сказать о причинах своего поведения, чтобы нас поняли»;Упражнение «Как не делать ошибок в понимании»;Игра «Если я Ника»;Игра «Что я сейчас чувствую, о чём думаю»;Рефлексия занятия. | Нахождение объединяющего слова для заданной группы слов; анализ телевизионных предпочтений подростков исходя из особенностей их эмоциональной сферы; анализ заданных ситуаций; подбор окончаний к заданным предложениям; анализ ошибок в понимании людьми друг друга; ответы на вопросы в роли задуманного участника; отгадывание мыслей и чувств водящего в игре, ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | 
  | 39, 40. | 4.02. 2016 | 
 | Впечатление, которое мы производим. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;  Упражнение «Первое впечатление»;Упражнение «Как произвести впечатление»;Игра «Я устраиваюсь на работу»;Игра «Я меняю школу»;Рефлексия занятия. | Обсуждение понятия «первое впечатление»; придумывание примеров, отражающих, как первое впечатление о человеке меняется после более близкого знакомства; обсуждение эффективности вариантов произведения хорошего впечатления; разыгрывание ситуаций, ответы на вопросы. | Беседа, работа в группах, работа в парах. | 
  | 41, 42. | 11.02. 2016 | 
 | Из чего складывается первое впечатление о человеке. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Что нужно делать»;Упражнение «Что мы помним о человеке»;Упражнение «Характеристики впечатлений»;Игра «Впечатление»;Игра «Новый учитель»;Рефлексия занятия. | Придумывание решений для заданных ситуаций; обсуждение понятия «впечатление о человеке»; прослушивание и обсуждение текста; выделение в тексте составных характеристик впечатлений; письменное изложение впечатлений об участниках группы; анализ заданной ситуации, ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | 
  | 43, 44. | 18.02. 2016 | 
 | Способы понимания социальной информации. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;  Упражнение «Найди аналогии»;Упражнение «Понимание социальной информации»;Упражнение «Какая информация легче запоминается?»;Игра «Рекламные агенты»;Игра «Шпионы»;Рефлексия занятия. | Установление аналогий; обсуждение различий понятий «восприятие» и «понимание»; обсуждение вопроса о том, какая социальная информация лучше запоминается; рисование; придумывание легенд; ответы на вопросы. | Беседа, работа в парах, работа в группах, практическая работа. | 
  | 45, 46. | 25.02. 2016 | 
 | Влияние эмоций на познание. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Найди аналогию»;Упражнение «Найди слово»;Упражнение «Какая информация лучше запоминается»;Игра «Сердитое лицо»;Игра «Мы все похожи»;Рефлексия занятия. | Установление аналогий; нахождение недостающего слова; изучение эмоциональных эффектов, влияющих на запоминание информации; поиск участников группы с заданной мимикой; нахождение общего качества водящего игры и участников группы; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | 
  | 47, 48. | 3.03. 2016 | 
 | Обобщение темы. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Вспомним изученное»;Упражнение «Счастье – это когда тебя понимают»;Игра «Сыщики»;Игра «Как понравиться девочке (мальчику)»;Игра «Признак разделения»;Рефлексия занятия. | Размышление на заданные темы; просмотр фрагмента фильма; обсуждение ситуаций, в которых понимают подростков; обсуждение вариантов, при которых можно добиться понимания; наблюдение за участниками группы; придумывание и разыгрывание диалога; отгадывание признака деления группы на подгруппы, ответы на вопросы. | Беседа, работа в парах, работа в группах. | 
  | 
 | Межличностная привлекатель-ность: любовь, дружба. | 20 | 
 | 
  | 49, 50. | 10.03. 2016 | 
 | Привлекательность человека. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Найди синоним»;Упражнение «Что привлекает в человеке»;Упражнение «Какая привлекательность важнее»;Игра «Звезда привлекательности»;Игра «Волшебное превращение»;Рефлексия занятия. | Подбор синонимов к заданным словам; обсуждение привлекательных черт в людях; обсуждение привлекательных черт участников группы; разыгрывание ситуаций. | Беседа, практическая работа. | 
  | 51, 52. | 17.03. 2016 | 
