kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработки коррекционных занятий по профилактике суицида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма: занятие с элементами психологического тренинга.

Метод: дискуссия, инсценировка рассказа, работа в группах, игровые упражнения.

Участники: обучающиеся 9-А класса.

Оборудование: схематическое изображение дерева, шаблоны в виде листочков, плодов,  карточки с частями пословиц, ситуациями, ручки, нить, свеча, компьютер, презентация.

Цель: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»

Задачи:

- систематизировать знания детей о правилах доброго поведения;

- развивать способность замечать добрые поступки окружающих;

- развивать представления учащихся о добре и зле;

- развивать навыки самоанализа, рефлексии;

- повышать групповую сплоченность, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;

- активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся;

- расширять знания обучающихся о понятии «доброта» и её роли в жизни человека;

- развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений;

- мотивировать обучающихся к совершению добрых дел и поступков;

- воспитывать стремление совершать добрые дела, толерантность, эмпатию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработки коррекционных занятий по профилактике суицида»

МБОУ С(К)Ш № 14

















Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися

«В каждом сердце пусть живет добро»













2024-2025 учебный год



Форма: занятие с элементами психологического тренинга.

Метод: дискуссия, инсценировка рассказа, работа в группах, игровые упражнения.

Участники: обучающиеся 9-А класса.

Оборудование: схематическое изображение дерева, шаблоны в виде листочков, плодов, карточки с частями пословиц, ситуациями, ручки, нить, свеча, компьютер, презентация.

Цель: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»

Задачи:

- систематизировать знания детей о правилах доброго поведения;

- развивать способность замечать добрые поступки окружающих;

- развивать представления учащихся о добре и зле;

- развивать навыки самоанализа, рефлексии;

- повышать групповую сплоченность, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;

- активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся;

- расширять знания обучающихся о понятии «доброта» и её роли в жизни человека;

- развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений;

- мотивировать обучающихся к совершению добрых дел и поступков;

- воспитывать стремление совершать добрые дела, толерантность, эмпатию.

Ход занятия

Добрый день, ребята! Я рада видеть всех вас на нашем занятии. Начнем мы нашу работу с приветствия. И сделаем мы это таким образом: я возьму за руку своего соседа и произнесу фразу: «Я рад(а), с тобой общаться сегодня на занятии. Он возьмёт за руку следующего и т.д. Руки отпускать при этом нельзя. Я начну приветствовать первой. Будем двигаться по кругу. (Работа участников).
Психологический настрой

- Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа на занятии будет проходить в группах, для этого я вам раздам цветочки разного цвета, те ребята, у которых цветочки розового цвета садятся за первый стол, а у которых цветочки желтого цвета за второй стол.

Тема сегодняшнего занятия очень важна для каждого из нас, и я предлагаю вам самим её определить, для этого послушайте стихотворения.

1. Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей,

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

А. Лесных

2. Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Р. Казакова

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть 

И в беде друг друга не забыть

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Все верно, тема нашего занятия «Добро. В каждом сердце пусть живет добро». Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии, что нового узнаем, чему научимся?

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. И сегодня мы отправимся по этой дороге и сделаем несколько шагов по ней.

Работа со словарем

Что же означает слово «доброта», «добрый»? Обратимся за помощью к толковому словарю русского языка В.И. Даля:

Доброта –добродушие, доброжелательство, наклонность к добру как качество человека.

Добрый – человек дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный: добро любящий, добро творящий, склонный к добру, благу.

А знаете ли вы историю этого слова «добро»?

- Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Они учат людей делать добрые дела и быть добрыми и наоборот. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их. Прислушайтесь, к тому, о чем говорится в пословицах, давайте с некоторыми из них познакомимся, но прежде их нужно восстановить.

(Проводится работа в группах. Дети восстанавливают пословицы. Затем прочитывают одну из пословиц)

Пословицы

Спешите делать добро сами, а не ждите, когда сделают за вас другие.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово - что ясный день.

