Методическая разработка классного часа по теме: "Искусство общения: дружба и взаимопонимание"
Методическая разработка классного часа по теме: "Искусство общения: дружба и взаимопонимание"
Классный час, направленный на развитие навыков общения, дружелюбия и межличностного взаимодействия, не только способствует улучшению социального климата в классе, но и формирует важные жизненные навыки.
Разработка включает следующие этапы:
Введение: обсуждение значимости общения и дружбы.
Игровые задания: выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков.
Групповая работа: обсуждение ситуаций, требующих дружеской поддержки или разрешения конфликтов.
Рефлексия: анализ полученного опыта, обсуждение чувств и эмоций, возникших во время занятий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа по теме: "Искусство общения: дружба и взаимопонимание"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тополевская основная общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области
Методическая разработка классного часа по теме:
"Искусство общения:
дружба и взаимопонимание"
Автор: Бочанова Татьяна Михайловна, соцпедагог,
МКОУ Тополевская ООШ, Барабинский район, Новосибирская область.
2024г
Аннотация
Классный час, направленный на развитие навыков общения, дружелюбия и межличностного взаимодействия, не только способствует улучшению социального климата в классе, но и формирует важные жизненные навыки.
Разработка включает следующие этапы:
Введение: обсуждение значимости общения и дружбы.
Игровые задания: выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков.
Групповая работа: обсуждение ситуаций, требующих дружеской поддержки или разрешения конфликтов.
Рефлексия: анализ полученного опыта, обсуждение чувств и эмоций, возникших во время занятий.
Пояснительная записка
Актуальность
В современном обществе навыки общения, дружелюбия и межличностного взаимодействия являются ключевыми для успешной социализации и адаптации детей. Учитывая растущую роль командной работы и эмоционального интеллекта в различных сферах жизни, проведение классного часа, направленного на развитие этих навыков, становится особенно актуальным. Это мероприятие способствует формированию у учащихся умения эффективно взаимодействовать друг с другом, развивать эмпатию и толерантность, что, в свою очередь, положительно сказывается на психологическом климате в классе и школе в целом.
Адресная группа
Классный час предназначен для учащихся 6-7 классов, так как в этом возрасте происходит активное развитие социальных навыков и формирование личной идентичности.
Цель
Основная цель классного часа — развитие навыков общения и дружелюбия у учащихся с помощью активных форм работы, способствующих взаимодействию и обмену мнениями.
Задачи
Формирование навыков общения: научить учащихся правильно выражать свои мысли и чувства.
Развитие эмпатии: помочь учащимся понять чувства других людей и адекватно реагировать на них.
Улучшение командной работы: организация работы в группах для решения общих задач.
Создание дружелюбной атмосферы: способствовать развитию доверительных отношений между учащимися.
Ожидаемые результаты
Учащиеся смогут свободно выражать свои мысли и чувства.
Увеличится уровень взаимопонимания и поддержки среди одноклассников.
Повысится способность работать в команде, что отразится на успехах в учёбе и внеклассной деятельности.
Участники научатся конструктивно разрешать конфликты и находить компромиссы.
Сведения об эффективности реализации
Эффективность проведения классного часа будет оцениваться через:
Обратную связь от учащихся о полученных знаниях и навыках.
Наблюдение за изменениями в поведении учащихся в классе после мероприятия.
Оценку уровня сотрудничества и взаимопомощи среди учеников на последующих занятиях.
Основное содержание разработки
Ход классного часа
I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня мы поговорим с вами об удивительном явлении в человеческих отношениях.
На столах у вас лежат карточки, из них нужно собрать пословицы.
- Какие пословицы у вас получились?
Дружба дороже золота. Друзья познаются в беде. Человек без друзей, что дерево без корней. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. ( По две пословицы у каждой группы.)
- Вы догадались, о чём пойдёт разговор? (О дружбе)
Дружба — это особая форма межличностных отношений, основанная на взаимном доверии, поддержке и понимании. Друзья разделяют общие интересы, ценности и переживания, что создает крепкую эмоциональную связь. Дружба может проявляться в различных формах: от близких и доверительных отношений до более легких и непринужденных знакомств.
