муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Научно-практическая работа на тему:  
 «Способности школьника»
 
 
  Выполнила: ученица 7б класса
  Семочкина Виктория
  Руководитель работы: Савушкина В.В., педагог-психолог
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Щёкино,2013
 Содержание:
 1.Введение.
 2.Способности школьников.
 2.1.Понятие способностей.
 2.2.Виды школьных способностей.
 2.3.Диагностирование способностей.
 3.Заключение.
 4.Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  -  Введение. 
 Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чем-то. При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. Человек обладает огромными способностями, главное – уметь ими воспользоваться и развивать их. Ведь только дело по душе приносит удовлетворение и радость, способствует развитию и росту личности человека. В этом и состоит актуальность нашей работы.
 Гипотеза:
 Школьники имеют разные виды способностей и уровень развития способностей различен.
 Перед собой мы ставили следующую цель:
 изучить способности школьников и выявить уровень их развития.
 Поставленная цель определяется следующими задачами:
 - проанализировать ключевое понятие «способность»;
 - выделить основные виды способностей;
 - провести исследование школьных способностей и уровень их развития у учащихся 7б класса.
 Методы.
 - Изучение и анализ литературы по данной теме.
 - Поиск информации в различных источниках.
 - Подбор иллюстративного материала.
 - Диагностический тест «Способности школьника».
 Объект исследования:
 школьные способности.
 Предмет исследования:
 воздействие способностей, их степени развития на формирование личности школьника для его дальнейшего самоопределения.
 Способности школьника.
 2.1.Способность по словарю Ефремовой Т.Ф.:  
 1. Природное дарование, склонность к усвоению чего-либо, занятие чем-либо.
 2.Возможность, умение что-либо делать.
 Способность по словарю Ожегова С.И.:  
 1. Способность, возможность производить какие-нибудь действия.  
  2. Способность – природная одаренность.
 Слово в других языковых единицах:
 В синонимах: дарование, дар, призвание, умение, ловкость, гений, талант, даровитость, дееспособность, годность, работоспособность.
 В антонимах: лень, бездарность, неспособность.
  Способность - успешная стратегия в выполнении какой-либо задачи. Навык или привычка. Кроме того, способ мышления. Черта характера, определяющая умения и эффективность в достижении целей.  
  Индивидуально-психологическая особенность субъекта, выражающая его готовность к овладению видами деятельности и их успешному выполнению.
 2.2. Виды школьных способностей.
 Выделяют основные виды школьных способностей:
 1. Физические (спортивные) способности – способность к занятиям физкультурой и спортом.
 2 .Организаторские способности – способность брать на себя обязанности организатора дела, уметь расставить людей, распределить работу.
 3. Математические способности - способность решать математические задачи разной трудности, получать от этого удовольствие.
 4. Конструкторско- технические способности – способность к изготовлению изделий, моделей, разбираться в механизмах, приборах.
 5. Эмоционально-изобразительные (артистические) – способность к игре на сцене.
 6.Коммуникативные способности – умение общаться с людьми.
 7.Музыкальные способности – способность музицировать, исполнять что-либо на музыкальных инструментах, интересоваться музыкальными произведениями.
 8.Художественно-изобразительные способности – способность к рисованию, лепке, при этом проявляя фантазию.
 9.Филологические способности – способность писать стихи, прозу, иметь интерес к языкам.
 2.3 Диагностирование способностей.
  Для изучения способностей школьника используют различные методы. Среди них тест «Способности школьника». Он состоит из 45 вопросов, построенных таким образом, чтобы можно было выявить предпочтения детей к различным видам деятельности. Учащиеся 7б класса при ответе на вопросы теста заполняли Контрольный лист. При положительном ответе они ставили знак (+), а при отрицательном знак (-).
 Для учащихся предлагаются следующие вопросы:
 - Верно ли, что в детстве вы очень любили ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?
 - Нравится ли вам сейчас добровольно брать на себя обязанность организатора дела?
 - Получаете ли вы особое удовольствие от общения с людьми?
 -Часто ли вас тянет порисовать красками или карандашами и т.п. По каждому из 9 направлений в развитии способностей личности выделяют следующие уровни:
 1.Уровень выше среднего и высокий.
 2.Средний уровень.
 3.Уровень ниже среднего.
 4. Низкий уровень.  
 
 
 
 
 Результаты исследования выявили следующие уровни развития школьных способностей:
 Физическая (спортивная) способность:
 Уровень выше среднего и высокий: 13 человек 54%.
 Средний уровень: 4 человека 17%
 Уровень ниже среднего: 4 человека 17%
 Низкий уровень: 3 человека 12%
 Организаторская способность:
 Уровень выше среднего и высокий: 8 человек 33 %
 Средний уровень: 2 человека 8%
 Уровень ниже среднего: 10 человек 42%
 Низкий уровень: 4 человека 17%
 Математическая способность:
 Уровень выше среднего и высокий: 2 человека 8%
 Средний уровень: 5 человек 21%
 Уровень ниже среднего: 5 человек 21%
 Низкий уровень: 12 человек 50%
 Конструкторско-техническая способность:  
 Уровень выше среднего и высокий: 4 человека 17%
 Средний уровень: 9 человек 37%
 Уровень ниже среднего: 7 человек 29%
 Низкий уровень: 4 человека 17%
 Эмоционально - изобразительная (артистическая) способность:
 Уровень выше среднего и высокий: 8 человек 33%
 Средний уровень: 7 человек 29%
 Уровень ниже среднего: 4 человека 17%
 Низкий уровень: 5 человек 21%
 Коммуникативная способность:
 Уровень выше среднего и высокий: 16 человек 67%
 Средний уровень: 5 человек 21%
 Уровень ниже среднего: 1 человек 4%
 Низкий уровень: 2 человека 8,3%
 Музыкальная способность:
 Уровень выше среднего и высокий: 5 человек 21%
 Средний уровень: 6 человек 30%
 Уровень ниже среднего: 10 человек 41%
 Низкий уровень: 2 человека 8%
 Художественно-изобразительная способность:
 Уровень выше среднего и высокий: 12 человек 50%
 Средний уровень: 0 человек 0%
 Уровень ниже среднего: 12 человек 50%
 Низкий уровень: 0 человек 0%  
 Филологическая способность:
 Уровень выше среднего и высокий: 10 человек 40%
 Средний уровень: 4 человека 17%
 Уровень ниже среднего: 4 человека 17%
 Низкий уровень: 6 человек 26%
 
 
  Итоги. Ранжирование школьных способностей.
 1-ое место. Коммуникативные способности.
 2-ое место. Физические (спортивные) способности.
 3-е место. Художественно-изобразительные способности.
 4-ое место. Филологические способности.
 5-ое место. Это место разделили 2 способности: Организаторские способности; Эмоционально-изобразительные способности.
 6-ое место. Музыкальные способности.
 7-ое место. Конструкторско-технические способности.
 8-ое место. Математические способности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Заключение.
 Данная работа позволила изучить школьные способности и уровни развития данных способностей у учащихся 7б класса.
 Таким образом, эта работа дала нам возможность больше познать себя, открыла нам перспективы работы над собой, над своим саморазвитием, что в дальнейшем поможет быть более уверенным в себе, успешнее учиться и уже сейчас задуматься о своей будущей профессии, так как мы можем реализовать свои способности при выборе профессии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   11