 | Взаимность или обоюдная привлекательность. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Продолжи ряд»;Упражнение «Найди слово»;Упражнение «Взаимная симпатия»;Упражнение «Легко ли проявлять симпатию?»;Игра «Передай взглядом»;Игра «Самый лучший комплимент»;Рефлексия занятия. | Продолженное последовательности слов по аналогии; нахождение слов; обсуждение понятия «взаимная симпатия»; размышление о трудностях проявления симпатии в подростковом возрасте; передача комплимента участникам группы с помощью взгляда; придумывание комплиментов; отгадывание участниками группы автора комплимента; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | 
  | 53, 54, 55, 56. | 31.03. 2016, 7.04. 2016 | 
 | Дружба. Четыре модели общения. | 4 |  Рефлексия предыдущего занятия;  Упражнение «Найди лишнее слово»;Упражнение «Модели общения»;Упражнение «Что для тебя значимо»;Упражнение «Твоё мнение»;Упражнение «Три качества»;Упражнение «На приёме у психолога»;Игра «Живые руки»;Игра «Вопрос для Лизы»;Рефлексия занятия. | Исключение лишнего слова; изучение четырёх моделей общения; ранжирование высказываний по степени значимости; ответы на вопросы; составление обобщённого портрета друга; анализ заданных ситуаций; отгадывание участников группы по тактильным ощущениям; составление вопросов. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | 
  | 57, 58, 59, 60. | 14.04. 2016, 21.04. 2016 | 
 | Романтические отношения или влюблённость. | 4 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Продолжи ряд»;Упражнение «Влюблённость и любовь»;Упражнение «Как поступить»;Упражнение «На приёме у психолога»;Игра «Кто признается в любви лучше всех»;Упражнение «Чья фраза лучше»;Рефлексия занятия. | Продолжение последовательности слов по аналогии; обсуждение понятий «влюблённость» и «любовь»; разыгрывание ситуаций; составление признаний в любви в устной и письменной формах; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | 
  | 61, 62. | 28.04. 2016 | 
 | Любовь. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Какие слова подходят»;Упражнение «Как я понимаю любовь»;Упражнение «Приведи пример»;Упражнение «Ф это любовь?»;Игра «Портреты»;Рефлексия занятия. | Исключение лишних слов; продолжение последовательности слов; подбор ассоциаций; подбор примеров отношений любви у известных кино- и литературных героев; прослушивание текста и его обсуждение; составление обобщённых «портретов»; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | 
  | 63, 64. | 5.05. 2016 | 
 | Половая идентичность и её развитие у подростков. | 2 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Может ли быть так…»;Упражнение «Я – философ»;Упражнение «На приёме у психолога»;Игра «Подарок»;Рефлексия занятия. | Размышление над заданными вопросами; выбор наиболее значимых высказываний; прослушивание текста; продумывание вариантов помощи; подбор вариантов подарка для участника группы; ответы на вопросы. | Беседа, практическая работа. | 
  | 65, 66, 67, 68. | 12.05. 2016, 19.05. 2016 | 
 | Что помогает и что мешает любви. | 4 |  Рефлексия предыдущего занятия;Упражнение «Какие слова подходят»;Упражнение «Может ли быть так…»;Упражнение «Что помогает и что мешает любви»;Упражнение «Я тебя люблю»;Упражнение «Психологическая задача»;Игра «Любимый цветок и цвет галстука»;Рефлексия занятия. | Исключение лишнего слова; продолжение последовательности слов; обсуждение; нахождение качеств, способствующих установлению устойчивых отношений любви; анализ своей реакции в заданной ситуации; анализ ситуаций. | Беседа, работа в парах, практическая работа. | 
  | 
 | Обобщение. | 2 | 
 | 
  | 69, 70. | 26.05. 2016 | 
 | Тренинг «Я учусь владеть собой». | 2 |  Приветствие;Упражнение «Когда люди злятся друг на друга»;Упражнение «Агрессивное существо»;Притча «Небеса и ад»;Упражнение «Лист гнева»;Упражнение «Эмоции правят мной или я ими?»;Притча «Про царя»;Упражнение «Как управлять своими эмоциями»;Упражнение «Вверх по радуге»;Упражнение «Выкинь»;Упражнение «Пушинка». | Приветствие участников; пожелание добрых слов; обсуждение ситуаций, в которых люди злятся друг на друга; собирание «фигуры» из негативных качеств участников; прослушивание текста и его обсуждение; рисование «листа гнева»; обсуждение вариантов регулирования своего эмоционального состояния; выполнение релаксационных упражнений. | Беседа, практическая работа. |