Доброе слово лечит, злое – калечит.

За добро добром и платят.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Сегодня на занятии каждый из вас будет участвовать в создании коллективного дерева добра (демонстрируется трафарет). Как у любого дерева у него есть корни, ствол и крона.

Корни помогают ему питаться, получать из почвы питательные вещества. И наше дерево доброты будет расти и развиваться, а помогут ему в этом наши добрые слова, мысли и намерения. А результатом проявления нами добрых мыслей и намерений будут плоды, которые появятся на нем – добрые поступки.

Работа в группах

Следующее задание, которое вы выполните в группах: напишите по очереди на корнях вашего дерева доброты хорошие, добрые, вежливые слова. (Ребята выполняют упражнение, зачитывают вслух написанное).

Вот мы с вами и вспомнили добрые слова, их ещё называют волшебными, которые каждый из нас должен знать и обязательно использовать их в своей речи.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят…

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра,

Они века живут на свете,

Запомнить их давно пора.

Не зря говорится в пословице «Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Добрый человек всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей.

Упражнение «Ромашка»

Какими же качествами обладает добрый человек. Посмотрите на эту ромашку, зачитайте каждый по 1 качеству, объясните, в чем оно проявляется и какого человека доброго или злого характеризует?

Давайте вспомним другие слова и словосочетания с корнем добро.

Много тёплых добрых слов в нашей речи:

добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добродетельный, добропорядочный, добросовестный, добродушный. Есть и фразеологизмы (словосочетания):

- Дать добро – получить согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

- Получить добро – получить согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

- Добро пожаловать – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать.

- В добрый путь – доброе пожелание тому, кто уезжает куда-либо.

Наше дерево доброты питается не только добрыми словами, но и добрыми мыслями и намерениями. Какое влияние на окружающих нас людей они могут оказывать продемонстрирует сценка, которую подготовили для вас ваши одноклассники.

Упражнение «Паутинка доброты»

Я предлагаю вам встать в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, пожелать ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец. (Психолог показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью). Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое.

В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «вредные драконы»: обида, злость, зависть. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Какие же поступки можно назвать добрыми или злыми? Ответы на этот вопрос мы получим в ходе игры, которая называется «Светофор».

Физкулультминутка под музыку.

Работа в группах «Дерево доброты»

А теперь вернемся к созданию коллективного дерева доброты. Мы уже создали его корневую систему, написав на нем добрые слова, высказав добрые мысли и пожелания. Дерево доброты растет и развивается, на нем появляются листья и плоды – это добрые поступки. Добрый поступок – это стремление человека дать полное счастье всем, кто находится рядом. На нашем дереве листочки – это будут добрые поступки, которые вы совершили, плоды (яблоки) – это добрые дела и поступки, которые вы хотели бы сделать в будущем, чтобы сделать вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей радостней и лучше.(Работа в группах, презентация результатов).

Правила ответственности

Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твёрдый характер очень важно, и для этого необходимо соблюдать правила ответственности. Как вы понимаете, что такое ответственность? Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.

- За свои поступки надо …отвечать.

- За добрые поступки добром …отплатят.

- Прежде чем совершить поступок, …подумай!

- Анализируйте свои …поступки.

- Учитесь признавать свои …ошибки.

Упражнение «Волшебная свеча» Ребята, наверное, вы слышали, что добро творит чудеса. Я предлагаю вам сегодня зажечь «Свечу Доброты». Зажжём свечу и представим, что она магическая. И тот, кто держит её в руках, превращается в волшебника …. Включите фантазию, представьте, что бы вы сделали, став добрым волшебником. Давайте закончим фразу: «Если бы я стал (а) добрым волшебником, я бы сделал(а) так…» (Работа участников).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подошло к концу наше путешествие дорогою добра. Посмотрите, наши «Деревья доброты» распустились, зацвели благодаря вашим добрым делам, добрым словам и поступкам. Такому дереву никогда не будет одиноко. К нему полетят птицы, чтобы петь и вить свои гнезда, насекомые прилетят за пыльцой. Под пышную крону от зноя или дождя спрячутся звери и люди. Доброта притягивает к себе. У доброго человека всегда много друзей. Доброта -это солнце, которое согревает наши души.

