Просмотр содержимого документа
«План открытого урока «Музыкальность в движении: танец начинается с ритма»»
План открытого урока
«Музыкальность в движении: танец начинается с ритма»
преподаватель Жолобова Лариса Николаевна
МБУ ДО «ДМШ» с. Пелагиада
26.10.2024г.
Предмет «Основы классического танца» 4 класс
Цель урока: Развитие музыкальности учащихся через осознанное восприятие ритмического рисунка, темпа и характера музыки в исполнении элементов классического танца.
Задачи урока:
Образовательные:
Научить учащихся точно согласовывать движение с музыкальным сопровождением.
Закрепить технику исполнения элементов экзерсиса у станка и на середине зала, уделяя внимание ритмической четкости.
Познакомить с понятиями: метр, ритм, темп, фразировка, синкопа.
Развивающие:
Развивать музыкальный слух, чувство ритма и память.
Развивать координацию движений.
Формировать навык анализа музыки для осмысленного исполнения движений.
Воспитательные:
Воспитывать культуру исполнения, внимательное отношение к музыке.
Воспитывать трудолюбие, собранность и артистизм.
Показательные:
Продемонстрировать гостям методику развития музыкальности на уроке классического танца.
Оборудование и реквизит:
Просторный, проветренный балетный зал.
Станок (хореографические станки).
Музыкальный центр/колонка с качественным звучанием.
Подборка музыкального материала (фортепианные произведения в записи или концертмейстер).
Элементы балетной формы для учащихся (трико, балетки, юбки-пачки у девочек).
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Построение учащихся в середине зала. Поклон преподавателю.
Приветственное слово преподавателя для гостей:
«Уважаемые гости, коллеги! Сегодня наш открытый урок посвящен одной из самых важных тем в хореографии — музыкальности. Мы будем учиться не просто механически выполнять движения, а слышать музыку, понимать ее характер, ритм и вести с ней диалог. Ведь танец действительно начинается с ритма!»
II. Подготовительная часть. У станка (15 минут)
Задача: Настроить слух и тело на работу, активизировать внимание.
1. Поклон. Настрой на урок. Дыхательное упражнение.
2. Demi-plié (I, II, V позиции).
Музыкальный акцент: Размер 4/4. Акцент на плавность и непрерывность движения, соответствие фразе: на 4 счета – вниз, на 4 счета – вверх.
3. Battement tendu (вперед, в сторону, назад).
Музыкальный акцент: Размер 2/4. Четкое распределение движения на счет «раз» – вывод ноги, «и» – фиксация, «два» – возврат в позицию. Работа на резкость и четкость в быстром темпе.
Музыкальный акцент: Размер 2/4. Отработка синкопы: движение на «и»-раз. Развитие скорости реакции.
5. Rond de jambe par terre (кругногойпополу).
Музыкальный акцент: Размер 3/4 (вальс). Движение на целый такт: плавный, непрерывный круг, соответствующий музыкальной фразе в 3 счета.
6. Battement fondu (в сторону).
Музыкальный акцент: Размер 4/4. Акцент на выразительность: мягкое плиэ на слабую долю и четкое вытягивание на сильную долю такта.
7. Relevé (на полупальцы).
Музыкальный акцент: Размер 2/4. Четкий, ритмичный подъем и опускание на каждый счет.
Преподаватель постоянно комментирует, обращая внимание учащихся на связь движения и музыки: «Слышим сильную долю!», «Тянем звук, как тянем ногу!», «Резко, как удар барабана!».
III. Основная часть. На середине зала (25 минут)
Задача: Применить навыки музыкальности в более сложных координационных заданиях.
1. Port de bras (упражнения для рук, корпуса и головы).
Музыкальный акцент: Лирическая музыка, размер 3/4 или 4/4. Работа над фразировкой: одно плавное, непрерывное движение руки соответствует одной музыкальной фразе (8 счетов). Дыхание совпадает с движением.
2. Temps lié (с переносом тяжести корпуса).
Музыкальный акцент: Размер 4/4. Учить слышать начало и конец такта. Движение «растекается» на весь такт.
3. Adagio (медленная часть).
Комбинация: Développé вперед → pas de bourrée → arabesque.
Музыкальный акцент: Музыка с ярким, распевным характером. Соотнесение кульминации движения (высокой точки арабеска) с кульминацией в музыке (наивысшая нота или самый громкий аккорд).
4. Allegro (прыжковая часть).
a) Маленькиепрыжки: Échappé, changement de pied.
Музыкальный акцент: Легкая, стаккатная музыка, размер 2/4. Прыжок на «раз», фиксация позиции на «два». Акцент на легкость и ритмичность.
b) Средниепрыжки: Pas assemblé, pas glissade.
Музыкальный акцент: Более широкая, плавная музыка. Прыжок на сильную долю такта, подготовительные движения – на слабые.
IV. Творческо-закрепляющая часть (3 минуты)
Упражнение «Музыкальный диктант»: Преподаватель (или концертмейстер) проигрывает короткие ритмические рисунки (прохлопывает). Учащиеся должны повторить ритм, используя простые движения (притопы, хлопки, шаги).
Импровизационное задание: Учащимся предлагается под разную по характеру музыку (марш, вальс, полька) пройти по кругу, передавая в шаге ее характер.
V. Заключительная часть (3 минуты)
Построение. Упражнение на восстановление дыхания и расслабление (упражнение на расслабление рук, шеи).
Рефлексия. Вопросы к учащимся:
«Что было самым сложным в сегодняшнем уроке – движение или его музыкальное воплощение?»
«Как характер музыки вальса повлиял на ваше исполнение rond de jambe?»
«Удалось ли нам с вами сегодня не просто станцевать, а «промузицировать» движением?»
Итог и похвала преподавателя:
«Спасибо вам за работу! Сегодня вы были не просто танцорами, а музыкантами, чьим инструментом стало собственное тело. Вы прекрасно справились с трудной задачей – слышать, понимать и воплощать музыку. Этот навык – основа будущих сценических успехов».