2. Актуализация знаний уч-ся (Краткое обсуждение: «Что такое дружба и почему она важна?»)
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Ребята, как вы думаете, кто, по вашему мнению, считается настоящим другом?
- Что значит дружить?
Почему дружба важна?
Эмоциональная поддержка
Друзья помогают нам справляться с трудностями, предоставляя эмоциональную поддержку в сложные времена. Они могут выслушать, предложить советы или просто быть рядом, что значительно облегчает стресс и тревогу.
Социальная связь
Дружба способствует созданию социальных связей, что важно для нашего психического здоровья. Чувство принадлежности к группе или сообществу помогает нам чувствовать себя менее одинокими и изолированными.
Личностный рост
Друзья могут вдохновлять нас на развитие и самосовершенствование. Они могут побудить нас выйти из зоны комфорта, попробовать что-то новое или изменить свои взгляды.
Радость и удовольствие
Общение с друзьями приносит радость и удовольствие. Совместные развлечения, обсуждения и воспоминания создают положительные эмоции и укрепляют связи между людьми.
3.Игровые задания: выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков
Игра “ Знакомство – представление”, “Ищу друга!”(Раздаются цветные листочки.)Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям.
Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений . (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”.)
Игра "Мосты дружбы"
Учащиеся образуют пары, садятся друг напротив друга и делятся своими интересами, хобби и мечтами. Затем поочередно говорят о том, что их объединяет.
Упражнение "Слушай и услышишь"
Учащиеся в парах обмениваются мнениями по предложенной теме. Один говорит, другой слушает и затем пересказывает, что он услышал. Обсуждение результатов.
Учащиеся пишут короткое письмо другу (или тому, кого они считают другом), в котором выражают свои чувства и ценности дружбы. Письма могут быть прочитаны (по желанию) вслух.
4.Групповая работа: обсуждение ситуаций, требующих дружеской поддержки или разрешения конфликтов.
Разбор выдуманных сценариев конфликтов. Как можно было бы разрешить конфликт, сохранив дружеские отношения?
Групповая работа. У вас на партах есть макеты человечков с сердцем-душой (раздаточный материал). Ваша задача выбрать качества настоящего друга и вписать их на строчки в сердце человечка.
Чтобы вам в этом помочь я приготовила карточку -помощницу. На ней вы видите различные качества, присущие человеку. Попробуйте выбрать те, которыми должен обладать настоящий друг. (Детив группе выбирают качествачеловекаи записываютих на общемчеловечке).
Карточка -помощница
преданность
скромность
зависть
эгоизм
верность
доброжелательность
настойчивость
равнодушие
хвастовство
готовность помочь
честность
внимание
доверие
терпимость
смелость
решительность
злоба
лесть
отзывчивость
общительность
- Ну что ж, посмотрим, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть настоящим другом. (Каждаягруппапредставляет своего человечка, аргументируя выбор качеств. Здесьже можноспросить, почемуне были выбраныте или иные качества. Человечкивывешиваются на доску.)
5.Заключение
Дружба — это не просто приятное времяпрепровождение; это важный аспект нашей жизни, который влияет на наше эмоциональное состояние, личностное развитие и общее благополучие. Поддержание дружеских отношений требует усилий, но эти усилия оправдываются множеством преимуществ, которые они приносят.
6.Рефлексия: анализ полученного опыта, обсуждение чувств и эмоций, возникших во время занятий.
А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:
У одного достойного человека был сын, и этот сын был очень несдержан. Однажды отец подал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый день в столб забора было вбито несколько десятков гвоздей. Но уже на другой неделе молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым следующим днем число забиваемых им гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать себя, свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди в столб.
Наконец наступил день, когда он ни разу не потерял самообладания, и он рассказал об этом отцу. Тогда отец сказал, что с этого дня, каждый раз, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и вот сын сказал отцу, что в столбе уже не осталось ни одного гвоздя. Услышав это, отец взял сына за руку и подвел к столбу:
— Ты очень хорошо справился, но ты видишь, сколько теперь в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так же бывает и с человеком, когда ему говорят что-нибудь злое, у него в душе навсегда остается такой же шрам, как и эти дыры!