Конспект урока экологии в 6 классе по теме:
  
 
  «Экологические группы растений по отношению к воде»  
  
 
  Пояснительная записка
  Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», в I четверти.  
  Продолжительность изучения темы – 1 урок.  
  Учебно-методический комплект: А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
  
 
  Урок изучения нового материала
  
 
  Цель: изучить классификацию экологических групп растений по отношению к воде и их приспособительные признаки
  
 
  Основное содержание:  
  -  взаимодействие растений с водой; 
-  экологические группы растений по отношению к воде; 
-  приспособления растений к условиям окружающей среды. 
 
 
  Термины и понятия: экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, ксерофиты (склерофиты, суккуленты).
  
 
  Достигаемые образовательные результаты:
  Личностные:
  -  Доброжелательное отношение к окружающим в рамках деятельностного компонента. 
-  Становление смыслообразуещей функции учебно-познавательного мотива и интереса к учению. 
-  Готовность к самообразованию и самовоспитанию. 
 Метапредметные:
  -  Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 
-  Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. 
-  Воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах. 
-  Адекватно оценивать результаты своей деятельности. 
 Предметные:
  -  Понимать смысл понятий «гидатофиты», «гидрофиты», «гигрофиты», «ксерофиты» («склерофиты», «суккуленты»).   
-  Приводить примеры растений экологических групп по отношению к воде. 
-  Использовать полученные знания в повседневной жизни. 
 Методы обучения, используемые на уроке:
   Организация образовательного пространства
  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Мезофиты», карточки с изображениями растений и их кратким описанием, словари биологических терминов.
  
 
  
  Технология изучения темы
  
 
  -  Организационный этап. 
 Самоопределение учащихся к деятельности (1 мин.)
  Цель: включить учащихся в учебную деятельность.
  
 
  Учитель приветствует учащихся, предлагает проверить готовность рабочего места.
  Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
  
 
  -  Актуализация опорных знаний. (3-4 минуты) 
 Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, мотивировать учащихся к изучению новой темы.
  
 
  «То, что мы знаем, - ограничено,
  А то, чего мы не знаем, - бесконечно»
   П. Лаплас
 - Отгадайте загадку, о каком растении идет речь?
 
 
 Есть растение одно,
У воды найдешь его,
Но болото – дом родной,
Тишина там и покой.
Стебли полые, шуршат,
Ветер погулять в них рад,
А цветок, как эскимо,
Знают все его давно.
Что растёт в болоте том?
Как растенье назовём? (Камыш)
 
 
 - В каких условиях среды произрастает это растение? Что для него является жизненно важным?
 Другая загадка.
 
 
 Вырос он под солнцем жгучим 
Толстым, сочным и колючим.  (Кактус) 
  
 
 - Без чего длительное время может обходиться это растение и почему?
 Что объединяет обе эти загадки? (Отношение растений к воде)
Сколько воды содержится в растениях?
 Чем является вода в клетках растений? Какова её главная функция?
 
 
  Учитель комментирует ответы учащихся, подводя их к формулированию темы урока.
  
 
  Учащиеся формулируют тему урока.
  
 
  - Организация деятельности по изучению нового материала (30 мин.) 
 
 
  Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для изучения новой темы.
 
  Перенесемся на берег водоема, где произрастает бурная растительность.
  - Какое растение на экране вы узнали?  
  - Что объединяет эти растения?
  Растения, целиком или полностью погруженные в воду, называют «Гидатофиты»
  - Посмотрите в словаре биологических терминов, от каких греческих слов произошло это название?
   (от греч. hydor, родительный падеж hydatos — вода и phyton — растение), т.е.  
   Гидатофиты – это водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду.
  К водным растениям относятся… Водные растения очень разнообразны. Одни из них растут полностью погруженными в воду, другие плавают на поверхности воды (ряска), третьи прикрепляются к дну водоема корнями и имеют плавающие листья.
  Приспособительные признаки гидатофитов:
  -  Поверхность тела увеличена по сравнению с массой. 
-  Листья теневые, рассечены на узкие сегменты. 
-  В кожице листьев нет устьиц, на поверхности их нет кутикулы. 
 - Что такое кутикула?
  -  Плавающие листья имеют световое строение, на верхней стороне есть устьица и кутикула. 
-  В тканях листьев, корней черешков есть воздушные полости. 
-  Механическая ткань развита слабо. 
-  Воду поглощают всей поверхностью тела и легко теряют. 
 
