Сценарий агитационного мероприятия по профилактике ВИЧ, СПИД
  
 
  Агитбригада группы волонтеров
  
 
  «Мы вместе»
  
 
   Актуальность выбранной темы:
   За последние десятилетия здоровье  российских подростков заметно ухудшилось. Статистические показатели различных видов заболеваний выросли почти на 40 %. При этом быстрыми темпами росла заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), включая ВИЧ.
           Распространение ВИЧ обусловлено рядом фактов. Одним из них является рискованное половое поведение: раннее начало половой жизни, беспорядочные половые контакты, пренебрежение средствами личной защиты. Другой важный фактор – злоупотребление алкоголем и наркотиками.
           В нашей стране 70- 80 % ВИЧ - инфицированных – подростки и молодежь в возрасте 15- 25 лет. Увеличивается доля  ВИЧ - инфицированных женщин, имевших половые беспорядочные связи, растет количество детей, рожденных от таких матерей.
           Поэтому сдерживание рискованного поведения подростков – важнейшая задача превентивного обучения.     Среди специалистов нет однозначного мнения относительно программ по предупреждению ВИЧ. СПИДа в образовательных учреждениях. С одной стороны, основную информацию о ВИЧ учащиеся получают на уроках биологии и основ безопасности жизнедеятельности. Такое информирование несет медицинские и биологические ведения, опирается на научно установленные факты и легко осуществляется в рамках традиционной методологии обучения. С другой стороны,  этот подход явно недостаточен: исследования показывают, что информирование о ВИЧ и СПИДе не меняет поведенческих установок подростков и не влияет на процесс принятия решений в отношении здоровья. Поэтому воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих предполагает обращение учреждений образования к групповым, активным, методам обучения.
  Цели мероприятия:
  Вовлечение детей из неблагополучных семей в волонтерское движении;
  Повышение информированности учащихся;
  Содействие духовно - нравственному воспитанию подростков, формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике ПАВ
  
 
  Задачи мероприятия:
  
 
    Предоставить объективную, научно обоснованную информацию о ВИЧ, СПИДе.
  Способствовать формированию навыков ответственного поведения в отношении к своему здоровью;
  разработка мероприятий первичной профилактики вредных привычек в образовательном учреждений; апробация мероприятий профилактики вредных привычек детей подросткового возраста, особенно из неблагополучных семей; обобщение полученных результатов и трансляция опыта работы.
  1.Сформировать у детей следующие конструктивные навыки взаимодействия:
      *умение безопасно и эффективно общаться;
      *умение понимать и выражать свои чувства;
      *умение противостоять давлению, побуждающему к приёму  психоактивных веществ.
  2.Способствовать выработке у детей защитных личностных  качеств:
       *уверенности в себе;
       *честности;
       *открытости;
       *чувства юмора.
  и навыков:
       *умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
       *умения принимать решения;
       *умения преодолевать кризисные ситуации.
 
  
 
  Контингент участников:
  обучающиеся 5-11-х классов; дети из социально-неблагополучных семей
  
 
   Ожидаемые результаты:
  
 
   работа рассчитана на работу с обучающимися общеобразовательной школы, детей из социально-неблагополучных семей;
  на уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушению и злоупотреблению наркотиков;
  формирование у детей нравственных качеств, силы воли, представлений об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни:
  формирование навыков поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
  
 
  Кратко о внедрении разработки:
  
 
   Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.
  Данная работа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, поэтому содержание в основном нацелено на обучение и помощь молодым людям в социальной адаптации. То есть наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения.
  При реализации программы используются различные формы работы, с детьми, их родителями. Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
  Социальный мониторинг позволяет отслеживать изменения в окружающей ребенка социальной среде.
  Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой - это одно из приоритетных направлений.
  Учитель должен находит убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках.
  