Рефлексия

Закончить наше занятие я хочу словами Валентины Осеевой, обращёнными к вам, к детям: «В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков»

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Всегда вернется к вам по кругу.

Спасибо за общение! Желаю вам всего доброго



























МБОУ С(К)Ш № 14















Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися

«Умей управлять своими эмоциями»













2024-2025 учебный год









Цель: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся 10 –а класса

Задачи:

  • Познакомить детей с основными базовыми эмоциям

  • Учить определять эмоциональное состояние других людей;

  • тренировка умения владеть своими эмоциями

Материалы к занятию:

  • трафареты лиц;

  • слайды основных эмоций человека;

  • музыка для релаксации;

На доске название темы, изображения улыбающихся лиц, фотографии улыбок учащихся класса.

Ход занятия

Добрый день. Ребята, посмотрите, перед вами (на доске) картинка с изображением цветика-семицветика. все лепестки этого цветка разного цвета. А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке посадив на него бабочку, поясните, почему вы выбрали именно этот цвет.


Мир чувств и эмоций сложен и разнообразен. Сегодня мы поговорим об эмоциях, вспомним, какие бывают эмоции, как они могут повлиять на здоровье человека, как научиться ими управлять.


Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку или мечтаем о будущем, мы проявляем свое отношение к окружающему нас миру.
Книга, музыка, мечты - могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Грусть, радость, страх, восторг, досада - вот разнообразный мир чувств и эмоций, который возникает у человека.

А что же собой представляют эмоции?

Ответы детей (Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.)

В - (Эмоция — это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него, это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям).

Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.

«Определи эмоцию». (показ слайдов)

А теперь скажите, какие виды эмоций вы знаете? Назовите их.

Положительные Отрицательные

«Назови эмоцию» (выполняется на доске).

В левую колонку поместите чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую — те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми.

ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ

ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ

Ненависть

  • горе

  • вина

  • Гнев

  • Зависть

  • Жадность

  • Обидчивость

  • Ужас

  • страх

Любовь

  • Доброта

  • Радость

  • удовольствие

  • Способность прощать

  • Интерес

  • Скромность

  • Веселье

Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением.



Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.

Какие чувства и эмоции вы испытываете по отношению к людям?

Какие чувства и эмоции, мешают вам общаться с людьми?

Игра - тренинг «Волшебный цветок добра».

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию).

- Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего
настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он
согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит
удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её
послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение
этого цветка внутрь, в своё сердце.

-Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Как можно побороть своих внутренних врагов?
(Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о
чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать

А теперь вернись к словарю эмоций. Из списка выбери те эмоции, которые ты испытываешь часто. А какие эмоции ты бы не хотел испытывать никогда? (Дети выстраивают диаграмму. Затем вывешивают на доску)

Анализируя вашу работу, я увидела, что есть такие эмоции, которые вы хотели бы испытывать, и что бывают чувства, которые бы не хотел испытать никто.

Тест: “ВАШИ ЭМОЦИИ”.

Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.

Время работы 2 мин.

На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.

Ключ к тесту.

Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИЦО – радость, ВТОРОЕ ЛИЦО – грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО – злость и ЧЕТВЕРТОЕ – обида.

Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.

ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ – если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.

ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ – если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.

ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ – если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.

ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА – если вы постарались передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.


Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.

А теперь встаньте в круг. Прижмите ладони друг друга и мысленно пошлите товарищу добрые слова. Чувствуете ли вы тепло друг друга? А теперь возьмемся за руки и с улыбкой скажем добрые пожелания друг другу. Запомните то, что сейчас чувствуете, возьмите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.