 
  Задание № 1 по работе с маршрутным листом.
  Написать 2 примера растений-гидатофитов (один – из презентации, другой найти среди раздаточного материала - карточек)  
  В конвертах - карточки с изображениями растений разных групп и их описаниями.  
  2. Ежеголовник простой, стрелолист обыкновенный, рогоз - жизнь этих растений связана с водой - земноводные растения или Гидрофиты.  
  С помощью словаря биологических терминов сформулируйте понятие «гидрофит»
  Гидрофиты (от греч. гидро - вода и phýton (фитон) - растение) - земноводные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, обитают по берегам рек, озёр, прудов и морей. 
  Яркий пример – Стрелолист обыкновенный.
  Найдите в своих маршрутных листах особенности строения и жизнедеятельности гидрофитов.
  Приспособительные признаки:
  -  Крупные листья; 
-  Неглубокая корневая система; 
-  Имеют воздушные межклеточные полости; 
-  Срезанные побеги быстро вянут. 
 
 
  Задание № 2 по работе с маршрутным листом.
  Написать 2 примера растений-гидрофитов.  
  
 
  Динамическая пауза – ФИЗМИНУТКА (видео «Цветущие водные растения»)
  
  Седмичник европейский и калужница болотная произрастают на влажной почве и в условиях влажного воздуха. Называют эти растения влаголюбивыми или гигрофитами.
  Что значит «Гигрофиты»? Воспользовались словарем.
  3. Гигрофи́ты (от греч. hygrós (гидрос) — влажный и phyton (фитон) — растение) — растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и почвы.  Это многие прибрежные растения, растения болот, сырых лугов, тенистых сырых лесов.  
  - Примеры
  Приспособительные признаки гигрофитов:
  Называем, пользуясь маршрутным листом
  -  Не имеют приспособлений для защиты от испарения;   
-  Листья крупные, голые, кутикула тонкая; 
-   Устьица расположены на обеих сторонах листа, не закрываются; 
-   Имеются устьица-гидатоды, через которые происходит выделение воды из листьев в виде капель; 
-  Стебли длинные с неразвитыми опорными тканями;   
-  Корневая система поверхностная и малоразветвлённая.   
 
 
  Задание № 3 по работе с маршрутным листом.
  Написать 2 примера растений-гигрофитов.  
  
 
  -  Наземные растения самой многочисленной группы, произрастающие в условиях умеренной влажности, называются «мезофиты». Название произошло от греч. слова «мезос» - средний, т.е. живут они в условиях достаточной, но не избыточной влажности. К ним относятся… Большинство культурных растений являются мезофитами. Речь о них мы будем вести на протяжении изучения всего курса экологии растений. 
 
 
  Задание № 4 по работе с маршрутным листом. Написать 2 примера растений-мезофитов.  
  
 
  Я хотела бы вас познакомить с группой удивительных растений, называемых ксерофитами. Посмотрите на картинки на слайде и скажите, где, в каких условиях произрастают эти растения?
  5. Ксерофиты (от греч. xērós (ксерос)— сухой и phytón — растение) - растения сухих местообитаний, способные переносить продолжительную засуху («засухоустойчивые»).
  У ксерофитов можно выделить две подгруппы склерофиты и суккуленты - растения, имеющие специальные ткани для запаса воды.
  Приспособительные признаки ксерофитов:
  -  Малая испаряющая поверхность;   
-  Листья узкие, мелкие, с толстой кутикулой, восковым налётом или густо опушённые у склерофитов; сочные у суккулентов; 
-  Мощная корневая система. 
 
 
  - Первичное закрепление нового материала (8 мин). 
 
 
  -  Лабораторная работа «Определение гидротипа комнатных растений» 
 Цель: Определить принадлежность комнатных растений к группе суккулентов.
  Растения: кактус, монстера, алоэ, филодендрон, китайская роза, толстянка древовидная, щучий язык.
      | Экологическая группа   (гидротип) | Примеры комнатных растений | Вид суккулента | 
  |  Ксерофиты 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 
  
 
  2. Тестирование  
  1. Гидатофиты - это
  -  растущие по берегам водоемов; 
-  целиком погруженные в воду; 
-  произрастающие на влажных почвах и в условиях влажного воздуха; 
-  произрастающие в степях. 
 2. Наземные растения, произрастающие в условиях умеренной влажности
  -  Мезофиты; 
-  Ксерофиты; 
-  Гигрофиты; 
-  Гидатофиты. 
 3. Значение густого опушения и воскового налета на листьях растений заключается в
  -  уменьшении испарения воды; 
-  усиления фотосинтеза; 
-  привлечении насекомых; 
-  защите от поедания животными. 
 4. К гидрофитам относятся
  1.
  2.
  3.
  4.
  
 
  5. К группе ксерофитов относятся
  -  клевер красный; 
-  костяника; 
-  очиток едкий; 
-  вороний глаз 
 
 
  Самопроверка тестов. Выставление оценок.
  
 
  -  Рефлексия (2 мин.) 
 
 
  Учитель. Подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли?
 
  Продолжите предложения, которые вы видите на экране:
  
 
  VI. Домашнее задание: §§16-19, читать, отвечать на вопросы.
  
 
  Литература и ЭОР.
  
 
  А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.
  http://ru.wikipedia.org/wiki/  
  http://ecology-portal.ru/