 
   Методы и приемы работы:
  
 
   Работа с детьми.
  В работе с детьми предполагается использовать огромное количество наглядного материала, а том числе через презентации, устные журналы и выступления антинаркотических агитбригад, проведение конкурсов рисунков антинаркотической направленности и пропаганда здорового образа жизни. Использование в работе видеофильмов о пагубной страсти, о ее последствиях.
   При реализации используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность.
  Учебная деятельность:
  Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
  Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой.
          Учитывая, что основной деятельностью школы является образовательная деятельность, а основной ведущей организационно-педагогической формой образовательной деятельности является урок, в школе реализуется школьная учебная программа антинаркотического воспитания.
  Суть этого направления заключается в том, что вся учебная деятельность средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения.
         Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача – добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни и никогда не употреблять наркотические, психотропные и другие вредные вещества, пагубно влияющие на здоровье.
  Волонтерские отряды
  Организация тренингов, шоу, агитбригад, конкурсов рисунков. Проведение тематических дискуссий. Выпуск агитационных плакатов и стенгазет.
   
  Работа с родителями.
       Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения) и образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).
  Для работы с родителями предлагаются следующие формы работы такие как: родительские лектории, круглые столы, индивидуальные консультации и привлечение родителей к участию в антинаркотической школьной программе.
   
  Индивидуальная работа.
  При организации педагогической профилактики целый ряд важных функций выполняет анкетирование. При помощи вопросов определяется актуальность профилактики для данной группы детей, преимущественные направления, а так же анкетирование служит показателем эффективности работы.
  Привлечение учащихся  к занятиям в спортивных секциях школы. Проведение уроков здоровья. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся.
  
 
  Необходимое оборудование:
(технические средства, музыкальное сопровождение и т.д.) футболки с логотипом «СПИДу – НЕТ» , музыкальное сопровождение (по желанию); таблички с надписью: смерть, СПИД, алкоголь, курение, наркотики, жизнь, здоровье, любовь, счастье; имитация сигарет шприца; выпуск буклетов и изготовление красных лент.
   Необходимое оборудование:
(технические средства, музыкальное сопровождение и т.д.)
 
  футболки с логотипом «СПИДу – НЕТ» , музыкальное сопровождение (по желанию); таблички с надписью: смерть, СПИД, алкоголь, курение, наркотики, жизнь, здоровье, любовь, счастье; имитация сигарет шприца; выпуск буклетов и изготовление красных лент.
  
 
  Методические рекомендации:
   Системность - построение деятельности базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение детей в отношении сбережения собственного здоровья.
  Активность в усвоении информации
  Дифференциация - деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.
  Увлекательность- информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.
  Порциальность- профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.  Длительность выступления: 15-20 минут. Кол-во обучающихся 5-11 классы, дети из социально-неблагополучных семей.
 
   
  Ход мероприятия:
  Голос. В этом замкнутом круге, крути – не крути,
  Не удастся конца и начала найти.
  Наша роль в этом мире – прийти и уйти…
  Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
   
  Ребята (хором)  Мы! (выбегают дети, строятся в 2 шеренги)
   1 уч.  Здравствуйте взрослые!
   2 уч. Здравствуйте, дети!
   3 уч. Здравствуйте все, кто живёт на планете!
   4 уч. Здравствуйте,  дяди!
   5уч. Здравствуйте, тёти!
  6 уч. Давайте забудем на миг о работе!
  7уч. На сцене не шутки и не приколы…
   8 уч. Волонтеры Петровской школы!
  9 уч. К чему сегодня будем призывать?
  10 уч. Напомним мы про то…
  Все: Что каждый должен знать!
   
  1 уч. Человек рождается на свет,
  Чтоб творить, дерзать и не иначе…
   2 уч.Чтоб оставить в жизни добрый свет,
  И решить все трудные задачи!
   3 уч. Человек рождается на свет…
  Для чего? Ищите свой ответ!
  4 уч. Проблема 21 века –
  Как уберечь на Земле человека?
   
  (Из глубины на свет движется человек в черном балахоне - это монах. Он останавливается в круге света, читает молитву).
  Монах. Господи, помоги всем нам, помоги, не оставь, прислушайся к мольбам моим! Человечество шагнуло в третье тысячелетие, не задумываясь о будущем, не зная, что ждет его через четверть века. СПИД - это твоя кара, и это послал ты нам, как спасение против глупости и беспечности, а мы не поняли, продолжаем жить, не задумываясь о завтрашнем дне, о детях, продолжаем предаваться порокам: алкоголю, наркотикам, - радуемся доступности удовольствий и безнаказанности. Помоги, Господи, подскажи, как жить нам дальше, подскажи, какое покаяние нужно, чтобы простил Ты грехи наши, что сделать, чтобы наши дети вновь увидели солнце, вновь научились жить, любить, смеяться, свободно дышать... Взываю к Тебе, к Твоей милости. (Монах падает ниц)
   
