Просмотр содержимого документа
«Семинар "Анализ ВПР"»
Статья: Приёмы критического мышления
Предлагаю вам рассмотреть, как можно использовать различные приёмы критического мышления при работе с текстом.
Пещеры «Хээтэй»
Пещеры «Хээтэй»— геологический памятник природы, крупнейшие пещеры Забайкалья. Представляют собой две пещеры, находящиеся рядом и ранее соединенные узким проходом.«Хээтэй» в переводе с бурятского языка—узорчатая.
Первые сведения о пещерах сообщил знаменитый исследователь Сибири Иоганн Георг Гмелин в 1735 году. Пещеры Хээтэйкарстового происхождения, такие пещеры создаёт вода, размывая породы.
Комплекс пещер Хээтэй расположен на юго-востоке Забайкальского края в отрогах хребта Кетуй-Нуру, в 35 км от п. Ясногорск, на правобережье реки Онон.
Название пещерХээтей- Сухая и Мокрая. Общая длина пещер достигает 150-160 метров.
Сухая пещера представляет собой длинный коридор (более 30м.), который постепенно сужается, поднимаясь вверх, и заканчивается тупиком. Грунт пещеры ржаво – красного цвета из-за большого содержания красной и желтой охры.В Сухой пещере нет льда даже зимой.
Чуть ниже на той же горе находится Мокрая пещера. Спуск в пещеру представляет замерший ледяной водопад высотой в 14 метровПроход заканчивается огромным гротом, длина которого 67 метров, ширина 57 метров, а высота достигает 25 метров. Но самое удивительное в зале, которыйназывают Ледяным гротом, это потолок. Он увешан гигантскими кристаллами, создающими неповторимыми узоры.
Ледяной грот двумя проходами соединяется с гротом Костяным. Его длина 50 метров, ширина 30 метров, свод низкий. Со сводов частоколом свисают мелкие окаменевшие сталактиты, сталагмиты и сталагнаты.
Сталактит - каменная сосулька, свисающая с потолка пещеры.
Сталагмит - та же сосулька, но растущая с пола пещеры.
Сталагнат - сросшийся сталактит с сталагмитом.
Далее короткий ход ведет из Костяного грота в грот Юрта, имеющий куполообразную форму. Здесь влажный земляной пол. С северной стороны Костяной грот примыкает к Тупиковому гроту. Длина Тупикового крота около 20 метров, ширина от 2 метров до 6 метров, дно грота постепенно поднимается и смыкается со сводом.
Прием «Верные и неверные высказывания» или ещё он может называться «Верите ли вы».
Этот приём делится на две этапа, первый этап проводится на стадии вызова, второй этап проводится на стадии рефлексии.
На стадии вызова ученикам предлагается список утверждений, которые созданы на основе темы урока. Учитель предлагает учащимся отметить в таблице верные и неверные утверждения, обосновать свой ответ, почему они так думают.
На стадии рефлексии, когда уже прошли тему, учитель предлагает учащимся вернуться к высказываниям, и вновь определить верные они или нет.
Задание: внимательно прочитайте высказывания (карточка № 1) Расставьте знаки «+» или «-» в столбце «До чтения». Если высказывание, на ваш взгляд верное впишите знак «+», если неверное, то знак «-».
Высказывание
До чтения
После чтения
Пещеры «Хээтэй»— геологический памятник природы, крупнейшие пещеры Забайкалья.
«Хээтэй» в переводе с бурятского языка—красивая.
Первые сведения о пещерах сообщил знаменитый исследователь Сибири Пётр Симон Паласс в 1735 году.
Пещеры Хээтэй карстового происхождения.
Общая длина пещер достигает 150-160 метров.
В Сухой пещере есть льда даже летом.
Спуск в Мокрую пещеру представляет замерший ледяной водопад.
В ледяной пещере 2 грота.
Со сводов свисают мелкие окаменевшие сталактиты, сталагмиты и сталагнаты.
Отложите карточку, мы вернёмся к ней позже.
Приём «Инсерт» - это система маркировки текста. Инсерт ещё называют технологией эффективного чтения. Этот приём может применяться на всех трёх стадиях: вызов, осмысление, рефлексия.
Знаки для маркировки текста, выглядят таким образом.
v
+
?
уже знал
узнал новое
хочу узнать больше
Возможен знак «-» я думал по-другому, для начальной школы рекомендуют три знака маркировки.
Задание на стадии вызова:
- Прочитайте текст «Пещеры Хээтэй» (карточка №2).
- Выполните маркировку текста, поставьте отметки на полях: v- уже знал, + узнал новое, ?-хочу узнать больше.
Задание на стадии осмысления (после вторичного чтения):
Заполните таблицу.
V
+
?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.
Отмечается все новое, что стало известно из текста
Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.
Задание на стадии рефлексии:
На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
- Расскажите, что вы уже знали.
- Узнали новое.
- Какие слова вам были непонятны? Какие факты на ваш взгляд требуют разъяснения.
- Что бы вы хотели узнать по данной теме.
Приём «Толстые и тонкие вопросы» может применяться навсех стадиях: вызов, осмысление, рефлексия.
«Толстые и тонкие вопросы» — это педагогический приём, направленный на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать на них.
Суть методики заключается в следующем:
«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ.
«Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала.
Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:
Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.
Закрепление навыка формулирования вопросов.
Обучение культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.
"Тонкие” вопросы
"Толстые” вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Как ...?
Было ли ...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Задание:
- Сформулируйте тонкие вопросы и толстые вопросы. Заполните таблицу №3
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Образец:
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
1. Кто был первым исследователем пещер?
1. Предположи, почему пещеры «Хээтэй» являются геологическим памятником природы
2. Какова общая длина пещер?
2. Разработай правила посещения пещер, которые должны соблюдать туристы, что бы не навредить памятнику природы.
3. Как называются пещеры?
Задайте вопросы, (говорим кому задаём вопрос), тот кому задали вопрос, отвечает на него.
Приём «Круги на воде»используется на стадии рефлексии
Выбирается или даётся опорное слово – это изучаемое явление, понятие. Оно записывается в столбик, и на каждую буквы подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе, а продолжится дома.
Последовательность работы по приёму:
Задание:
1. Запишите слово пещера столбиком.
2. Подберите существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) по изучаемой теме.
п – памятник природы
е - естественный
щ - щель
е - единственный
р - расщелина
а - атмосфера
Вернёмся к приёму «Верные и неверные высказывания» на стадии рефлексии.
Высказывание
До чтения
После чтения
Пещеры «Хээтэй»— геологический памятник природы, крупнейшие пещеры Забайкалья.
«Хээтэй» в переводе с бурятского языка—красивая.
Первые сведения о пещерах сообщил знаменитый исследователь Сибири Пётр Симон Паласс в 1735 году.
Первые сведения о пещерах сообщил знаменитый исследователь Сибири Пётр Симон Паласс в 1735 году.
Пещеры Хээтэй карстового происхождения.
Общая длина пещер достигает 150-160 метров.
В Сухой пещере есть льда даже летом.
Спуск в Мокрую пещеру представляет замерший ледяной водопад.
В ледяной пещере 2 грота.
Со сводов свисают мелкие окаменевшие сталактиты, сталагмиты и сталагнаты.
Задание: внимательно прочитайте высказывания (карточка № 1) Расставьте знаки «+» или «-» в столбце «После чтения». Если высказывание, на ваш взгляд верное впишите знак «+», если неверное, то знак «-».