Храните и берегите друг друга.
Общайтесь с теми, кто Вам по душе, а не замыкайтесь в себе.
Разумно проводите свой досуг.
Опирайтесь на собственные силы и помощь близких.
И хорошее настроение вас никогда не покинет.

Всего вам доброго.

        Приложение

Раздражительность и несдержанность – это главные враги общения, поэтому необходимо учиться с ними бороться. Умение усмирять свои эмоции и порывы не появляется само по себе, для того чтобы постичь искусство самообладания, нужно приложить немало усилий.

ОВЛАДЕВАЕМ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ, ЭМОЦИЯМИ

К сожалению, в жизни нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые вызывают у нас гнев и раздражение. Грубость по отношению к нам может вызвать ответную реакцию - агрессию. Обиженный человек в большинстве случаев не способен полностью анализировать свои действия, поэтому в эмоционально нестабильном состоянии мы очень часто совершаем несвойственные нам поступки. Причиной раздражительности не обязательно становятся внешние факторы. В некоторых случаях человек становится не в меру агрессивным, когда у него просто плохое настроение. К сожалению, в жизни нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые вызывают у нас гнев и раздражение. Грубость по отношению к нам может вызвать ответную реакцию - агрессию. Обиженный человек в большинстве случаев не способен полностью анализировать свои действия, поэтому в эмоционально нестабильном состоянии мы очень часто совершаем несвойственные нам поступки. Причиной раздражительности не обязательно становятся внешние факторы. В некоторых случаях человек становится не в меру агрессивным, когда у него просто плохое настроение.

КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СПОКОЙНЫМ

Разные по характеру и темпераменту люди проявляют негативные эмоции не одинаково. Одни выражают негодование бурно, устраивая настоящий скандал, другие высказывают претензии более сдержанно. Но в любом случае, негативные эмоции оказывают деструктивное воздействие на того, кто утратил контроль над собой. Многие люди пытаются подавлять гнев, ярость, раздражение и злобу, но это не решает саму проблему. Отрицательные эмоции рано или поздно выплеснутся наружу, а если их долго сдерживать, то произойдет это с удвоенной силой. Единственный правильный путь к спокойствию – научиться управлять своими переживаниями.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Если вам нанесли оскорбление, не отвечайте тем же. Постарайтесь успокоиться, сосчитайте до 10 – за это время вы остынете, и желание вступать в конфликт пропадет, само собой. Одним из проявлений сильного гнева является учащение пульса и дыхания, поэтому, чтобы успокоиться постарайтесь сделать несколько глубоких вдохов. Подумайте о чем-нибудь хорошем, направьте свои мысли в позитивное русло. Не давайте негативным эмоциям управлять вами. Выясните причину того, что именно вас раздражает и постарайтесь ее устранить. Учитесь правильно выражать свои чувства. Не бойтесь спокойно рассказывать окружающим о наболевшем. Старайтесь не замечать мелкие недостатки, не стоит придираться к деталям. Не совершайте опрометчивых поступков под воздействием эмоций. Скорее всего, когда вы успокоитесь, то сильно пожалеете о содеянном. Старайтесь общаться вежливо не только с посторонними, но и с близкими людьми. Относитесь терпимо к недостаткам окружающих. Делая замечание, старайтесь выбирать слова так, чтобы не обидеть человека. Мысленно станьте на сторону собеседника. Это поможет вам лучше понять мотивы поведения оппонента. Возможно, он не хотел вас обидеть, просто вы сделали неправильные выводы. Перенаправьте сильные эмоции, например, займитесь спортом. В тренажерном зале вы быстрее забудете о своих обидах. Старайтесь проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Прогулки помогают справиться со стрессом. 

Волнение — это естественное состояние любого человека, которому небезразлично то, что он делает. Поэтому рекомендация совсем не волноваться равносильна рекомендации вообще не дышать. Другое дело, когда волнение чрезмерно и необходимо справляться с ним, когда оно мешает работе. Кроме того, существует взаимосвязь между уровнем мотивации и результативностью действий, которая проявляется в следующем: чем больше вы хотите и стараетесь сделать что-то, тем лучше вначале результат. Далее вы хотите этого еще больше, сильнее беспокоитесь, то есть теряете спокойствие, и результативность перестает расти, оставаясь на прежнем уровне. Затем вам невыносимо, буквально «позарез», хочется достигнуть желаемого результата. При этом вы начинаете так волноваться, что вас бросает в дрожь от одной мысли потерпеть крах, и в итоге продуктивность будет только падать. Чем больше вы боитесь совершить ошибку, тем больше вероятность, что она произойдет. В спорте это называется «предстартовой лихорадкой» — так переживал, что «сгорел» на старте. В психологии — «самопрограммируемым пророчеством» (self-fulfilling prophecy): столько думал и тревожился о возможной неудаче, что в конечном итоге воплотил ее в жизнь. То есть, решение сложных задач не достигается при слишком завышенной мотивации, если она порождает сильное волнение и страх перед ошибкой. Тот же закон диалектики — крайность переходит в свою противоположность. Поэтому избавляться нужно не вообще от эмоций, а от деструктивных чувств. Необходимо «сбивать» излишнюю мотивацию как повышенную температуру, говоря себе: «Это мелочь по сравнению с мировой революцией».

Существуют две стратегии поведения.

Одна направлена на стремление избежать ошибок и неудач. Как только ошибка происходит, человек может остановиться на этом, опасаясь двигаться вперед. Особенно если дальше сложнее и вероятность неудач возрастает. Иногда развитие на этом вообще может прекратиться. Другая стратегия — стремление достичь цели, независимо от того, сколько будет неудач на пути, действуя по принципу: «Смеется тот, кто смеется последним». Данная стратегия продуктивней. Процесс любой учебы — это уменьшение количества ошибок. Приступив к освоению чего-либо, вначале мы делаем массу ошибок, а затем, благодаря длительным упражнениям, постепенно совершаем их все меньше и меньше, достигая в итоге того, что хотели.

Вывод:

не бойтесь сделать ошибку, дайте себе право на нее, и тогда, как ни странно, этих ошибок будет гораздо меньше либо они вовсе исчезнут. Потому что все внимание и энергия будут направлены не на боязнь неудачи, а на успешное выполнение задачи. Страх и боль — вестники опасности, и благо, что они есть. Однако они должны быть вашими помощниками, а не врагами. Когда вы не решаетесь на что-то, вы опасаетесь последствий, которые могут наступить. Одна из особенностей страха — это тревога о том, что может произойти, однако не происходит сейчас, когда вы боитесь. То есть в момент нерешительности и опасений вы испытываете страх перед несуществующей пока действительностью. Конечно, вы можете сослаться на предыдущий негативный опыт, если он есть. Однако речь идет не о повторе ошибок, а их преодолении и поиске возможностей для этого. Наступают на одни и те же грабли потому, что каждый раз действуют по одной и той же некогда сложившейся «программе». Привычка — вторая натура, действующая автоматически. Поэтому учитывайте: не мир делает нас, а наше понимание и отношение к нему.

Когда говорят «Хочу, но не знаю как», то за этим можно проследить похожую цепочку: Плохо ищете → значит, нет большого желания → к тому же сделать предстоит многое, а вдруг не получится, то есть вдруг я «не смогу» → тогда зачем мне это, которое я «не хочу» → потому что «боюсь», что это ударит по моему самолюбию и уверенности в себе.

В итоге программа «хождения по кругу» срабатывает вновь. Часто не осознавая этого, человек находит объяснения своих поступков, являющиеся, по сути, самооправданиями своих поступков, то есть защитными реакциями. Кто действительно хочет что-то сделать, ищет пути и средства, кто не хочет — ищет причины невозможности этого. Кстати, лень бывает разная, и одна из ее разновидностей состоит в том, чтобы оттянуть время, откладывая самое трудное на потом, чтобы укрепить уверенность в себе и волю к достижению цели. И это нормально, если, конечно, не затягивается надолго, потому что когда-то надо все-таки действовать.