  1 ученик: Не думай ты о СПИДе свысока!              
  Наступит время, сам поймешь, наверное.
  Он просвистит, как пуля у виска,
  Перечеркнув всю жизнь в одно мгновение!
  О СПИДе говорить нам есть резон.
  И бить в колокола, кричать о смерти нам!
  2 ученик: А СПИДом заболеть не есть позор,
  А есть беда у нашего столетия!
  Пока еще не поздно, нужно нам                      
  Вести борьбу за право на бессмертие,        
  Чтоб человечество могло                                   
  Войти без СПИДа в новое столетие!       
   
  5 уч. 1декабря – всемирный день борьбы со СПИДом . Все люди нашей планеты в этот день говорят решительное НЕТ страшной болезни, унесшей миллионы жизней, болезни под названием СПИД!
  6 уч. СПИД... От него умирает каждый заразившийся человек.
  7 уч. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона.
  8 уч. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин   
           против СПИДа. Единственная мера защиты — профилактика. А узнать, сколько
           тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом страшно.
  9 уч. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное
          летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то — длиннее.
          Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения:
          СПИД — это далеко, СПИД — это не у нас, СПИД — все же редкость...
  10 уч. Сегодня в потоке событий,  человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что
         она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-
         инфицированных, в том числе и детей. Сотни тысяч никому не известных людей, а
          завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!
  (На сцену выходят Юноша и Девушка)
  Девушка. Пусть мы с тобой еще юны.
  Возможно даже дети
  Как будто даже и за сны
  Еще мы не в ответе…
  Но день придет, и каждый миг
  Сегодняшних деяний
  Воскликнет: «Вот вас и настиг!»
  И очень больно станет.
  Юноша.  Ведь нам отцами с вами быть
  (И мамами конечно!)
  Но можем нынче мы убить
  Всех поколений вечность!
  Есть смысл один у жизней всех:
  Продлиться в наших детях.
  И счастье их, любовь и смех
  Всего милей на свете!
  Из глубины сцены выходит ребёнок  между юношей и девушкой.
  Малыш. Что это?
  Девушка: Это мир, малыш, это жизнь.
  Юноша: Ну, иди, иди смелее, шагай.
  Малыш проходит ближе .
  Девушка: Иди…, а я, я так боюсь за него, так боюсь за наш мир! И не позволю никому, ничему ужасному, плохому, дурному коснуться его.
  (девушка и юноша уходят, малыш остаётся один, к нему с одной стороны выходят СПИД, смерть, алкоголь, наркотики, табак, а с другой – жизнь, здоровье, любовь, счастье)
   СПИД (выходит ломаясь) Я здесь! Я рядом! Среди вас! Моими станете рабами; Лекарства нет еще сейчас, Число больных растет с годами. (Обращается к свои «коллегам».) А вы, мне преданные слуги, И вы, развратницы подруги, Вершите черные дела, Чтоб слава обо мне пошла!
   (Жизнь, здоровье, любовь, счастье по очереди, отгоняя пороки):
  Жизнь.               Нет! Не позволим, не дадим!                             Пороки злые победим!
    Счастье.           Вы молоды, сильны, красивы.                            И вправе сами выбирать... Здоровье.         В здоровье долго жить счастливо.                           Или о болезнях умирать! Любовь.          А с кем ты - с нами или с ними,                          Подумай, прежде чем решить! Жизнь.            Тебе с пороками такими.                         На свете долго не прожить!
  Счастье          И если ты все-таки сомневаешься...
  Любовь          Призадумайся...
  Здоровье         Испугайся...
  Жизнь             Ужаснись...
  Счастье          И не пробуй никогда!!!
                         Прими наш девиз -  
  Вместе:   XXI век - без пороков.
   Малыш. Не хочу я смириться с судьбой
  И скажу всем девчонкам, Мальчишкам: «Постой! Эти игры со смертью. К беде приведут. И для жизни, для счастья Ничего не дадут». И совет мой, наверное, Очень простой, Скажем, дружное «НЕТ» Этой смерти пустой. Будет счастлив по-своему. Каждый из ВАС, Чтоб костер этой жизни. Никогда не погас!
  1 уч. Как страшно жить в кромешной тьме!          Свой путь ты правильно найди. 2 уч.  Чтобы всегда тебе и мне.           Был свет надежды впереди. 3 уч.  У всех есть выбор: быть или не быть –          Земля в цветах или огонь в потемках. 4 уч.  Нельзя нам так бездушно хоронить.           То, что на свете вверено потомкам!
   5 уч.  И мы повторяем на всех языках:           «Тревога! Проснитесь, люди! 6 уч.   Спасенье планеты в наших руках –            Другого шанса не будет!»
  10 уч. Пока планета еще жива,            Пока о зимах мечтают весны,            На жизнь предъявим свои права.           Пока не поздно!          Спасём от СПИДа людей живых -          Пусть мирно спится под небом звездным.          Здоровье будет у молодых.         Пока не поздно!        Пусть сигареты и алкоголь       Нас не подкупят, братья и сестры!      Уйдут печали, покинет боль.     Пока не поздно!
  7уч. Давайте жить интересно, ведь, сколько удовольствия можно получать от занятий спортом, танцами,  музыкой,  а самое главное, от общения друг с другом. Ведь жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и, случается, меньше всего берегут.
  8 уч. Волонтеры завершают выступление!
  9 уч. Вас приглашаем присоединяться!
  10уч. Мы показали в нашем выступлении
  Все вместе:  Здоровье  - это главное богатство!
  1 уч. Жизнь даётся лишь одна.
  2 уч. Здоровой быть она должна!
  3 уч. Образ жизни здоровый веди!
           Если ты с нами, давай выходи!
  4 уч. Я выбираю здоровье и спорт!
   5 уч. Я выбираю теннисный корт!
  6  уч. Мы выбираем лес и палатку!
  7 уч Для волейбола, футбола площадку!
   Я выбираю лёд и коньки!
  8 уч. А я в бассейне всех впереди!
  9 уч. Мы выбираем чистое небо,
  10 уч. Мы выбираем удачу, победу!
  Все вместе:  В наши ряды смелее вставай!
  Здоровую жизнь ты выбирай!
   
  
 
   Критерии оценки достижения планируемых результатов:
  Результат: Прояснение позиции каждого участника обучения в отношении актуальности проблемы распространения ПАВ среди несовершеннолетних.
  Критерии достижения результата:
  Работа с различными источниками информации о современном комплексе проблем в области распространения рискованных форм поведения среди несовершеннолетних, способствующих возникновению и развитию ПАВ; 
  Результат: Осознание личной и профессиональной ответственности за решение проблемы распространения ПАВ среди несовершеннолетних.
  Критерии достижения результата:
  Инициирование педагогами (обучающимися, родителями) мероприятий по усилению профилактической работы и участие в их реализации.
  Формирование и развитие  активов в целевых группах, в том числе добровольческого движения в подростково-молодежной среде, направленного на профилактику распространения ПАВ.
  Результат: Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.
  Критерии достижения результата:
   Расширение межведомственного сотрудничества в сфере построения активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения. 
  Результа : Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.
  Критерии достижения результата:
  Преобладание  мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач, усиление потребности в достижении цели, рост мотивации к здоровому образу жизни в конце обучения по сравнению с исходным в начале обучения.
  образу жизни.
   Результат: Формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков).
  Критерии достижения результата: Знает что такое ассертивность. Применяет навыки ассертивного поведения. 
   Результат: Обеспечение информационной, консультативной психолого-педагогической поддержки семьям по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения.
  
 
  Список использованных источников:
  Печатная литература:
   Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Графф, 2002
  Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя. Серия «в помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/ составитель серии Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш – Изд-во «Эфлакс», 2003.
  Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации профилактической работы с учащимися – Ростов н/Д, 2001
  Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
 
  Веб - документы:
   ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ: РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГА
 
  А.А. АЛЕКСАНДРОВ, В.Ю. АЛЕКСАНДРОВА М.: Медиа-Сфера, 1996.– Всероссийская виртуальная энциклопедия  PORTALUS.RU.mht
  Бюллетень «контакт» №16, № 25, 2005г-  http://contact.tobinfo.org/p/