kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для СПО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи»

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»

(ГБПОУ СРКВТ и Э)











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Культура речи



























г. Ставрополь, 2017

Рабочая программа учебной дисциплины на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования «Культура речи» по специальностям:

38.02.07 Банковское дело.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»



Разработчик: преподаватель русского языка и литературы Белевцева Т.А.

©

©




СОДЕРЖАНИЕ




1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


18

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРА РЕЧИ


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС СПО по специальности:

38.02.07 Банковское дело.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.


    1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

  • обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

  • пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

  • понятие о нормах русского литературного языка;

  • основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

  • орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

  • лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;

  • морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

  • основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;

  • функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

  • структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

  • функционально-смысловые типы текстов;

  • специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

  • сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

  • языковые формулы официальных документов;

  • правила оформления документов;

  • основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.


Специалист банковского дела должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11. Нести ответственность за организацию мероприятий и использование средств, предотвращающих воздействие вредных факторов в процессе труда, за технику безопасности.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 52 часа;

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 26 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

52

в том числе:


практические занятия (если предусмотрено)

30

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

Составление таблицы

Составление опорного конспекта

26


8

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение.

2



Из истории русского языка.



Раздел 1.

Коммуникативные свойства языка.

26


Тема 1.1.

Язык – знаковая система.

Содержание учебного материала

2

2

Язык – знаковая система. Формы существования языка.

Практические занятия по теме: Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.

2

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Функциональные стили русского языка.

2

Тема 1.2.

Культура речи.

Содержание учебного материала

2

1

Культура речи. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи.

Практические занятия по теме: Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

2

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Характеристика понятия культура речи.

2

Тема 1.3.

Речевое общение.

Содержание учебного материала

2

3

Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Невербальные средства общения.

Практические занятия по теме: Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.

2

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Эффективность речевой коммуникации.

2

Тема 1.4.

Основы ораторского искусства.

Содержание учебного материала

2

1, 3

Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория.

Практические занятия по теме:

Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приемы поиска материала.

Начало, завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления публичного выступления.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.

2

Раздел 2.

Языковые нормы.

40


Тема 2.1.

Орфоэпические нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

2

Орфоэпические нормы современного русского языка.

Практические занятия по теме:

Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков.

Произношение звукосочетаний. Произношение некоторых грамматических форм.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме:

Средства звуковой выразительности речи.

Трудные случаи орфоэпии.

4

Тема 2.2.

Лексические нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

3

Лексические нормы современного русского языка.

Практические занятия по теме:

Правильность и точность речи.

Выразительность и чистота речи.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Трудные случаи лексики.

2

Тема 2.3.

Морфологические нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

1,3

Морфологические нормы современного русского языка.

Практические занятия по теме:

Употребление грамматических форм имен существительных. Трудные случаи образования форм имен существительных.

Употребление различных форм глагола. Глагольное и именное управление в русском языке.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме:

Употребление грамматических форм имен прилагательных. Изобразительно-выразительные возможности.

Употребление в речи местоимений. Выразительные возможности местоимений.

Употребление грамматических форм имен числительных. Трудные случаи морфологии.

6

Тема 2.4.

Синтаксические нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

2

Синтаксические нормы современного русского языка. Порядок слов. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определений.

Практические занятия по теме:

Построение предложений с однородными членами. Особенности использования в речи сложных предложений.

Предложения с причастным оборотом. Построение предложений с деепричастным оборотом.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме:

Синтаксические средства художественной выразительности.

Трудные случаи управления.

4

Раздел 3.

Письменная речь.

10


Тема 3.1.

Официально-деловая письменная речь.

Содержание учебного материала

2

2

Из истории русского делового письма. Интернациональные свойства официально деловой письменной речи.

Практические занятия по теме:

Требования к оформлению реквизиторов документов. Типы документов.

Унификация языка деловых бумаг. Новые тенденции в практике русского делового письма.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

2

Дифференцированный зачет.

2


Всего:

78


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • автоматизированное место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации по дисциплине;

  • демонстрационные стенды и плакаты.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер (ноутбук);

  • мультимедиа проектор, экран (на штативе)


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.

  2. Введенская Л.А. Культура речи. Для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону, 2016.

  3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное поспбие для вузов. – 14-е издание., Ростов н/Д., 2014.

  4. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура. – Русский язык и культура речи. – М., 2015.

  5. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2012.

  6. Сенина Н.А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10-11-й классы. – Изд. 3-е, перераб. – Ростов н/Д., 2016.

Дополнительные источники:

  1. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Книга первая. – М., 2014.

  2. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Используйте крылатые выражения, зная историю их возникновения! Книга вторая. – М., 2014.

  3. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? История некоторых названий, или Вот так сказанул! Книга третья. – М., 2014.

  4. Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». – М., 2012.

  5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2013.

  6. Воробьюва К.В., Сергеева Е.В. Практикуем по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб., 2014.

  7. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2013.

  8. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2014.

  9. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2014.

  10. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.

  11. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.

  12. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2015.

  13. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2016.

  14. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2015.

  15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2014.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знать/понимать:

  • основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

  • понятие о нормах русского литературного языка;

  • основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

  • орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

  • лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;

  • морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

  • основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;

  • функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

  • структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

  • функционально-смысловые типы текстов;

  • специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

  • сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

  • языковые формулы официальных документов;

  • правила оформления документов;

  • основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.


Уметь:

  • использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

  • обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

  • пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.



  • оценка результатов устного и письменного контроля;



  • оценка заданий письменного контроля знаний;


  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;


  • оценка заданий письменного контроля знаний;



  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;



  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;


  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;








  • оценка результатов устного и письменного контроля;


  • оценка результатов устного и письменного контроля;


  • оценка результатов устного и письменного контроля;


  • оценка результатов устного и письменного контроля;


  • оценка результатов устного и письменного контроля.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи

Автор: Белевцева Татьяна Александровна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОГСЭ.05  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-ogse-05-russkii-iazyk-i-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "315347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459866936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи"
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia_programma_uchebnoi_distsipliny_ogse_05_russkii_iazyk_i_kultura_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "632917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1685617838"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ базовая подготовка "
    ["seo_title"] => string(162) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-angliiskii-iazyk-dlia-spietsial-nosti-19-02-10-tiekhnologiia-produktsii-obshchiestviennogo-pitaniia-bazovaia-podghotovka"
    ["file_id"] => string(6) "224412"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438785475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ базовая подготовка "
    ["seo_title"] => string(161) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-angliiskii-iazyk-dlia-spietsial-nosti-40-02-01-pravo-i-organizatsiia-sotsial-nogo-obiespiechieniia-bazovaia-podghotovka"
    ["file_id"] => string(6) "224411"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438784551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для специальности  38.02.04 Коммерция (по отраслям) базовая подготовка "
    ["seo_title"] => string(135) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-angliiskii-iazyk-dlia-spietsial-nosti-38-02-04-kommiertsiia-po-otrasliam-bazovaia-podghotovka"
    ["file_id"] => string(6) "224413"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438786488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства