Просмотр содержимого документа
««Осознанное отношение к истории России, её прошлому, настоящему и будущему через освещение эпохи реформ Петра Великого»»
Метапредметные связи курсов ОДКНР, ОРКСЭ и истории в изучении темы «Осознанное отношение к истории России, её прошлому, настоящему и будущему через освещение эпохи реформ Петра Великого»
Всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход».
Что же это такое?
Все эти слова и понятия объединяет иноязычная приставка "мета ", синонимичная русским «за», «над», «через», и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Знакомство с историей России не может ограничиться одним предметом. Оно должно проходить единой содержательной линией через такие предметы, как литература, русский язык, музыка, изобразительное искусство. А особенно тесные связи выстраиваются с такими курсами, как ОДКНР и ОРКСЭ.
Рассмотрим эти метапредметные связи на примере изучения темы «Реформы Петра Великого».
Одной из реформ Петра, которая может быть рассмотрена уроках ОДНКР является церковная реформа, а именно комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.
Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.
Отношение исследователей к церковной реформе, проведенной Петром I, не одинаково. Данная тема вызывает разногласия среди ученых.
Некоторые церковные деятели и исследователи отмечали положительную ее сторону, указывали на то, что она является движением в сторону церковной соборности. Первым об этом говорил сам идеолог реформы епископ Феофан (Прокопович), который писал, что Пётр почитал иконы и Божию Матерь, как он признался патриарху Адриану во время процессии по поводу казни стрельцов; он благоговейно лобызал мощи, охотно посещал богослужения, читал Апостол и пел в церковном хоре. Современникам была известна его начитанность в Библии, цитаты из которой он метко употреблял, как в беседах, так и в письмах.
Другая же точка зрения заключается в том, что реформа имела исключительно разрушительный для российского православия характер, была направлена на подчинение Церкви государству в России, при этом за основу брались образцы протестантских государств, в частности Англии, где король является и руководителем Церкви.
Было бы уместно познакомить учащихся с разными взглядами и узнать их мнения по этой реформе.
Также на уроках ОДКНР можно обратить внимание на реформы в области просвещения. А именно то, что в 1703г. вышла первая в России газета «Ведомости», которая печатала официальные сообщения: об указах царя, о ходе военных действий, событиях за рубежом, строительстве заводов и мануфактур. В 1708г. был введен упрощенный гражданский шрифт,а в 1719г. в Петербурге началось собирание книг для первой в России библиотеки. Также Пётр Первый повелел в 1714 годуоткрыть первый музей – Кунсткамеру, где должно собираться всё диковинное и невиданное ранее. И новое летоисчисление от Рождества Христова тоже началось с Петра Великого.
На уроках ОРКСЭ уместно будет поговорить о реформах в быту. Так для обучения молодых дворян благородным манерам был составлен специальный сборник правил поведения в общественных местах «Юности честное зерцало». Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие.
Также можно обратить внимание на появление таких новшеств, как ассамблеи, где дворяне проводили свободное время, читая стихи, играя на клавикордах, танцуя. Интересной была и костюмная реформа Петра. В конце августа 1699 года царский указ запретил старый русский костюм. Преимущества европейского платья были очевидны: более короткое, лёгкое, удобное, оно было лучше приспособлено для активной жизни.
А из из новшеств в области культуры можно поговорить о кантах. Кант- это светские гимны исполняющиеся на церковный манер. В царствование Петра I в большом ходу были патриотические и «виватные» (приветственные) канты, которые приурочивались к празднествам, торжественным приёмам, к важным событиям.
Таким образом, реформы Петра Великого можно рассматривать не только на уроках истории, но и на таких курсах, как ОДКНР и ОРКСЭ, что позволяет строить метапредметные связи и изучить их с разных сторон.