Ейск, 2022 г.
     | Методы:   
 
 Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Задачи урока:  Образовательные:   способствовать формированию понятий: честь и достоинство; учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли; помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе; Воспитательные: Развивающие:     развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Основные понятия: «честь» и «достоинство» Ресурсы:   Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.   | 
  | Деятельность учителя | Деятельность учеников 
 
 
 | 
  | 1.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. 
 
  Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»).   | На занятиях модуля «Основы светской этики» мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки. | 
  | Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока послушаем песню («Честь имею») Соотнесите слова песни с высказыванием известного во всем мире русского писателя Ф.М.Достоевского. Д: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» | 
 | 
  | Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.   | На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор.   | 
  |  Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?   |  Тема данного урока «Честь и достоинство»   | 
  | - Попробуем разобраться в этих понятиях - Подберите однокоренные слова к слову «честь» | Честно, честный, честность, чествовать | 
  | 4.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? | Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. | 
  | Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? 
 | А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». | 
  | 
 | – По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».   | 
  | Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? | Чествуют победителей и героев в знак уважения.   | 
  | Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?   | Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.   | 
  | -Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова. | Работа в парах. 
 
 Заслушивание высказываний. | 
  | Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. | 
 | 
  | 2.Решение проблемы, открытие новых знаний. -Раскроем эти понятия на примере литературных героев. - Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали?   В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.  В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.  В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.   Какие моральные качества присущи этим героям?  - Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести». -Можно ли сказать, что это «люди чести», несмотря на возраст, национальность, время, когда происходило действие. -Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам 
 
 
 | 
  | - Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».   Встречались ли вы с этим понятием? Что означает слово «достоинство»?   
 | Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.   Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание.   Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение.   Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.   Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.   Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других.    Не грубит в ответ на оскорбления..    Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение. | 
  |  - Достоинство, достопримечательность, достоверный, - до ста, сто % (Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком) Моральные качества честь и достоинство близки по смыслу. | 
 | 
  | Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно? 
 |  Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека,а   Достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность | 
  | Сверьте своё высказывание по учебнику.   
 | Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь. | 
  | - Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов-олимпийцев. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу. На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в числе почётных гостей рядом с Президентом России была девушка.   -Кто она? Почему рядом с президентом? Чем заслужила? Это российская спортсменка-бобслеистка, член сборной команды России - Ирина Скворцова. Скворцова получила тяжелые травмы, в том числе многочисленные переломы, во время тренировочных спусков на санно-бобслейной трассе в Германии в ноябре 2009 года. В результате ошибки судьи в экипаж Ирины Скворцовой и Надежды Филиной на полной скорости врезался боб мужской двойки. Ирина перенесла более 50 сложнейших операций.   Полученные травмы не позволили девушке вернуться в спорт, но в свои 20 лет она нашла силы не только побороть болезнь, но и вернуться к полноценной жизни. Она закончила институт, стала телеведущей , спортивным комментатором, была одним из первых факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Олимпийских игр 2014, а на церемонии открытия игр – почетным гостем и сидела рядом с президентом России. Это ли не пример чести и достоинства. | 
 | 
  | - Вы знаете, что после олимпийских игр начнутся паралимпийские игры. Они будут проходить с 7 марта по 16 марта в 5 дисциплинах: следж-хоккей, керлинг на колясках, биатлон, лыжные гонки и горные лыжи. Вот где каждая судьба – это огромная сила духа и души, это борьба отстаивание своего достоинства. Это вызывает не только уважение, но и восхищение. Посмотрите небольшой фильм о горнолыжниках-паралимпийцах. | фильм | 
 
     | Кого из своего окружения или близких вы можете назвать человеком чести?   | Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил.   | 
  | Давайте представим себе, что герои, которыми мы восхищались, старались быть похожими на них поступили бы по – другому.   | Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.   | 
  | Что необходимо, чтобы воспитывать в себе честь, развивать достоинство. | Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.   Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя),   |