Слова «надо» и «должен» также стоит проанализировать

По большому счету, вы никому не должны в этой жизни, кроме самого себя. Смените внутреннюю установку «Я должен (а)» на «Я хочу», «Я предпочитаю это». Считайте, что вы добровольно занимаетесь полезным и в то же время непростым делом — тренировкой своей воли к победе для выполнения того, что хотите. Тогда воля станет не насилием над собой, а усилием и средством в достижении цели, которая ставится вами в результате свободного выбора. Усилия — это труд, то есть преодоление трудностей, потому что вы знаете, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При этом вас никто не заставляет, вы сами принимаете решение пойти на это, то есть самостоятельно распоряжаетесь своей судьбой, а не плывете по течению «волн жизни». А то, что предстоят трудности, — это естественно. Потому и возникает «боязнь» перед мыслью, что вдруг это не получится.

Подведем итог. Истинное «хочу» — это когда вы добровольно желаете то, что действительно является для вас потребностью. Если вы потом начинаете искать сострадания окружающих в качестве подтверждения, что это сложно, тем самым вы собираете оправдания для прекращения своей деятельности. Тогда четко осознайте — это нужно вам, а не другим. С другой стороны, следует подчеркнуть: истинное «не хочу» — выражение самостоятельности личности, когда вам это на самом деле не надо. Тогда нет никаких оснований для переживаний и чувства неполноценности.

В целом начинать надо, конечно, с самопознания. Плохо понимаете себя — плохо будете разбираться в других людях. Не уважаете себя — не будете уважать окружающих. Человек есть мера всех вещей, как отмечали классики. Эту меру и определите для себя.

Прежде чем приступить к освоению способов саморегуляции, определите свои слабые стороны, то есть какие отрицательные эмоции чаще всего охватывают вас на работе и что порождает их: наглость клиентов, их неуступчивость, излишняя разговорчивость, критика в ваш адрес и др. Здесь как в медицине: сначала диагноз, а потом лечение. Физиологические показатели потери самообладания являются очевидными и знакомыми. Это сердцебиение, покраснение или побледнение лица, сжатие кулаков, болевой спазм в животе, дрожание рук, головокружение, внезапное потоотделение, «комок» в горле, сухость во рту и др. Чем серьезней вы хотите получить результат самообладания и личностного роста, тем больше необходимо затратить труда.

Практикум. Цель — освоить один из способов преодоления нерешительности и страха последствий. Когда вы опасаетесь за что-то, попробуйте выполнить следующее:

Напишите все последствия, которых вы больше всего боитесь. Это называется объективизацией мысли. Одно дело, что у вас в голове, и другое, когда вы выплеснете это на бумагу и посмотрите со стороны. Перечислите самое страшное, что может произойти, если ваши опасения сбудутся. После этого ответьте себе на основной вопрос: «Живы останетесь?» Если «да», то это — самое главное.

Поэтому следующий шаг — подумайте и запишите, что конкретно вы будете делать в каждом из возможных негативных исходов. Как будете действовать, чтобы справиться с ними?

Дополнительно проанализируйте, есть ли другой способ решения, иные варианты подхода к проблеме, кроме тех, которые вы сейчас обдумывайте. Если нет, то тогда что можно заранее либо сейчас предпринять, чтобы уменьшить ожидаемые последствия или даже избежать их?

В заключение взвесьте, что лучше: решиться на то, что пугает, принять объективные обстоятельства, четко зная, что произойдет, как при этом поступите, что сделаете заранее, либо ничего не предпринимать. Чувство неопределенности — одно из самых неприятных, тем более нет гарантий, что не станет еще хуже. Любое продуманное и спланированное действие гораздо продуктивней, чем бездействие. 

ПОСЛОВИЦЫ об отношении человека к жизни, людям, к самому себе: 

- Счастлив тот, у кого совесть спокойна;  - Лучше жить бедняком, чем жить со стыдом;  - Не хлебом единым жив человек;  - Не в деньгах счастье; 
- Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; - Где счастье родиться, там и зависть плодится;  - Кто хорошо живет, тот долго живет;  -Жизнь прожить, не поле перейти;  - Бояться несчастья и счастья не видать;  - Деньги - дело наживное; 

- Только тот не ошибается, кто ничего не делает; 
- Береженого Бог бережет; 
- На Бога надейся, а сам не оплошай; 
- Не зная броду, не суйся в воду; 
- Всяк сам своего счастья кузнец; 
- Хочу - половина могу; 
- Сам пропадай, а товарища выручай; 
- Хочешь себе добра- не делай зла; 
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей; 
- Доброе братство лучше богатства; 
- Без труда нет добра; 

Ну а наше занятие подошло к завершению, до новых встреч ребята.

















МБОУ С(К)Ш № 14















Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися

«Учимся снижать конфликты»













2024-2025 учебный год









Цель: профилактика бесконфликтного поведения среди учащихся 7-а,7-в классов.

Задачи:

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Оборудование: листочки, карандаши.



Ход занятия

Упражнение 1. «Снежный ком». Все участники садятся в круг, и передавая игрушечное сердечко друг другу называют свое имя, и прилагательное, на первую букву своего имени, характеризующее его, как личность. Следующий повторяет имена и прилагательные предыдущих, затем называет свое и т.д. Данное упражнение сплачивает коллектив.

Упражнение 2. «Улыбнитесь как….

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- солнышко;

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.



Упражнение 3. «Отгадай слово»

Психолог предлагает детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.

Психолог помогает детям, предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их. Получится слово «конфликт».

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

Слово «конфликт» - означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Причины конфликтов бывают самыми разными: нежелание понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.

Упражнение 4. Разбор рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка».

Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.

- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.

- Меня Саша дразнит!

- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.

- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.

- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!

Саша поперхнулся от удивления.

- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.

- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.

- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

- У меня апельсин больше, чем у тебя!

- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.

Какой совет дал папа Ляле?

- Помог ли папин совет девочке?

- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации? (С помощью юмора)



Упражнение 5. «Положительное и отрицательное»

У вас на столах лежат слова – подсказки. Выберите из них слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и поставьте «+», отрицательные поставьте « ». Затем должен прокомментировать свой выбор (даются подсказки со словами)

Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Упражнение 6 «Степной дождь»

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в степи поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по ногам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Упражнение 7. Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Сочувствовать

Договариваться

Драться

Ссориться

Спорить

Кричать друг на друга

Подведение итогов:

Упражнение 8. «Шляпы»

Каждый ребенок вытягивает шляпу определенного цвета: красную, желтую или зеленую из мешочка.

Те, у кого желтая шляпа   отвечают на вопрос – Понравилось ли тебе сегодняшнее занятия. Чем?

Красная шляпа  отвечают на вопрос – Какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Зеленая шляпа   какое упражнение запомнилось больше всего?



Раздача памяток:

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

  3. В споре будь сдержан и тактичен.

  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

Рефлексия:

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

























ПРИЛОЖЕНИЯ

Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.




уступать разгневаться промолчать договориться




ударить упрямиться понять












































































































































Правила бесконфликтного общения.

1.Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2.Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

3.В споре будь сдержан и тактичен.

4.Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

5 .Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.








Правила бесконфликтного общения.

1.Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2.Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

3.В споре будь сдержан и тактичен.

4.Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

5 .Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.


Правила бесконфликтного общения.

1.Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2.Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

3.В споре будь сдержан и тактичен.

4.Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

5 .Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.




















Правила бесконфликтного общения.

1.Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2.Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

3.В споре будь сдержан и тактичен.

4.Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

5 .Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработки коррекционных занятий по профилактике суицида

Автор: Белан Олеся Валерьевна

Дата: 25.04.2025

Номер свидетельства: 669040


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства